ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1475/2018 от 21.06.2018 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1475/2018

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 июня 2018 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Санджиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мутановой Нины Александровны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Церенову Борису Чучиновичу о признании незаконным распоряжения от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

Мутанова Н.А. обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство), Церенову Б.Ч., мотивируя тем, что распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 03 апреля 2017 года №662-р на основании заявления Церенова Б.Ч. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, с условным номером земельного участка – ЗУ1, с проектной площадью 566 кв.м., расположенного по адресу: РФ<адрес>, предназначенного под жилую застройку, с указанием заявителю предварительно согласовать предоставление земельного участка и обеспечить выполнение кадастровых работ в соответствии со схемой расположения земельного участка. Между тем, данное распоряжение нарушает права собственников смежных земельных участков – её и ФИО1, поскольку спорный земельный участок находится в их общем пользовании, и предоставление его ответчику Церенову Б.Ч. лишает их возможности на нормальный доступ и обслуживание принадлежащих им на праве собственности домовладений. В связи с чем ими были представлены письменные возражения по местоположению границ образуемого земельного участка. Полагая, что формирование спорного земельного участка произведено с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, просила признать незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, с условным номером земельного участка - ЗУ1, с проектной площадью 566 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец Мутанова Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, направив своего представителя.

Представитель административного истца Сангаджиева Б.У. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что согласно ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения, истцы вправе защищать не только право собственности, но также и право пользования землями общего пользования.

Представитель административного ответчика Министерства Сангаджиев Ц.Д. административные исковые требования не признал, пояснив, что в адрес Министерства неоднократно поступают обращения граждан относительно предоставления в собственность земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. В обоснование заявленных требований заявители указывают, что они являются собственниками помещений (квартир) в многоквартирных домах. Между тем, согласно положениям ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ст.ст. 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации жильцам таких квартир необходимо самостоятельно определять долю в общей долевой собственности на такие земельные участки путем проведения общих собраний жильцов, и в дальнейшем обращаться в установленном порядке за государственной регистрацией права. Однако по тем или иным причинам собственники жилых помещений не проводят мероприятия по оформлению прав пользования земельными участками в соответствии с действующими жилищным и земельным законодательствами. При этом отметил, что спорный земельный участок по адресу: <адрес> на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем права истца оспариваемым распоряжением Министерства не нарушаются. Кроме того, указанное распоряжение Министерства не порождает правовых последствий. Поскольку в данном случае имеет место спор о праве, участникам спора необходимо произвести межевание участка и разделить его между собой.

Административный ответчик Церенов Б.Ч. в судебном заседании административный иск не признал.

Заинтересованное лицо ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, решение вопроса оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.

Суд оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усмотрел и счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, с участием его представителя, а также в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-90/2018 по иску Церенова Б.Ч. к Акимовой В.И., Мутановой Н.А. об установлении границ земельного участка, суд находит заявленные Мутановой Н.А. административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Защищая предполагаемое нарушенное право, административный истец Мутанова Н.А. обратилась в суд в порядке административного судопроизводства с административным иском о признании незаконным распоряжения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, с условным номером земельного участка - ЗУ1, с проектной площадью 566 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного под жилую застройку (код вида разрешенного использования земельных участков – 2.0), в границах территориальной зоны ПЗЗ г.Элисты (Ж 1/19).

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с ч.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст.11.10 ЗК РФ).

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (ч.15 ст.11.10 ЗК РФ).

В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения (ч.17 ст.11.10 ЗК РФ).

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок ч.18 ст.11.10 ЗК РФ).Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 147-V-З "О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия" уполномоченный Правительством Республики Калмыкия орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты.

В силу п.1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.

03 апреля 2018 года на основании заявления Церенова Б.Ч., а также руководствуясь статьями 11.10, 39.6, 39.14, 39.17, 39.20 ЗК РФ, ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 147-V-З "О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия", Положением о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65, приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 21.12.2016 №229, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия вынесло распоряжение № 662 – р, которым утвердило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, с условным номером земельного участка - ЗУ1, с проектной площадью 566 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного под жилую застройку (код вида разрешенного использования земельных участков – 2.0), в границах территориальной зоны ПЗЗ г.Элисты (Ж 1/19). При этом в пунктах 2, 3 Министерство в соответствии с требованиями земельного законодательства (ст.11.10 ЗК РК) распорядилось предварительно согласовать заявителю предоставление земельного участка, указанного п.1 настоящего распоряжения, обязало заявителя обеспечить выполнение кадастровых работ в соответствии со схемой расположения земельного участка и осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Калмыкия в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

На основании изложенных норм закона и установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства от 03 апреля 2017 года №662-р от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, с условным номером земельного участка - ЗУ1, с проектной площадью 566 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, соблюдены требования нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения - распоряжение вынесено в установленным с земельным законодательством порядке полномочным органом, наделенным государственными полномочиями на принятие оспариваемого решения. Кроме того, учитывая положения ч.17 ст.11.10 ЗК РФ, имелись законные основания для вынесения Министерством данного распоряжения, поскольку на момент утверждения Министерством схемы расположения земельного участка земельный участок Мутановой Н.А. не был отмежеван, соответственно, не был поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.

Более того, как суд отметил выше, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В вынесенном распоряжении Министерство обязало заявителя Церенова Б.Ч. предварительно согласовать предоставление вышеуказанного земельного участка. Несогласие Мутановой Н.А. с предоставлением Церенову Б.Ч. земельного участка не влечет незаконность распоряжения Министерства об утверждении схемы расположения данного земельного участка. Указанным распоряжением права и законные интересы административного истца Мутановой Н.А. не нарушены. Доказательств обратного суду стороной административного ответчика в нарушение ч. 1 ст.226 КАС ПФ не представлено.

Кроме того, суд считает, что административным истцом Мутановой Н.А. пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов данного административного дела и гражданского дела № 2-90/2018 по иску Церенова Б.Ч. к Акимовой В.И., Мутановой Н.А. об установлении границ земельного участка усматривается, что административный ответчик Мутанова Н.А. знала о существовании оспариваемого ею в настоящем судебном разбирательстве распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям №662-р от 03 апреля 2017 года.

Так, из представленного суду стороной административного истца возражения Мутановой Н.А. и Акимовой В.И. по поводу местоположения границ земельного участка от 25 мая 2017 года следует, что они возражали против местоположения границы образуемого земельного участка ЗУ1, расположенного по адресу: <адрес>.

Из материалов обозренных судом в судебном заседании материалов гражданского дела № 2-90/2018 по иску Церенова Б.Ч. к Акимовой В.И., Мутановой Н.А. об установлении границ земельного участка также следует, что в мае 2017 года Мутанова Н.А. знала о существовании оспариваемого ею в настоящем судебном разбирательстве распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям №662-р от 03 апреля 2017 года. Указанное следует из представленного Мутановой Н.А. суду ее письменного заявления от 24 мая 2017 года в адрес директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия Хазикова Н.Ц., о несогласии с межевым планом эксперта ООО «РИКС», подготовленным в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, на основании, в том числе, схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением №6662-р от 03 апреля 2018 года. Более того, из ответа филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия на указанное заявление следует, что по состоянию на 05 июня 2017 года заявление о постановке учет вышеуказанного земельного участка в филиал не поступало.

Таким образом, на момент обращения с вышеуказанными письменными заявлениями – возражениями против расположения земельного участка по адресу: <адрес>, Мутановой Н.А. было известно об оспариваемом ею в настоящем судебном разбирательстве распоряжении Министерства от 03 апреля 2017 года №662-р.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку административный иск Мутановой Н.А. предъявлен в суд согласно входящему штампу суда лишь 04 апреля 2018 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока оспаривания действий органа государственной власти.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).

В ходе судебного разбирательства ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, уважительных причин для восстановления пропущенного срока стороной административного истца суду представлено не было и судом не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Мутановой Н.А. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Церенову Б.Ч. о признании незаконным распоряжения от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду того, что оспариваемым распоряжением права и законные интересы административного истца не нарушены, а также в связи с пропуском срока на обращение в суд с данными административными исковыми требованиями.

Руководствуясь положениями статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении административного искового заявления Мутановой Нины Александровны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Церенову Борису Чучиновичу о признании незаконным распоряжения от 03 апреля 2017 года №662-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Л.Л. Семёнова