ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2021 от 27.05.2021 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2021 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи И.В. Шерстюкова,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: административного истца прокурора Кочевского района Пермского края Вековшинина Е.А.,

законного представителя административного ответчика председателя Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, а также заинтересованного лица депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасова О.А.,

представителя административного ответчика Комиссии по оценке фактов допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края председателя указанной комиссии Машкиной И.И.,

рассмотрев административное исковое заявление по административному иску прокурора Кочевского района Пермского края к административным ответчикам - комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, Думе Кочевского муниципального округа Пермского края о признании незаконным протокола комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатов, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ в части решения о признании искажения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в части предоставления заведомо неполных сведений, представленных Кучевасовым Олегом Андреевичем, несущественным; признании незаконным решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 15.03.2021 года № 17 « О применении к председателю Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу меры ответственности, предусмотренной частью 7.3 - 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и возложении обязанности принять решение о применении меры юридической ответственности к депутату Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по трехмандатному избирательному округу в связи с несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных федеральными законами в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочевского района Пермского края обратился в суд с административным иском о признании незаконным в части решения комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатов, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в части и возложении обязанности принять решение о применении меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по трехмандатному избирательному округу Кучевасова О.А. к административным ответчикам Думе Кочевского муниципального округа Пермского края, Комиссии по оценке фактов допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края.

В обосновании административного иска указано следующее.

<адрес> Пермского края на основании Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на предмет соблюдения депутатами Думы Кочевского муниципального округа, муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности, законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, в том числе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, относятся к лицам, замещающим муниципальную должность и в соответствии с ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством.

В ходе проверки представленных депутатами Думы Кочевского муниципального округа Пермского края справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что депутатом Кучевасовым О.А. в разделе 1 справки не отражена информация о доходе в размере <данные изъяты> рублей, полученный им по основному месту работы в Управлении судебного департамента в Пермском крае, в справке на супругу Кучевасову В.В. в разделе 1 не отражен доход в сумме <данные изъяты>, полученный от «Пермское региональное отделение общественной организации «Российское общество лесоводов». В разделе 4 справки на супругу Кучевасову В.В. не отражена информация о счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных организациях на основании гражданско-правового договора - информация по счету , открытому в <данные изъяты>.

Таким образом, выявлено представление депутатом Кучевасовым О.А. заведомо неполных сведений, подлежащих указанию в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год на себя и супругу.

ДД.ММ.ГГГГ в Думу Кочевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в том числе рассмотрении вопроса о применении к Кучевасову О.А. мер ответственности, перечисленных в ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» либо о прекращении его полномочий.

Из протокола заседания комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сведения предоставленные депутатом Думы Кочевского муниципального округа Пермского края являются неполными. Рабочей группой признано, что депутатом Кучевасовым О.А. сведения за 2019 года являются неполными. Рабочей группой признано, что нарушения допущенные депутатом Кучевасовым О.А. носят незначительный характер. Мотиваций данного вывода в установочная часть протокола не содержится. Необоснованно признаны в качестве смягчающих обстоятельств: совершение нарушения впервые, содействие осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, выявление расхождений на раннем сроке. Закон применение смягчающих вину обстоятельств не содержит.

Указанный протокол направлен для рассмотрения Думой Кочевского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ. Согласно решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ искажение сведений о доходах расходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера за 2019 года признаны несущественными, к председателю Думы Кочевского муниципального округа Пермского края применена мера ответственности в виде предупреждения.

Принятое решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края противоречит требованиям закона, предъявляемым к депутатам представительного округа.

Считает, что допущенные Кучевасовым О.А. нарушения не могут быть признаны несущественным искажением сведений о доходах, обстоятельств для назначения иной меры ответственности кроме досрочного прекращения полномочий депутата, в данном случае не усматривается. Для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно одного лишь факта предоставления им неполных или недостоверных сведений, при этом направленность целей такового непредставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий правового значения не имеют, так как единственным значимым критерием тяжести совершенного проступка служит заведомый характер совершаемых действий.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, административный иск был уточнен. В уточненном административном иске прокурор <адрес> Пермского края к административным ответчикам - комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, Думе Кочевского муниципального округа Пермского края просил о признании незаконным протокола комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатов, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ в части решения о признании искажения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в части предоставления заведомо неполных сведений, представленных Кучевасовым Олегом Андреевичем, несущественным; признании незаконным решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 15.03.2021 года № 17 « О применении к председателю Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу меры ответственности, предусмотренной частью 7.3 - 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и возложении обязанности принять решение о применении меры юридической ответственности к депутату Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по трехмандатному избирательному округу в связи с несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных федеральными законами в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Административный истец пояснил в судебном заседании, что решение комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края не соответствует требованиям закона по следующим критериям: вывод о несущественности допущенных нарушений основан на обстоятельствах, которые не изучались в полном объеме, необоснованное и не проверенное признание смягчающих обстоятельств: смягчающие обстоятельство - нарушение совершено впервые - иные периоды деятельности Кучевасова О.А. не изучались, не устанавливалось, предоставлялись ли им в иные органы ранее справки о доходах, допускались ли в них нарушения. Смягчающие обстоятельство - содействие осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки - иных данных, кроме объяснения Кучевасова О.А. не предоставлялось, данные о наличии денежных средств на счете супруги на ДД.ММ.ГГГГ и движение по счету за указанный период не представлены, приказы и иные документы по получению денежных средств от благотворительной организации запрошены только в ходе судебного заседания, данных о наличии денежных средств на укрытом счете не имеется до сих пор; выявление нарушений на раннем сроке предоставления сведений о доходах - не соответствует действительности, так как нарушения выявлены спустя длительное время после предоставления сведений, через год после наступления отчетной даты. Именно на основании указанных обстоятельств, которые не подтверждены комиссией в ходе проверки и не соответствуют фактическим обстоятельствам комиссией принято решение о признании нарушений несущественными. Решением комиссии установлено, что решения носят незначительный характер, при этом принято решение об их несущественности, которая не была обоснована и установлена. Предусмотрена ответственность за заведомое предоставление неполных сведений о доходах. Для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь одного факта предоставления им неполных или недостоверных сведений, при этом направленность целей такого не предоставления, отсутствия корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют, поскольку единственным значимым критерием тяжести совершенного проступка служит заведомый характер совершаемых действий. Под термином «заведомый» подразумевается хорошо известный, заранее известный, несомненный, что может быть применено ко всем допущенным Кучевасовым О.А. нарушениям, что свидетельствует об умышленном характере сокрытия сведений. Кучевасов О.А. не мог не знать о получении заработной платы по месту работы, сумма умышленно укрытого дохода более 300 000 рублей (около 25 прожиточных минимума). Также Кучевасов О.А. не мог не знать о доходах, получаемых его супругой от общественной организации, обстоятельство получения дохода объективно не подтверждены, кроме грамот, выданных не данной организацией. Код бюджетной классификации указан как выплаты бывшему работнику, что предусматривает налоговый вычет, то есть налог не выплачивался, какие либо ведомости о получении денежных средств, протокола по участию в соревнованиях, не представлены. Счет в банке сокрыт умышленно, супруга Кучевасова достоверно знала о наличии данного счета, так как он открывался ею лично, сведения на отчетную дату ДД.ММ.ГГГГ не представлен. Данные обстоятельства считает в совокупности достаточными для признания фактов сокрытия дохода по основному месту работы, сокрытия поступлений от общественной организации, наличия счета в банке существенным нарушением требований антикоррупционного законодательства, которое объяснить «забывчивостью» невозможно.

На заседании Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от действительно, что согласен, что может нарушение признано несущественным, вопрос о мере (виде) ответственности. Сейчас считает, что нарушение является существенным, поэтому настаивает на удовлетворении административного иска.

Законный представитель административного ответчика председателя Думы Кочевского муниципального округа Пермского края а также заинтересованное лицо - депутат Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасов О.А. суду пояснил, что административный иск не признает, в удовлетворении административного иска просит отказать.

В отзыве Председателя Думы Кучевасова О.А. от ДД.ММ.ГГГГ указано на несогласие с заявленными требованиями в силу следующего.

В силу Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения на своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом №131-ФЗ.

В силу ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены иные меры ответственности, если искажение этих сведений является несущественным. Порядок принятия решения о применении к депутату данных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ.

Выявленные факты предоставления неполных и недостоверных сведений подлежат оценке на предмет существенности искажений. Действующее законодательство не устанавливает какие именно искажения сведений, подлежащих отражению в справках о доходах.

Ссылаясь на Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, приложение к Обзору отмечает, что к значительным проступкам, влекущим увольнение в связи с утратой доверия относятся факты предоставления недостоверных и неполных сведений, имеющих корыстную заинтересованность и коррупционную направленность.

Согласно п.1.5 Порядка принятия решения о применении к депутату Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, главе муниципального округа - главе администрации Кочевского муниципального округа мер ответственности, предусмотренных ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона , при определении меры ответственности за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, учитывается характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, особенности личности совершившего его лица, предшествующие результаты осуществления им своих полномочий, соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Следовательно, довод о том, что направленность целей не предоставления сведений, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют, не состоятелен.

Согласно копии справки АО «Альфа-Банк» по карте #вместоденег, ДД.ММ.ГГГГ на имя Кучевасовой В.В. открыт счет на основании заключения кредитного договора. Информация об остатке на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о движении денежных средств в отчетный период отсутствует. Задолженность по счету, сумма собственных средств, находящихся на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует.

Выявленные факты предоставления неполных и недостоверных сведений не имеют коррупционной направленности.

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении депутата Кучевасова О.А. установлены смягчающие обстоятельства.

Решением Думы к депутату Кучевасову О.А. применена мера ответственности в виде предупреждения.

Считают установленные нарушения, связанные с предоставлением сведений о доходах искажением, которое не влечет необходимости применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. В связи с чем, оспариваемые решения приняты правомерно.

Представлен отчет по счету в банке на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что никакого движения по счету не было, карта не активировалась.

Обращает внимание на то, что как Губернатор Пермского края, так и Комиссия по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований Пермского края, которая на профессиональной основе занимается работой по противодействию коррупции, не усмотрели существенных нарушений. Губернатор Пермского края и Комиссия по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований Пермского края не поддерживают административный иск прокурора, указывают, что нарушения, связанные с предоставлением депутатом Кучевасовым О.А. неполных сведений считают искажением, которое не влечет необходимость применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. В удовлетворении административного иска просил отказать.

Представитель административного ответчика Комиссии по оценке фактов допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Машкина И.И. в судебном заседании административный иск не признала, умысла в закрытии дохода не установлено, комиссия работала в рамках регламента комиссии. Кучевасов О.А. подтвердил на заседании комиссии факт того, что забыл указать доход по основному месту работы, дал пояснения, справка по форме «2НДФЛ» им была получена только после проведения проверки, никакого умысла на сокрытие не было, просто забыл. По факту получения супругой Кучевасова денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей от ПРО ООО «Российское общество лесоводов», населению известен вклад Кучевасовой В.В. в проведение экологического воспитания подрастающего поколения, на протяжении длительного периода времени она «ведет экологический отряд», участвует в различных мероприятиях, конкурсах, мероприятиях, которое проводятся в Пермском крае, в 2019 году команда МБОУ «Кочевская средняя общеобразовательная школа» заняла призовое место на краевом слете, за что и была выплачена Кучевасовой В.В. У комиссии на счет данной выплаты не возникло никаких сомнений. Счет в АКБ «Альфа Банк» на имя Кучевасовой В.В. не был указан, так как карта не использовалась, движения по счету не было. С учетом всесторонней оценки обстоятельств комиссией было единогласно принято решение о незначительности нарушений, данное решение носит рекомендательный характер, окончательное решение принималось Думой Кочевского муниципального округа Пермского края.

В удовлетворении административного иска просит отказать.

Заинтересованное лицо Губернатор Пермского края Махонин Д.Н. в судебном заседании участия не принимал, извещен. Представителем заинтересованного лица по доверенности Ландарь А.С. направлены пояснения, в которых он указывает, что Губернатор Пермского края административные исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края не поддерживает на основании следующего.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

В силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральным законом № 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно.

Согласно части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о доходах, кроме досрочного прекращения полномочий, могут быть применены иные меры ответственности (соответствующий перечень мер ответственности установлен в описываемой части), если искажение этих сведений является несущественным. Порядок принятия решения о применении к депутату данных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, довод административного истца о том, что факт предоставления депутатом Кучевасовым О.А. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является безусловным основанием для досрочного прекращения им полномочий, не состоятелен.

Выявленные факты предоставления неполных и недостоверных сведений подлежат оценке на предмет существенности искажений. Действующим федеральным и региональным законодательством не установлено, какие именно искажения сведений, подлежащих отражению в справках о доходах, являются существенными. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № Пр-2689 г. и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12 ноября 2014 г. № 45 подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обзор).

Учитывая, что обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера распространяется как на государственных (муниципальных) служащих, так и на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности в равной степени, на практике Обзор применяется при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности, в том числе, в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, по аналогии.

Приложением № 1 к Обзору установлен перечень ситуаций, которые на практике были расценены как значительные проступки, влекущие увольнение в связи с утратой доверия. Исходя из анализа приложения к Обзору к данным ситуациям относятся факты предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, имеющие корыстную заинтересованность и коррупционную направленность.

Также следует учесть, что согласно пункту 1.5 Порядка принятия решения о применении к депутату Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, главе муниципального округа - главе администрации Кочевского муниципального округа мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», утвержденного решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ, при определении меры ответственности за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, а также особенности личности совершившего его лица, предшествующие результаты осуществления им своих полномочий, соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Аналогичная позиция содержится в информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об изменениях в законодательстве Российской Федерации, уточняющих ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения».

Соответственно, довод административного истца о том, что направленность целей не предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют, не поддерживается.

Касаемо выявленных нарушений предоставления сведений о доходах депутата Кучевасова О.А. поясняется следующее.

Согласно копии справки по карте #вместоденег, предоставленной АО «Альфа-Банк», на имя Кучевасовой В.В. ДД.ММ.ГГГГ открыт счет на основании заключения кредитного договора. Информация об остатке на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о движении денежных средств в отчетный период отсутствует. Задолженность по счету, сумма собственных средств, находящихся на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует.

Выявленные факты предоставления депутатом Кучевасовым О.А. неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не имеют коррупционной направленности.

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении депутата Кучевасова О.А. установлены смягчающие обстоятельства: совершение нарушения впервые, содействие осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки, выявление расхождений на раннем сроке представления сведений.

С учетом изложенного, установленные прокуратурой Кочевского района Пермского края нарушения, связанные с предоставлением депутатом Кучевасовым О.А. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, считаем искажением, которое не влечет за собой необходимость применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Комиссией, Думой правомерно приняты оспариваемые решения.

Заинтересованное лицо Комиссия по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований Пермского края представителя в судебное заседание не направила, извещены.Председателем комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований Пермского края Поповым М.С. в суд направлены пояснения содержащие позицию аналогичную позиции Губернатора Пермского края, согласно которой Комиссия, образованная в Администрации губернатора Пермского края, административные исковые требования прокуратуры Кочевского района Пермского края не поддерживает. Считает, что установленные прокуратурой Кочевского района Пермского края нарушения, связанные с предоставлением депутатом Кучевасовым О.А. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, искажения не влекут за собой необходимость применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Комиссией, Думой правомерно приняты оспариваемые решения. В дополнительных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ администрация Губернатора Пермского края в связи с заявлением в порядке статьи 46 КАС РФ прокурора Кочевского района Пермского края, которым уточнены требования административного искового заявления, дополнительно поясняют, что позиция, изложенная в ранее направленных пояснениях, не изменилась и подлежит применению в полном объеме также в отношении уточненных административных исковых требованиях административного истца.

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив позицию заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации"). Прокурор вправе проводить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и обращаться в суд с требованием о прекращении полномочий депутата в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, таким образом, обратившись с данным административным иском, прокурор Кочевского района Пермского края реализует предоставленные законом полномочия и является надлежащим административным истцом.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно части 1 статьи 3, части 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в том числе, посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Исходя из положений Европейской Хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ) органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя, наделены демократически созданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, административный контроль должен применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. С учетом указанных правовых норм, произвольное вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, не допускается. Применение мер юридической ответственности к местным выборным лицам (в данном случае - депутатам) должно учитывать то, что депутат представляет интересы населения, избран населением путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования для осуществления функций местного самоуправления, и досрочное прекращение полномочий депутата не может носить произвольный характер, является крайней, исключительной мерой, когда иными мерами юридической ответственности достижения целей юридической ответственности не может быть достигнуто.

Согласно частям 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положений подпункта "з" пункта 1 статьи 1, части 2 статьи 5, пункту "д.1" части 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наряду с иными полномочиями обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления, отвечает за эффективность деятельности органов власти, взаимодействия с органами местного самоуправления, поддержания доверия населения к власти, эффективность функционирования институтов публичной власти, анализирует удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), организует мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, соответственно, с учетом полномочий и компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, позиция Губернатора Пермского края подлежит выяснению при рассмотрении административного дела, касающегося выборных лиц органа местного самоуправления, юридической ответственности членов выборного органа местного самоуправления. Пояснения заинтересованных лиц представителя Губернатора Пермского края и комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местных администраций по контракту муниципальных образований Пермского края содержат анализ законодательства, правоприменительной практики, конкретные обстоятельства дела, должным образом обоснованы.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона, а также части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Форма «Справки о доходах» утверждена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в том числе и депутатом органа муниципального образования, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»). В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что Кучевасов О.А. является депутатом Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по избирательному округу .

Во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей ДД.ММ.ГГГГ депутатом Кучевасовым О.А. в Департамент государственной службы и профилактики коррупции Администрации губернатора Пермского края предоставлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кучевасова О.А. и его супруги усматривается, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кучевасова О.А., зарегистрированного по адресу: <адрес> председателя Думы Кочевского муниципального округа Пермского края (пенсионер):

в разделе 1 справки «Сведения о доходах» указан доход Кучевасова О.А. от вкладов в банках и иных кредитных организациях - <данные изъяты>; также иные доходы, состоящие из: <данные изъяты>;

в разделе 3 «Сведения об имуществе», 3.1 «Недвижимое имущество» указаны следующие объекты: <данные изъяты>

в разделе 3 «Сведения об имуществе», 3.2 «Транспортные средства» указан <данные изъяты>;

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» <данные изъяты>

в разделе 6 (6.1) «Сведения об обязательствах имущественного характера» <данные изъяты>

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги Кучевасова О.А. - Кучевасовой В.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, являющейся учителем географии МБОУ «Кочевская СОШ» указано:

в разделе 1 справки «Сведения о доходах» указан доход <данные изъяты>

в разделе 3 «Сведения об имуществе» указана <данные изъяты>

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» два депозитных счета, открытых ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и два текущих, открытых ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Данные счета открыты в ПАО Сбербанк России;

в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера», 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» указаны <данные изъяты>

Согласно решения прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки, была проведена проверка на предмет соблюдения депутатами Думы Кочевского муниципального округа, муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности, законодательства о противодействии коррупции, в том числе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений.

По результатам данной проверки установлено искажение предоставленных Кучевасовым О.А. сведений о доходах на себя и супругу, а именно: в разделе 1 справки на Кучевасова О.А. не отражена информация о его доходе в размере <данные изъяты> рублей, полученный по основному месту работы в Управлении судебного департамента в Пермском крае.

В справке на супругу Кучевасову В.В. в разделе 1 не отражен доход в сумме <данные изъяты> рублей, полученный от «Пермское региональное отделение общественной организации «Российское общество лесоводов».

В разделе 4 справки на супругу Кучевасову В.В. не отражена информация о счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных организациях на основании гражданско-правового договора - информация по счету , открытому в АО «Альфа-Банк» ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство подтверждено в ходе судебного разбирательства.

Прокурором района в адрес Думы Кочевского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции 2-21-2021/17 (л.д. 14-15).

Решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 26.02.2021 года №16 представление прокурора района принято к рассмотрению и направлено в комиссию по оценке фактов существенности допущенных нарушений при представлении депутатов, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее по тексту - Комиссия) для рассмотрения и определения меры ответственности за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д. 20).

Комиссией решено рекомендовать признать искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в части заведомо неполных сведений, представленных Кучевасовым О.А., несущественным. Применить к Кучевасову О.А. меру ответственности в виде предупреждения (л.д. 23).

Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в части заведомо неполных сведений, представленных Кучевасовым О.А., признано несущественным. Применена мера ответственности - предупреждение. Решение вступает в силу со дня его опубликования (л.д. 69-70).

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ.

К депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о доходах, кроме досрочного прекращения полномочий, могут быть применены иные меры ответственности, если искажение этих сведений является несущественным.

К иным мерам относится: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к депутату данных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526) подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Данный обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения дисциплинарных взысканий (далее - взыскания) в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее - служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (далее - нарушения требований законодательства о противодействии коррупции).

Принимая во внимает, что обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера распространяется как на государственных (муниципальных) служащих, так и на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности в равной степени, на практике Обзор применяется при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности, в том числе, в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, по аналогии.

Пунктом 4 Обзора установлено, что согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы); предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии; увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

Согласно пункта 5 Обзора, при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения; обстоятельства, при которых совершено нарушение; соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Согласно пункта 6 Обзора, анализ правоприменительной практики показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях: сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам; значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг; указания недостоверной цены сделки в разделе 2 Справки для придания видимости соответствия расходов служащего его доходам; сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего; сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной; сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления; иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.

Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, представлен в приложении № 1.

Обзор ситуаций, которые расценивались как малозначительные проступки, приведен в приложении № 2 Обзора.

Согласно пунктов 9 и 10 Обзора, учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции является обоснованным, в связи с чем, довод административного искового заявления о необоснованном признании в качестве смягчающих обстоятельств Кучевасову О.А. при принятии решения Комиссией является несостоятельным.

Практика применения взысканий показывает, что в отдельных случаях впервые совершенных несущественных проступков, Обзор которых приведен в приложении № 3, и при отсутствии отягчающих обстоятельств взыскания не применялись.

Принимая во внимание данные критерии, характер совершенных административным ответчиком нарушений, разъяснения Обзора, суд приходит к выводу, что допущенные Кучевасовым О.А. нарушения не свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей, в связи с чем применение к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата не будет отвечать требованию соразмерности.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации часть 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1710-О) устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в частности, за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Совершение данного коррупционного правонарушения влечет увольнение или освобождение от должности лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, то есть применение данной меры ответственности предполагает нахождение привлекаемого лица в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности.

Данное законоположение действует и подлежит применению с учетом установленной Федеральным законом № 273-ФЗ для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц (пункт 4 статьи 6, часть 9 статьи 8, части 4.5 и 5 статьи 12.1, статья 15), и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.

Поэтому при решении вопроса о применении к Кучевасову О.А. меры ответственности за указанное правонарушение, следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния.Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращал внимание, что применяемые меры юридической ответственности должны соответствовать конституционным требованиям справедливости и соразмерности. В связи с этим необходима дифференциации юридической ответственности депутатов при применении мер воздействия за допущенные недочеты в представленных сведениях.

Так, согласно заявления Кучевасова О.А. в Комиссию, следует что, доход по основному месту работы в УСД в Пермском крае (316758,63 рублей) не указал без умысла о сокрытии своих доходов, а в связи с отсутствием справки 2-НДФЛ, в данной организации не работал с ДД.ММ.ГГГГ, получал только пенсию по старости, о данном доходе забыл. О доходе супруги от Пермского регионального отделения общественной организации «Российское общество лесоводов» не знал. Личного кабинета налогоплательщика ни он, ни его супруга не имеют. По банковскому счету супруги, открытому в «Альфа-банк» ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что с заявлением о закрытии данного счета супруга обращалась банк в 2018 году, но счет не был закрыт в связи с необходимостью повторного обращения в банк по истечении двух месяцев со дня обращения. Данный счет в настоящее время закрыт, о чем имеется справка по карте (л.д. 28).

В материалах дела имеется справка по карте #вместоденег по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой лимит кредитования по карте составляет <данные изъяты> рублей, срок кредита не определен, задолженности по карте отсутствуют, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ операций по счету не было.

При этом обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (пункт 9 Обзора).

Доход по основному месту работы в УСД в Пермском крае в размере 316758,63 рублей, хотя и может в денежном исчислении определен значительным, если его сравнивать с прожиточным минимумом, как на это указывает административный истец, либо сопоставлять с размером минимальной оплаты труда, однако в данном случае, при оценке существенности либо несущественности нарушения либо малозначительности нарушения, следует исходить в совокупности обстоятельств, всесторонней оценки выявленных фактов неполноты и недостоверности представленных депутатом Кучевасовым О.А. сведений в рамках декларационной компании. Единственным критерием юридической ответственности депутата Кучевасова О.А. размер суммы в арифметическом исчислении быть не может. Применяемые в уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях критерии отнесения к значительному, крупному, особо крупному применяются к понятиям «ущерб», «вред», причиненные потерпевшему. Кучевасовым О.А. действительно допущено нарушение антикоррупционного законодательства, что им признается и в чем он раскаялся. Однако, мера юридической ответственности за нарушение не может быть определена только лишь исходя из размера суммы - 316758 рублей 63 копеек. В данном случае денежные средства в сумме 316758 рублей 63 копеек получены Кучевасовым О.А. на законных основаниях, являются оплатой за труд. Допущенное нарушение не свидетельствует о наличии какой - либо коррупционной составляющей и применение к Кучевасову О.А. меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата не будет соответствовать требованиям соразмерности.

Кроме того, административный истец прокурор Кочевского района Пермского края Вековшинин Е.А., как следует из его выступления на заседании Думы Кочевского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопроса о мерах юридической ответственности депутатов, также высказал суждение о возможности применения мер ответственности, предусмотренных статьей 7.3 - 1Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в отношении председателя Думы полагал возможным применить меру ответственности освобождение от должности на период полномочий, остальным депутатам - предупреждение. Аудиозапись заседания Думы Кочевского муниципального округа Пермского края (в части рассмотрения данного вопроса) исследовалась в судебном заседании, приобщена к материалам дела. Административный истец подтвердил данное обстоятельство, пояснив, что в настоящее время настаивает на том, что нарушение является существенным и может быть применена только ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

Вопрос о применении меры ответственности к депутату Кучевасову О.А.

по пункту 2 статьей 7.3 - 1Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий, на голосование и обсуждение не ставился. Таким образом, административный истец также при рассмотрении данного вопроса на заседании выборного органа местного самоуправления был согласен с квалификацией нарушения как не существенного и не исключал возможность применения меры ответственности при признании нарушения не существенным, фактически прокурор не согласился с мерой ответственности, а не с квалификацией допущенного Кучевасовым О.А. нарушения как не существенного, высказав суждение о мере ответственности в отношении председателя Думы, вопрос о включении в повестку заседания не был поставлен.

Что касается доводов административного истца об учете смягчающих обстоятельств. Необходимость учета обстоятельств, смягчающих ответственность вытекает из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания и одновременно не допустить при применении мер юридической ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов, обеспечение индивидуального - учитывающего характер правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины. Перечень обстоятельств, смягчающих обстоятельств законодательно не установлен, субъект правоприминения, в данном случае, административные ответчики были вправе самостоятельно признать обстоятельства смягчающими, аналогичные правила признания обстоятельств предусмотрены в иных отраслях права (например, часть 2 статьи 61 УК РФ, часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).

Право каждого на судебную защиту, на справедливое судебное разбирательство дела относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Формальный, произвольный подход при определении критериев существенности (несущественности), наличие либо отсутствия малозначительности нарушения без всесторонней, полной оценке всех обстоятельств, без учета требований соразмерности, разумности, достаточности не обеспечит гарантированных статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод о праве каждого (в том числе в отношении как органа местного самоуправления так и конкретного депутата представительного органа местного самоуправления) на справедливое судебное разбирательство. Поэтому суд, исходя из положений статей 2,12,17,18,19,55 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязан оценить в совокупности все доказательства по делу, обеспечить право справедливого судебного разбирательства.

Критерием существенности является не сам по себе факт выявления неполных либо недостоверных сведений, а наличие либо отсутствие коррупционной направленности выявленных фактов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры юридической ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений. Применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что наложение предусмотренного законом наказания при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

В данном случае, как уже указано выше, полученный в 2019 году доход в сумме 316 758 рублей 63 копеек был получен Кучевсовым О.А. на законных основаниях, налоговым агентом удержан налог на доходы физических лиц. Данный доход и фактический источник его получения, установленный комиссией Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, не указывает на незаконность получения этого дохода, не свидетельствует о получении этого дохода в связи с исполнением им полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, как не указывает и о наличии какой-либо коррупционной составляющей в источнике этого дохода. По крайней мере, доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, доход был получен Кучевасовым О.А. в период с января по май 2019 года, в период до регистрации его депутатом представительного органа местного самоуправления (ДД.ММ.ГГГГ), и не имеет никакого отношения к периоду осуществлению им депутатских полномочий.

В связи с этим, учитывая указанные конкретные обстоятельства совершения Кучевасовым О.А. правонарушения, выразившегося в указании недостоверных, неполных сведений об источнике получения дохода(доходе) в сумме 316758, 63 рубля, суд приходит к выводу, что применение к Кучевасову О.А. такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, не будет отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, как не будет и отвечать характеру совершенного деяния, поскольку такая мера ответственности в данном случае не будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, так как какой-либо коррупционной составляющей в этом деянии не имеется, а применение этой меры в силу частей 7.1, 10.1 Закона № 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ направлено именно на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, а будет носить репрессивный характер, являться избыточной мерой, «карательной» санкцией (наказанием)(терминология, применяемая Конституционным Судом Российской Федерации), что по обстоятельствам данного административного дела не будет соразмерным и справедливым.

Таким образом, источником происхождения данной денежной суммы является работодатель Кучевасова О.А. в 2019 году (Управление судебного департамента в Пермском крае), и фактически соответствует его доходам по месту основной работы.

Доход в размере <данные изъяты> рублей полученный супругой Кучевасова О.А. от «Пермского регионального отделения общественной организации «Российское общество лесоводов» также имеет достоверный источник происхождения, кроме того данная сумма является незначительной.
В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснила, что является учителем географии МБОУ «Кочевская средняя общеобразовательная школа», также во внеурочное время ведет кружок по экологическому направлению, в котором занимаются учащиеся разных классов. Проводят работу по уходу за лесом, занимаются проблемами экологии, защитой природной окружающей среды, волонтёрской работой, принимают участие в различных экологических акциях. Неоднократно принимали участие в мероприятиях (конкурсах, слетах, соревнованиях и т.д.), проводимых в Пермском крае. Проводилось подобное мероприятие и в 2019 году. ДД.ММ.ГГГГ в деревне <адрес> проходил краевой слет школьных лесничеств. В краевом слете принимали учащиеся школы, она (Кучевасова В.В.) сопровождала команда. <адрес> подготовила она, согласна программы слета, школьники состязались в мастерстве по разным направлениям, по результатам были подведены итоги, команда учащихся МБОУ «Кочевская средняя общеобразовательная школа» заняла призовое место, награждена дипломом, ей была вручена благодарность. После подведения итогов, ряду руководителей команд, прибывших из различных муниципальных образований Пермского края, было выдано по ведомости вознаграждение, размер вознаграждения другим руководителям, она не знает, ей было выплачена <данные изъяты> рублей. Источник выплаты ей неизвестен, справку 2 НДФЛ она получила только в 2021 году после проведения проверки. Супругу Кучевасову О.А. о получении <данные изъяты> рублей она ничего не говорила, не придала значению, к тому же <данные изъяты> рублей в семейный бюджет не попала, полученная <данные изъяты> рублей была потрачена в тот же день, - купили вместе с членами команды учащихся сладости, как бы «отметили призовое место» на слете. Достоверность показаний свидетеля Кучевасовой В.В. подтверждается благодарностью от ДД.ММ.ГГГГ оргкомитета регионального конкурса Министерства образования и науки Пермского края, почетной грамотой XIX слета школьных лесничеств Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Положением о XIX слете школьных лесничеств (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), приказом директора МБОУ «Кочевская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ «Об участии в краевом слете школьных лесничеств», согласно которого Кучевасова В.В. командирована с группой учащихся для участия в краевом слете школьных лесничеств; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Пермского регионального отделения общественной организации «Российское общество лесоводов» (ОГРН 1125900000819). Помимо того, что сумма <данные изъяты> рублей является малозначительной, коррупционной направленности получения данной суммы, не усматривается.

Указание кода дохода в справке о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ налоговым агентом - 2760 и кода вычета 503, стало известно Кучевасову О.А. только после получения справки в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ, к указанию данных кодов выплаты и вычета находилось вне его контроля, не связано с исполнением им депутатских полномочий, выплата произведена до регистрации им в качестве депутата, его супруга Кучевасова В.В. полагала, что выплата является поощрением команды конкурса. Таким образом, оснований для квалификации факта не указания выплаты в сумме <данные изъяты> рублей в декларации за 2019 год как существенное нарушения не установлено. Что касается доводов административного истца относительно указания в форме 2 НДФЛ кодов дохода 2760, вычета 503, то обладая соответствующими полномочиями, не лишен возможности провести дополнительную проверку.

Свидетель Кучевасова В.В. в судебном заседании показала, что в 2018 году открыла счет в АО «Альфа - банк», был установлен кредитный лимит, но затем от получения кредита отказалась, кредитную карту выбросила, сотрудника банка при посещении офиса просила закрыть счет, полагала, что счет закрыт, так как карту не активировала, счет не использовала. В 2021 году узнала, что оказывается, что счет не закрыт, подала заявление о закрытии счета, находится на стадии закрытия.

Касаемо отсутствия информации в сведениях о доходах супруги Кучевасова О.А. Свидетель №1 о счете, открытом в АО «АЛЬФА-БАНК» ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта 9 приложения к Обзору, не указание сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось является несущественным проступком. Счет в АО «Альфа - Банк» Кучевасовой В.В. - текущий кредитный счет, доступная сумма кредитного лимита <данные изъяты> рублей, карта не активировалась, кредитом потребитель не пользовался, после открытия счета движение по счету 0 - 00, собственные средства клиента 58 руб. 38 копеек

В ходе производства по делу заинтересованным лицом представлены сведения о наличии счетов и иной информации, необходимой для предоставления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера АО «Альфа - Банк» от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ 23 час. 59 мин, согласно которого по счету , открытого на имя Свидетель №1ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма поступивших средств: 0 - 00, доход, выплаченный по счету за указанный период 0 - 00. Таким образом, оснований для признания не указание данного счета в декларации, как существенного нарушения, не имеется.

В соответствии со статьей 84 (части 1, 2, 3) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательств непредставление сведений о доходах за отчетный период, нарушения запретов, наличие счетов (вкладов), хранения денежных средств в иностранных банках, иностранных финансовых инструментов, сокрытия участия в работе коммерческих организаций, сокрытия доходов, имущества, законность приобретения которого не подтверждена, не представлено.

Позиция Губернатора Пермского края Д.Н.Махонина, представленная в пояснениях представителя по доверенности, о том, что нарушения, связанные с представлением депутатом Кучевасовым О.А. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является искажением, которое не влечет за собой необходимость применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, является обоснованной.

При оценке совершенных Кучевасовым О.А. нарушений при представлении сведений и возможности применения меры в виде досрочного прекращения полномочий депутата, судом учитывается, что досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение, является крайней, исключительной мерой ответственности, соответственно оно должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния; учтены характер совершенного проступка, их тяжесть, обстоятельства, при которых они совершены, степень вины, а также предшествующие результаты исполнения ими своих должностных обязанностей, соблюдения других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кочевского района Пермского края, так как допущенные Кучевасовым О.А. нарушения не свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей, и как следствие не являются основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по трехмандатному избирательному округу .

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административные исковых требований прокурору Кочевского района Пермского края к комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, Думе Кочевского муниципального округа Пермского края о признании незаконным протокола комиссии по оценке фактов существенности допущенных нарушений при предоставлении депутатом, выборным должностным лицом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ в части решения о признании искажения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в части предоставления заведомо неполных сведений, представленных Кучевасовым Олегом Андреевичем, несущественным; признании незаконным решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 15.03.2021 года № 17 « О применении к председателю Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу меры ответственности, предусмотренной частью 7.3 - 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и возложении на Думу Кочевского муниципального округа Пермского края обязанности принять решение о применении меры юридической ответственности к депутату Думы Кочевского муниципального округа Пермского края Кучевасову Олегу Андреевичу в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы Кочевского муниципального округа Пермского края по трехмандатному избирательному округу в связи с несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных федеральными законами в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).

Судья И.В. Шерстюков