ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1476/2022 от 11.10.2022 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

61RS0018-01-2022-002200-40

№ 2а -1476/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 года г.Миллерово

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бугаевой Е.А.

при секретаре Эсауленко Е. С.

с участием представителя административного ответчика Палюха В.И.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кашарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кашарского района о признании незаконным бездействия администрации Кашарского района, выразившееся в неразмещении информации, подлежащей размещению на официальном сайте органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

В Миллеровский районный суд Ростовской области обратился Кашарский районный прокурор с административным иском к Администрации Кашарского района, согласно которому просил признать незаконным бездействие администрации Кашарского района, выразившееся в неразмещении информации, подлежащей размещению, на официальном сайте органа местного самоуправления. Обязать разместить недостающие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов на официальном сайте администрации.

В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой Кашарского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Администрацией Кашарского района принято постановление от 08.05.2014 №413 «Об утверждении положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Кашарского района».

В целях реализации названных требований федерального законодательства администрацией поселения на сайте поселения в сети Интернет создан раздел «Постановления», в котором подлежат размещению нормативные правовые акты органа местного самоуправления.

Однако, вышеуказанные обязанности администрацией сельского поселения исполняются ненадлежащим образом.

В нарушение п.п. «а», «б», «д» п. 2 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация, подлежащая размещению, не размещена на сайте в полном объёме:

На сайте отсутствуют проекты НПА, принятых Собранием Депутатов Кашарского района, размещаемые с целью их общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Отсутствуют следующие постановления, принятые Администрацией Кашарского района: Постановление от 11.01.2022 №3; Постановление от 13.01.2022 №7; Постановление от 18.01.2022 №16; Постановление от 18.01.2022 №17; Постановление от 19.01.2022 №20; Постановление от 28.01.2022 №51; а также ряд других постановлений Администрации Кашарского района, являющихся нормативными правовыми актами, подлежащими размещению на официальном сайте органа местного самоуправления.

Данные нарушения препятствуют реализации гражданами и организациями конституционных прав на получение полной и достоверной информации о деятельности администрации поселения.

Кроме того, неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности Администрации сельского поселения влечёт нарушение положений антикоррупционного законодательства и препятствует проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил требования административного иска, согласно котором просил суд признать незаконным бездействие администрации Кашарского района, выразившееся в неразмещении информации, подлежащей размещению, на официальном сайте органа местного самоуправления, а именно:

-Постановление от 11.01.2022 №3 «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от 29.10.2008 №658 «Об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправлению Кашарского района и обслуживающего персонала органов местного самоуправления Кашарского района»;

-Постановление от 13.01.2022 №7 «Об утверждении нормативных затрат оказание муниципальной услуги, включённой в общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг муниципального автономного учреждения Кашарского района «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» на 2022 год»;

Постановление от 18.01.2022 №16 «О внесении изменений в постановление администрации Кашарского района от 21.12.2021 «961 «О приведении размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствие с предельным (максимальным) индексом роста размера платы граждан за коммунальные услуги на2022 год»;

-Постановление от 18.01.2022 №17 «Об организации проведения оплачиваемых общественных работ в Кашарском районе в 2022 году»;

-Постановление от 19.01.2022 №20 «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от 19.01..2021 №17 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы Кашарского района «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах « на 2021 год»;

-Постановление от 28.01.2022 №51 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Администрации Кашарского района».

Также разместить проекты решений Собрания депутатов Кашарского района, направляемые Администрацией для утверждения.

Обязать разместить недостающие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов на официальном сайте администрации.

В судебное заседание прокурор не явился, однако, о дате и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежаще, об отложении судебного заседания ходатайств заявлено не было.

Представитель административного ответчика Администрации Кашарского района Палюх В.И. требования административного иска признал, не возражал против удовлетворения административного иска, о чем предоставил в материалы дела соответствующее заявление, которое приобщено в материалы дела.

Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие его участников.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 8-ФЗ)».

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 8-ФЗ одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих органов местного самоуправления.

Статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и содержанию размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления в зависимости от сферы деятельности.

В силу подпункта «а», «б», «д» п.2 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ размещению в сети «Интернет» в числе прочей подлежит информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ.

Тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

Установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.

С целью реализации указанных положений Федерального закона № 8-ФЗ администрацией поселения создан сайт в сети Интернет, на котором в соответствии с законодательством подлежит размещению соответствующая информация.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 данного закона институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно п. 4.1 приведённого Постановления юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Администрации и их проектов (далее - независимая антикоррупционная экспертиза).

В соответствии с п. 4.2 Постановления № 413 разработчики проекта в день направления его на согласование (визирование) заинтересованным работникам Администрации также направляют работнику Администрации, ответственному за размещение информации о работе Администрации на сайте, заявку на размещение на сайте проекта и информационного сообщения к проекту.

В силу ч. 1 ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела прокуратурой Кашарского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В ходе проверки было установлено, что администрацией поселения создан сайт в сети Интернет, на котором в соответствии с законодательством подлежит размещению соответствующая информация, однако, администрацией не в полном объеме публиковалась информация, а именно, на сайте отсутствовали проекты нормативных правовых актов, принятых Собранием Депутатов Кашарского района, размещаемые с целью их общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, отсутствовали постановления, принятые Администрацией Кашарского района: постановление от 11.01.2022 № 3, постановление от 13.01.2022 № 7, постановление о от 18.01.2022 № 16, постановление от 18.01.2022 № 17, постановление от 19.01.2022 № 20, постановление от 28.01.2022 № 51, а также ряд других постановлений Администрации Кашарского района, являющихся нормативными правовыми актами, подлежащими размещению на сайте органа местного самоуправления. (л.д.27-28)

Администрацией Кашарского района в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» принято постановление от 25.01.2010 №47 «Об утверждении положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Кашарского района» ( л.д.12, 13-15).

В целях реализации названных требований федерального законодательства администрацией поселения на сайте поселения в сети Интернет создан раздел «Постановления», в котором подлежат размещению нормативные правовые акты органа местного самоуправления.

Сторонами не предоставлены доказательства тому, что в настоящее время выявленные нарушения устранены административным ответчиком в полном объёме.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что прокурором Кашарского района требования к органу местного самоуправления заявлены законно и обоснованно, поскольку требования законодательства в сфере антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов на территории Кашарского района не исполнялись надлежащим образом. Помимо указанного выше, данные нарушения препятствуют реализации гражданами и организациями конституционных прав на получение полной и достоверной информации о деятельности администрации поселения и суд соглашается с доводами административного истца о том, что неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности Администрации сельского поселения влечёт нарушение положений антикоррупционного законодательства и препятствует проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органа местного самоуправления.

На этом основании суд считает, что орган местного самоуправления незаконно бездействовал.

Кроме того, суд принимает во внимание, что административным ответчиком требования административного иска признаны.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.157, 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Кашарского района, выразившееся в неразмещении информации, подлежащей размещению, на официальном сайте органа местного самоуправления, а именно:

-постановления главы Администрации Кашарского района от 11.01.2022 №3 «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от 29.10.2008 №658 «Об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправлению Кашарского района и обслуживающего персонала органов местного самоуправления Кашарского района»;

-постановления главы Администрации Кашарского района от 13.01.2022 №7 «Об утверждении нормативных затрат оказание муниципальной услуги, включённой в общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг муниципального автономного учреждения Кашарского района «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» на 2022 год»;

-постановления главы Администрации Кашарского района от 18.01.2022 №16 «О внесении изменений в постановление администрации Кашарского района от 21.12.2021 «961 «О приведении размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствие с предельным (максимальным) индексом роста размера платы граждан за коммунальные услуги на2022 год»;

-постановления главы Администрации Кашарского района от 18.01.2022 №17 «Об организации проведения оплачиваемых общественных работ в Кашарском районе в 2022 году»;

-постановления главы Администрации Кашарского района от 19.01.2022 №20 «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от 19.01..2021 №17 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы Кашарского района «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах « на 2021 год»;

-постановления главы Администрации Кашарского района от 28.01.2022 №51 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Администрации Кашарского района»;

-проектов решений Собрания депутатов Кашарского района, направляемых Администрацией для утверждения.

Обязать разместить недостающие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов на официальном сайте администрации Кашарского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Бугаева

решение в окончательной

форме изготовлено 19.10.2022