ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1473/2021 от 12.08.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1473/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Федяковой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.

с участием помощника Сальского транспортного прокурора Кулиненко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сальского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Сальский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной, указывая на то, что Сальской транспортной прокуратурой в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 15 июля 2011 года №211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на постоянной основе проводится мониторинг сети «Интернет» по вопросам исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации, об образовании, о транспортной безопасности.

В ходе мониторинга сети «Интернет» был выявлен Интернет-магазин https://espana-gid.com коммерческого домена «ru» открытого доступа, с которого любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести товары, запрещенные к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся в такому решению.

Так, в сети создан и функционирует Интернет-магазин https://espana-gid.com, подразделы которого содержат официальные предложения по продаже сыров, хамона, колбас, производства различных стран.

Доступ на Интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, при этом любой желающий может с помощью данного сайта приобрести на территории Российской Федерации вышеуказанные запрещенные к ввозу в Россию товары.

Оборот вышеуказанной продукции (сыра), на территории России запрещен Указами Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24 июня 2015 года №320 и от 29 июля 2015 №391, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года №778.

Таким образом, сыры, хамон, колбасы, консервы, реализуемые посредством дистанционного способа через Интернет-магазин https://espana-gid.com запрещены к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.

Целью обращения прокурора с настоящим административным исковым заявлением о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее удаление вышеуказанной станицы, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ).

На момент проверки указатели данного сайта в едином реестре отсутствуют.

На основании изложенного, административный истец просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом https://espana-gid.com, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Сальского транспортного прокурора Кулиненко А.С. требования поддержал. просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Управление Роскомнадзора по Ростовской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в назначенное судом время не явился, в адрес суда поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 28). Как следует из позиции, изложенной Управлением, что в результате осмотра Интернет-ресурса, указанному в заявлении, по состоянию на 29.07.2021года данный Интернет-ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 23-24).

В силу ч. 3 ст. 265.3 КАС РФ, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" более чем за 10 суток до дня проведения судебного заседания.

Суд, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 150, ч. 4 ст. 263 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Сальский транспортный прокурор ссылается на то, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт https://espana-gid.com, коммерческого домена «ru» открытого доступа, с которого любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести товары, запрещенные к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся в такому решению.

Сайт содержит информацию в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами. На сайте предлагается возможность приобрести товары, запрещенные к ввозу из стран (сыры, колбасы, хамон), принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.

Вход на данную страницу сайта является свободным, регистрация пользователей для получения информации на указанном сайте не требуется. Ознакомление и копирование указанной информации производится в свободной форме любым пользователем сети Интернет без применения специальных программных средств. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют (л.д. 10-15).

Президентом Российской Федерации в целях защиты национальных интересов государства издан Указ от 06 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п.2 которого в течение одного года со дня вступления в силу настоящего подзаконного акта запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельско-хозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указом Президента РФ от 21 ноября 2020 года №730 действие указанных экономических мер продлено до 31 декабря 2021 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года №778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года №560, от 24 июня 2015 года №320, от 26 июня 2016 года №305 и от 30 июня 2017 года №293, от 12 июля 2018 года №420» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых является, в том числе Италия, являющаяся страной Европейского союза.

Согласно Приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года №778 в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности 0406и отнесенные к товарной позиции «Сыры и творог».

В соответствии с п.3 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 года №391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 06 августа 2015 года.

Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, реализация выявленной продукции (сыра, мясных, рыбных деликатесов), на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данных товаров, как объект гражданских правоотношений запрещен.

В свою очередь, как следует из содержания информации, приведенной в сети «Интернет» на страницах Интернет-ресурса https://espana-gid.com функционирует в форме Интернет-магазина, фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации, с предложением услуги доставки.

Согласно ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что материализация информации, в том числе, на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную ответственность, недопустима.

В силу п.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п.2 ст.437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация из образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимкой товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Согласно п.3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В силу п.2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу п.3 постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Таким образом, размещение в сети «Интернет» фотографий «санкционных» сыров, хамона, колбас, консервов с их подробным описанием, ценой за установленный вес/упаковку, а также указания способов оплаты и доставки товаров до потребителя подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом.

В соответствии со ст. 158 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно п.1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Оборот вышеуказанной продукции (сыра), на территории России запрещен Указами Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24 июня 2015 года №320 и от 29 июля 2015 №391, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года №778.

Таким образом, сыры, хамон, колбасы, консервы, реализуемые посредством дистанционного способа через Интернет-магазин https://espana-gid.com запрещены к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.

Согласно п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, квалифицируется по статье 14.2 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Кроме того, статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, на указанном Интернет-сайте https://espana-gid.com любому пользователю предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 14,2, 16,3 КоАП РФ.

В связи с изложенным, суд соглашается с доводами прокурора.

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети «Интернет».

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как установлено судом, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, сайт, имеющий URL- адрес https://espana-gid.com не найден.

Сведений о включении вышеуказанной страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суду не представлено.

На основании изложенного, суд полагает, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https: //espana-gid.com информации о возможности приобрести товары, запрещенные к ввозу из стран (сыры, колбасы, хамон), принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению, нарушает права неопределенного круга лиц.

Суд полагает, что административное исковое заявление транспортным прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 N 2202-1 и ч. 1 ст. 39 КАС РФ, приведенные нормы закона являются достаточными для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В связи с чем, суд считает необходимым признать информационные материалы, размещенные на странице сайта в сети «Интернет» с URL- адресом https://espana-gid.com, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной в силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для включения сайта с URL-адресом https://espana-gid.com в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на сайте информационно-телекоммуникационной сети Интернет с URL-адресом: https://espana-gid.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ 12-20