Дело № 2а-1471/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года село Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдулова И.Я.,
при секретаре судебного заседания Дубовицкой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан ФИО2 о признании незаконным отказа в отмене градостроительного плана земельного участка, о признании незаконным градостроительный план земельного участка, об обязании утвердить и выдать новый градостроительный план,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан ФИО2 о признании незаконным отказа в отмене градостроительного плана земельного участка, о признании незаконным градостроительный план земельного участка, об обязании утвердить и выдать новый градостроительный план.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в зоне «Ж-2». ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства МР <адрес> РБ выдан истцу градостроительный план земельного участка №, на чертеже которого указано место допустимого размещения объекта капитального строительства с минимальными отступами от границ земельного участка по периметру - 10 метров, что не соответствует градостроительному кодексу и Правилам землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. На основании изложенного, ФИО1 просит: признать незаконным отказ начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в отмене градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, и выдаче нового градостроительного плана земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ года№, как противоречащий Градостроительному кодексу Российской Федерации; признать незаконным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка; обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, обозначив границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений и минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, на расстоянии 3 метров до границы соседнего земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.
Административный истец, административный ответчик на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения административного истца и административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, о чем в ЕГРН сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в зоне «Ж-2».
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства МР <адрес> РБ выдан истцу градостроительный план земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ) №, на чертеже которого (п. 1) указано место допустимого размещения объекта капитального строительства с минимальными отступами от границ земельного участка по периметру - 10 метров.
В п. 2.3. ГПЗУ минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий строений, сооружений, составляют 6 метров.
Таким образом, в п. 2.3. ГПЗУ указаны минимальные отступы от границ земельного участка на расстоянии 6 м, тогда как на чертеже указаны 10 м.
Каких-либо разъяснений в выданном ГПЗУ по данным характеристикам не содержится, в правилах землепользования и застройки <адрес> в отношении земельных участков, поставленных на кадастровый учет, такие отступы (10 м) не предусмотрены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил устранить административные барьеры и ограничения в его предпринимательской деятельности, а также восстановить его законные интересы при освоении вышеназванного земельного участка путем отмены принятого градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> по адресу: <адрес> и выдачи нового градостроительного плана с учетом исправления допущенных ошибок. В случае отказа просил предоставить соответствующие разъяснения со ссылкой на нормативно-правовые акты, указывающие на законность требований отступа 10 м от проектируемого здания, а также указать соответственным образом границы земельного участка.
Согласно п. 1.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» в муниципальном районе <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту - Административный регламент) муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального района Аургазинский район в лице главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Согласно п. 5.7. Административного регламента жалоба, поступившая в Уполномоченный орган, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Уполномоченного органа, ответственного специалиста Уполномоченного органа в приеме документов у Заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Согласно п. 5.9. Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Уполномоченного органа, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, принимается одно из следующих решений: удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата Заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах; отказать в удовлетворении жалобы.
Согласно п. 5.3. Административного регламента жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Уполномоченного органа подается Главе Администрации.
Согласно п. 4.1. Административного регламента текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений специалистами Уполномоченного органа осуществляется непрерывно Заместителем Главы Администрации, курирующим вопросы предоставления муниципальной услуги.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 указывает, что для отображения красных линий в чертеже ГПЗУ необходимы проект планировки и проект межевания территории, а также рекомендует разработать данную документацию за счет собственных средств.
В соответствии с п. 2.14.1. Административного регламента, в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
Остальные вопросы, изложенные в заявлении ФИО1, оставлены без ответа.
По общему правилу землепользователи вольны решать, является ли необходимой подготовка документов планировки территории для реализации их инвестиционных проектов или нет.
Однако законодательство предусматривает также перечень ситуаций, когда подготовка проекта планировки территории является обязательной.
Так, в настоящее время подготовка проекта планировки (включая проект межевания) территории осуществляется во всех случаях, когда земельные участки предоставляются под комплексное освоение или развитие территории. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ введен перечень случаев обязательности проекта планировки территории:
при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
в случаях, когда необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
если необходимо образование земельных участков, которое производится только в соответствии с проектом межевания территории (так образуются, например, участки для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставленные юридическим лицам; участки в границах квартала или микрорайона);
размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу;
при строительстве или реконструкции линейного объекта.
Вид разрешенного использования по вышеуказанному адресу подразумевает строительство объекта малоэтажной застройки, не сопряжённый с изменением элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1. ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;
правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Согласно ч. 1.2. ст. 45 Градостроительного кодекса РФ в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. - Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, согласно ч. 1.1. ст. - 45 Градостроительного кодекса РФ необходимости в разработке документации по планировке территории не имеется, а в случае необходимости такая документация должна быть разработана органами местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Согласно п. 4.2. Административного регламента контроль за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги включает в себя проведение проверок деятельности специалистов Уполномоченного органа, выявление и устранение нарушений прав Заявителей, рассмотрение и принятие и подготовку ответов на обращения, содержащие жалобы на действия (бездействие) и решения специалистов Уполномоченного органа, ответственных за предоставление муниципальной услуги.
Внеплановые проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги проводятся заместителем Главы Администрации, курирующим вопросы предоставления муниципальной услуги.
Основанием для проведения внеплановых проверок являются:
получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства, нормативных правовых актов;
жалобы Заявителей;
нарушения, выявленные в ходе текущего контроля.
Однако в нарушение данной нормы жалоба в отношении действий ФИО2 была рассмотрена ею же.
В то же время в ч. 4 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только после утверждения такой документации.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка является отсутствие документации по планировке территории в тех случаях, когда ее подготовка является обязательной.
ФИО1 в предоставлении градостроительного плана земельного участка отказано не было (выдан от «ДД.ММ.ГГГГ года).
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГсК РФ).
Соответственно красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Пункт 3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).
Проект красных линий <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан утвержден в составе генерального плана <адрес> МР <адрес> 19927-ГД, утвержденного Государственным Комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (2009 г.).
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).
Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).
Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На плане современного использования территории (опорном плане 1) показываются существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно- пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции).
Согласно Порядку заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденному приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, раздел 11 «Информация о красных линиях» содержит номера и перечень координат характерных точек красных линий в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При отсутствии информации о наличии в границах земельного участка (по его границам) красных линий, в строке пишется «Информация отсутствует», а в графах таблицы ставятся прочерки.
При отсутствии сведений о координатах характерных точек красных линий в источниках информации, используемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, в соответствующих графах ставятся прочерки.
Указанные выводы подтверждаются разъяснениями Минстроя России, изложенными в письме от ДД.ММ.ГГГГ. По данным asninfo.ru разъяснение было подготовлено в ответ на запрос Российской гильдии управляющих и девелоперов.
Таким образом, градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № RU0205-168 в части отсутствия на чертеже градостроительного плана земельного участка красных линий, отделяющих территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, противоречит положениям указанных выше нормативных актов и нарушает права и охраняемые законом интересы истца.
Кроме того, в ст. 50 (Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры размещенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства) главы XII Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Совета сельского поселения Толбазинский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно индексу зоны «Ж-2» минимальный отступ от границ земельного участка составляет 3 метра.
Согласно п. 2.3. Решения Совета сельского поселения Толбазинский сельсовет муниципального района <адрес> -Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» до границы соседнего земельного участка расстояния по санитарно-бытовым и зооветеринарным требованиям должны быть не менее 3 м (от усадебного, одно-, двухквартирного дома).
В соответствии с ч. 6 ст. 52. Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;
о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;
7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;
о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
о границах публичных сервитутов;
о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно- технического обеспечения;
о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
о реквизитах нормативных, правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
о красных линиях.
Согласно частям 7, 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство осуществляет проверку представленных документов и в случае несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка отказывает в выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в лице архитектора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и содержание выданного истцу градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Правилам землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, препятствуют истцу в разработке проектной документации и в последующем осуществления строительства.
Исчерпывающий перечень условий, размеров и параметров, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка, установлен ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 3 ч. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1, 2 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающие в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения допустимого размещения зданий, строений, сооружений, устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает, а лишь воспроизводит соответствующие характеристики, на которой расположен данный участок.
Согласно ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании, в том числе, градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка.
Градостроительный план, не устанавливая каких-либо прав и ограничений, прежде всего, фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, при подготовке градостроительного плана, в том числе и чертежа градостроительного плана, могут быть использованы сведения, имеющие непосредственное отношение к градостроительным регламентам в составе Правил землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Следовательно, градостроительный план земельного участка № RU0205-168, на чертеже которого (п. 1) указано место допустимого размещения объекта капитального строительства с минимальными отступами от границ земельного участка по периметру - 10 метров, не соответствует градостроительным регламентам в составе Правил землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Более того, согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером № является образованным и поставленным на кадастровый учет согласно постановлению администрации сельского поселения Толбазинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, из чего следует, что при осуществлении действий по образованию земельного участка, утверждении схемы расположения данного земельного участка органом местного самоуправления не были выявлены какие-либо нарушения, препятствующие образованию земельного участка, также как и органами кадастрового учета.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан ФИО2 о признании незаконным отказа в отмене градостроительного плана земельного участка, о признании незаконным градостроительный план земельного участка, об обязании утвердить и выдать новый градостроительный план, удовлетворить.
Признать незаконным отказ начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в отмене градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, и выдаче нового градостроительного плана земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Признать незаконным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в тридцатидневный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, утвердить и выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, обозначив границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений и минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, на расстоянии 3 метров до границы соседнего земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий И.Я. Абдулов
Резолютивная часть объявлена 23.11.2018 года.
Мотивировочная часть решения принята в окончательной форме 27.11.2018 года.
Председательствующий И.Я. Абдулов