ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2021 от 04.10.2021 Идринского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-146/2021

24RS0020-01-2021-000254-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года с. Идринское

Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,

при секретаре – помощнике ФИО1,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующего через представителя ФИО3, к МОСП по исполнению особых производств ГУФССП России по Красноярскому краю о признании бездействия по неисполнению судебного решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, действующий через своего представителя ФИО3, обратился в суд с административным исковым заявлением к МОСП по исполнению особых производств ГУФССП России по Красноярскому краю о признании бездействия по неисполнению судебного решения незаконным, требования мотивируя тем, что решение Идринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворен иск прокурора Идринского района к Администрации Идринского района о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство . В ходе исполнительного производства судом была предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность неисполнения судебного акта составила 850 дней. Бездействие службы судебных приставов выразилось в следующем: не опрашивался взыскатель; должник не привлекался к административной ответственности; из Росреестра не истребованы сведения о всех жилых помещениях должника; от должника не истребованы сведения о составе муниципального жилищного фонда, включая как поставленные на государственный учет, так и не поставленные на государственный учет жилые помещения; от должника не истребованы сведения об использовании всех жилых помещений, которые он имеет в собственности, включая все договоры о предоставлении указанных жилых помещений гражданам (договоры социального найма, договоры купли-продажи (и т.п.) по распоряжению муниципальным жилищным фондом) для проверки наличия свободных жилых помещений, исключении фактов необоснованного и незаконного распоряжения муниципальным жилищным фондом в ущерб обязанности по исполнению судебного решения; от органов социальной защиты не истребованы сведения о муниципальном жилищном фонде, которым они распоряжаются подоговоренности с администрацией района; не произведен опрос руководителя по управлению муниципальным имуществом Администрации Идринского района на предмет полнотысведений о муниципальном жилищном фонде, фактах распоряжениямуниципальным жилищным фондом в период с ДД.ММ.ГГГГ, достоверностисведений, представленных Администрацией Идринского района; не истребованы сведения о торгах на приобретение жилья и не проанализированы причины расторжения, незаключения муниципальных контрактов на приобретение жилья по результатам торгов, проведенных сцелью обеспечения детей сирот жильем; не произведен опрос граждан, непосредственно участвовавших в торгах и выигравших торги, о причинах расторжения с ними муниципальныхконтрактов, учитывая, что такие торги могли быть совершены как для видалибо признаны несостоявшимися по причине, например, вымогательствавзятки у участника торгов; не истребованы сведения о том, подавалась ли администрацией района заявка на выделение денежных средств на исполнение судебного решения по обеспечению сироты ФИО2 жилым помещением; заключалось ли администрацией района и Министерством образования Красноярского края соответствующее соглашение в установленный срок для добровольного исполнения судебного решения; если соглашение не заключалось, то были ли опрошены: министр образования, глава района по указанному факту, а также проведена ли финансовая проверка Министерства образования Красноярского края на предмет наличия финансовой возможности исполнить судебное решение, отсутствия признаков незаконного неисполнения судебного решения; не запрашивались сведения из счетной палаты о наличии у Министерства образования Красноярского края, Администрации Идринского района финансовой возможности исполнить решение суда; не установлено, по какой причине не проводились торги на строительство жилых помещений для детей-сирот, а если проводились, то почему жилые помещения не были построены и имеется ли в этом вина администрации района. Административный ответчик незаконно освободил Администрацию Идринского района от ответственности за неисполнение судебного решения. Просит признать незаконным бездействие МОСП по исполнению особых производств ГУФСИН России по Красноярскому краю, в связи с неисполнением судебного решения по делу , незаконным освобождением Администрации Идринского района от ответственности за незаконное неисполнение судебного решения.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО4, ФИО5 и ФИО6, ГУФССП России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованных лиц привлечены: прокурор Идринского района Красноярского края, Администрация Идринского района Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, орган опеки и попечительства администрации Идринского района Красноярского края.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. Поскольку явка участников процесса не признана судом обязательной, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Между тем, в соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч.9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч.9 ст.226).

Задачами исполнительного производства, согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст.ст. 64 и 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, определяется им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе, суммы взыскания.

Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Идринского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию Идринского района Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Для принудительного исполнения указанного судебного акта выдан исполнительный лист: от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ФИО4 в отношении должника Администрации Идринского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство .

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Идринского района Красноярского края обратилась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о предоставлении субвенций для приобретения жилья, в том числе, ФИО2

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования Красноярского края уведомило администрацию района о направлении запроса на выделение дополнительных средств на приобретение жилых помещений, рекомендовав должнику обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Идринского района Красноярского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения, о чем в материалы дела представлена копия заявления.

ДД.ММ.ГГГГ определением Идринского районного суда Красноярского края должнику по исполнительному производству предоставлена отсрочка исполнения выше указанного судебного решения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края и Администрацией Идринского района Красноярского края подписано соглашение о взаимодействии по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Согласно приложению к данному соглашению, ФИО2 в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, не указан.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование о необходимости исполнения исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ руководитель Администрации Идринского района предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ по поручению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ФИО6, судебным приставом-исполнителем ОСП по Идринскому району ФИО7 взято объяснение у главы района ФИО8 о причинах неисполнения требований исполнительного документа, согласно которому, ФИО2 не включен в списочный состав лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и Администрации Идринского района Красноярского края, по независящим от должника обстоятельствам.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ФИО6 судебному приставу-исполнителю ОСП по Идринскому району поручено вручить главе Идринского района требование об исполнении решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, предупредить об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Идринскому району ФИО7 указанное выше постановление исполнено, о чем в дело представлено соответствующее уведомление.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Идринского района извещена о том, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее будет составляться протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем с учетом предмета исполнения совершены необходимые исполнительные действия и приняты меры по принудительному исполнению требований исполнительного документа для своевременного, полного и правильного его исполнения.

Суд также принимает во внимание, что выделение субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится по очередности, при этом, в рамках возбужденного исполнительного производства судебными приставами-исполнителями неоднократно направлялись требования об исполнении указанного исполнительного документа, должник предупреждался об уголовной ответственности, в свою очередь, должником направлялись в Министерство образования Красноярского края письменные ходатайства о выделении субвенции для исполнения решения суда и предоставления жилого помещения взыскателю.

Кроме того, суд учитывает, что срок предоставления жилого помещения взыскателю в судебном решении не определен, и вне рамок процедуры выделения муниципальному образованию субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета для приобретения квартир нуждающимся детям-сиротам, должник по исполнительному производству - Администрация Идринского района Красноярского края лишена возможности исполнить решение суда от 04 марта 2019 года. Решение суда, с учетом предмета исполнения в данном случае, подлежит исполнению должником исключительно в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и необходимостью соблюдения исполнительным государственным органом требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, порядка и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, должностными лицами ФССП были приняты меры по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Отсутствие результатов при принятии необходимых мер по исполнению исполнительного документа, не свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц службы судебных приставов.

Доводы административного иска о том, что судебными приставами допущено бездействие, поскольку: не опрошен глава района; не составлены акты о неисполнении судебного решения; не вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; не установлен новый срок для исполнения судебного акта; не опрошен взыскатель; должник не предупреждался об уголовной ответственности за неисполнение судебного акта; должник не привлекался к административной ответственности; из Росреестра не истребованы сведения о всех жилых помещениях должника; от должника не истребованы сведения о составе муниципального жилищного фонда, включая как поставленные на государственный учет, так и не поставленные на государственный учет жилые помещения; от должника не истребованы сведения об использовании всех жилых помещений, которые он имеет в собственности, включая все договоры о предоставлении указанных жилых помещений гражданам (договоры социального найма, договоры купли-продажи (и т.п.) по распоряжению муниципальным жилищным фондом) для проверки наличия свободных жилых помещений, исключении фактов необоснованного и незаконного распоряжения муниципальным жилищным фондом в ущерб обязанности по исполнению судебного решения; от органов социальной защиты не истребованы сведения о муниципальном жилищном фонде, которым они распоряжаются подоговоренности с администрацией района; не произведен опрос руководителя по управлению муниципальным имуществом Администрации Идринского района на предмет полнотысведений о муниципальном жилищном фонде, фактах распоряжениямуниципальным жилищным фондом в период с 13.09.2018, достоверностисведений, представленных Администрацией Идринского района; не истребованы сведения о торгах на приобретение жилья и не проанализированы причины расторжения, незаключения муниципальных контрактов на приобретение жилья по результатам торгов, проведенных сцелью обеспечения детей сирот жильем; не произведен опрос граждан, непосредственно участвовавших в торгах и выигравших торги, о причинах расторжения с ними муниципальныхконтрактов, учитывая, что такие торги могли быть совершены как для видалибо признаны несостоявшимися по причине, например, вымогательствавзятки у участника торгов; не истребованы сведения о том, подавалась ли администрацией района заявка на выделение денежных средств на исполнение судебного решения по обеспечению сироты ФИО2 жилым помещением; заключалось ли администрацией района и Министерством образования Красноярского края соответствующее соглашение в установленный срок для добровольного исполнения судебного решения; если соглашение не заключалось, то были ли опрошены: министр образования, глава района по указанному факту, а также проведена ли финансовая проверка Министерства образования Красноярского края на предмет наличия финансовой возможности исполнить судебное решение, отсутствия признаков незаконного неисполнения судебного решения; не запрашивались сведения из счетной палаты о наличии у Министерства образования Красноярского края, Администрации Идринского района финансовой возможности исполнить решение суда; не установлено, по какой причине не проводились торги на строительство жилых помещений для детей-сирот, а если проводились, то почему жилые помещения не были построены и имеется ли в этом вина администрации района, судом отклоняются как необоснованные.

Согласно положениям ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства был выполнен необходимый перечень исполнительных действий, направленных на исполнение судебного решения.

При таких обстоятельствах, не установив факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, а также нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, действующего через представителя ФИО3, к МОСП по исполнению особых производств ГУФССП России по Красноярскому краю о признании бездействия по неисполнению судебного решения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 04 октября 2021 года.

Председательствующий судья Н.В. Арбузова

Верно

Судья Н.В. Арбузова