Дело №2а-1477/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Твердова И.В.
при секретаре Паас В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Росреестру о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Туапсинский районный суд с административным иском к Росреестру о признании незаконным решения, мотивировав тем, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, расположенный по адресу: Туапсинский район, с/т «Прилесье», участок 102, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2009 года, которым владеет более 30 лет, НСТ «Прилесье» прекратило свою деятельность 26.10.2006 года, 12 мая 2021 года в Росреестр подано заявление о государственном кадастровом учете земельного участка с приложением межевого плана 04.05.2021 года, выполненного кадастровым инженером ФИО3, уведомлением Росреестра от 18 мая 2021 года государственный кадастровый учет приостановлен в связи с несоответствием представленного межевого плана требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в представленных документах отсутствуют утвержденные в установленном порядке сведения, определяющие местоположение границ уточняемого земельного участка, решением апелляционной комиссии от 16.06.2021 года заявление об оспаривании решения Росреестра отклонено, указано о выявлении иных причин, не указанных в обжалуемом решении о приостановлении, а именно согласно информации, содержащейся в акте согласования местоположения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, включенном в состав межевого плана, по части границ от точки1 до точки 2 смежным уточняемому земельному участку с кадастровым номером № является земельный участок с кадастровым номером №, местоположение части данной границы было согласовано в установленном порядке путем опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в газете «Черноморье сегодня» от 25.03.2021 №31(2807), согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 года №1369 «Об утверждении перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» на территории муниципального образования Туапсинский район, сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, подлежат обязательной публикации в газете «Туапсинские вести», приостановление государственного кадастрового учета земельного участка по основанию, предусмотренному п.31 ч.1.ст.26 №218-ФЗ противоречит закону и фактическим обстоятельствам, государственный кадастровый учет земельного участка по данному основанию приостанавливается в том случае, если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ, в данном случае выполнение кадастровых работ и изготовление межевого плана участка обусловлено уточнением местоположения его границ, что отражено в межевом плане, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в ЕГРН сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, изложенным в Письме от 06 ноября 2018года №32226-ВА/Д23и, несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет декларативно, сведения о местоположении его границ в ЕГРН отсутствуют, отсутствие в межевом плане документа, определяющего местоположение границ уточняемого земельного участка, не свидетельствует о том, что межевой план не соответствует требованиям законодательства РФ и не может служить основанием для приостановления кадастрового учета, местоположение границ земельного участка при их уточнении должно определяться правоудостоверяющими документами или при отсутствии таковых их существованием на местности пятнадцать и более лет и закреплением с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, в этом случае в состав межевого плана в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, местоположение границ уточняемого земельного участка не может определяться по фактическим границам и должно обязательно подтверждаться документами только в том случае, если эти границы не закреплены на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения и нет подтверждения, что эти границы существуют на местности пятнадцать и более лет, в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, другие документы, земельный участок огорожен, границы земельного участка закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (металлическая сетка), давность их существования более 15 лет подтверждается датой выдачи свидетельства на праве собственности, фактическая площадь уточняемого участка полностью совпадает с его площадью по сведениям ЕГРН, отсутствие землеустроительных документов подтверждается уведомлениями уполномоченными на их хранение органов, все эти обстоятельства отражены в межевом плане и являются обоснованием установления местоположения границ и площади уточняемого земельного участка по его фактическим границам, согласование границ земельного участка произведено в установленном порядке, обжалуемым решением нарушено право на осуществление кадастрового учета земельного участка. Просит признать незаконным решение Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2021-18850126/1 о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Росреестр осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка в соответствии с межевым планом от 04.05.2021 года, изготовленным кадастровым инженером ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании ордера адвокат Сикорская И.А., требования административного иска поддержала по указанным в административном иске основаниям. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Росреестра, действующая по доверенности ФИО4, в судебном заседании административный иск не признала, возражала против удовлетворения административного иска, пояснила что оспариваемое уведомление должностного лица Росреестра соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", оставлено без изменения апелляционной комиссией Росреестра. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено материалами дела, по сведениям ЕГРН за ФИО5 на основании свидетельства на право собственности на землю от 10.11.1092 года №3302/102, 07.07.2009 года зарегистрировано право собственности и 15.09.2005 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> со следующими характеристиками: декларированной площадью 800 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, присвоен кадастровый №, координаты характерных точек контура границ отсутствуют.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития от 07.06.2017 года №278).
Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.). Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
Уведомлением должностного лица Росреестра от 18.05.2021 года до 18.08.2021 года приостановлено осуществлений действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по представленным документам от 12.05.2021 года в связи с несоответствием представленного межевого плана без учета особенностей его оформления, установленных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №921, в представленных документах отсутствуют утвержденные в установленном порядке сведения, определяющие местоположение границ уточняемого земельного участка, рекомендовано включить в состав приложения межевого плана документ, определяющий местоположение границ уточняемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Решением заседания апелляционной комиссии Росреестра от 16.06.2021 года заявление от 25.05.2021 года об обжаловании решения о приостановлении от 18.05.2021 года отклонено по основанию соответствия требованиям закона оспариваемого решения Росреестра, а также другим законным основаниям.
Как следует из частей 1, 2, 9 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае установления причин, перечисленных в ч.1 ст.26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ст.26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно п.п. 5, 7 и 31 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (ч.6 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года №921, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В соответствии с пунктом 25 Требований к подготовке межевого плана, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана, копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану. При этом вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений, содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.
В силу частей 9,11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании достоверно установлено и допустимыми доказательствами не опровергнуто, что представленный в уполномоченный орган межевой план не соответствует требованиям закона, поскольку в отношении границы уточняемого земельного участка отсутствует закрепление на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, подтверждающее их существование на местности пятнадцать и более лет, их местоположение, которое должно определяться документами, указанными в ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункте 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года №921, в частности, подтверждающими право на земельный участок, определявшими местоположение его границ при образовании, при этом доводы административного иска и представителя административного истца в судебном заседании являются несостоятельными, противоречат установленным требованиям закона и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения должностного лица уполномоченного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий
Судья: