ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1475/19 от 26.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0<номер обезличен>-38 Дело <номер обезличен>а-1475/2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес обезличен> 26 марта 2019 года

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи

Ф.

при секретаре

ФИО1

с участием

представителя административного ответчика

К.А.СА.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО2 к Главному управлению МВД России по <адрес обезличен> об оспаривании решения об утрате статуса вынужденного переселенца,

установил:

Х.С.ЭБ. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение от 17.03.2017г. ГУ МВД России по СК об утрате статуса вынужденного переселенца; отменить протокол (решение) от 17.12.2017г. об утрате статуса вынужденного переселенца; возложить на административного ответчика обязанность пересмотреть вопрос о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

В обоснование заявленных требований истица указала, что на основании протокола от 16.03.2000г. она является вынужденным переселенцем. По обращению в ГУ МВД России по СК о наличии статуса вынужденного переселенца 07.12.2018г. был получен ответ об утрате статуса. Данное решение является незаконным, необоснованным, не соответствует действующему законодательству, в том числе решению Невинномысского городского суда от 06.04.2017г., вступившим в законную силу, о признании незаконным постановление главы администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от 18.10.2016г. "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях" и обязании восстановить нарушенное право, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в судебном порядке. Срок исковой давности для обращения с настоящим иском не пропущен, поскольку протокол (решение) от 17.03.2017г. об утрате статуса вынужденного переселенца, истцом не было получено.

Административный истец Х.С.ЭБ. и его представитель Л. в судебное заседание не явились. Представитель был извещен о дате и времени судебного разбирательство в ходе подготовки, ему было поручено передать данную информацию истице.

В судебном заседании представитель административного ответчика К.А.СБ. просил в иске отказать, поддержав доводы письменных возражений по заявленным требованиям.

Предусмотренных ст.150 КАС РФ оснований для отложения судебного разбирательства административного дела судом не установлено.

Суд, выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ от <дата обезличена> N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 была признана вынужденным переселенцем <дата обезличена>.

Согласно п. 4 ст. 5 указанного Закона, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с п. 7 положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца, утвержденного приказом ФМС России от <дата обезличена><номер обезличен>, переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год в сроки, установленные территориальным органом. Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев с целью уточнения их фамилий, имен, отчеств, места жительства, состава семьи, трудоустройства и социального обеспечения. При переучете заполняется карточка переучета. В удостоверении вынужденного переселенца лица, прошедшего переучет, делается соответствующая отметка, заверяемая подписью начальника (руководителя) территориального органа или его заместителя и печатью территориального органа.

Из материалов дела следует, что ФИО2 ежегодно до 2016 года обращалась с заявлениями о продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца.

Последнее заявление от ФИО2 поступило в УФМС России по <адрес обезличен><дата обезличена>, на основании которого <дата обезличена> статус вынужденного переселенца ей был продлен до <дата обезличена>.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

До <дата обезличена> от ФИО2 заявление о продлении статуса вынужденного переселенца не поступило, доказательств обратного суду не представлено. В связи с этим <дата обезличена> она была признана утратившей статус вынужденного переселенца.

Статьей 9 Закона РФ от <дата обезличена><номер обезличен> "О вынужденных переселенцах" предусмотрены два самостоятельных процессуальных действия, таких как утрата статуса вынужденным переселенцем и лишение статуса вынужденного переселенца.

Как следует из ч. 2 ст. 9 Закона "О вынужденных переселенцах", лицо утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

ФИО2 не лишена, но утратила статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона "О вынужденных переселенцах".

Законодательством не предусмотрена возможность продления статуса вынужденного переселенца без подачи гражданином соответствующего заявления, то есть данная государственная услуга носит заявительный характер.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания судом незаконным решения органа государственной власти необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Между тем, такой совокупности обстоятельств по настоящему делу не установлено, в связи с чем оснований для признания решения об утрате статуса вынужденного переселенца незаконным суд не находит.

Разрешая доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный ответчик указал, что уведомление о принятом решении было направлено в адрес ФИО3<дата обезличена>. Между тем сведений о том, что данное уведомление было вручено административному истцу, то есть она с ним ознакомилась и ей стало известно о возможном нарушении ее прав, свобод и законных интересов, в материалах дела не имеется.

Административный истец указал, что на запрос об имеющемся статусе вынужденного переселенца она получила письмо от <дата обезличена>, из которого узнала об оспариваемом решении. Доказательств тому, что административный истец получал решение раньше указанной даты ответчик суду не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок для подачи настоящего административного иска пропущен не был.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Главному управлению МВД России по <адрес обезличен> об оспаривании решения об утрате статуса вынужденного переселенца – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

- ¬

Место для подписи

L -

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья О.А. Федоров