ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1470/20 от 06.10.2020 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес> суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО13., при секретаре ФИО8, с участием административного истца ФИО1, представляющей на основании доверенности интересы административного истца ФИО2, представителя административного ответчика службы ЗАГС <адрес> по доверенности ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а- по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к административному ответчику службе ЗАГС <адрес> о признании незаконным извещения об отказе в государственной регистрации установления отцовства, внесении изменения в актовую запись о рождении,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2 обратились с иском к службе ЗАГС <адрес>, в обоснование которого указали, что ДД.ММ.ГГГГ обратились в отдел по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес> с заявлением о государственной регистрации установления отцовства ФИО3 в отношении ФИО2. Ими были представлены следующие документы: свидетельство о рождении ФИО2, нотариально удостоверенное заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, их личные паспорта граждан Российской Федерации.

В этот же день было выдано извещение об отказе в государственной регистрации отцовства в отношении ФИО2 по следующим причинам: представлено нотариальное заявление от отца об установлении отцовства неустановленной формы; заявление адресовано в отдел по <адрес> и <адрес> управления службы ЗАГС <адрес>, а не в отдел по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес>; заявитель ФИО4 указывает свою фамилию к графе заявитель как Токходжиев, при этом в тексте заявления фамилия отца указана как ФИО12.

Считают извещение об отказе в государственной регистрации установления отцовства незаконным по следующим основаниям.

Заявление ФИО12 об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ содержит все необходимые сведения, которые должны быть указаны в заявлении об установлении отцовства, от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка и не имеющего возможности лично обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, для подачи заявления об установлении отцовства (форма ). Данное заявление удостоверено нотариусом <адрес>ФИО10, зарегистрировано в реестре за -, что соответствует п.39 приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Актовая запись о рождении ФИО2 была составлен ДД.ММ.ГГГГ в отделе по <адрес> и <адрес> управления службы ЗАГС <адрес>. В п.42 Административного регламента не содержится основание для отказа в предоставлении государственной услуги, указанное в обжалуемом извещении под п.2.

В заявлении ФИО3 об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует такое написание фамилии заявителя как ФИО4 или Токходжиев.

Поскольку органом ЗАГС, как следует из обжалуемого извещения, представленные документы были приняты, рассмотрены и было отказано в государственной регистрации установления отцовства, считают возможным просить суд обязать соответствующий орган ЗАГС произвести государственную регистрацию установления отцовства, внести изменения в актовую запись о рождении, указав в графе отец: «ФИО5», исправить фамилию с «ФИО11» на «ФИО12», исправить отчество с «ФИО6» на «Баудинович».

Отказ в государственной регистрации установления отцовства нарушает права, предусмотренные семейным, гражданским законодательством.

В исковом заявлении административные истцы ФИО1, ФИО2 просят суд: признать незаконным извещение отдела по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации установления отцовства ФИО3 в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>; внести изменения в актовую запись о рождении ФИО2, составленную ДД.ММ.ГГГГ в отделе по <адрес> и <адрес> управления службы ЗАГС <адрес>, указать в графе отец: «ФИО5», исправить фамилию с «ФИО11» на «ФИО12», исправить отчество с «ФИО6» на «Баудинович».

В судебном заседании ФИО1 требования иска поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что при первоначальном обращении ей было разъяснено, что при обращении в отдел по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС все документы будут направлены по месту хранения актовой записи о рождении ФИО2 в отдел по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС. Она, вместе с сыном, обращаясь в отдел <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес>, действительно не представили полный комплект документов, в частности не оплачена государственная пошлина, однако это связано лишь с тем, что ими предоставлено заявление об установлении отцовства от имени ФИО12, начальник отдела взяла указанное извещение и через некоторое время вручила извещение об отказе в государственной регистрации отцовства. Считает отказ административного ответчика незаконным и необоснованным, не соответствующим требованиям закона.

Представитель административного ответчика ФИО9 просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку принятое решение соответствует требованиям законодательства.

Административный истец ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явка сторон обязательной не признана.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке, поскольку имеются данные о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом.

Выслушав пояснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее Федеральный закон "Об актах гражданского состояния") государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пунктом 1 ст. 7 данного Закона предусмотрено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случае, если: государственная регистрация противоречит настоящему Закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Законом или иными правовыми актами.

В настоящем деле требования административных истцов вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Служба ЗАГС <адрес> реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителей.

С учетом изложенного административные истцы оспаривают отказ органа государственной власти, следовательно, административное исковое заявление правильно подано в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии статьей 48 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации установления отцовства является: совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка; заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 51 настоящего Федерального закона; решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу.

Статьей 49 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" определено, что государственная регистрация установления отцовства производится органом загса по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, либо по месту государственной регистрации ребенка, в случаях, предусмотренных ст. 54 Закона, органом загса по месту вынесения решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

Частью 5 статьи 50 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлено, что в случае, если отец или мать ребенка не имеют возможности лично подать в орган записи актов гражданского состояния заявление, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, их волеизъявление может быть оформлено отдельными заявлениями об установлении отцовства.

Подпись лица, не имеющего возможности присутствовать при подаче такого заявления, должна быть нотариально удостоверена. К нотариально удостоверенной подписи отца или матери ребенка, совершенной на заявлении об установлении отцовства, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Правила заполнения заявления установлены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 201 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния".

Статьей 52 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства, в порядке, предусмотренном статьями 50 и 51 настоящего Федерального закона, одновременно с таким заявлением должно быть представлено согласие в письменной форме лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства. Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи совместного заявления отца и матери (заявления отца).

Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 307 (далее - Административный регламент), устанавливает стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 23 Административного регламента для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий должны быть представлены: заявление установленной формы (в случае обязательной подачи заявления в письменной форме); документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния и совершения иного юридически значимого действия; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя; иные документы, предусмотренные Законом N 143-ФЗ, указанные в пунктах 27 - 37 Административного регламента.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п.3 ст. 333.26 Налогового Кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства оплачивается государственная пошлина, - 350 рублей.

На основании статьи 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" допускается отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами (пункт 1).

По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме (пункт 2).

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд (пункт 3).

Положения пункта 42 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 307 (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 53284), дублируют положения Закона N 143-ФЗ в указанной части.

Как следует из пояснений сторон и оснований, указанных в административном иске истцами, ФИО1 и ФИО2 при обращении ДД.ММ.ГГГГ в отдел по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес> не представлено заявление от матери об установлении отцовства, согласие ФИО2 в письменной форме на установление отцовства, сведения об оплате государственной пошлины в установленном законом размере.

Как следует из оспариваемого извещения от ДД.ММ.ГГГГ, причиной отказа в государственной регистрации установления отцовства послужило представление заявителем нотариального заявления от отца об установлении отцовства не установленной формы.

Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что заявление ФИО3 нотариально удостоверенное нотариусом <адрес>ФИО10, не соответствует заявлению по форме , установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 201 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленные ФИО1 и ФИО2 для государственной регистрации установления отцовства документы, в частности нотариально удостоверенное заявление ФИО3 не соответствовали требованиям, предъявляемым к ним Законом 143-ФЗ, тогда как обязанностью заявителей согласно Закону N 143-ФЗ и Административному регламенту является представление в орган ЗАГС всех необходимых надлежащим образом оформленных документов, что орган ЗАГСа не вправе отступить от требований, предъявляемых к этим документам Законом N 143-ФЗ и Административным регламентом. В этой связи обжалуемое извещение от ДД.ММ.ГГГГ отдела по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес> об отказе в государственной регистрации установления отцовства в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, не нарушает прав административных истцов, соответственно суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175 -180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к административному ответчику службе ЗАГС <адрес> о признании незаконным извещения отдела по <адрес> и <адрес> службы ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации установления отцовства ФИО3 в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, внесении изменений в актовую запись о рождении ФИО2, составленную ДД.ММ.ГГГГ в отделе по <адрес> и <адрес> управления службы ЗАГС <адрес>, указать в графе отец: «ФИО5», исправить фамилию с «ФИО11» на «ФИО12», исправить отчество с «ФИО6» на «ФИО14», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья