ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1476/2023-2021 от 12.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-1476/23-2021

46RS0030-01-2021-001686-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего - судьи Капаниной Н.В.,

при секретаре Тиника К.А.,

с участием:

представителей административного ответчика – Контрольно-счетной палаты Курской области по доверенностям ФИО1 и ФИО2,

заинтересованного лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Курского района Курской области к Контрольно-счетной палате Курской области о признании незаконным представления,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Курского района Курской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Контрольно-счетной палате Курской области об отмене представления Контрольно-счетной палаты Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в части несоблюдения Администрацией Курского района Курской области норм Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области», решения Представительного Собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование административного иска указано, что в 2020 г. Контрольно-счетной палатой Курской области проведена выборочная проверка обоснованности начисления и выплаты заработной платы сотрудникам Администрации Курского района Курской области за 2019 г. и прошедший период 2020 г., по результатам которой в адрес Администрации Курского района Курской области направлен акт выборочной проверки от ДД.ММ.ГГГГ для подписания. Указанный акт подписан с замечаниями, которые приложены к акту и являются его неотъемлемой частью. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой в адрес Администрации Курского района направлены результаты рассмотрения замечаний, согласно которым замечания не приняты. ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой в адрес Администрации Курского района Курской области вынесено представление, в резолютивной части которого Администрации предлагается не допускать нарушений законодательства, в том числе при расторжении трудовых отношений. В описательной части представления сделан вывод о том, что выплата выходных пособий ФИО6, ФИО7, ФИО5 произведена с нарушением ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области» и решения Представительного Собрания Курского района Курской области, что привело к ущербу бюджета МО «Курский район» на сумму 472 000 рублей, поскольку выплата выходного пособия в случае прекращения трудового договора по соглашению сторон, заключенного с муниципальным служащим, не предусмотрена; выплата выходного пособия работнику полагается не при любом увольнении, а только по указанным в ТК РФ, основаниям; заключение соглашения о расторжении трудового договора с заместителем руководителя муниципального учреждения не может содержать условия о выплате работнику выходного пособия, поскольку противоречит ст. 349.3 ТК РФ. Считают, что выплата выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон ФИО6, ФИО7, ФИО5 является видом поощрения за добросовестный эффективный труд и осуществлена на основании нормативных предписаний законодательства Российской Федерации. Случаи выплаты выходного пособия ФИО6, ФИО7, ФИО5 установлены соответствующими трудовыми договорами. Должность муниципальной службы следует рассматривать как должность в Администрации Курского района, которая является органом местного самоуправления, а не как должность в казенном учреждении, статусом которого наделяются структурные подразделения местной администрации. Принимая это во внимание, и были подготовлены документы на увольнение заместителей главы Администрации Курского района ФИО6 и ФИО3 с выплатой денежной компенсации, предусмотренной дополнительными соглашениями к трудовому договору. В описательной части представления, в акте, в таблице итогов сделан вывод о том, что несвоевременное осуществление Администрацией Курского района организационно-штатных мероприятий привело к выплатам сотрудникам Администрации заработной платы в сумме 124 200 рублей, что нанесло ущерб бюджету Курского района в 2020 г. на сумму 161 700 рублей (с учетом начислений), поскольку после утверждения с ДД.ММ.ГГГГ решением Представительного Собрания Курского района от ДД.ММ.ГГГГ новой структуры Администрации 3 сотрудника продолжали осуществление деятельности, получали заработную плату на должностях, не предусмотренных структурой. Согласно Уставу МО «Курский район» Курской области структура Администрации Курского района Курской области утверждается Представительным Собранием Курского района по представлению Главы Курского района. Таким образом, начинать организационно-штатные мероприятия возможно исключительно после принятия соответствующего решения. Во исполнение указанного решения Администрацией Курского района Курской области издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях», которым утверждено штатное расписание в новой редакции с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день были вручены уведомления сокращаемым работникам (ФИО4, ФИО5), за исключением находящегося на больничном (ФИО6). Полагают, что дата увольнения работников в связи с сокращением штата определяется не датой вступления в силу штатного расписания в новой редакции, а истечением двухмесячного срока, установленного ч. 2 ст. 180 ТК РФ. Из положений ТК РФ не следует, как должны соотноситься между собой момент увольнения сокращаемых работников и момент введения в действие штатного расписания в новой редакции. Процедура увольнения по сокращению штата со всеми сотрудниками была соблюдена. Считают, что вывод Контрольно-счетной палаты Курской области о несвоевременности организационно-штатных мероприятий, проводимых Администрацией Курского района, не основан на нормах права. В случае осуществления организационно-штатных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ и увольнения всех сокращаемых работников до окончания 2019 г. со всеми причитающимися выплатами норматив на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области был бы превышен более чем на 2 %, что является недопустимым. При соблюдении порядка увольнения по сокращению штата, установленного трудовым законодательством, сокращаемые должности с момента утверждения нового штатного расписания попадают за его рамки, и работники, замещающие должности, подлежащие сокращению, осуществляют работу еще в течение двух месяцев с момента вручения им уведомления о сокращении. В связи с этим, превышение предельной штатной численности Администрации Курского района не усматривается. Также указывают, что вывод, сделанный Контрольно-счетной палатой о том, что в связи с нарушением порядка расторжения трудовых отношений с работником Администрации Курского района ФИО5 при сокращении штата работников, подтвержденным судебным решением, Администрацией района выплачены 130 100 рублей, что привело к ущербу муниципального бюджета в 2020 г. на сумму 169 400 рублей. Указанный вывод основан на решении Ленинского районного суда г. Курска, вынесенного в августе 2020 г., по иску ФИО5 к Администрации Курского района и носит преждевременный характер, поскольку в Курском областном суде рассмотрена апелляционная жалоба Администрации Курского района Курской области и определением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Курска изменено в части выплаты компенсации, размер которой не превышает выплаты, которые были бы произведены сотруднику при расторжении трудового договора по собственному желанию.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО7

В судебное заседание представитель Администрации Курского района Курской области не явился, о дате и месте слушания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям и просил их удовлетворить.

Представители административного ответчика - Контрольно-счетной палаты Курской области ФИО1 и ФИО2 административный иск не признали по основаниям, указанным в отзыве. Указав, что в ходе проверки по обращению УМВД Курской области были установлены нарушения в части выплат, осуществленных при расторжении трудовых договоров с ФИО6, ФИО5, ФИО7 по соглашению сторон. Также установлено, что ФИО6, ФИО5 и ФИО4 продолжали работать, в то время как их должности отсутствовали в штатном расписании. На основании указанного Администрации Курского района Курской области было направлено представления, которое носило рекомендательный характер. Поскольку в адрес Контрольно-счетной палаты Курской области поступило письмо за подписью главы Курского района Курской области ФИО10, согласно которому Администрацией Курского района были приняты к сведению предложение Контрольно-счетной палаты Курской области о недопущении нарушений трудового законодательства, то на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты было принято решение: считать принятые Администрацией Курского района Курской области меры достаточными и снять с контроля представление Контрольно-счетной палаты Курской области главе Курского района Курской области ФИО10

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании пояснил, что дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор в части выплаты выходного пособия было подписано им за несколько дней до увольнения.

Заинтересованные лица ФИО6, ФИО5, ФИО4, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, не явились, ходатайств не представили.

Суд, в соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, Контрольно-счетной палатой Курской области в соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области на 2020 г., утвержденным решением коллегии Контрольно-счетной палаты Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка обоснованности начисления и выплаты заработной платы сотрудникам Администрации Курского района Курской области за 2019 г. и прошедший период 2020 г».

Данная проверка включена в план деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области в связи с обращением УМВД РФ по Курской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения проверки установлено, что в проверяемый период Администрацией Курского района проводились организационно-штатные мероприятия, в связи с утверждением с ДД.ММ.ГГГГ новой структуры Администрации и принятием нового штатного расписания, при осуществлении которых были нарушены нормы трудового законодательства.

Распоряжением Администрации Курского района от ДД.ММ.ГГГГ-л расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с заместителем главы Администрации Курского района по вопросам ЖКХ и дорожной деятельности ФИО3 по соглашению сторон с выплатой выходного пособия в размере 10 должностных окладов; ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к указанному трудовому договору (договор был дополнен пунктом, согласно которому в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон работнику выплачивается выходное пособие в размере 10 должностных окладов); выплата выходного пособия произведена ФИО3 в сумме 105 000 рублей;

Распоряжением Администрации Курского района от ДД.ММ.ГГГГ-л расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с заместителем главы Администрации Курского района по вопросам АПК, земельным правоотношениям и инвестиционной политики ФИО6 по соглашению сторон с выплатой выходного пособия в размере 3 денежных содержаний муниципального служащего; ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к указанному трудовому договору (договор дополнен пунктом, согласно которому в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон работнику выплачивается выходное пособие в размере 3 денежных содержаний муниципального служащего); выплата выходного пособия произведена ФИО6 в сумме 215 300 рублей; Распоряжением Администрации Курского района от ДД.ММ.ГГГГ-л расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон с ФИО5; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в него был включен пункт, согласно которому в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон работнику выплачивается компенсация в сумме 42 230 рублей).

При этом при расторжении трудовых отношений с указанными работниками Администрации Курского района Курской области по соглашению сторон сотрудникам выплачены выходные пособия (компенсация), при этом расчет сумм выходных пособий произведен различными способами: в размере 10 должностных окладов, в размере 3 денежных содержаний, в фиксированной сумме.

Выплата выходных пособий (компенсации) ФИО6, ФИО3, ФИО5 в общей сумме 362 500 рублей произведена с нарушением ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 6 Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» и решения Представительного Собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, что привело к ущербу бюджета МО «Курский район» на сумму 472 000 рублей (с учетом начислений).

Также установлено, что в I квартале 2020 г. после вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ новой структуры и нового штатного расписания Администрации Курского района сохранялись трудовые отношения с 3 сотрудниками Администрации Курского района (ФИО6, ФИО5, ФИО4), должности которых не были предусмотрены структурой Администрации Курского района, утвержденной решением Представительного Собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, штатным расписанием, утвержденным постановлением Администрации Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, была превышена предельная штатная численность Администрации Курского района Курской области. Несвоевременное осуществление администрацией Курского района организационно-штатных мероприятий, предусмотренных ст. 180 ТК РФ, привело к выплатам 3 сотрудникам Администрации Курской района Курской области заработной платы в сумме 124 200 рублей в нарушение указанных выше решения Представительного Собрания Курского района Курской области и штатного расписания, утвержденного постановлением Администрации Курского района Курской области, что нанесло ущерб бюджету Курского района на 2020 г. на сумму 161 700 рублей (с учетом начислений).

Кроме того, в нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовые договоры со ФИО16 Е.А. не были включены все обязательные условия в части оплаты труда (размер ежемесячного денежного поощрения согласно штатному расписанию).

ДД.ММ.ГГГГ.2020 на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Курской области был рассмотрен отчет по итогам выборочной проверки обоснованности начисления и выплаты заработной платы сотрудникам администрации Курского района Курской области за 2019 г. и прошедший период 2020 г.

На основании решения коллегии на имя главы Курского района Курской области ФИО10 направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении и недопущении в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе, с предложениями: не допускать нарушений ТК РФ, Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области» и решения Представительного Собрания Курского района Курской области при оплате труда работников Администрации Курского района, в том числе при расторжении трудовых отношений; провести инвентаризацию трудовых договоров с сотрудниками Администрации Курского района Курского района в части установления обязательных условий по оплате труда (уточнения размера ежемесячного денежного поощрения согласно штатному расписанию).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий и (или) единовременной компенсации, предусмотренной ч. 5 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области», решением Представительного Собрания Курского района Курской области от 20.12.2018 № 38-3-285 выплата выходного пособия при расторжении трудового договора с муниципальным служащим по соглашению сторон не предусмотрена, в связи с чем не может устанавливаться по усмотрению главы Администрации.

Таким образом, выплата выходного пособия при расторжения трудовых договоров по соглашению сторон между Администрацией Курского района Курской области и работниками ФИО12, ФИО3, ФИО5, учитывая, что указанная выплата не установлена законом, не носила компенсационного характера, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, противоречит требованиям трудового законодательства.

Довод Администрации Курского района Курской области о том, что выплаты вышеуказанным сотрудникам являлись поощрением за добросовестный труд, являются голословными, поскольку выплаты увольняемым сотрудникам произведены в связи с расторжением трудовых договоров; сведения о поощрении работников в размере выплаченных сумм не предоставлены.

Из положений ст. 57 ТК РФ следует, что обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе, указание на трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, определяющий структуру, штатный состав и штатную численность организации в соответствии с ее Уставом (Положением), содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Учитывая, что Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Курской области «О муниципальной службе в Курской области» не предусмотрено осуществление муниципальными служащими трудовой деятельности и занятие ими должностей, не предусмотренных штатным расписанием, осуществление трудовой деятельности ФИО6, ФИО5, ФИО4 в 2020 г. на должностях, отсутствующих в штатном расписании Администрации Курского района Курской области на 2020 г. не основано на нормах действующего законодательства.

Довод стороны административного истца о том, что данная ситуация произошла, в связи с необходимостью предупреждения работодателем работников о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата организации работники за два месяца до увольнения, суд считает несостоятельным, полагая, что администрацией Курского района Курской области организационно-штатные мероприятия были осуществлены несвоевременно.

По итогам выборочной проверки обоснованности начисления и выплаты заработной платы сотрудникам администрации Курского района Курской области за 2019 г. и прошедший период 2020 г. был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, который направлен в Администрацию Курского района Курской области; поданные замечания были отклонены.

Отчет по итогам выборочной проверки был рассмотрен на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Курской области и по результатам принято решение о направлении отчета по итогам проведенного контрольного мероприятия «Выборочная проверка обоснованности начисления и выплаты заработной платы сотрудникам администрации Курского района Курской области за 2019 г. и прошедший период 2020 г.»: губернатору Курской области ФИО13, председателю Курской областной Думы ФИО14; о направлении материалов контрольного мероприятия инициатору контрольного мероприятия - ОМВД России по Курскому району; а также направить представление главе Курского района Курской области ФИО10 по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона Курской области от 21.09.2011 № 72-ЗКО «О Контрольно-счетной палате Курской области» органы государственной власти и государственные органы Курской области, орган местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатах рассмотрения представления решениях и мерах.

Поскольку в адрес Контрольно-счетной палаты Курской области поступило письмо за подписью главы Курского района Курской области ФИО10, из которого следовало, что по результатам рассмотрения представления Контрольно-счетной палаты Курской области от 28.12.2020, Администрацией Курского района были приняты к сведению предложение Контрольно-счетной палаты Курской области о недопущении нарушений Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 6 Закона Курской области от 13.06.2007 № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» и решения Представительного Собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ; Администрацией Курского района Курской области проведена инвентаризация трудовых договоров, заключенных между Администрацией Курского района и лицами, замещающими должности муниципальной службы Курского района Курской области, на предмет соответствия указанных договоров нормативным предписаниям действующих муниципальных правовых актов в части системы оплаты труда, коллегией Контрольно-счетной палаты Курской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение: считать принятые Администрацией Курского района Курской области меры достаточными, в связи с чем, снять с контроля представление Контрольно-счетной палаты Курской области главе Курского района Курской области ФИО10, о чем было сообщено главе Курского района Курской области ФИО10

На основании установленного суд приходит к выводу, что проверка и принятие решения Контрольно-счетной палатой Курской области осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Курской области от 21.09.2011 № 72-ЗКО «О Контрольно-счетной палате Курской области», регламентом Контрольно-счетной палаты Курской области, утвержденным постановлением Курской областной Думы от 17.11.2011 № 163-V ОД, выводы Контрольно-счетной палаты Курской области, указанные в оспариваемом представлении, являются обоснованными и согласуются с материалами дела. Меры, принятые Администрацией Курского района по устранению нарушений, сочтены достаточными.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Совокупность таких условий в данном случае отсутствует.

Так административным истцом не представлено доказательств того, что представлением Контрольно-счетной палатой Курской области от ДД.ММ.ГГГГ нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы Администрации Курского района Курской области, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, при этом суд учитывает, что представление носит рекомендательный, а не властный характер.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации Курского района Курской области к Контрольно-счетной палате Курской области о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 апреля 2021 г.

Судья Н.В. Капанина

/ подпись /

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>