ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/19 от 18.02.2019 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-146/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев.

18 февраля 2019 года

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Н.В. Жлобицкой,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года, представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Прошкиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта реконструкции,

установил:

ФИО1 обратилась в Арсеньевский городской суд Приморского края с вышеуказанным исковым заявлением, из содержания которого следует, что она (ФИО1) обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Отказом от 21.11.2018 г. администрация отклонила заявление административного истца. В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указано, что согласно муниципальному правовому акту Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 года №30-МПА «Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа» в нормативном документе отсутствует вид разрешенного использования объектов капитального строительства – «часть жилого дома». Кроме того, указано на то обстоятельство, что работы на объекте не закончены. В частности: отсутствует отделка фасада фасадными панелями HANYI, козырек, перила, пандус; отсутствует система отопления в пристроенной части на трех этажах, доступ в котельную не обеспечен, отсутствует разводка из металлических труб и приборы отопления, система теплых полов, проектная документация на отопление отсутствует, отсутствует система вентиляции, кондиционирования, система электроснабжения в пристроенной части: установлены электропатроны с электролампами вместо светильников потолочных с люминисцентными лампами, отсутствуют перила на лестничной площадке; отсутствует внутренняя отделка, покрытие полов, благоустройство не выполнено. Указала, что обжалуемый отказ является незаконным поскольку 05.03.2014 г. Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа выдало заявителю разрешение на реконструкцию части жилого дома общей площадью 1395 кв.м., в том числе пристраиваемой – 1356,5 кв.м., стр. объем – 4603 куб. м., 3 этажа, количество комнат – 7, стены – газобетон. 12.07.2017 г. приняты изменения к названному решению на реконструкцию. В новом разрешении объект реконструкции поименован так же. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке именуется «часть жилого дома». Следовательно, никаким иным образом, с указанием иного назначения объекта недвижимости ввести его в эксплуатацию невозможно. Отсутствие среди видов разрешенного использования объектов капитального строительства «частей жилых домов» не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию. Также в иске указано, что к моменту подачи заявления о вводе спорного объекта в эксплуатацию все необходимые и достаточные работы были выполнены, действующее законодательство не содержит требований об обязательном предварительном выполнении декоративных работ в целях ввода жилых помещений в эксплуатацию. Система отопления, разводка из металлических труб и приборы отопления работающие от централизованной системы отопления в доме не предусмотрены, отопление будет осуществляться электрическими приборами, в этой связи не требуется предоставление какой-либо проектной документации на систему отопления. Обязательное наличие системы теплых полов, кондиционирования также не предусматривается строительными нормами и правилами. Система вентиляции предусмотрена естественная. Отсутствие перил на лестничной площадке; отсутствие внутренней отделки, покрытия полов, благоустройства также само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На основании изложенного, ФИО1 просит признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 21.11.2018 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа выдать разрешение на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца ФИО1ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что отсутствие необходимости подготовки проектной документации при строительстве и реконструкции объектов жилищного строительства предусмотрено частью 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Поэтому у истца два основания для отказа и два основания обжалуется. То что касается системы отопления, кондиционирования это требование администрации противоречит ч. 3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ. Что касается другого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, то в свидетельстве о гос. регистрации права собственности административного истца на земельный участок указано, что данный земельный участок предоставлен под жилую застройку. Согласно свидетельству о гос. регистрации права объектом права собственности, расположенного на данном земельном участке является часть жилого дома. Кроме этого. согласно градостроительного плана земельного участка выданному 10.12.2013 года, указано в пункте 2.2. требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В назначении объекта капитального строительства указано существующая часть жилого дома. Данный документ был утвержден и.о. Главы городского округа 12.12.2013 года. Кроме этого административному истцу выдавалось разрешение на строительство. Одно из них выдано 05.03.2014 года, где также указано, что в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Администрация АГО разрешает реконструкцию части жилого дома. Также указал, что поскольку имеет место реконструкция, в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ административный истец была лишена возможности выбора названия объекта реконструкции, так как при подаче заявления о реконструкции объекта административный истец должна была руководствоваться теми документами, которые у нее имелись, а именно: свидетельство о гос. регистрации права собственности, градостроительный план земельного участка. На основании изложенного представитель административного истца полагал, что данный пробел в правовом регулировании градостроительных отношений администрацией АГО не влияет на сложившиеся правоотношения, поскольку правила землепользования и застройки являются документом публично-правового регулирования. В данном случае имеет место частное или специальное регулирование правового отношения, возникших между административным истцом и административным ответчиком, которые урегулированы той разрешительной документацией, которая имеется в материалах дела.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа – ФИО4 в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснила, что согласно муниципальному правовому акту Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 г. №30-МПА «Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа» в нормативном документе отсутствует вид разрешенного использования объектов капитального строительства – «часть жилого дома». В отказе специалисты указали все причины, которые они считают, должны быть проведены административным истцом.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Приморскому краю надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени слушания дела в судебное заседание представителя не направили.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие административного истца, и представителя заинтересованного лица.

Заслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.

В соответствии со ст.1 КАС РФ, статьей 3 Федерального закона №22-ФЗ от 08.03.2015 года, настоящее дело, как возникшее из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, подлежит рассмотрению в соответствии с КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно муниципальному правовому акту Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 года №30-МПА «Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа» данные правила являются нормативным правовым актом Арсеньевского городского округа, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, Уставом Арсеньевского городского округа, генеральным планом Арсеньевского городского округа, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Арсеньевского городского округа, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Часть 6 ст. 55 ГрК РФ установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 ст. 55 ГрК РФ, несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Из отказа от 21.11.2018 г. Управления архитектуры и градостроительства следует, что ФИО1 отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> поскольку, согласно муниципальному правовому акту Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 г. №30-МПА «Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа» в нормативном документе отсутствует вид разрешенного использования объектов капитального строительства – «часть жилого дома», а также не закончены работы на объекте.

Согласно разрешения на строительство Администрации Арсеньевского городского округа от 05.03.2014 г. ФИО3 разрешена реконструкция части жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью – 1395 кв.м., в том числе пристраиваемая – 1356,5 кв.м., стр. объем – 4603 куб. м., три этажа, количество комнат – 7, стены – газобетон.

Согласно разрешения на строительство от 12.07.2017 г. (внесение изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ) выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа ФИО1 разрешено: реконструкция объекта капитального строительства части жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2015 г. ФИО1, является собственником части жилого дома, назначение: жилое, общая площадь 38,5 кв.м., этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку, общая площадь 697 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир часть жилого дома. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес> следует, что разрешенное использование земельного участка под жилую застройку.

Согласно постановления администрации Арсеньевского городского округа от 12.12.2013 г. №1039-па утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира (часть жилого здания), расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.

Истица обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 21.11.2018 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа выдать разрешение на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В ходе судебного заседания установлено, что управлением архитектуры и градостроительства ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> поскольку, согласно муниципальному правовому акту Арсеньевского городского округа от 15.03.2013 г. №30-МПА «Правила землепользования и застройки Арсеньевского городского округа» в нормативном документе отсутствует вид разрешенного использования объектов капитального строительства – «часть жилого дома», а также не закончены работы на объекте. При этом согласно представленных материалов дела судом установлено, что часть жилого дома после реконструкции соответствует выданному Управлением архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа разрешению на строительство от 05.03.2014 г. и изменениям к данному разрешению на реконструкцию от 12.07.2017 г. В обоих документах объект реконструкции поименован как «часть жилого дома». Кроме того, в свидетельстве о государственной регистрации права от 03.11.2015 г. объект права, по адресу: <адрес>, также указан как «часть жилого дома». Также суд полагает, что указанные в отказе на ввод в эксплуатацию объекта части жилого дома незаконченные работы на объекте не входят в перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия административного ответчика не соответствуют положениям действующего законодательства, оспариваемый административным истцом отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции не правомерен и противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ. Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером местоположение: <адрес> – разрешенное использование земельного участка под жилую застройку, не содержит каких-либо ограничений по проведению реконструкции в пределах данного земельного участка. На основании изложенного суд полагает, что требование административного истца о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 21.11.2018 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части обязания Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа выдать разрешение на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, поскольку в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативно правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспаривается, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), не вправе подменять собой административный орган и обязывать его совершать оспариваемое действие. Иное толкование положений действующего законодательства допускало бы не основанное на законе вмешательство суда в исключительную компетенцию административного органа, возможность подмены судебным решением исполнительно-распорядительного акта административного органа в сфере исключительной компетенции последнего.

На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта реконструкции, - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 21.11.2018 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию части жилого дома после реконструкции на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В остальной части административных исковых требований ФИО1, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Изготовление решения в окончательной форме отложено до 21.02.2019 г.

Судья Н.В. Жлобицкая

Решение в окончательной форме изготовлено – 21.02.2019 г.