2а-1470/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г.Рязань
Железнодорожный районный суд г.Рязани в составе судьи Зориной Л.В.,
при секретаре Анисимовой Е.С.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Рязани Х.О.С.
представителя административного ответчика П.Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Рязани, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г.Рязани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Рязани по поручению прокуратуры Рязанской области проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства и законодательства о гражданской обороне, в рамках которой было проверено состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Железнодорожного района г. Рязани.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес> представляет собой убежище площадью 80 кв.м., вместимостью 150 человек, имеет один вход, один аварийный выход, что подтверждается паспортом защитного сооружения, имеющимся в материалах проверки.
Согласно информации, полученной из Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от ДД.ММ.ГГГГ№, указанное защитное сооружение включено в реестр федерального имущества.
По сведениям, представленным МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани», данное защитное сооружение хранителя не имеет. Назначение объекта как защитного сооружения гражданской обороны изменено не было.
Обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью спорного объекта гражданской обороны возложена на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В ходе прокурорской проверки данного защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Рязани были выявлены нарушения положений «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 (далее- Правила).
Прокурор просит признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества. Обязать административного ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
- привести в надлежащее состояние техническое оборудование и произвести ремонт технических систем защитного сооружения (п.5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№);
- обозначить маршруты движения к ЗС ГО (п.6.2.3 Правил);
- освободить вход в ЗС ГО (п.3.2.3 Правил);
- привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование ЗС ГО и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11 Правил);
- во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические двери привести в открытое положение на подставках и обеспечить их прикрытие съемными легкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил);
- элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие Правилам цвета (п.3.2.10 Правил);
-санузлы, не используемые в хозяйственных целях, закрыть и опечатать (п.3.2.24 Правил);
- в ЗС ГО обеспечить наличие следующей документации: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения (п.3.6 Правил);
- провести оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.1 Правил);
- привести в соответствие фильтры-поглотители и корпусы (п.4.3.3 Правил);
- герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним промаркировать, а на воздуховодах установить обозначение направления движения воздуха (п.4.3.9 Правил);
-обозначить ЗС ГО (п. 6.2.1 Правил);
- нанести белой краской с наружной и внутренней сторон всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях ЗС ГО порядковый номер (п.6.2.2 Правил);
-полностью окрасить резиновые детали уплотнений защитных герметических дверей ЗС ГО (п.3.2.10 Правил).
Помощник прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что законом предусмотрено, что содержание сооружений ЗС ГО возложено на органы исполнительной власти субъекта, где расположены данные сооружения.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и их представителей.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" регламентировано, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде защитных сооружений гражданской обороны в Приложениях 1 - 3 указанного Постановления прямо не указаны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, п. 2 которого предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся встроенные убежища гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Данный договор заключается между предприятием (организацией), представителем Госкомимущества (территориального агентства Госкомимущества России), и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Договор согласовывается с начальником штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и должен содержать обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их к постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества № расположенное по адресу: <адрес><адрес><адрес> представляет собой убежище площадью 80 кв.м., вместимостью 150 человек, имеет один вход, один аварийный выход, что подтверждается паспортом убежища.
Указанное выше защитное сооружение включено в реестр федерального имущества, что подтверждается информацией, полученной из Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из письма МКУ «Управление по делам ГОЧС г.Рязани» № от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, хранителя не имеет.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Рязани с привлечением специалиста управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Рязанской области, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - убежище инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес>, содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно: в нарушение пункта 5.1.1 Правил не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем защитного сооружения, в соответствии с определенной периодичностью; в нарушении п.6.2.3 Правил не обозначены маршруты движения к ЗС ГО; загроможден вход в ЗС ГО (п.3.2.3 Правил); инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11 Правил); во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические двери не находятся в открытом положении на подставках и не прикрываются съемными легкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил); элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены в не соответствующие Правилам цвета (п.3.2.10 Правил); санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и опечатаны (п.3.2.24 Правил); в ЗС ГО отсутствует следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения (п.3.6 Правил); не проводится оценка технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.1 Правил); не установлены: фильтры-поглотители с вмятинами и другими повреждениями корпусов (п.4.3.3 Правил), герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним не промаркированы, а на воздуховодах отсутствует обозначение направление движения воздуха (п.4.3.9 Правил); ЗС ГО не обозначено (п. 6.2.1 Правил); не нанесены белой краской с наружной и внутренней сторон всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях ЗС ГО порядковый номер (п.6.2.2 Правил); частично окрашены резиновые детали уплотнений защитных герметических дверей ЗС ГО (п.3.2.10 Правил).
Факт выявления данных нарушений подтверждается сообщением начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 7 "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ, предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В силу положений ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведение текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества полностью или частично на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
В силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N432 "О Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из пункта 1 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016г. N469, следует, что межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тульской, Рязанской и Орловской областей.
В соответствии с п. 4 указанного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Следовательно, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Рязанской области федерального имущества выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, находится в непригодном состоянии для использования по прямому назначению, числится в реестре федеральной собственности, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью, расположенного на территории Рязанской области федерального имущества, возложена на ТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в связи с чем, требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика по управлению защитным сооружением гражданской обороны и возложении на него обязанности привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что содержание ЗС ГО в Рязанской области возложено на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не принимаются судом во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих, что защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность муниципального образования либо субъекта РФ либо на баланс юридического лица, суду не представлено.
Поскольку спорный объект надлежащим образом из федеральной собственности ни в собственность субъекта РФ, ни в муниципальную собственность не передавался, следовательно, из состава федерального имущества не выбывал.
Обращаясь в суд с иском об обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне прокурор Железнодорожного района г.Рязани выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг указанных лиц невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением о понуждении к устранению нарушений законодательства о гражданской обороне является мерой прокурорского реагирования, способствующей предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, устранению выявленных нарушений закона.
По правилам ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом существа разрешенных требований, объема мероприятий необходимых для устранения нарушений, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Рязани, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях привести защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, реестровый номер федерального имущества П126200004023, расположенного по адресу: <адрес> промузел, <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства:
- привести в надлежащее состояние техническое оборудование и произвести ремонт технических систем защитного сооружения (п.5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583);
- обозначить маршруты движения к ЗС ГО (п.6.2.3 Правил);
- освободить вход в ЗС ГО (п.3.2.3 Правил);
- привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование ЗС ГО и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11 Правил);
- во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические двери привести в открытое положение на подставках и обеспечить их прикрытие съемными легкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил);
- элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие Правилам цвета (п.3.2.10 Правил);
-санузлы, не используемые в хозяйственных целях, закрыть и опечатать (п.3.2.24 Правил);
- в ЗС ГО обеспечить наличие следующей документации: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения (п.3.6 Правил);
- провести оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.1 Правил);
- привести в соответствие фильтры-поглотители и корпусы (п.4.3.3 Правил);
- герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним промаркировать, а на воздуховодах установить обозначение направления движения воздуха (п.4.3.9 Правил);
-обозначить ЗС ГО (п. 6.2.1 Правил);
- нанести белой краской с наружной и внутренней сторон всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях ЗС ГО порядковый номер (п.6.2.2 Правил);
-полностью окрасить резиновые детали уплотнений защитных герметических дверей ЗС ГО (п.3.2.10 Правил).
Установить Межрегиональному территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях срок для совершения указанных действий – 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья