Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО., при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области об оспаривании решения, обязании установить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязании административного ответчика устранить нарушение его права и принять решение об определении вида разрешенного использования указанного земельного участка согласно его заявлению.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель Административного ответчика - Администрации муниципального образования г/о Люберцы МО в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКК по МО» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка: с КН №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, а также земельного участка, площадью 314 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по тому же адресу, в порядке наследования по закону после смерти отца – ФИО, умершего ДД.ММ.ГГ
Постановлением Главы муниципального образования <адрес> МО за № от ДД.ММ.ГГ. ФИО был выделен дополнительный земельный участок площадью <...> кв.м. с присоединением его к участку площадью <...> кв.м. Этим же постановлением администрация признает утратившим силу свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью <...> кв.м. и ходатайствует перед МОРП выдать ФИО, свидетельство о регистрации права собственности на участок площадью <...> кв.м. по указанному адресу, однако в связи со смертью ФИО свидетельство не было получено.
С целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, однако ему было отказано, в связи с отсутствием сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Истец обратился в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования спорного участка, для последующего объединения двух смежных земельных участков в один.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГ., Администрацией муниципального образования г/о Люберцы МО в удовлетворении заявления истца было отказано.
Суд полагает данный отказ незаконным ввиду следующего.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ, К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Таким образом, обязательным является установление основного вида разрешенного использования земельных участков. Такой вид определяется градостроительным регламентом. Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством (п. 1 ст. 4 ГрК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных образований; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Содержание схемы территориального планирования муниципального образования г/о Люберцы МО установлено статьей 19, содержание генерального плана поселения - статьей 23 ГрК РФ. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит карту функциональных зон городского округа.
В силу п. 8 ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Частями 2, 4 ст.30 ГрК РФ установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, в Генеральном плане поселения устанавливается планируемая функциональная зона, но территориальные зоны указываются в Плане землепользования и застройки. Согласно п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», с учетом результатов публичных слушаний.
Суд считает, что ответ Администрации муниципального образования г/о Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ№-ПА является отказом в удовлетворении заявления ФИО в присвоении земельному участку вида разрешенного использования, так как решение по существу заявления не принято. Кроме того суд полагает правильным отметить что в силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Указанные нормы действующего законодательства административным ответчиком не соблюдены, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения Администрации муниципального образования г/о Люберцы МО, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГ. № об отказе в присвоении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенному по адресу: МО, городской округ Люберцы, <адрес>.
При этом суд также считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования г/о Люберцы МО определить вид разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования городской округ Люберцы МО в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы МО определить земельному участку с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья ФИО
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГг.