Дело № 2а-1470/2022
55RS0007-01-2021-006491-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г. при секретаре судебного заседания ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании при участии в качестве прокурора старшего помощника прокурора г. Омска ФИО4 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Омска о признании недействительным и отмене Постановления Администрации города Омска от 16 февраля 2018 года № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления красных линий через границы земельного участка,
установил:
ФИО1 в лице своего представителя ФИО8, действующей на основании доверенности, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании недействительным и отмене Постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12 августа 2011 года №-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления красных линий через границы земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 258 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, магазины товаров первой необходимости, расположенный по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир – жилой дом. Почтовый адрес ориентира: , , А.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 принадлежит расположенный на указанном земельном участке объект капитального строительства (жилой дом) 1917 года постройки, с кадастровым номером №. На основании договора купли-продажи административный истец приобрел указанный земельный участок, огороженный металлическим забором с воротами и калиткой, в границах которого расположен жилой дом, гараж, и иные хозяйственные постройки.
В соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок расположен в зоне жилой малоэтажной застройки. В рамках проведенной проверки специалистом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ по адресу: А, нарушений при строительстве (реконструкции) жилого дома требований земельного законодательства не выявлено. На основании постановления Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п и постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № 201-п через земельный участок, принадлежащий административному истцу, и расположенный на нем объект недвижимости проходит красная линия. Кроме того, указано, что данный факт установлен Куйбышевским районным судом г. Омска в рамках производства по гражданскому делу №.
При этом в постановление Администрации г. Омска внесены изменения, в том числе принятым постановлением Администрации г. Омска от 29.12.2018 № 1340-п, который не отменяло постановление Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п. Указанные постановления опубликованы в издании «Третья столица» № 1 от 10.01.2019 и № 40 от 18.08.2011 соответственно.
Полагал данные постановления незаконными и нарушающими права административного истца, поскольку приобретенный им жилой дом был возведен задолго до установления красных линий обжалуемым постановлением, на земельном участке сложился порядок его пользования, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.11.2015. Установление красных линий на территории земельного участка, на которой расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу, является незаконным и противоречит требованиям градостроительного законодательства. Настаивал на том, что красные линии не могут проходить через уже ранее отведенный земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных нужд.
В связи с прохождением красной линии по принадлежащему ФИО1 земельному участку, заявителем инициировано проведение работ по подготовке проекта планировки и межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – ул. Богдана Хмельницкого – ул. Масленникова – ленинградская площадь в Центральном и Октябрьском административном округах г. Омска.
С учетом изложенных обстоятельств и уточнения заявленных требований административный истец просит суд признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», раздел 5, приложение № 2 (улиц Куйбышева, ФИО2 Зорь) в части установления красных линий в границах элементов планировочной структуры №13 микрорайона № 25 района VI, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А. красных линий, как не соответствующему Генеральному плану принятому Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и правилам застройки и землепользования принятым Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», признать постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части: установления в приложении № 9 «Чертеж планировки территории, расположенной в границах: ул. Маршала Жукова-левый берег реки Оми - ул. Б. Хмельницкого - ул. Масленникова в Центральном административном округе г. Омска, в составе проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № района VI, красных линий относительно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А; внести корректировку в раздел 5 приложения № 2 к Постановлению Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п и в чертеж № по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в границах элементов планировочной структуры № микрорайона № района VI, в части установления красных линий, территорий общего пользования в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: А, путем исключения земельного участка с кадастровым номером № из территории общего пользования и выноса красной линии за пределы земельного участка с кадастровым номером № с установлением красной линии относительно спорного земельного участка по координатам: т.5 ().
Административный истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено (т. 4 л.д. 45, 46). Его представитель ФИО8, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях, настаивала на незаконности данного постановления, нарушении данным постановлением прав административного истца. Просила заявленные требования с учетом их уточнения удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивал на отсутствии оснований для признания недействующими обжалуемых положений постановления Администрации г. Омска, ссылался на соблюдение порядка принятия обжалуемого нормативного правового акта и его опубликования, отсутствия нарушения обжалуемыми положениями прав административного истца (т. 3 л.д. 106-107).
Представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, выражала несогласие с заявленными требованиями, настаивала на том, что обжалуемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, опубликован в соответствии с установленным законом порядком. Также поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 164-169).
Представитель заинтересованного лица ООО «Институт Территориального Планирования «Град» участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте назначенного судебного заседания извещены (т. 4 л.д. 46), ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 18.03.2016 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости, площадь: 258+/-7 кв.м, расположенный по адресу местоположения, установленного относительно ориентира в границах участка: ориентир – жилой дом. Почтовый адрес: , , А (свидетельство от 22.03.2016 о государственной регистрации права) (т. 1 л.д. 21, т. 2 л.д. 57-67), а также жилого дома с кадастровым номером №, площадью 640 кв.м., 1917 года постройки, 3 этажа, расположенного на указанном земельном участке (свидетельство от 09.10.2014 о государственной регистрации права №-№) (т. 1 л.д. 33, т. 2 л.д. 57-57, 68-75).
12.08.2011 № 896-п Постановлением Администрации г. Омска «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены проекты планировки следующих территорий центральной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах:
1) улица Фрунзе - улица Маршала Жукова - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш - в Центральном административном округе города Омска, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Фрунзе - улица Маршала Жукова - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш - в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению № 1 к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
2) улица Красный Путь - улица 7-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - улица Фрунзе – в Центральном административном округе города Омска, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная – улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми – улица Фрунзе - в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению № 3 к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 4 к настоящему постановлению;
3) улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми – улица Богдана Хмельницкого - улица Масленникова - в Центральном административном округе города Омска, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению № 5 к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 6 к настоящему постановлению (т. 1 л.д. 49-50).
Постановлением Администрации г. Омска № 201-п от 16.02.2018 «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» внесены изменения в Постановление Администрации города Омска «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» № 896-п от 12.08.2011, в том числе в части изложенной в пунктах 2, 3, согласно которых: утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 3 к настоящему постановлению; чертежа элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № 4 к настоящему постановлению.
Третьим пунктом Постановления утвержден проект межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, в составе чертежа межевания территории элементов планировочной структуры №№ 1-8, 30П28, ЗОП37, ЗОП38 микрорайона № 16 района IV, линейных объектов 4-2.ИТ1, 4-2.ИТ2, 4-2.ИТ9, 4-2.ИТ16, 4-2.ИТ22, 4-2.ИТ66, 4-2.ИТ83, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Маршала Жукова - улица Лермонтова - проспект К. Маркса в Центральном административном города Омска», согласно приложению № 5 к постановлению (т. 1 л.д. 102-103).
14.11.2018 Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на основании обращения ФИО1 определено подготовить документацию для внесения изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации г. Омска рот 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в части изложения в новой редакции красных линий в границах элементов планировочной структуры № 9, № 13, 16 микрорайона № 25 района VI, элемента планировочной структуры № 1 микрорайона № 24 района VI. ФИО1 предложено на основании ч. 8 ст. 45 ГрК РФ обеспечить подготовку документации за счет собственных средств в соответствии со ст. 46 ГрК РФ. Состав и содержание документации определены в соответствии со ст. 42 ГрК РФ. Утверждено техническое задание на выполнение инженерных изысканий согласно приложению к распоряжению. Предельный срок для подготовки документации установлен 30.04.2019.
23.12.2019 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес административного истца направлено письмо № №, в котором указано, что рассмотрев направленную письмом от 06.12.2019 № ДАГ-ОГ/2792, документацию по внесению изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации г. Омска рот 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в части изложения в новой редакции красных линий в границах элементов планировочной структуры № 9, № 13, 16 микрорайона № 25 района VI, элемента планировочной структуры № 1 микрорайона № 24 района VI в Центральном и Октябрьском административных округах г. Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска возвращает документацию с замечаниями. Сектора по защите информации и секретному делопроизводству: на сопроводительном письме отсутствие ограничительная отметка «Для служебного пользования». Отдела инженерной инфраструктуры управления инженерно-транспортной инфраструктуры: считают необходимым пояснительную записку материалов по обоснованию проекта планировки территории привести в соответствие с нормами и требованиями действующего законодательства, в том числе «Вопросы электроснабжения» и «Вопросы водоснабжения». В соответствии с пунктом вопросы водоснабжения» предусматривается повысительная насосная станция, в свою очередь на графических схемах зона перспективного размещения данного инженерного сооружения не предусмотрена. Положением об очередности планируемого развития предусмотрено перспективное строительство малоэтажной жилой застройки, графические материалы не отражают данное решение (предусмотрена перспективная застройка высокой и средней этажности). Согласно информации, содержащейся на единой топографической основе города Омска, выполненной изыскательскими организациями в разные годы, имеющейся в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в месте сечения 1-1 по ул. Куйбышева, имеются следующие существующие инженерные коммуникации: водопровод 3 шт., газопровод, телефонная канализация, несколько высоковольтных кабельных линий. Учитывая изложенное, предложено в рассматриваемой документации поперечный профиль по ул. Куйбышева (сечение 1-1) представить с существующими и предлагаемыми к переустройству инженерными коммуникациями.
Также, по результатам рассмотрения обращения административного истца 06.11.2020 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направлено письмо № Исх-ОГ-№ в соответствии с которым согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (в редакции от 30.09.2020 № 255) земельный участок с кадастровым номером №, определяется в границах функциональной зоны: зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами. Согласно карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения, содержащейся в Генеральном плане, улица Куйбышева – магистральная улица районного значения. Согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений» ширина магистральных улиц в красных линиях принимается 40-100 м.
15.06.2021 по результатам рассмотрения представленной представителем административного истца документации по внесению изменений в проект планировки территории, утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направлено письмо, которым возвращена представленная документация с замечаниями, в части отсутствия на диске и сопроводительном письме ограничительной надписи «для служебного пользования». Также указано на необходимость для согласования пакета документов со структурными подразделениями департамента архитектуры, повторно представить схему с наложением проектируемых красных линий на земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположен объект здравоохранения. Приложение № 1 «Технико-экономические показатели проекта планировки территории» откорректировать в соответствии с действующей редакцией проекта планировки территории.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, земельный участок с кадастровым номером №, располагается в границах магистрали районного значения – ул. Куйбышева.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 27.07.2007 № 43 (в редакции от 30.09.2020 № 255) Карта функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области, земельный участок с кадастровым номером №, располагается в границах зоны застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами.
Согласно Карте градостроительного зонирования территории г. Омска в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером №, располагается в зоне жилой малоэтажной застройки – Ж2 (в границах территориальной зоны Ж2-512, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории г. Омска в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, в редакции Решения Омского городского Совета от 16.06.2021 № 3128 земельный участок с кадастровым номером №, располагается в зоне индивидуальной жилой застройки.
Согласно Чертежу Планировки территории, расположенной в границах: улица Фрунзе – улица Маршала Жукова – улица Масленникова – Ленинградская площадь – правый берег реки Иртыш – в Центральном административном округе города Омска» планировки территории муниципального образования (16.02.2018 № 201-п), земельный участок расположен в границах красных линий.
Административный истец, полагая, что положения постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части изложения в новой редакции красных линий в границах элементов планировочной структуры №№ 9, 13, 16 микрорайона № 25 района VI, элемента планировочной структуры № 1 микрорайона № 25 района VI, в части установки красных линий, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, с даты опубликования в газете «Третья столица», противоречат положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают его права, обратился в суд с заявленными требованиями.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2021 по административному делу № производство по административному делу по иску ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействительным и отмене постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п в части изложения в новой редакции красных линий, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А, предъявленному ДД.ММ.ГГГГ, прекращено в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Согласно данному определению, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительным и отменить постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 12 августа 2011 года № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ г. Омск Омской области» в части изложения в новой редакции красных линий в границах элементов планировочной структуры № 9, № 13 и № 16 микрорайона № 25 района 6, элемента планировочной структуры № 1 микрорайона № 24 района 6 в части установки красных линий, проходящих через земельный участок с кадастровым номером №. расположенный по адресу: г. Омск, ФИО2 Зорь, 79 «а», с даты опубликования в газете «Третья столица». Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.10.2019 по административному делу № указанное административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Омского областного суда г. Омска от 02.03.2022 определение Центрального районного суда г. Омска от 17.12.2021, которым производство по административному делу прекращено, отменено, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим направлено в Центральный районный суд г. Омска для рассмотрения по существу. Указано, что требования административного истца фактически направлены на оспаривание постановления Администрации г. Омска от 16 февраля 2018 г. № 201-п в редакции от 16.06.2021, указанная редакция правового акта подлежит проверке на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в которые в 2020-2021 гг. также внесены изменения.
В ходе нового рассмотрения дела, с учетом неоднократного уточнения требования заявленных требований административный истец просит суд признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», раздел 5, приложение № 2 (улиц Куйбышева, ФИО2 Зорь) в части установления красных линий в границах элементов планировочной структуры №13 микрорайона № 25 района VI, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А. красных линий, как не соответствующему Генеральному плану принятому Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и правилам застройки и землепользования принятым Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», признать постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части: установления в приложении № 9 «Чертеж планировки территории, расположенной в границах: ул. Маршала Жукова-левый берег реки Оми - ул. Б. Хмельницкого - ул. Масленникова в Центральном административном округе г. Омска, в составе проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, красных линий относительно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. ; внести корректировку в раздел 5 приложения № 2 к Постановлению Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п и в чертеж № 9 по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, в части установления красных линий, территорий общего пользования в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: , путем исключения земельного участка с кадастровым номером № из территории общего пользования и выноса красной линии за пределы земельного участка с кадастровым номером № с установлением красной линии относительно спорного земельного участка по координатам: т
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и должен выяснять обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Давая правовую оценку заявленным требованиям при новом рассмотрении дела, применительно к приведенным положениям, оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение документации по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии (пп. а); границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (пп. б); границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пп. в); (п. 1); положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения (п. 2); положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (п. 3 ч. 3).
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (п. 1); возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2); функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п. 3); видов территориальных зон (4); требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (п. 5).
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.
Кроме того, в соответствии с Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, в редакции, действующей в период принятия обжалуемого постановления, Администрация г. Омска учреждала печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (ст. 7 Устава).
Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (постановление Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию»).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией г. Омска принято постановление № 201-п от 16.02.2018 «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12.08.2011 № 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым в постановление Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» внесены ряд изменений, а также утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах согласно приложению № 3 (не приводится) к настоящему постановлению; чертежа элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в указанных границах согласно приложению № 4 (не приводится) к настоящему постановлению.
Также утвержден проект межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, в составе чертежа межевания территории элементов планировочной структуры №№ 1 - 8, ЗОП28, ЗОП37, ЗОП38 микрорайона № 16 района IV, линейных объектов 4-2.ИТ1, 4-2.ИТ2, 4-2.ИТ9, 4-2.ИТ16, 4-2.ИТ22, 4-2.ИТ66, 4-2.ИТ83, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Маршала Жукова - улица Лермонтова - проспект К. Маркса в Центральном административном округе города Омска», согласно приложению № 5 (не приводится) к настоящему постановлению.
Данное Постановление Администрации города Омска опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 7, 22.02.2018, (включая графические приложения) (т. 3 л.д. 208-249).
Кроме того, в соответствии с представленными представителем административного ответчика документами, постановлением Администрации г. Омска от 24.10.2017 № 50-пм «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» назначены и проведены 09.11.2017 публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки следующих территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области: в том числе в части: утверждения проекта планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска; утверждения проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска (далее - документация по планировке территории).
Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 47, 26.10.2017, (включая графические приложения).
По результатам проведенных публичных слушаний по вопросам внесения изменений в проекты планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных постановлением Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» 28.11.2017 публичные слушания признаны состоявшимися.
Материалы дела не содержат сведений об участии правообладателя земельного участка в публичных слушаниях либо о представлении возражений относительно рассматривавшегося проекта планировки территории. Ввиду отсутствия предложений и замечаний в процессе подготовки публичных слушаний по проекту планировки, указанные публичные слушания признаны состоявшимся в соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск 28.11.2017.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации г. Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку. В рамках реализации полномочий Администрацией г. Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ принято обжалуемое постановление (т. 4 л.д. 18, 19-23).
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения, в том числе с апреля 2018, внесение изменений происходило на основании Постановлений Администрации города Омска от 12.07.2018 № 696-п, от 30.12.2019 № 867-п, от 01.02.2021 № 46-п, от 26.10.2021 № 654-п, от 07.12.2021 № 758-п, от 17.06.2022 № 431-п, Постановлением Администрации города Омска от 09.04.2018 № 383-п, которые также были опубликованы в газете «Третья столица».
В соответствии с пп. 1 п. 3 Постановления Администрации г. Омска от 12.07.2018 № 969-п постановление Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п «Об утверждении проектов планировки Центральной части территории муниципального образования городской окру город Омск Омской области» было признано утратившим силу. Одновременно отменен п. 1 постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п, предполагающий внесение изменений в постановление Администрации г. Омска от 12.08.2011 № 896-п, которым были утверждены красные линии, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением Администрации г. Омска № 431-п от 17.06.2022 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 16.02.2018 № 201-п» внесены изменения: таблица «Основные технико-экономические показатели проекта планировки территории» раздела VII «Характеристики планируемого развития территории» приложения № 2 «Положение о характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска» изложена в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению (п. 1); в приложении № 3 «Чертеж планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска» элемент планировочной структуры № 10 микрорайона № 15 планировочного района IV изложен в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению (п. 2); приложение № 3.1 «Положение об очередности планируемого развития территории элемента планировочной структуры № 10 микрорайона № 15 планировочного района IV, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска» изложено в новой редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению (п. 3).
При этом, по состоянию на 16.06.2021 постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п, действовало в редакции Постановления Администрации г. Омска от 01.02.2021 № 46-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проектов межевания некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым Приложение № 4 «Чертеж элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш - в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска» к постановлению Администрации города Омска от 16 февраля 2018 года № 201-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 12 августа 2011 года N 896-п и утверждении документации по планировке части территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» изложено в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению. Также утвержден проект межевания территории элементов планировочной структуры № 4-2.ИТ4, № 4-2.ИТ5.1 по Ленинградской площади проекта планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
Данное постановление было опубликовано в газете «Третья столица», № 4, 04.02.2021.
Применительно к изложенным положениям и установленным обстоятельствам, оспариваемое постановление и постановления, которыми вносились в него изменения принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования.
В границах данной территории расположен спорный земельный участок. Данное обстоятельство сторонами по административному делу не оспаривается.
В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – улица Богдана Хмельницкого – улица Масленникова – Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.12.2008 № 201-п, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах красных линий. Данное обстоятельство сторонами по административному делу не оспаривается (т. 1 л.д. 131, 174).
Красные линии в соответствии с положениями п. 11 ст. 1 ГрК РФ, линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
Согласно ч. 4 ст. 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ закрепляет, что генеральные планы городских округов является одним из документов территориального планирования муниципального образования.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержден решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43.
При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно ст. 30 ГрК РФ к целям разработки правил землепользования и застройки относятся: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана г. Омска. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Данная позиция содержится в ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ.
В силу ч.ч. 1,4 ст. 16 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, определения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Администрация г. Омска обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана, настоящих Правил.
Согласно Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Схема размещения объектов транспорта местного значения) земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения - улицы Куйбышева (первая очередь строительства) (т. 1 л.д. 172).
При этом в соответствии с Картой функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (в редакции от 30.09.2020 № 255) земельный участок в двух оспариваемого проекта планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – улица Богдана Хмельницкого – улица Масленникова – Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.12.2008 № 201-п, функциональных зонах: большей частью определяется в границах функциональной зоны застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами, в меньшей степени в границах функциональной зоны транспортной инфраструктуры (со стороны улицы ФИО2 Зорь). Со стороны улицы Куйбышева в зоне застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами (т. 1 л.д. 129, т. 3 л.д. 113).
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, содержащийся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером № определяется в границах зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1/110. (т. 1 л.д. 130).
Также при внесении изменений в Генеральный план категория улицы Куйбышева не изменилась. Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения (Приложение № 2), содержащейся в составе Генерального плана, в границах вышеуказанной функциональной зоны транспортной инфраструктуры определяется магистральная улица районного значения – улица Куйбышева (от улицы ФИО2 Зорь до улицы Съездовской) (т. 1 л.д. 173).
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 № 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Из анализа положений ст. 42 ГрК РФ следует, что материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме должны содержать: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории. Указанные документы являются обязательной составной частью проекта планировки территории, необходимые для его согласования и утверждения.
Согласно схеме организации транспорта и улично-дорожной сети, улица Куйбышева в границах от ул. ФИО2 Зорь до ул. Съездовская относится к магистральным улицам районного значения регулируемого движения, ширина красных линий которых принята в значении 40 м.
К расчетным параметрам улиц и дорог городов в соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1034/пр от 30.12.2016, относятся: расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара.
Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м): магистральных улиц – 40-100 (п. 1 Примечания к Таблице 11.2 СП 42.13330.2016)
Данные правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержат основные требования к их планировке и застройке (п. 1.1 СП 42.13330.2016).
Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Согласно расчетным показателям для проектирования сети улиц и дорог городского округа, установленным п. 5.8.5 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета № 519 от 22.03.2017, для магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения принята ширина в красных линиях 35-45 м (таблица 5.8.2).
При этом в соответствии с п. 1 Примечания, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц, в красных линиях принимается в соответствии с настоящей таблицей, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального.
Согласно чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером №, закрепляющие границы уличной - дорожной сети, обозначены с обеих сторон, красные линии установлены шириной поперечного профиля в значении 40 м., в которую входят тротуары, газоны, проезжая часть Указанное обусловлено организацией планируемого дорожного движения на данном участке дороги по ул. Куйбышева (т. 1 л.д.175, т. 3 л.д. 105).
В указанной части проект планировки территории соответствует Генеральному плану города Омска, в соответствии со Схемой размещения объектов транспорта местного значения предусматривающим улицу Куйбышева, как магистраль районного значения, что также соответствует нормативам градостроительного проектирования.
При этом в опровержение указания представителя административного ответчика на то, что постановление Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» не содержит указание на элемент планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, в котором располагается земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А, каких-либо доказательств и доводов не представлено, несмотря на неоднократное уточнение требований. При этом суд обращает внимание на то, что представителем административного истца не указано в редакции какого постановления, и на какой период обжалуется заявленное ею постановление.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 09.06.2014, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 17.11.2005, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Особые отметки: кадастровый № равнозначен кадастровому номеру №. Земельный участок входит в территориальную зону: зона жилой застройки малоэтажной застройки Ж2.512.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома (т. 2 л.д. 239-240, 241). При этом возведенное ФИО7 строение решением Куйбышевского районного суда г. Омска № от 09.02.2017 и определением Омского областного суда № от 11.05.2017 было признано самовольной постройкой. При этом о том, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий ФИО7 было известно с 2014 года, когда осуществлялось строительство объекта, при получении градостроительного плана земельного участка. Кроме того, копии чертежа градостроительного плана земельного участка, являющегося неотъемлемой частью градостроительного плана земельного участка, которым отмечены границы территориальных зон и границы красных линий, в котором отображается местоположение красных линий аналогично чертежу планировки территории.
Суд полагает заслуживающим доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств того, что в результате издания проекта планировки территории в части установления красных линий административный истец лишен возможности использовать принадлежащий на праве собственности земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Утверждение красных линий не отражается на правовом режиме земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, кроме того, не препятствует реализации имеющихся у административного истца прав на строение и земельный участок.
Доказательств того, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, не представлено. Установление факта пересечения земельного участка, принадлежащего административному истцу с красными линиями, его нахождение в границах красных линий, где планируется расширение дороги в будущем, не свидетельствует само по себе в рассматриваемом случае о наличии оснований для признания оспариваемого в части нормативно правового акта незаконным.
Также суд полагает необходимым отметить, что 16.06.2022 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес административного истца направлено письмо № Исх-№, в котором указано, что департаментом архитектуры подготовлен проект постановления Мэра г. Омска «Об организации и проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» по представленной административным истцом документации по внесению изменений в проект планировки территории в указанных границах.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Каких-либо доказательств наличия в рассматриваемом споре совокупности указанных условий не установлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», раздел 5, приложение № 2 (улиц Куйбышева, ФИО2 Зорь) в части установления красных линий в границах элементов планировочной структуры №13 микрорайона № 25 района VI, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А. красных линий, как не соответствующему генеральному плану принятому Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» и правилам застройки и землепользования принятым Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области»; о признании постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части: установления в приложении № 9 "Чертеж планировки территории, расположенной в границах: ул. Маршала Жукова-левый берег реки Оми- ул. Б. Хмельницкого- ул. Масленникова в Центральном административном округе г. Омска, в составе проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры № микрорайона № 25 района VI, красных линий относительно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А; о возложении обязанности внести корректировку в раздел 5 приложения № 2 к Постановлению Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п и в чертеж № 9 по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, в части установления красных линий, территорий общего пользования в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: А, путем исключения земельного участка с кадастровым номером № из территории общего пользования и выноса красной линии за пределы земельного участка с кадастровым номером № с установлением красной линии относительно спорного земельного участка по координатам: т удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации города Омска о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», раздел 5, приложение № 2 (улиц Куйбышева, ФИО2 Зорь) в части установления красных линий в границах элементов планировочной структуры №13 микрорайона № 25 района VI, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А. красных линий, как не соответствующему генеральному плану принятому Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 № 255 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" и правилам застройки и землепользования принятым Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области"; о признании постановления Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п «Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части: установления в приложении № 9 "Чертеж планировки территории, расположенной в границах: ул. Маршала Жукова-левый берег реки Оми- ул. Б. Хмельницкого- ул. Масленникова в Центральном административном округе г. Омска, в составе проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, красных линий относительно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: А; о возложении обязанности внести корректировку в раздел 5 приложения № 2 к Постановлению Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п и в чертеж № 9 по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в границах элементов планировочной структуры № 13 микрорайона № 25 района VI, в части установления красных линий, территорий общего пользования в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: А, путем исключения земельного участка с кадастровым номером № из территории общего пользования и выноса красной линии за пределы земельного участка с кадастровым номером № с установлением красной линии относительно спорного земельного участка по координатам: отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июля 2022 года.