2а-1467/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
с участием административного истца ФИО1
представителя административного ФИО11,
представителя административного ответчика ФИО12
административного соответчика ФИО2,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению министерства внутренних дел России по Орловской области (далее- УМВД России по Орловской области), государственному инспектору отделения № 1 межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств и экзаменационной работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области (далее- МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области) ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что ему принадлежит транспортное средство Лада Веста регистрационный знак №***
ДД.ММ.ГГпроизошло дорожно- транспортное происшествие с участием автомобиля истца, в результате которого транспортному средству причинены механические повреждения. По направлению страховщика станция технического обслуживания транспортных средств произвела работы по восстановлению автомобиля, в результате которого поврежденная правая центральная стойка кузова, имевшая идентификационный номер, заменена на безномерную деталь.
Постановлением дознавателя отдела дознания отдела полиции № 2 УМВД России по г. Орлу от ДД.ММ.ГГ в возбуждении уголовного дела было отказано.
ДД.ММ.ГГ старший государственный инспектор МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО2 отказал ФИО1 в предоставлении государственной услуги по внесению изменения в регистрационные данные в связи с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции сославшись на пункт 1 части 1, пункт 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств» и пункты 92.1, 92.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 г. № 950, запрещающие совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства.
Считает данное решение должностного лица УГИБДД УМВД России по Орловской области незаконным, нарушающим его права и интересы, не позволяющим распоряжаться принадлежащим транспортным средством.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ должностного лица МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства, принятии решения о нанесении дополнительной маркировки транспортного средства, обязать административного ответчика предоставить государственную услугу в соответствии с требованиями пунктов 95-100 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 г. № 950.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал административные исковые требования. Полагает, что должностным лицом должно было быть принято решение о возможности нанесения дополнительной маркировки на транспортное средство, поскольку замена номерной детали производилась по направлению страховой компании в специализированной организации, замененная деталь имеется в наличии.
Административный истец ФИО1 поддержал доводы своего представителя.
Представитель административного ответчика УГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО6 не признала административные исковые требования ФИО1, считает решение должностного лица МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области соответствующим действующим правовым нормам и следовательно, не нарушающим права административного истца. Представила письменный отзыв.
Административный соответчик государственный инспектор отделения № 1 МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО2 в судебном заседании также возражал против удовлетворения административных исковых требований ФИО1
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ дано понятие регистрационного действия, под которым подразумевается действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ, идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий с транспортным средством в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменений и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
Приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. № 950 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее- Административный регламент), в пункте 92.1 которого содержатся аналогичные основания для отказа в совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств- невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
Согласно пункту 92.2 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона является замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
В случае принятия ранее решения об отказе в проведении регистрационного действия по основаниям, предусмотренным подпунктами 92.1 и 92.2 пункта 92 Административного регламент в регистрационный орган предоставляется копия постановления органа, осуществляющего предварительное расследование, с представлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство.
В соответствии с пунктом 95 Административного регламента основанием для начала административной процедуры в виде принятия решения о возможности нанесения дополнительной маркировки является поступление либо представление владельцем транспортного средства документов, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента.
При этом, в силу пункта 97 Административного регламента, принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки осуществляется при установлении присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства на основании сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента.
Подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента предусмотрено, что документом, устанавливающим основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета является копия постановления органа, осуществляющего предварительное расследование, с представлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство, - в случае принятия ранее решения об отказе в проведении регистрационного действия по основаниям, предусмотренным подпунктами 92.1 и 92.2 пункта 92 Административного регламента.
Из указанных правовых норм следует, что невозможность идентификации транспортного средства вследствие, в том числе, уничтожения маркировки основного компонента транспортного средства, замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный не имеющий маркировки компонент, если это препятствует идентификации транспортного средства является основанием для отказа в совершении регистрационных действий в отношении такого транспортных средства. При этом, началом административной процедуры в виде принятия решения о возможности нанесения дополнительной маркировки является обязательное предоставление документов (справки об исследовании или заключения экспертизы) на основании которых транспортное средство было идентифицировано.
Согласно доводам административного истца, в принадлежащем ему транспортном средстве Лада Веста в результате произошедшего дорожно- транспортного происшествия осуществлена замена детали кузова, в которой установлена маркировка.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в отделение № 1 МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области с заявлением №*** о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и внесением изменений в паспорт транспортного средства, представив в регистрирующий орган транспортное средство Лада Веста 2017 года выпуска, черного цвета, VIN №***.
При визуальном осмотре транспортного средства должностным лицом выявлено отсутствие маркировки номера кузова в должном месте и наличие следов ремонтных работ, в связи с чем копия материалов направлена в отдел полиции № 2 УМВД России по г. Орлу. Заявителю выдан акт №*** о выявленных признаках подделки нумерации агрегатов (узлов) транспортного средства.
В ходе рассмотрения материала проверки КУСП №*** должностным лицом УМВД России по г. Орлу назначена автотехническая судебная экспертиза для определения подвергалось ли изменению первичное (заводское) содержание идентификационной маркировки кузова автомобиля, установления ее первоначального содержания, подвергалось ли изменению первичное (заводское) содержание маркировочного обозначения двигателя, установления его первоначального содержания. Производство экспертизы поручено экспертно- криминалистическому центру УМВД России по Орловской области.
В соответствии с выводами заключения эксперта №*** от ДД.ММ.ГГ, в зонах соединения маркируемой панели кузова (панель центральной правой стойки) с другими прилегающими панелями кузова обнаружены следы сварки, внешний вид которых не характерен для применяемой на предприятии- изготовителе технологии сварки панелей кузова автомобилей данной марки и модели. На маркируемом участке маркируемой панели кузова исследуемого автомобиля обозначение идентификационного номера автомобиля не обнаружено.
Первичное (заводское) содержание идентификационной маркировки кузова автомобиля Лада Веста подвергалось изменению путем замены маркируемой панели (правой центральной стойки кузова) на безномерную панель, изготовленную в качестве запасной части. Первоначальный (заводской) идентификационный номер (VIN) исследуемого автомобиля вероятно имел следующий вид (№***), как записано в электронном блоке управления двигателем. Первичное (заводское) содержание маркировочного обозначения двигателя изменению не подвергалось.
ДД.ММ.ГГ по материалу проверки КУСП №*** дознавателем отдела полиции № 2 УМВД России по г. Орлу вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием признаков состава преступления.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в отделение № 1 МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции.
В соответствии с представленными в МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области заключением эксперта, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, государственным инспектором отделения № 1 МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО2 вынесено решение об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства на основании пункта 1 части 1, пункте 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ, пунктов 92.1, 92.2 Административного регламента.
Пунктом 93 указанного Административного регламента установлено, что в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.
Копия отказа в регистрации получена ФИО3 02 марта 2021 г.
В связи с тем, что правая центральная стойка кузова, маркируемая заводом-изготовителем, заменена на безномерную деталь, доказательства принадлежности кузова к представленному административным истцом транспортному средству с идентификационным номером №*** отсутствовали, следовательно, поступившее должностному лицу регистрирующего органа заключение эксперта №*** не позволяло ему прийти к выводу об идентификации автомобиля. Соответственно, оснований для начала административной процедуры в виде принятия решения о возможности нанесения дополнительной маркировки, предусмотренной пунктом 95 Административного регламента, у административного ответчика не имелось.
Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта эксперт экспертно- криминалистического центра УМВД России по Орловской области ФИО8 также поддержал выводы проведенной им экспертизы, пояснил, что в электронном блоке транспортного средства имеется первоначальный идентификационный номер, но установить принадлежит ли указанный в нем идентификационный номер транспортному средству или нет, не представляется возможным, поскольку электронный блок может подлежать замене. По другим номерным обозначениям идентифицировать замененную деталь эксперту было невозможно.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку решение административного ответчика об отказе ФИО1 во внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции и не проведением административной процедуры в виде принятия решения о возможности нанесения дополнительной маркировки, соответствует указанным нормам закона правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 июня 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева