Дело № 2а-146/2021
(УИД 91OS0000-01-2021-000336-25)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2021 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,
при секретаре Медведевой А.М.,
с участием представителя истца – ФИО1; представителя Симферопольского районного совета Республики Крым – ФИО2; представителя Администрации Симферопольского района Республики Крым - ФИО3; представителя Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым – ФИО4; прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация Симферопольского района Республики Крым; Общество с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли», о признании генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района недействующим в части, признании Правил землепользования и застройки на территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым недействующими в части,
установил:
ФИО5 обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, Генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № территорией зеленых насаждений общего пользования; признать недействующими, со дня вступления в законную силу решения суда, Правила землепользования и застройки на территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в части нахождения земельного участка с кадастровым номером № в зоне З-1-1.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что административный истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора субаренды земельного участка, заключенного между ФИО5 и Обществом с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли» 01.11.2019 года. Изначально, и в договоре аренды, и в договоре субаренды было указано, что данный земельный участок имеет категорию – земли населенного пункта, разрешенное использование –туристического обслуживание – код 5.2.1. Согласно утвержденным генеральному плану и правилам землепользования и застройки муниципального образования Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым указанный земельный участок находится в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1-1). Отнесение арендуемого истцом земельного участка Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1-1) нарушает права и законные интересы истца как субарендатора земельного участка, ограничивают его право пользования земельным участком, находящимся в его законном распоряжении, по назначению, поскольку территория общего пользования, в границах которой находится спорный земельный участок, в соответствии с оспариваемыми решениями, предполагает беспрепятственное пользование неограниченного круга лиц такой территорией.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 23.09.2021 года к участию в деле в качестве в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация Симферопольского района Республики Крым и Общество с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли».
В судебном заседании 29.10.2021г. представитель административного истца ФИО6 – ФИО1 настаивала на удовлетворении административных исковых требований, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что между Администрацией Николаевского сельского поселения и ООО «Украинские Аэрозоли» 26.12.2018г. был заключён договор аренды земельного участка, который был заключен без проведения торгов, так как перезаключался в связи с переходом с украинского законодательства в правовое поле Российской Федерации. Согласно заключённого договора, вид разрешённого использования спорного земельного участка был - туристическое обслуживание. На данном земельном участке находилась временно установленная база отдыха «Химик». В дальнейшем был заключен Договор субаренды между ООО «Украинские Аэрозоли» и ФИО5, который был направлен в Госкомрегистр, однако виду того, что государственным регистратором было установлено, что вид разрешённого использования был изменён, истцу было отказано в регистрации указанного договора. Истцом было направлено уведомление в Администрацию Николаевского сельского поселения о заключении договора субаренды и вносилась арендная плата. Истец использует земельный участок, однако в связи с выявленным изменениями территориальных зон, использование земельного участка усложнилось. Истец не имеет возможности использовать земельный участок, так как он внесён в зону зеленых насаждений, что и послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Представитель Симферопольского районного совета Республики Крым ФИО2 возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.3 л.д.215-223). Считает, что материалами дела не подтверждено, что права, свободы и законные интересы истца нарушены оспариваемыми нормативными правовыми актами. Пояснила, что вопреки доводам истца и его представителя спорный земельный участок отнесен к зоне З-1. Согласно украинскому законодательству спорный земельный участок находился в зоне рекреации. В соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок отнесен к зоне З-1 на основании решения Симферопольского районного совета от 13.03.2019 года № 1167. Указанная зона не менялась, но в отношении данной зоны изменился градостроительный регламент в соответствии с решением 22 сессии от 04.08.2020 года № 241 - зона З-1 была изложена в новой редакции, при этом, зона З-1-1 не устанавливалась.
Представитель Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО4 возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая, что Администрация не является надлежащим ответчиком, исковые требования являются необоснованными, не соответствуют требованиям действующего законодательства. По мнению Администрации, с даты государственной регистрации Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) Договор аренды от 27.05.2010, заключенный до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03,2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым: и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», считается расторгнутым, ранее приобретенные права аренды земельного участка считаются прекращенными. На момент подачи Филиалом ООО «Украинские Аэрозоли» заявления о заключении договора аренды и принятия решения о переоформлении (завершении оформления) договора аренды от 27.05.2010г. имелись основания для прекращения права аренды по украинскому договору в судебном порядке, а не для его переоформления. С целью устранения допущенных нарушений при заключении Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком начата подготовка соответствующих документов. Изначально земельный участок относился к зоне рекреации. В зоне З-1 размещалась временная база отдыха, на данном участке отсутствовали объекты капитального строительства. Данная территория используется под размещение временных баз отдыха. О наличии договора субаренды Администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района не была уведомлена и узнала только при ознакомлении с копией искового заявления. Денежные средства, поступавшие от ФИО6 относились к неустановленным поступлениям, что подтверждается бухгалтерской справкой. Обжалуемые истцом нормативно-правовые акты не нарушают права истца.
Представитель Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, полагая исковые требования необоснованными. Пояснил, что функциональное назначение зон не менялось, на данный момент на территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, действует зона З-1.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
29.10.2021 года в Верховный Суд Республики Крым поступило ходатайство представителя Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли» ФИО7 о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 19.08.2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).
Статьей 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование Симферопольский район наделено статусом муниципального района и его административным центром определен город Симферополь.
Пунктом 2 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» установлено образовать в составе муниципального образования Симферопольский район муниципальные образования - сельские поселения, в том числе, Николаевское сельское поселение (административный центр - поселок городского типа Николаевка).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» установлены перечни населенных пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Симферопольский район, пунктом 2 которого предусмотрено, что в состав Николаевского сельского поселения входят: поселок городского типа Николаевка, село Александровка, село Винницкое, село Ключевое, село Петровка, село Раздолье, село Тепловка.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки и другим, перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом предоставительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Данная норма закреплена и в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского районного совета от 28 ноября 2014 года № 46 (далее Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения (т. 1 л.д. 162).
Частью 5 статьи 74 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (т. 1 л.д. 150).
Частью 11 статьи 74 Устава предусмотрено, что официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется посредством:
1) опубликования текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
2) размещения текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, жителями района (т. 1 л.д. 104, 127, 159).
Порядок организации работы и проведения заседаний представительного органа муниципального образования Симферопольский район Республики Крым – Симферопольского районного совета и созданных им постоянных комиссий, иных рабочих органов районного совета, осуществления контрольной деятельности районным советом, а также вопросы организации работы депутатов районного совета с избирателями муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, устанавливает Регламент Симферопольского районного совета Республики Крым, утверждённый решением 19-ой сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1-го созыва от 05.06.2015 года № 251.
Решением 79-ой сессии Симферопольского районного совета 1-го созыва от 28.09.2018 года № 1019 утверждено Положение о составе, порядке подготовки, внесения изменений и реализации генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым (далее – Положение № 1019).
Пунктом 1.2 Положения № 1019 установлено, что настоящее Положение определяет состав, процедуру подготовки, внесения изменений и реализацию генеральных планов сельских поселений Симферопольского района.
Подпунктами 2.2 и 2.3 Положения № 1019 регламентированы порядок подготовки, внесения изменений и реализации генеральных планов сельских поселений, определены мероприятия, реализуемые администрацией Симферопольского района.
В соответствии с п.п. 2.9, 2.10 Положения № 1019 проект Генерального плана поселения, в том числе проект внесения изменений в Генеральный план поселения, утверждаются Симферопольским районным советом Республики Крым.
Утвержденный Генеральный план поселения и внесение изменений в него подлежат обнародованию (опубликованию) в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и размещению в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Организация и проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым установлены Положением об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым утвержденным решением 77 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым от 01.08.2018 года № 996 (далее - Положение № 996) (т. 2 л.д.15-37).
Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета (пункт 2.2 Положения № 996).
Предложения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний направляются председателю Симферопольского районного совета главой администрации Симферопольского района Республики Крым вместе со сведениями, необходимыми для издания постановления о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 2.3 Положения № 996).
Председатель Симферопольского районного совета принимает решение о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний со дня поступления соответствующего предложения о проведении публичных слушаний в срок, в том числе, по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки, не позднее чем в течение 10 календарных дней (пункт 2.4 Положения № 996).
Постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в течение 5 рабочих дней со дня принятия в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма» и на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым (https://simfmo.rk.gov.ru) (пункт 2.5 Положения № 996).
Пунктом 2.6 Положения № 996 предусмотрено, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru (далее -официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее -сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных услуг (далее -информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
3.1. Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний является администрация Симферопольского района или созданный администрацией Симферопольского района коллегиальный совещательный орган-комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний (далее –Комиссия) (пункт 3.1 Положения № 996).
Администрация Симферопольского района утверждает состав Комиссии и положение о ней (пункт 3.2 Положения № 996).
Официальным сайтом является страница муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 5.1 Положения № 996).
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний организует экспозицию проекта или экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (пункт 7.1 Положения № 996).
Открытие экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, осуществляется одновременно с размещением проекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.6 и подпунктом 2 пункта 2.7 настоящего Положения (пункт 7.3 Положения № 996).
В соответствии с пунктом 9.1. Положения № 996 итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний (приложение 5) и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (приложение 6), оформленные организатором общественных обсуждений или публичных слушаний в установленном порядке.
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 9.5 Положения № 996).
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию администрацией Симферопольского района в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете «Сельский труженик Крыма» и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (пункт 9.7 Положения № 996).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (пункт 10.1 Положения № 996).
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников общественных обсуждений, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты общественных обсуждений носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Процедура подготовки и принятия являющимся документом территориального планирования генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений, согласования проекта генерального плана регламентирована статьями 23 - 25 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта (часть 2 статьи 24 ГрК РФ), проведение общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту генерального плана (часть 11, 12 статьи 24 ГрК РФ), согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом (статья 25 ГрК РФ), принятие главой местной администрации решения о создании согласительной комиссии в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, (часть 9, 10 статьи 25 ГрК РФ), представление проекта главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).
Статья 28 ГрК РФ закрепляет особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, предусматривает срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 8 ст. 28 ГрК РФ), полномочия главы местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 9 ста. 28 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31 ГрК РФ, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что письмом председателю Симферопольского районного совета от 15.08.2018 года № 01-36/9442 Администрация Симферопольского района просит назначить общественные обсуждения по проектам генеральных планов сельских поселений Симферопольского района, приложив соответствующие документы (т.2 л.д. 52-53).
Постановлением председателя Симферопольского районного совета от 17.08.2018 года № 11 «О назначении общественных обсуждений по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым» назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, проекта генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (пункт 1); определен организатор общественных обсуждений по рассмотрения, в том числе, указанного проекта – временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по рассмотрению генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, утвержденная распоряжением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 02.08.2018 года № 386-р (пункт 2.1); определен период проведения общественных обсуждений по данному вопросу – с 18.08.2018 года по 17.09.2018 года (пункт 2.2); организатору общественных обсуждений поручено опубликовать в газете «Сельский труженик Крыма» оповещение о начале общественных обсуждений по проектам генеральных планов сельских поселений Симферопольского района и разместить его на официальном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым и в местах массового скопления граждан и т.д. (пункт 4.2), а также не позднее 24.08.2018 года разместить проекты генеральных планов сельских поселений Симферопольского района и информационные материалы к ним (пункт 4.3) (т. 2 л.д.40-43).
С целью информирования населения и общественности для их участия в общественных обсуждениях оповещение и постановление о начале общественных обсуждений по проекту были опубликованы в газете «Сельский труженик Крыма» 18.08.2018 года № 31 (9963) стр. 8 (т. 3 л.д. 186) и размещены 24.08.2018 года на официальном Портале Правительства Республики Крым, на странице Симферопольского района https://simfmo.rk.gov.ru/ru, во вкладках «Архитектура и градостроительство» «Нормативные правовые акты районного совета», а также информация размещена на информационном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым.
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту были проведены 18 сентября 2018 г., составлен протокол, согласно которому с замечаниями и предложениями по проекту генерального плана в рамках процедуры общественного обсуждения проекта с 18.08.2018 по 17.09.2018 никто не обратился. Было высказано 70 предложений и замечаний от лиц, не прошедших идентификацию (т. 2 л.д.146-147).
10.10.2018 года Комиссией по организации и проведению общественных обсуждений по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно которому, принято решение рекомендовать к утверждению проект генерального плана (т. 2 л.д. 148).
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту от 10.10.2018 г. принято комиссией в составе, утвержденном распоряжением администрации Симферопольского района Республики Крым от 01.10.2018 № 496-р и доведено до всеобщего сведения путем опубликования в газете «Сельский труженик Крыма» 17.11.2018 № 44 (9976) стр. 10 (т. 3 л.д. 196) и размещено 15.10.2018 года на официальном Портале Правительства Республики Крым, на странице Симферопольского района https://simfmo.rk.gov.ru/ru, во вкладке «Архитектура и градостроительство», а также размещено на информационном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым.
10.11.2018 г. состоялось заседание согласительной комиссии по согласованию проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, на повестку дня вынесен вопрос об урегулировании разногласий и устранении замечаний, послуживших основанием для подготовки заключений об отказе в согласовании проектов генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района и принятии взаимоприемлемых решений. Принято решение о принятии замечаний, подготовке проекта соответствующих изменений, рекомендовано исключить из проекта генерального плана материалы по несогласованным вопросам, указанным в замечаниях 1.1,2.1,2.2,3.1, 3.2,3.3,3.4 до внесения соответствующих изменений, согласно плану устранения замечаний (т. 2 л.д. 129-134; т. 3 л.д.55-59).
Письмом главы администрации от 03.12.2018 года № 01-36/14236 проект решения об утверждении генеральных планов сельских поселений направлен в Симферопольский районный совет.
06 декабря 2018 года состоялась внеочередная 85 сессия Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва, на которой из общего количества, составляющего 44 депутата, присутствовали 29 депутатов.
На повестке дня указанной сессии (пункт 31) был поставлен вопрос об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д.66-75).
По данному вопросу за принятие решения проголосовали 29 депутатов, против - нет, воздержались – нет.
Симферопольским районным советом Республики Крым первого созыва на внеочередной 85-ой сессии 06 декабря 2018 года принято решение № 1105 «Об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т.2 л.д.108-109), которым утвержден генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в следующем составе: положение о территориальном планировании (приложение 1); карта планируемого размещения объектов местного значения поселения (приложение 2); карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (приложение 3); карта функциональных зон поселения (приложение 4) (пункт 1). Исключены из генерального плана, указанного в пункте 1 настоящего решения, материалы по несогласованным вопросам (приложение 5). ООО «Проектный институт «Геоплан» поручено в срок до 01.03.2019 подготовить и внести в администрацию Симферопольского района приложение к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, согласно требованиям части 5.1. статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Администрации Симферопольского района поручено: разместить утвержденный генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района http://simfmo.rk.gov.ru,в разделе «Архитектура и Градостроительство»; разместить утвержденный генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана; направить настоящее решение в администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым. Управлению по обеспечению деятельности Симферопольского районного совета (ФИО18) поручено настоящее решение обнародовать на информационном стенде администрации Симферопольского района (первый этаж административного здания Симферопольского районного совета, расположенного по адресу: <адрес>), разместить на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского районаhttp://simfmo.rk.gov.ru (пункт 5). Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия (пункт 6 Решения).
Решение 85 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совет: Республики Крым от 06.12.2018 года № 1105 было обнародовано в газете «Сельский труженик Крыма» 15.06.2019 года № 22 (10004) стр.10 (т.3 л.д. 195), на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, размещено на Портале Правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https://simfmo.rk.gov.rU/ru/document/show/l 1315) 09.01.2019 года, а также 28.12.2018 года - в сети Интернет на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации https://fgistp.economy.gov.ru/?show document=true&doc tvpe=npa&uin=356474070201030420181228 2.
Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
На основании письма администрации Симферопольского района от 18.10.2018 № 01-6/12280 и приложенных к нему документов (т. 4 л.д.26-28) постановлением председателя Симферопольского районного совета от 19.10.2018 года № 15 «О назначении общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым» назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, проекта правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (пункт 1). Организатором общественных обсуждений по рассмотрению, в том числе, указанного проекта определена постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым (пункт 2.1). Проведение общественных обсуждений определено в период с 20.10.2018 года по 20.02.2019 года (пункт 2.2). Организатору общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений поручено опубликовать в газете «Сельский труженик Крыма» оповещение о начале общественных обсуждений по проекта правил землепользования и застройки согласно приложению к настоящему постановлению и разместить его на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации Симферопольского района Республики Крым и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений (пункт 4.2). Постановлено не позднее 26.10.2018 года разместить проекты правил землепользования и застройки сельских поселений на официальном портале Правительства Республики Крыс, (пункт 4.3), не позднее 20.02.2019 подготовить и разместить на официальном портале Правительства Республики Крым (пункт 4.4) (т. 2 л.д.78-81).
Оповещение и постановление о начале общественных обсуждений по проекту были опубликованы в газете «Сельский труженик Крыма» 20.10.2018 года № 40 (9972) стр. 8 (т. 3 л.д.194), информация размещена 22.10.2018 года на официальном Портале Правительства Республики Крым, на странице Симферопольского района https://simfmo.rk.gov.ru/ru, во вкладке «Архитектура и градостроительство», а также размещено на информационном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым.
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту были проведены 20 ноября 2018 г., согласно протоколу: количество замечаний и предложений участников общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения – 33 (приложение № 1); количество замечаний и предложений иных участников общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения – 7 (приложение № 1).
20.12.2018 года составлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения, согласно которому комиссией принято решение рекомендовать к утверждению проект правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д. 248-255, т. 3 л.д. 81-88).
Заключение по проекту правил землепользования и застройки доведено до всеобщего сведения путем опубликования в газете «Сельский труженик Крыма» 29.12.2018 № 50 (9982) стр.14-15 (т. 3 л.д.192) и размещено 29.12.2018 года на официальном Портале Правительства Республики Крым, на странице Симферопольского района https://simfmo.rk.gov.ru/ru, во вкладке «Архитектура и градостроительство», а также размещено на информационном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым.
Письмом главы администрации от 12 марта 2019 года № 01-34/2501 проект решения об утверждении правил землепользования и застройки направлен в Симферопольский районный совет.
13 марта 2019 года состоялась внеочередная 89 сессия Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва, на которой из общего количества, составляющего 44 депутата присутствовали 35 депутатов.
На повестке дня указанной сессии (пункт 8) был поставлен вопрос об утверждении правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д.93-107).
По указанному вопросу за принятие решения по утверждению правил землепользования и застройки проголосовали 35 депутатов, против - нет, воздержались – нет.
Симферопольским районным советом Республики Крым первого созыва на внеочередной 89-ой сессии 13 марта 2019 года принято решение № 1167 «Об утверждении правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т.2 л.д.149-150), которым утверждены правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в следующем составе: порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки (приложение 1); карта градостроительного зонирования (приложение 2); градостроительный регламент (приложение 3) (пункт 1). Администрации Симферопольского района поручено: в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовить и внести на утверждение Симферопольского районного совета сведения о границах территориальных зон в соответствии с ч. 6.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 июня 2020 года (пункт 2.1); разместить утвержденные правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок не превышающий десяти дней со дня вступления в силу настоящего решения (пункт 2.2); разместить утвержденные правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района http://simfmo.rk.gov.ru, в разделе «Архитектура и Градостроительство» (пункт 2.3); в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» направить документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не превышающий пять рабочих дней со дня вступления в силу настоящего решения (пункт 2.4); направить настоящее решение в администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (пункт 2.5).
Решение 89 (внеочередная) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 г. № 1167 было обнародовано в газете «Сельский труженик Крыма» 27.04.2019 № 16 (9998) стр.14 (т. 3 л.д.191), на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, расположенной по адресу: <адрес>, 20.03.2019 года, размещено на Портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https://simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941) 26.03.2019 года, а также 12.04.2019 года - на странице Симферопольского района https://simfmo.rk.gov.ru/ru, во вкладке «Архитектура и градостроительство».
Проверяя соблюдение процедуры принятия Решения от 06.12.018 года № 1107 и Решения от 13.03.2019 года № 1167, суд пришел к выводу, что указанные нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, при соблюдении требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия, при наличии кворума, опубликованы в установленном порядке и введены в действие.
Проверяя соответствие содержания указанных решений в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно пунктам 6-8 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование- зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли населенных пунктов.
Земли, указанные в части 1 статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).
Согласно выкопировке из Схемы влияния функционально-планировочных локальных факторов, являющейся приложением к технической документации по нормативной денежной оценке земель в границах поселка Николаевка Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым, утвержденной решением 26-ой сессии 6-го созыва Николаевского поселкового совета Симферопольского района Республики Крым от 30.05.2013 года, земельный участок с кадастровым номером № находился в зоне земель рекреационного назначения (т.4 л.д.109).
Согласно статье 50 Земельного кодекса Украины (в редакции от 05.01.2013, действовавшей на дату утверждения Николаевским поселковым советом Симферопольского района Автономной Республики Крым технической документации по нормативной денежной оценке земель в границах поселка Николаевка Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым) к землям рекреационного назначения относились земли, использующиеся для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий
Согласно статье 51 Земельного кодекса Украины (в редакции от 05.01.2013) к землям рекреационного назначения относились земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации
Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения поселения, входящей в состав Генерального плана поселения от 28.12.2018, земельный участок площадью 719 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, что подтверждается выкопировкой, приобщенной к материалам дела.
Согласно Карте градостроительного зонирования, входящей в составПЗЗпоселения от 13.03.2019 (в редакции от 28.10.2020 №321), земельный участок площадью 719 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне озелененных территорий общего пользования З-1, что подтверждается выкопировкой, приобщенной к материалам дела.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что категория спорного земельного участка до и после утверждения оспариваемых в части генерального плана и правил землепользования и застройки определена как «земли населенных пунктов», а сам спорный земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования (в зоне озелененных территорий общего пользования З-1).
Доказательства отнесения спорного земельного участка к иной категории и нахождение спорного земельного участка в зоне З-1-1 суду не предоставлено.
Как следует из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Генеральный план городского округа предполагает его реализацию, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу изложенного и поскольку действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана сельского поселения руководствоваться фактическим использованием территории, и учитывая, что генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, препятствий для установления в отношении земельного участка с кадастровым номером № оспариваемой функциональной зоны не имелось.
Установление оспариваемым решением в генеральном плане поселения функциональной зоны, не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Функциональное значение зоны спорного земельного участка не менялось.
При этом следует так же отметить, что согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. А в силу положений части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 8 ГрК РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка, к зоне зеленых насаждений общего пользования, само по себе не может свидетельствовать о нарушении градостроительного законодательства и прав административного истца. Кроме того, сопоставлением положений ПЗЗ с Генеральным планом установлено, что территориальное зонирование спорной территории соответствует функциональному назначению, определённому Генеральным планом.
С учётом установленных по делу обстоятельств, приведённых выше норм права, суд приходит к выводу, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемые положения вышеуказанных нормативно-правовых актов соответствуют приведённым выше нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушают права административного истца.
Доводы о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого в части нормативного правового акта, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном истолковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено, что права административного истца непосредственно оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, при этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что 26.12.2018 года между Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (арендодатель) и Филиалом Общества с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли» (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка (далее – договор аренды №), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок со следующими характеристиками: местоположение – <адрес>, кадастровый номер – № площадь – 719 кв.м., категория земель – земли населенного пункту, разрешенное использование – туристическое обслуживание – код 5.2.1 (т. 1 л.д.10-13).
Согласно пункту 1.3 договора аренды № установленные в пункте 1.1 Договора целевое назначение и вид разрешенного использования участка могут быть изменены в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 2.1 договора аренды № установлено, что срок аренды земельного участка устанавливается с момента заключения по 01.01.2028 года, при этом в соответствии с пунктом 2.2 договор считается заключенным с момента его государственной регистрации и Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно пункту 3.2 договора аренды № в платежном документе по перечислению платы в обязательном порядке указываются назначение платежа, дата и номер договора, период за который он вносится. Внесение платы по нескольким договорам одним платежным документом не допускается. Датой платы считается дата зачисления средств на счет.
01.11.2019 года между Филиалом Общества с ограниченной ответственностью «Украинские Аэрозоли» (арендатор) и ФИО5 (субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка (далее - Договор субаренды), согласно пункту 1.1 которого арендатор на основании Договора № аренды земельного участка от 26.12.2018 года, заключенного с Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, предоставляет, а субарендатор принимает в субаренду земельный участок со следующими характеристиками: местоположение – <адрес>, кадастровый номер – №, площадь – 719 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – туристическое обслуживание – код 5.2.1 (т. 1 л.д. 21-24).
Срок субаренды земельного участка устанавливается с момента заключения на 11 месяцев (до 01.10.2020 года). Если за месяц до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, то его действие продлевается каждый раз на 11 месяцев (но не более чем до 01.01.2028 года – срок действия договора аренды) (пункты 2.1 и 2.2 Договора субаренды).
В соответствии с пунктом 3.2 Договора субаренды в платежном документе по перечислению платы в обязательном порядке указываются назначение платежа, дата и номер договора, период, за который он вносится. Внесение платы по нескольким договорам одним платежным документом не допускается. Датой оплаты считается дата зачисления средств на счет. Арендная плата может перечисляться непосредственно на счет основного арендодателя – Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.09.2021 года № КУВИ-002/2021-130025013, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном 28.01.2019 года договоре аренды №, номер регистрации - №. Собственником участка является муниципального образование Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, ограничение прав и обременений объекта недвижимости установлено в пользу арендатора - Филиал Общества с ограниченной ответственностью «Украинские аэрозоли» (т. 3 л.д. 31-33).
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН сведений № КУВИ-002/2021-130025781 от 01.10.2021г., в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером № объектов недвижимости (т. 3 л.д.34).
Материалами дела подтверждается, что сведения о регистрации вышеуказанного Договора субаренды от 01.11.2019 года, заключенного с административным истцом в ЕГРН отсутствуют.
Сам вышеуказанный договор субаренды не содержит сведений о согласии или уведомлении администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района РК о передаче спорного земельного участка в субаренду. Суду не предоставлены доказательства уведомления администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района РК о передаче спорного земельного участка в субаренду.
Согласно бухгалтерской справке начальника отдела финансов и бухгалтерского учета Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО19 от 29.10.2021 года № 3083, Администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района подтверждает, что на 29.10.2021 года на сч. 210.92 /расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений/ числится сумма в размере 127878,26 руб. от ФИО5 за «Арендную плату земельного участка – база отдыха Химик 719 м2». Сумма в бухгалтерском учете не закрыта, так как с контрагентом договорных отношений нет, начисления не проводились (т. 4 л.д.250).
Из предоставленных суду документов усматривается, что ранее заключенный между Николаевским поселковым советом Симферопольского района Автономной Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «Украинские аэрозоли» Договор аренды от 27.05.2010г. содержал сведения о том, что земельный участок, находящийся в <адрес> относится к категории земель рекреационного назначения.
Судом принято во внимание, что и Договор аренды от 26.12.2018г. и Договор субаренды, заключенный с истцом 01.11.2019г., были заключены после официального вступления в силу Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что обжалуемыми нормативными правовыми актами изменены территориальные зоны, что усложнило использование земельного участка, так как данные доводы не нашли подтверждений в процессе рассмотрения дела.
С учётом установленных по делу обстоятельств, приведённых выше норм права, суд приходит к выводу, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемые положения Решения от 06.12.2018 года № 1107 и Решения от 13.03.2019 года № 1167 соответствуют приведённым выше нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушают права административного истца.
Доводы о наличии оснований для признания недействующим оспариваемых в части нормативных правовых актов, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном истолковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
Обжалуемые решения Симферопольского районного совета не содержат положений, ограничивающих права административного истца, как правообладателя земельного участка, не создают препятствий для дальнейшей эксплуатации земельного участка и не исключают возможности использования земельного участка по назначению.
На основании изложенного, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В силу вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Симферопольскому районному совету Республики Крым о признании недействующим решения 85-ой сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 06.12.2018 года № 1105 «Об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № территории зеленых насаждений общего пользования; признании недействующим решения 89-ой сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 13.03.2019 года № 1167 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» в части нахождения земельного участка с кадастровым номером № в зоне З-1-1, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Е.И. Холодная
Решение изготовлено в окончательной форме 11.11.2021 года.