ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1478/2022 от 20.04.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1478/2022

29RS0018-01-2022-000328-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Мишуковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Кротовой О. АнатО. о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:

ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с иском (после отмены судебного приказа) к Кротовой О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу: пени в размере 901 руб. 67 коп. за период с 22.12.2016 по 23.11.2017; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 350 руб. 00 коп. за 2018 год, пени в размере 14 руб. 26 коп. за период с 03.12.2019 по 25.06.2020.

В обоснование требований указано, что Кротова О.А. является плательщиком земельного и транспортного налогов, обязанность по уплате налога не исполнила. В связи с нарушением срока исполнения указанной обязанности налоговым органом начислены пени. Направленные в адрес административного ответчика требования об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнены.

Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, сведения об уплате недоимки в суд не представлены.

Административный ответчик Кротова О.А. о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, по месту жительства, подтверждённому адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Архангельской области. Посредством телефонограммы ходатайствовала о рассмотрении без ее участия.

Судебные повестки, направленные административному ответчику, возвратились в суд почтовым отделением связи с отметкой «истек срок хранения».

Согласно ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «истек срок хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Информация о движении дела также размещена на сайте суда.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что Кротова О.А. является плательщиком земельного налога в связи с наличием в собственности земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, д. Новое Лукино (дата утраты права 16.06.2020).

Факт принадлежности административному ответчику объекта налогообложения в спорные налоговые периоды подтверждён документами, выданными органами, уполномоченными осуществлять регистрацию данного имущества.

В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены налоговые уведомления:

- № 60576520 от 01.08.2019 об уплате налога за 2018 год в размере 350 руб., сроком уплаты не позднее 02.12.2019;

- № 77500831 от 01.09.2020 об уплате налога за 2019 год в размере 350 руб., сроком уплаты не позднее 01.12.2020.

Согласно ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Согласно ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В установленные налоговым законодательством сроки обязанность по уплате земельного налога, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений Кротовой О.А. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на суммы недоимки по данным поимущественным налогам начислены пени и выставлены требования:

- от 26.06.2020 № 36244об уплате недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 350 руб. 00 коп., пени в сумме 14 руб. 26 коп. за период 03.12.2019 по 25.06.2020, сроком уплаты не позднее 17.11.2020.

На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кротова О.А. является (являлся) плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортного средства: «Хендай Сантафе», государственный регистрационный знак Н243ТА29 (дата утраты права 13.08.2020).

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок налоговый орган произвел начисление пени на недоимку и направил налогоплательщику:

- требование от 24.11.2017 № 30103 об уплате пени по транспортному налогу в размере 901 руб. 67 коп. за период с 22.12.2016 по 23.11.2017, начисленных на недоимку за 2015 год в размере 8 650 руб. (уплачена 14.12.2017).

Указанное требование, направленное по месту жительства налогоплательщика, в установленный срок административным ответчиком добровольно в полном объеме не исполнено.

Согласно части 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

На основании заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Архангельска 09.07.2021 был выдан судебный приказ по делу № 2а-2542/2021. Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 07.07.2021.

Определением мирового судьи от 02.08.2021 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от должника.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 20.01.2022.

Таким образом, установленная статьями 48, 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации совокупность сроков взыскания недоимки по налогам, пени соблюдена.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Расчет взыскиваемых сумм судом проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего уплату земельного налога, является арифметически верным.

Пени начислены на недоимку по земельному налогу, взыскиваемую в настоящем административном иске, не уплаченную административным ответчиком в установленном законом порядке. Недоимка по транспортному налогу, как указывалось выше, оплачена 14.12.2017.

Мотивированных возражений, контррасчета относительно суммы предъявленных к взысканию недоимки по налогам и пени от административного ответчика не поступило, доказательств уплаты поимущественных налогов, своевременно в суд не представила. Несмотря на право ознакомления с материалами дела у мирового судьи, своим правом Кротова О.А. не воспользовалась (несмотря на подачу возражений на судебный приказ), доказательств уплаты поимущественных налогов своевременно в суд не представила.

Таким образом, требование налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, пени, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Кротовой О. АнатО. о взыскании недоимки по налогу, пени – удовлетворить.

Взыскать с Кротовой О. АнатО., зарегистрированной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, недоимку по транспортному налогу: пени в размере 901 руб. 67 коп. за период с 22.12.2016 по 23.11.2017; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 350 руб. 00 коп. за 2018 год, пени в размере 14 руб. 26 коп. за период с 03.12.2019 по 25.06.2020

Взыскать с Кротовой О. АнатО. государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года.