ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1475/2022 от 24.02.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-019769-68

Дело № 2а-1475/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 24 февраля 2022 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления административного истца,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ___ основанием возникновения права собственности является договор дарения от 09 января 2017 г. Ввиду отнесения данного земельного участка к территориальной зоне «ОД-1Б» он обратился в орган местного самоуправления для приведения в соответствие территориальной зоны с видом разрешенного использования земельного участка, однако в изменении территориальной зоны ему отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку генеральным планом городского округа «город Якутск» данный земельный участок отнесен к функциональной зоне индивидуальной жилой застройки. При этом в Едином государственном реестре недвижимости ограничения в виде резервирования или изъятия земельного участка не зарегистрированы. Просил признать незаконным решение комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленное в виде выписки из протокола заседания от 26 августа 2021 г. № ПЗЗ/08/26-21, направленного Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска ему 06 сентября 2021 г. № 5040-ДГиТИ, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления административного истца.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено, что в соответствии с п. 1.1 Положения о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 17.11.2020 № 1801р, комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» является постоянно действующим межведомственным органом городского округа «город Якутск» и формируется для создания последовательного обеспечения эффективного функционирования системы регулирования землепользования и застройки на основе правового зонирования и является постоянным действующим коллегиальным органом, созданным для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», а также для определения назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В силу п. п. 4.1, 4.2 названного Положения данная комиссия создается решением главы городского округа «город Якутск» в форме распоряжения Окружной администрации города Якутска, состав комиссии утверждается решением главы городского округа «город Якутск» путем утверждения распоряжения.

Кроме того, согласно положению о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 09.09.2020 № РЯГД-19-9, данный Департамент является структурным подразделением Окружной администрации г. Якутск.

С учетом изложенного, в качестве административного ответчика по настоящему делу судом привлечена Окружная администрация г. Якутска.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен, направил своего представителя ФИО2, которая требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска и Окружной администрации города Якутска ФИО3 административный иск не признал, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории квартала «Покровский <...> км» городского округа «город Якутск», принятым в установленном порядке через публичные слушания, запрашиваемый под строительство индивидуального жилого дома или садового дома земельный участок с кадастровым номером 14:35:112003:24585 учтен под дошкольное, начальное и среднее образование. Изменения в части названного земельного участка в проект планировки и межевания не внесены, данный нормативный правовой акт в этой части не признан недействующим.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ___ с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

28 июня 2021 г. административный истец обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома № 5581-ДГ.

02 июля 2021 г. Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомление № 1828 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

07 июля 2021 г. ФИО1 обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением № 988-ДГиТИ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны вышеуказанного земельного участка на зону индивидуальной жилой застройки.

Решением комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленным заключением № ПЗЗ/08/26-21, утвержденным первым заместителем главы городского округа «город Якутск» 26 августа 2021 г., в удовлетворении заявления административного истца отказано в связи с тем, что данный земельный участок по проекту межевания территории учтен под дошкольное, начальное и среднее общее образование.

06 сентября 2021 г. данное заключение комиссии направлено административному истцу с уведомлением Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска № 5040-ДГиТИ.

Административным истцом по настоящему делу оспаривается законность вышеуказанного заключения комиссии от 26 августа 2021 г. № ПЗЗ/08/26-21.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании вышеуказанного заключения от 26 августа 2021 г. поступило в суд 16 сентября 2021 г., то есть вышеуказанный срок административный истцом не пропущен.

Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ч. 14 ст. 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Пунктом 2.1 вышеуказанного Положения о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» к основным задачам комиссии отменены: подготовка предложений о внесении изменений в Правила с учетом и в развитие действующих Правил; приведение в соответствие с Правилами ранее утвержденной и нереализованной документации по планировке территории, в том числе в части установленных Правилами градостроительных регламентов; подготовка дополнений, корректировка карты градостроительного зонирования в части уточнения, изменения границ территориальных зон, состава территориальных зон; рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в генеральный план городского округа «город Якутск».

Согласно п. 3.1 Положения комиссия уполномочена рассматривать предложения о внесении изменений в Правила и предложения о внесении изменений и дополнений в генеральный план городского округа «город Якутск», включенные в повестку заседания; составлять заключение по итогам рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила для направления главе городского округа «город Якутск»; разрабатывать проект о внесении изменений в Правила; проверять документы, материалы и сведения при подготовке проекта о внесении изменений в Правила в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм следует, что комиссия по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», являясь уполномоченным органом, в установленном порядке рассмотрела обращение административного истца.

Согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. № 169-НПА, земельный участок с кадастровым номером 14:35:112003:24585 расположен в территориальной зоне «ОД-Б1»: общественно-деловой зоне для размещения многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов на территории периферийных районов г. Якутска с включением объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны.

Также из проекта планировки и проекта межевания территории квартала «Покровский <...> км» городского округа «город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 20 декабря 2016 г. № 2113р., а также графических чертежей данного проекта установлено, что названный земельный участок учтен под дошкольное, начально и среднее образование.

Из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером ___ поставлен 01 декабря 2016 г., о чем имеется отметка в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, а также был приобретен административным истцом по договору дарения от 09 января 2017 г. с дарителем ФИО4

Таким образом, земельный участок административного истца был сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство ранее утверждения проекта планировки и межевания территории квартала.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Из изложенного следует, что при утверждении проекта планировки и межевания территории квартала «Покровский <...> км» органом местного самоуправления в нарушение приведенных норм земельного законодательства не была учтена сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование земельных участков в указанной территории, в частности, принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым номером 14:35:112003:24585.

Кроме того, доводы административного истца о несоответствии территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», функциональной зоне, установленной Генеральным планом городского округа «город Якутск» (под индивидуальное жилищное строительство), административными ответчиками не опровергнуты относимыми и допустимыми доказательствами.

Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, не имеется, при этом сроки резервирования и изъятия земельного участка неизвестны, муниципальный контракт не заключен, доказательств начала или реального планирования строительства образовательного учреждения не представлено. Между тем права административного истца как собственника данного земельного участка уже в настоящее время существенным образом ограничены, поскольку сроки снятия ограничений путем резервирования и изъятия в установленном порядке земельного участка неизвестны, обременение земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Следовательно, у комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения заявления административного истца и внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны названного земельного участка.

При таких обстоятельствах оспариваемое заключение от 26 августа 2021 г. является незаконным и необоснованным и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. Нарушенные права последнего подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки вышеуказанного заявления административного истца от 07 июля 2021г. № 988-ДГиТИ.

В этой связи административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления административного истца – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленное заключением № ПЗЗ/08/26-21, утвержденным первым заместителем главы городского округа «город Якутск» 26 августа 2021 г., в части отказа в удовлетворении заявления административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером ___ на зону индивидуальной жилой застройки.

Обязать Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 07 июля 2021 г. № 988-ДГиТИ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером ___ зону индивидуальной жилой застройки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь: Н. К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 04 марта 2022 г.