ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1477/19 от 10.01.2019 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К делу№2а-1477/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Теплухин Р.В.,

при секретаре Саврига Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к УФССП России по Краснодарскому краю, начальнику – старшему судебному приставу ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 о признании незаконными действий должностных лиц отдела судебных приставов-исполнителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Краснодарскому краю, начальнику ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО4 о признании незаконными действий должностных лиц отдела судебных приставов-исполнителей, мотивируя свои требования тем, что в Отделе судебных приставов по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю у судебного пристава-исполнителя ФИО3 находится исполнительное производство № ... от 27 июня 2018 года о взыскании суммы задолженности с ФИО5 в пользу ФИО1 в размере 21 194 рублей. 21 марта 2019 года в связи с невозможностью личного присутствия в ССП в рамках ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» административным истцом было направлено заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица в рамках Административного регламента ФССП по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лиц, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 года № 86 (далее - Административный регламент). Согласно п. 11 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги, включая направление заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, - 17 рабочих дней со дня поступления заявления в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 11 марта 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 02 апреля 2019 года. Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 11 марта 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 25 апреля 2019 года. Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес Административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 02.04.2019 г. по 16.10.2019 г.). 20 июня 2019 года административным истцом повторно было направлено Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 17 июня 2019 года. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 17 июня 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 09 июля 2019 года. Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 17 июня 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 01 августа 2019 года. Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес Административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 09.07.2019 г. по 16.10.2019 г.) 09 сентября 2019 года административным истцом повторно было направлено Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 09 сентября 2019 года. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 09 сентября 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 17 сентября 2019 года. Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 09 сентября 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 10 октября 2019 года. Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес Административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 17.09.2019 г. по 16.10.2019 г.) Таким образом, до настоящего времени у Административного истца отсутствует какая-либо информация о ходе исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года о взыскании суммы задолженности с ФИО5 в пользу ФИО1 в размере 21 194 рублей. Считает, что не направление судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 письменных ответов на неоднократные обращения Административного истца и не предоставление информации о нахождении на исполнении в ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года нарушает право административного получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также нарушает право последнего на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства, препятствует реализации административным истцом своих прав в рамках исполнительного производства, что приводит к лишению возможности осуществлять контроль за ходом исполнительного производства. Вышеизложенное свидетельствует о халатном отношении Начальника ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 к исполнению своих служебных обязанностей, который согласно ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» обязан организовать работу подразделения службы судебных приставов, обеспечивать принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утвердить постановления судебных приставов-исполнителей; осуществлять в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности. Обязанность по организации работы в подразделении федеральным законом и должностным регламентом возложена на старшего пристава. Старший пристав в силу своих должностных обязанностей обязан планировать, организовывать и контролировать работу возглавляемого им отдела, организовывать проведение проверок работы судебных приставов, исполнение ими служебных обязанностей (ст. 10 ФЗ «О судебных приставах»). По должностному регламенту, начальник отдела - старший судебный пристав обязан планировать, организовывать и контролировать работу возглавляемого им отдела по установленным направлениям деятельности и обеспечивать своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. Поскольку старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов, организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения, то соответственно несет предусмотренную законодательством ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов. С учетом получения последнего Заявления о предоставлении информации от 09 сентября 2019 года ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 17 сентября 2019 года и с учетом срока доставки почтовой корреспонденции г. Кореновск - г. Краснодар (2-3 дня) ответ на вышеуказанное Заявление должен был поступить Административному истцу не позднее 14 октября 2019 года. Однако за период с

необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями требований исполнительного документа (период оспариваемого бездействия с 27 июня 2018 года, по 16 октября 2019 года); неосуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности (период оспариваемого бездействия с 27 июня 2018 года по 16 октября 2019 года). Обязать Начальника ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 устранить допущенные нарушения действующего законодательства в течение 3 дней с момента вступления в силу судебного акта путем совершения всех необходимых исполнительных действий, направленных на исполнение Судебного приказа№ 2-1621/18-44 от 30 мая 2018 года, выданного мировым судьей судебного участка № 44 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 выразившееся в: не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 11 марта 2019 года (период оспариваемого бездействия с 02 апреля 2019 года по 16 октября 2019 года); не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 17 июня 2019 года (период оспариваемого бездействия с 09 июля 2019 года по 16 октября 2019 года); не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 09 сентября 2019 года (период оспариваемого бездействия с 17 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года). Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 устранить допущенные нарушения действующего законодательства в течение 3 дней с момента вступления в силу судебного акта, а именно: направить в адрес административного истца информацию ходе исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года, включая сводку по исполнительному производству, реестр электронных запросов и ответов, а также, в случае полного либо частичного погашения долга должником, направить копии платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на расчетный счет административного истца.

Представитель административного истца ФИО6 не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик – начальник ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не явилась, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.

Представитель административного ответчика - УФССП России по Краснодарскому краю не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными "публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

В соответствии со ст. 33 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Согласно ст. 4 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

На основании ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 68 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст. 121 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36. ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

- срок реализации имущества не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации (пп.7 п. 7 ст. 36 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»),

- установлены сроки вынесения постановление о передаче имущества должника на реализацию (не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию) (п. 6 ст. 87 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав организует работу подразделения службы судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами- исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Как следует из материалов дела, в Отделе судебных приставов по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю у судебного пристава-исполнителя ФИО3 находится исполнительное производство № ... от 27 июня 2018 года о взыскании суммы задолженности с ФИО5 в пользу ФИО1 в размере 21 194 рублей.

Согласно п. 11 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги, включая направление заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, - 17 рабочих дней со дня поступления заявления в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 11 марта 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 02 апреля 2019 года.

Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 11 марта 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 25 апреля 2019 года.

Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 02 апреля 2019 года по 16 октября 2019 года).

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 17 июня 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 09 июля 2019 года.

Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 17 июня 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 01 августа 2019 года.

Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 09 июля 2019 года по 16 октября 2019 года).

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, Заявление от 09 сентября 2019 года было получено ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю 17 сентября 2019 года.

Таким образом, согласно срокам, предусмотренным Административным регламентом, а также с учетом праздничных и выходных дней, ответ на Заявление от 09 сентября 2019 года должен был быть направлен судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 не позднее 10 октября 2019 года.

Однако в установленный законом срок информация о ходе исполнительного производства в адрес Административного истца не поступала (период оспариваемого бездействия с 17 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года).

Таким образом, до настоящего времени у административного истца отсутствует какая-либо информация о ходе исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года о взыскании суммы задолженности с ФИО5 в пользу ФИО1 в размере 21 194 рублей.

На основании изложенного, суд считает, что действия судебных приставов - исполнителей не отвечают требованиям ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года «О судебных приставах» о надлежащем исполнении судебными приставами-исполнителями обязанностей в процессе принудительного исполнения судебных решений в части принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Руководствуясь ст. 175-180, 360 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие начальника ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 в рамках исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года, выразившееся в: не организации работы подразделения судебных приставов (период оспариваемого бездействия с 27 июня 2018 года по 16 октября 2019 года);

необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями требований исполнительного документа (период оспариваемого бездействия с 27 июня 2018 года, по 16 октября 2019 года); неосуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности (период оспариваемого бездействия с 27 июня 2018 года по 16 октября 2019 года). Обязать Начальника ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 устранить допущенные нарушения действующего законодательства в течение 3 дней с момента вступления в силу судебного акта путем совершения всех необходимых исполнительных действий, направленных на исполнение Судебного приказа№ 2-1621/18-44 от 30 мая 2018 года, выданного мировым судьей судебного участка № 44 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 выразившееся в: не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 11 марта 2019 года (период оспариваемого бездействия с 02 апреля 2019 года по 16 октября 2019 года); не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 17 июня 2019 года (период оспариваемого бездействия с 09 июля 2019 года по 16 октября 2019 года); не предоставлении ответа на Заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического лица от 09 сентября 2019 года (период оспариваемого бездействия с 17 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года). Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 устранить допущенные нарушения действующего законодательства в течение 3 дней с момента вступления в силу судебного акта, а именно: направить в адрес административного истца информацию ходе исполнительного производства № ... от 27 июня 2018 года, включая сводку по исполнительному производству, реестр электронных запросов и ответов, а также, в случае полного либо частичного погашения долга должником, направить копии платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на расчетный счет административного истца.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд.

Судья Выселковского районного суда Теплухин Р.В.