Дело № 2а-1477/2020Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего, судьи Успуна И.И., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании отказа незаконным, указав, что обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 874 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>. 2 августа 2019 года (исх. № ОГ-1238) ответчик отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка по причине того, что ею не соблюдены требования к подготовке схемы расположения земельного участка, а также то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне озеленения. Отказ считает незаконным в виду того, что ответчиком не проведены процедуры, предусмотренные ст. 39.18 ЗК РФ. Расположенные в одном кадастровом квартале земельные участки с кадастровыми номерами: № поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по утвержденным Мэрией г.Кызыла и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтвердится ответом на запрос суда. Таким образом, довод Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о несоответствии территориальной зоны не состоятелен. Одним из оснований отказа ответчика является отсутствие отображения на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). В данном случае испрашиваемый земельный участок имеет картографическую основу. В 1993 г. геодезическим предприятием г. Минусинска проведена аэрофотосъёмка г. Кызыла. И соответственно, отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения не требуется. Земельный участок расположен в границах городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», относится к землям государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению не разграниченными землями находятся в ведении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», определяющую порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения нарушает права и законные интересы Истца в оформлении прав на земельный участок в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ. Просит признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 874 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> от 2 августа 2019 года (исх. № ОГ-1238), незаконным. Обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 874 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая по доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 10 части 2 статьи 39 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что 21 июня 2019 года ФИО4 в интересах административного истца, обращалась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 874 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
Письмом от 2.08.2019 № ОГ-1238 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне озеленения (Р-3). Основным видом разрешенного использования в данной зоне являются «Отдых (рекреация)», согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла от 29.07.2019. Также в представленной схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения Правил, так как видом разрешенного использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство; не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Вместе с тем, несмотря на то, что судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, распределено бремя их доказывания, представитель административного ответчика, вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ, не представил суду относимых, допустимых и достоверных доказательств законности принятого им отказа в удовлетворении заявления административного истца. На основании каких именно документов административный ответчик пришел к выводу, что в схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства), тогда как испрашиваемый земельный участок имеет картографическую основу, доказательств обратного административным ответчиком суду представлено не было.
При этом, иных относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что отсутствует отображение на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающие ориентирование на местности, рассматриваемое административное дело не содержит и стороной административного ответчика не представлено.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик не представил суду документов, обосновывающих их правовую позицию, то суд считает, что данный Минземимуществом Республики Тыва отказ в удовлетворении заявления административного истца не может быть признан законным и обоснованным.
Суд также учел, что расположенные с испрашиваемым земельным участком в одном кадастровом квартале земельные участки с кадастровыми номерами: №, 17:18:0102001:254 поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по утвержденным Мэрией г.Кызыла и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Так как суд пришел к выводу о том, что административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не обосновало законность своего отказа в удовлетворении заявления ФИО2, то административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление ФИО2 в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, на административного ответчика возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 в полном соответствии с требованиями закона.
Поскольку суд не вправе предрешать результат рассмотрения заявления ФИО2, так как это будет ограничением прав и полномочий органа исполнительной власти, на который законом возложена обязанность по рассмотрению вопросов касающихся земельных отношений, следовательно, требования истца об устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд, проанализировав в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе истцу в предварительном согласовании спорного земельного участка является незаконным, в связи с чем, полагаетнеобходимым обязать административного ответчика в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем рассмотрения заявления от 21.06.2019 года путем повторного рассмотрения заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства общей площадью 874 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, и в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщив о результатах его исполнения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить нарушения, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № ОГ-1238 от 02.8.2019 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем рассмотрения его заявления от 21.06.2019 года в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2020 года.
Судья И.И.Успун