ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1471/2022 от 06.07.2022 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«06» июля 2022 года дело

<...> УИД

Октябрьский районный суд <...> в составе судьи Боровских О.А.,

при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кочерьян А.А.,

при участии: представителя истца Петросяна А.С. (доверенность от 17.07.2020 № <...>6, диплом от ... г.);

представителя административного ответчика Чудиновой М.А. (доверенность от ... г. №ФЮ-6, диплом от ... г.);

представитель заинтересованного лица Подшибякина П.Ю. (доверенность от ... г./д/ОЮ/21-91),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орехова А. В. к Филиалу «Южный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, заместителю начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Панскому В.А., заинтересованное лицо ФКУ «ОСК Южного военного округа», о признании решения незаконным, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Орехов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании решения от ... г.г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным. В обоснование заявленных административных исковых требований ссылается на то, что Орехов А.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом командира в/части 11787 от ... г..

На момент увольнения выслуга составила более 22 лет. С целью постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в феврале 2020 года он обратился с соответствующим заявлением в ФГКУ «Югрегионжилье», однако решением от ... г. административным ответчиком отказано в его удовлетворении. Административный истец указал, что он не обеспечен иным жильем, кроме предоставленной ему в 2007 году служебной квартиры.

Орехов А.В.... г. обращался к командиру войсковой части 11787 с рапортом о постановке его с семьей (жена и дочь) на очередь на улучшение жилищных условий и в 2001 году был включен в список нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части 11787.

В связи с чем истец просил признать незаконным решение ... г.г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и отменить данное решение; обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить Орехова А.В. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В ходе рассмотрения дела по существу административный истец уточнил административные исковые требования и просил признать незаконным решение ... г.г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и отменить данное решение; обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить Орехова А.В. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, дата постановки на учет нуждающихся Орехова А.В.... г..

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом; представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании поддержал заявленные уточненные административные требования, просил их удовлетворить в полном объеме, привел суду доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности в судебном заседании возражал относительно административных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении, привел доводы в обоснование возражений, сослалась на доказательства по делу.

Административный ответчик зам.начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Панский В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом; представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно административных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении, привел доводы в обоснование возражений, сослалась на доказательства по делу. Кроме того, завил ходатайство об исключении из числа заинтересованных лиц ФКУ «ОСК Южного военного округа» по основаниям, изложенным в письменных возражениях, разрешая которое, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанного ходатайства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, личное дело Орехова А.В., представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ... г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом лицо, уволенное с военной службы, утрачивает статус военнослужащего с момента исключения из списков личного состава воинской части (учреждения) (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. ).

В настоящее время признание военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ... г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ... г. «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ... г.г. , на учет принимаются военнослужащие, проходящие действительную военную службу.

В силу пункта 2 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ... г. N 80 (далее - Инструкция), военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ... г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (пункт 26 Инструкции).

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (пункт 28 Инструкции).

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 29 Инструкции).

Пунктом 30 Инструкции определено, что ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.

Вооруженных Силах с ... г..

На основании ордера от ... г., выданного КЭЧ <...> КСК военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Орехов А.В. с супругой и дочерью заняли однокомнатную <...> военного городка имени маршала Ефимова <...>.

По состоянию на ... г.Орехов А.В. был включен в список нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части 11787.

... г.Ореховым А.В. подан рапорт об обмене указанной выше квартиры на двухкомнатную квартиру, расположенную в этом же доме.

... г. с Ореховым А.В. заключен договор найма служебного помещения, на основании которого ему вместе с супругой и дочерью предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат в квартире общей площадью 53,96 кв. м, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <...>.

Приказом командующего 4-й армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от ... г. в связи с организационно-штатными мероприятиями майор Орехов А.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, с ... г. исключен из списков личного состава воинской части. Продолжительность военной службы в календарном исчислении по состоянию на ... г. составляет 22 года 6 месяцев и 26 дней.

Статьей 23 Закона о статусе военнослужащих предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного федерального закона.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 поименованного выше закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... г. N 1054 (далее - Правила), установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 6).

Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади (подпункт "ж" пункта 7 Правил).

Пунктом 4 Инструкции определено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В пункте 13 Правил установлено, что в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащие подают рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе беседы, подписываемом увольняемым с военной службы военнослужащим и проводившим беседу должностным лицом, приобщается к личному делу военнослужащего.

В силу статьи 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... г. N 1495, командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.

Из анализа предусмотренных указанными нормами обязанностей командиров и прав подчиненных военнослужащих следует, что при увольнении с военной службы командование обязано разъяснить военнослужащему его право на постановку на учет нуждающихся в случае подачи им соответствующего рапорта и право на оставление в указанных списках после увольнения с военной службы.

Кроме того, реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно) и на получение жилого помещения носит заявительный характер. Для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно), гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении данного жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.

По архивным данным ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в период прохождения военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в квартирных органах Минобороны не состоял. Документы, подтверждающие признание Орехова А.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствуют.

Из представленной истцом в материалы дела копии списка нуждающихся в жилой площади военнослужащих по состоянию на ... г., следует, что Орехов А.В. имеет статус военнослужащего, нуждающегося в улучшении ранее выделенной жилой площади.

В представленном Личном деле Орехова А.В. имеется рапорт Орехова А.В. об увольнении от ... г. командиру войсковой части , согласно которого административный истец указывает, что жилой площадью обеспечен, претензий к Министерству обороны РФ по поводу обеспечения жильем не имеет, постоянно зарегистрирован по адресу: <...>.

Указанное обстоятельство также следует из представления от ... г., согласно которого Жилым помещением по установленным действующим законодательством нормам Орехов А.В. обеспечен по вышеназванному адресу, количество зарегистрированных человек – 3. Беседа по вопросу досрочного увольнения с военной службы с майором Ореховым А.В. проведена ... г.. Офицер с увольнением согласен.

В силу п. п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Таким образом, жилищные гарантии, предусмотренные пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с учетом положений пунктов 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие вправе реализовать до момента исключения их из списков личного состава воинской части.

Поскольку на дату подачи в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заявления (20.02.2020г.) Орехов А.В. утратил статус военнослужащего, административный истец не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом ранее представленного жилого помещения и отсутствия претензий с его стороны.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Орехова А.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Орехова А. В. к Филиалу «Южный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, заместителю начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Панскому В.А., заинтересованное лицо ФКУ «ОСК Южного военного округа», о признании решения незаконным, обязании совершить действия, полностью.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ... г..