ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2021 от 02.03.2021 Печорского районного суда (Псковская область)

Дело №2а-146/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**.****г. г. Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Виноградовой О.В.,

при секретаре Мерцаловой Н.В.,

с участием и.о. прокурора Печорского района Носкова О.А.,

представителя Администрации Печорского района Давлатмирова Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Печорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Печорского района Псковской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по сносу аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, г. Печоры, ...., и возложении на административного ответчика обязанности организовать работы по сносу названного аварийного жилого дома в срок до **.**.****г..

Исковые требования мотивированы тем, что в силу ст.37 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственником здания или сооружения должны быть приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах», утвержденной Постановлением Администрации Псковской области №190 от 30 апреля 2013 года, указанный жилой дом подлежал сносу в 4 квартале 2018 года.

Исполнителем названной Областной адресной программы является Администрация Печорского района, в том числе и на основании Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.56.11 Земельного кодекса РФ, ст.26 п.12 Федерального закона №499-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Жители данного жилого дома переселены в другое жильё, процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под указанным жилым домом завершена, однако, дом по настоящее время не снесен.

В результате бездействия административного ответчика имеет место реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угроза уничтожения имущества, а также созданы условия, способствующие возникновению пожаров, совершению преступлений и правонарушений, в том числе в сфере терроризма, что противоречит ст.3 п.4 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», ст.11 п. «д» «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом России 05 октября 2009 года.

Более того, внешний вид названного жилого дома ухудшает облик города в целом, развитие инфраструктуры не происходит, инвестиционная привлекательность территории снижается.

В судебном заседании прокурор Носков О.А. иск поддержал.

Представитель административного ответчика Давлатмиров Р.Ш. в судебном заседании исковые требования признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Статьей 37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ закреплено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» следует, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, жилой дом, расположенный по адресу: Псковская область, г. Печоры, ...., признан аварийным, однако до настоящего времени снос аварийного дома ответчиком не произведен, что ответчиком не оспаривалось.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий.

Невыполнение ответчиком данной обязанности создает угрозу жизни и здоровью населения, причиняет вред окружающей среде муниципального образования, и может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39,218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению, поскольку администрацией допущено незаконное бездействие по сносу аварийного дома, которое нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Указанный административным истцом срок устранения нарушений - до **.**.****г. - суд находит разумным и достаточным для выполнения заявленных работ.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Печорского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по сносу аварийного расселённого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

Возложить на Администрацию Печорского района Псковской области обязанность в срок до **.**.****г. организовать работы по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Виноградова О.В.

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.