ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1479/20 от 02.12.2020 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1479/2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 02 декабря 2020 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Якименко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иксановой У.Г.

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Апшеронского района Зартынова О.В.

представителей Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО1 и ФИО2

заинтересованного лица – главы администрации Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, Кубанского сельского поселения Апшеронского района и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района, выразившегося в непринятии мер по удалению главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах Российской Федерации, Кубанского сельского поселения Апшеронского района и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района, выразившегося в непринятии мер по удалению главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Апшеронского района проведена проверка соблюдения главой Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 требований ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», по результатам которой установлены грубые нарушения законодательства, являющиеся безусловным основанием для его удаления в отставку. Решением Кубанского сельского поселения от 26.09.2016 года №74 утвержден
порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов главы
Кубанского сельского поселения, а также форма уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможном его возникновения. В соответствии с п. 4, 5 Порядка лицо, замещающее должность главы муниципального образования, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано в письменной форме уведомить Совет Кубанского сельского поселения Апшеронского района о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как
только ему станет об этом известно. Согласно п. 10 Порядка непринятие лицом,
замещающим должность главы муниципального образования, являющимся
стороной конфликта интересов мер по предотвращению или урегулированию
конфликта интересов является правонарушением, влекущим досрочное
прекращение полномочий (удаление в отставку) в связи с утратой доверия в
соответствии с законодательством Российской Федерации. В результате проверки установлено, что 13.07.2020 года между администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 и ФИО5 без проведения торгов заключен муниципальный контракт №5 на выполнение работ по распиловке, погрузке и подвозу дров от места заготовки до места складирования в ст. Кубанской по ул. Красной, д. 21, на общую сумму 14 756 руб. Согласно акта выполненных работ от 20.07.2020 года, администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 приняты частично выполненные ФИО5 работы на сумму 10 540 руб. Кроме того, 02.12.2019 года между администрацией Кубанского сельского поселения в
лице ФИО4 и ФИО3 без проведения торгов заключен муниципальный
контракт №19 на выполнение работ по расчистке улиц от снега
механизированным способом на общую сумму 22 989 руб. Согласно акта выполненных работ от 04.12.2019 года, администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 приняты выполненные ФИО3 работы на
сумму 10 000 руб. Проведенной проверкой установлено, что ФИО5 и ФИО3 состоят с главой Кубанского сельского поселения ФИО4 в близком родстве (племянник и родной брат). Также установлено, что ФИО4 13.07.2020 года, находясь в здании администрации Кубанского сельского поселения, лично поручил специалисту 1 категории администрации Кубанского сельского поселения ФИО6 подготовить проект контракта №5 на выполнение указанных работ с ФИО5, который был в тот же день подписан сторонами, что
подтверждается объяснением ФИО6 Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает единые требования к участникам закупки. Согласно п. 9 ч. 1 статьи 31 между участником закупки и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов, под которым, в том числе понимается случай близкого родства (полнородные и неполнородные братья и сестры). Таким образом, заключение муниципальных контрактов с ФИО5 и
ФИО3, а также последующая оплата выполненных ими работ за счет
бюджетных средств поселения вызвано имеющимися близкими родственными
связями с ФИО4, что влечет его прямую личную заинтересованность в
принимаемых им решениях, и, как следствие, повлияло и может повлиять в
будущем на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им
должностных обязанностей (осуществление полномочий). Однако глава Кубанского сельского поселения ФИО4 в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона №273-Ф3, Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов главы Кубанского сельского поселения не уведомил в письменной форме комиссию по рассмотрению вопросов урегулирования конфликта интересов о возникшем конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей и не принял мер по его предотвращению, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона №131-Ф3 является основанием для удаления главы поселения ФИО4 в отставку. В силу ч. 6 ст. 36, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона №131-Ф3 несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Законом №273-Ф3 «О противодействии коррупции» является безусловным основанием для удаления главы муниципального образования в отставку. Решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения принимает представительный орган муниципального образования. Основанием для прекращения полномочия является получение представительным органом сведений о нарушении главой муниципального образования ограничений, установленных законом. По факту выявленных в деятельности главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции в адрес Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района 15.09.2020 года внесено представление об их устранении. Однако, вопреки требованиям ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, по результатам рассмотрения представления Совет Кубанского сельского поселения Апшеронского района вынес решение от 15.10.2020 года №38 «О рассмотрении представления прокуратуры Апшеронского района», в котором решил принять к сведению представление прокуратуры Апшеронского района; признать, что при осуществлении полномочий главой Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 конфликт интересов урегулирован, основания для досрочного прекращения полномочий главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 отсутствуют; рекомендовать главе не допускать нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов; рекомендовать специалисту первой категории организационного отдела администрации Кубанского сельского поселения усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере муниципальных закупок. По смыслу ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ для разрешения вопроса об удалении
главы муниципального образования в отставку обязательным условием является,
в том числе несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей,
которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Данное
решение принимается представительным органом муниципального органа с
учетом всех обстоятельств. Предпосылкой для удаления главы муниципального
образования в отставку является установление факта нарушения действующего
законодательства в период осуществления полномочий выборного должностного
лица местного самоуправления. Факт устранения данных нарушений в последующем правового значения не имеет, поскольку факт наличия допущенных нарушений является самостоятельным основанием для принятия решения об отставке, в то время как исполнение решения об устранении допущенных нарушений действующего законодательства является обязанностью всех без исключения лиц. В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных указанным Федеральным законом. Таким образом, решение спорного вопроса относится к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти. Удаление главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления. При указанных обстоятельствах удаление ФИО4 в отставку является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Однако, в принятом Советом Кубанского сельского поселения Апшеронского района решении от 15.10.2020 года №38 «О рассмотрении представления прокуратуры Апшеронского района» сделан вывод об отсутствии оснований для удаления должностного лица в отставку. Поскольку уклонение представительного органа местного самоуправления от рассмотрения по существу представления прокуратуры района свидетельствуют о необъективности в принятии решения по вопросу о привлечении к ответственности ФИО4, просит суд признать незаконным решение Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района от 15.10.2020 года №38 об отказе в удовлетворении представления прокурора от 15.09.2020 года об удалении главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку; признать незаконным бездействие Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района, выразившееся в непринятии мер по удалению главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку; обязать Совет Кубанского сельского поселения Апшеронского района в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об удалении в отставку главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; обязать Совет Кубанского сельского поселения Апшеронского района исполнить требования подпункта 2.1 пункта 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приняв решение о прекращении полномочий главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района, в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца – помощник прокурора Зартынов О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения и суду пояснил, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в указанном настоящем законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Как видно из вышеприведенных норм федерального законодательства конфликт интересов заключается в личном получении субъектом указанных правоотношений различных преференций как имущественного, так и неимущественного характера, или (и) получение таких благ лицами, состоящими с таким субъектом в близком родстве или свойстве. Из общей теории семейных правоотношений известно, что под родством понимается кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Среди линий родства выделяют прямую (основана на происхождении одного лица от другого), а также боковую (родство основано на происхождении разных лиц от общего предка). Юридически значимым в данном случае является только близкое родство, установленное в предусмотренном законом порядке, а именно по прямой линии учитывается родство 1-й степени (родители и дети) и 2-й степени (дедушка, бабушка, внуки), а по боковой линии учитывается родство 2-й степени (полнородные и неполнородные братья и сестры). Под свойством понимаются отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников (между супругом и родственниками другого супруга, между родственниками супругов). Свойственниками являются свёкр, свекровь, тесть, теща, зять, невестка (сноха), мачеха, отчим, пасынок, падчерица, золовка, шурин, свояченица, свояк. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками признаются (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушка, бабушка, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Вышеуказанное свидетельствует о том, что ни в перечень близких родственников, ни тем более в перечень лиц, состоящих в свойстве, племянник по отношению к дяде не подпадает, а в данном случае являются кровными родственниками не по прямой линии в одном поколении. В силу того, что нормами Закона №273-ФЗ не указано иное, то институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в вышеназванном нормативно-правовом акте, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Статья 10 Закона № 273-ФЗ, на которую ссылается прокурор Апшеронского района, как на основополагающее при рассмотрении данного дела положение федерального законодательства государства, которое, по мнению, вышеуказанного правоохранительного органа, нарушено главой Кубанского сельского поселения ФИО4, чётко, ясно, полно и исчерпывающе определяет условия возникновения конфликта интересов в приобретении выгод имущественного и неимущественного характера для себя, близких родственников и лиц, состоящих в свойстве. Ни под один из видов указанных категорий (отношений) родственные отношения между главой поселения ФИО4 и его племянником ФИО5 не подпадают. Кроме того, в иске прокуратуры не указаны конкретные, фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что взаимоотношения сторон по муниципальному контракту от 13 июля 2020 г. № 5 могли каким-либо образом повлиять на надлежащее исполнение главой поселения своих должностных обязанностей. Таким образом, требования прокурора, вытекающие из муниципального контракта от 13 июля 2020 г. № 5, заключённого между администрацией Кубанского сельского поселения в лице главы поселения ФИО4 с одной стороны и ФИО5 - с другой, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Не обоснованы также требования прокурора, предъявленные в связи с заключением главой поселения ФИО4 муниципального контракта от 2 декабря 2019 г. № 19 со своим братом ФИО3 В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 273-ФЗ на государственных и муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Согласно положениям ч.ч. 2, 4, 6 ст. 11 Закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 названного закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае в силу вышеназванной нормы ст. 10 Закона № 273-ФЗ конфликт интересов в момент заключения сделки присутствовал, что требовало от главы поселения принятия мер по его урегулированию. Доводы прокуратуры в рассматриваемой части основаны лишь на факте неуведомления главой поселения представительного органа о возникшем конфликте интересов. Однако следует различать понятия «урегулирование конфликта интересов» (ч. 6 ст. 11) и «уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения» (ч. 2 ст. 11). Второе понятие является частным случаем первого, выступая достаточным, но не единственно возможным способом урегулирования возникшего или потенциального конфликта интересов. Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела следует, что главой Кубанского сельского поселения ФИО4 в депутатскую комиссию по вопросам благоустройства, жилищно- коммунального хозяйства, поддержки малого и среднего предпринимательства, развития личного подсобного хозяйства, по вопросам местного самоуправления и контроля за исполнением принимаемых решений Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района 24 сентября 2020 г. подано уведомление о заключённом от имени сельского поселения муниципальном контракте от 2 декабря 2020 г. № 19 с братом ФИО3 на оказание услуг по расчистке улиц от снега механизированным способом в ст. Кубанской, послужившим причиной возникновения конфликта интересов. Комиссия установила, что работы по указанному договору приняты по акту от 4 декабря 2019 г. на сумму 10 000,05 руб., с учётом начисленных налога и страховых взносов общая сумма выплат составила 14 965,84 руб., что составило 0,16% от общей суммы закупок за 2019 г. (9 018 171,44 руб.) Иных муниципальных контрактов, в котором стороны состоят в близком родстве, в 2019 г. не заключалось. В тот же период были заключены договоры на оказание услуг по расчистке улиц в иных населённых пунктах: к примеру, в х. ФИО7, х. ФИО8 и с. Вперёд данные услуги оказывал ИП ФИО9, не состоящий в родстве с главой поселения. Спор о фактическом оказании ФИО3 вышеназванных услуг отсутствует, услуги оказаны в полном объёме, надлежащего качества и по соответствующей стоимости, прокурором не представлены доказательства, опровергающие данные утверждения. Следует принять во внимание то обстоятельство, что с целью урегулирования конфликта интересов глава Кубанского сельского поселения ФИО4 предпринял действия по переходу к безвозмездному оказанию вышеназванных услуг по расчистке улиц в ст. Кубанской, в результате которых его братом ФИО3 1 октября 2020 г. были возвращены в доход поселенческого бюджета ранее полученные им денежные средства в размере 14 965,84 руб. Кроме того, следует отметить, что в период 3-4 декабря 2019 г. по информации ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в Кубанском сельском поселении и окрестностях прогнозировались обильные осадки в виде мокрого снега, был введён режим повышенной готовности, что требовало принятия от главы поселения оперативных и эффективных решений, направленных на недопущение создания аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей поселения. Все вышеуказанные обстоятельства в совокупности были оценены Комиссией и Советом Кубанского сельского поселения Апшеронского района, который своим решением от 15 октября 2020 г. № 38 отклонил предложение об удалении главы поселения в отставку ввиду отсутствия достаточных правовых оснований. Согласно п. 6 Порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности в Кубанском сельском поселении Апшеронского района в связи с утратой доверия, утверждённого решением Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района от 26 сентября 2016 г. № 75, при рассмотрении вопроса об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия учитываются характер совершённого лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей. ФИО4 занимает должность главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района с 3 октября 2001 г., ни разу не допускал возникновения конфликта интересов. Таким образом, само по себе неуведомление главы поселения ФИО4 о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения при заключении муниципального контракта от 2 декабря 2019 г. № 5 со своим братом ФИО3 не может свидетельствовать о совершении им правонарушения, влекущего его увольнение в соответствии с законодательством РФ, поскольку таким правонарушением в силу ч. 6 ст. 11 Закона № 273-ФЗ является исключительно непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Совокупность приведённых правовых норм и фактических обстоятельств не позволяет сделать вывод о наличии достаточных правовых оснований для удаления главы Кубанского сельского поселения ФИО4 в отставку. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами. Однако представленные со стороны заинтересованного лица доказательства свидетельствуют о выполнении главой поселения установленных законодательством о противодействии коррупции требований, что не позволяет применить вышеназванную правовую норму к рассматриваемым правоотношениям. Также считаем необходимым отметить, что, допуская возможность освобождения от должности (удаления в отставку) главы муниципального образования в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, законодатель не установил срок, в течение которого такое решение может быть принято. Данное обстоятельство, однако, не означает, что на глав муниципальных образований не могут быть распространены имеющие универсальное значение гарантии правовой определенности, а прекращение их полномочий допустимо без соблюдения общих принципов юридической ответственности, в том числе без учета разумных сроков, по истечении чрезмерно продолжительного периода времени с момента допущенного нарушения. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Как видно, закон не относит прокурора к субъекту инициативы о рассмотрении вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку, в связи с чем, соответствующее представление прокурора не может являться основанием для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Таким образом, федеральный законодатель предписывает прокурору вносить представление об устранении нарушений закона в уполномоченный орган, который имеет правовую и фактическую возможность для принятия соответствующего решения. Учитывая, что прокурорской проверкой, по мнению прокуратуры района, выявлены нарушения в деятельности главы Кубанского сельского поселения, соответствующее представление подлежало внесению в данный административный орган, а не в Совет Кубанского сельского поселения, который неправомочен вместо главы поселения совершать действия, направленные на соблюдение законодательства о предотвращении коррупции.

Председатель Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения и суду пояснила, что с наступлением зимнего периода, специалистами администрации проводится работа по поиску подрядных организаций по оказанию услуг в расчистке улиц от снега. При обильном выпадении осадков одновременно во всем районе, основной объем по расчистке улиц выпадает на город Апшеронск, о соответственно вся техника, имеющая навесное оборудование задействована в городе. 4 декабря 2019 года, когда выпали обильные осадки в виде снега, были блокированы все пешеходные тропы, пешеходные мосты и проселочные дороги к основным объектам жизнедеятельности (больнице, школам, детсаду, магазинам), местами были порваны линии уличного освещения. Депутаты, глава и специалисты администрации принимали все возможные решения по недопущению чрезвычайных ситуаций. В телефоном режиме и через социальные сети постоянно велась обратная связь с жителями поселения. Тогда поселение справилось с поставленными задачами и не допустило нарушения работы жизнеобеспечения населения. О конфликте интересов, заключая контракт с ФИО3 в тот момент никто и не думал. Данный контракт не мог каким-либо образом повлиять на надлежащее исполнение главой поселения своих должностных обязанностей. Работы были выполнены, освещены в тот же день в социальной сети Инстаграмм, и самое главное оплата была проведена по фактическому объему выполненных работ, что в два раза меньше суммы контракта. Решение Совета Кубанского сельского поселения от 15.10.2020г. №38 «О рассмотрении представления прокуратуры Апшеронского района» было принято единогласно на 14 сессии четвертого созыва 15 октября. 12 депутатов из 13 действующих принимали решение с учетом действующего законодательства.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании пояснил, что конфликт интересов подразумевает получение выгоды. Однако, заключая контракт с родным братом ФИО3 по оказанию услуг в расчистке улиц от снега был учтен опрос цен. Так, 1 час работы по расчистке улиц от снега составлял 2000 руб., тогда как с ФИО3 было согласовано о проведении работ по расчистке улиц от снега по цене 1000 рублей за 1 час. 04 декабря 2019 года выпали обильные осадки в виде снега, были заблокированы все пешеходные тротуары и дороги к основным объектам жизнедеятельности. ФИО4 предпринимал все возможные меры по недопущению чрезвычайной ситуации. Впоследствии, оплата была проведена ФИО3 по фактическому объему выполненных работ, что в два раза меньше суммы контракта, заключенного с ИП ФИО9. Полагает, что в момент чрезвычайной ситуации 04.12.2019г. он предпринимал экстренные меры для обеспечения жизнедеятельности поселения. В ходе проведения прокуратурой Апшеронского района проверки, он предпринял меры к урегулированию конфликта интересов. На основании соглашения от 01.10.2020г., услуги по расчистке улиц от снега механизированным способом ФИО3 на основании договора № 19 от 02.12.2019г. оказаны безвозмездно, денежные средства в размере 14 965,84 руб. поступили на расчетный счет администрации Кубанского сельского поселения Апшеронского района.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит административное исковое заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, Кубанского сельского поселения Апшеронского района и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района, выразившееся в непринятии мер по удалению главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 названного закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При определении круга лиц, относящихся к близким родственникам, суд исходит из положений абз. 3 ст. 14 Семейного кодекса РФ, согласно которым близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» предусматривает единые требования к участникам закупки.

Согласно п. 9 ч. 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между участником закупки и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов, под которым, в том числе понимается случай близкого родства (полнородные и неполнородные братья и сестры).

В судебном заседании с достоверностью было установлено, что 13.07.2020 года между администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 и ФИО5 без проведения торгов заключен муниципальный контракт №5 на выполнение работ по распиловке, погрузке и подвозу дров от места заготовки до места складирования в ст. Кубанской по ул. Красной, д. 21, на общую сумму 14 756 руб. Согласно акта выполненных работ от 20.07.2020 года администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 приняты частично выполненные ФИО5 работы на сумму 10 540 руб. Также, 02.12.2019 года между администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 и ФИО3 без проведения торгов заключен муниципальный контракт №19 на выполнение работ по расчистке улиц от снега механизированным способом на общую сумму 22 989 руб. Согласно акта выполненных работ от 04.12.2019 года, администрацией Кубанского сельского поселения в лице ФИО4 приняты выполненные ФИО3 работы на сумму 10 000 руб. Проведенной прокуратурой Апшеронского района проверкой установлено, что ФИО5 и ФИО3 состоят с главой Кубанского сельского поселения ФИО4 в близком родстве (племянник и родной брат). Однако глава Кубанского сельского поселения ФИО4 в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона №273-Ф3, Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов главы Кубанского сельского поселения, не уведомил в письменной форме комиссию по рассмотрению вопросов урегулирования конфликта интересов о возникшем конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей и не принял мер по его предотвращению.

Из имеющегося в материалах дела объяснения специалиста 1 категории организационного отдела администрации Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО6 от 07.08.2020 года следует, что на состоит в данной должности с 2011 года. В ее должностные обязанности, в том числе входит подготовка проектов И.М., охарактеризовать его может с положительной стороны. Ей известно, что у ФИО4 есть родной племянник - ФИО5, который также проживает в ст. Кубанской. Работниками ПАО «Кубаньэнерго» в границах Кубанского сельского поселения производились работы по вырубке зеленых насаждений на основании ранее выданного порубочного билета для обеспечения безопасности объектов электросетевой инфраструктуры. Поваленная древесина являлась собственностью муниципального образования и в связи с этим, возникла необходимость к ее погрузке, перевозке и отгрузки в ст. Кубанская. В этих целях главой Кубанского сельского поселения ФИО4 ей было поручено подготовить проект муниципального контракта. С этой целью она в сети Интернет нашла информацию о примерной стоимости необходимого поселению объема работ по вывозу и транспортировки древесины в размере 14 756 руб. Далее они стали подыскивать исполнителя данных работ, однако потенциальные исполнители отказывались заключать контракт ввиду его низкой стоимости. Затем 13.07.2020 к ней обратился глава поселения и пояснил, что в этот день должен подойти ФИО5 для заключения с ним контракта на выполнение работ по вывозу и транспортировки древесины. Некоторое время спустя к ней обратился ФИО5, который спросил о перечне документов, необходимых для заключения с ним контракта, на что она сообщила ему необходимую информацию. После того, как ФИО5 принес все документы они с ним подготовили проект муниципального контракта №5 от 13.07.2020, который был подписан им и главой поселения ФИО4

К доводом представителя административного истица о том, что ФИО5 состоит с главой Кубанского сельского поселения ФИО4 в близком родстве (племянник), суд относится критически и считает их недостоверными, поскольку в соответствии с семейным законодательством РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Следовательно, муниципальный контракт №5 от 13.07.2020 был заключен без нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

15.09.2020 года прокуратурой Апшеронского района в адрес Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с требованием о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4, поскольку главой Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 нарушены требования ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», являющиеся безусловным основанием для его удаления в отставку.

Согласно протоколу №1 заседания депутатской комиссии по вопросам благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, поддержки малого и среднего предпринимательства, развития личного подсобного хозяйства, по вопросам местного самоуправления, контроля за исполнением принимаемых решений от 02.10.2020 года в соответствии с Порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района, утвержденным решением Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района № 74 от 26.09.2016 года комиссией рассмотрено уведомление главы Кубанского сельского поселения от 24.09.2020 года, а также материалы о заключенном контракте №19 от 02 декабря 2019 года на выполнение определенной обусловленной работы с братом ФИО3 на оказание услуг по расчистке улиц от снега механизированным способом в ст. Кубанской, который послужил причиной возникновения конфликта интересов. Заключением комиссии признано, что конфликт интересов отсутствует.

Из протокола №1 от 05.10.2020 года заседания комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности поселения Апшеронского района на постоянной основе, и урегулированию конфликта интересов, комиссией по факту нарушения лицом, замещающим муниципальную должность в Кубанском сельском поселении, требований к должностному поведению установлено, что администрацией Кубанского сельского поселения Апшеронского района в лице главы ФИО4 заключены муниципальные контракты с нарушением ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А именно: муниципальный контракт №5 от 13.07.2020 года на выполнение работ по распиловке, погрузке и подвозу дров от места заготовки до места складирования в ст.Кубанской по ул.Красной д.21, на общую сумму 14756,00 рублей. Исполнитель контракта состоит с главой Кубанского сельского поселения в родственных отношениях (племянник); муниципальный контракт №19 от 02.12.2019 года на выполнение работ по расчистке улиц от снега механизированным способом в Кубанском сельском поселении на общую сумму 22989 рублей. Исполнитель контракта состоит с главой Кубанского сельского поселения в родственных отношениях (брат). Согласно п.9 ч.1 статьи 31 между участниками закупки и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов, под которым, в том числе понимается случай близкого родства (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и не полнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры). Таким образом, в первом случае контракт №5 от 13.07.2020 заключен без нарушений, так как племянник не считается близким родственником. Во втором случае, муниципальный контракт №19 заключен с нарушением п.9 ч1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рекомендовано главе Кубанского сельского поселения ФИО4 не допускать нарушения требований к служебному поведению и требования об урегулированию конфликта интересов. Рекомендовано контрактному управляющему администрации ФИО6 усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок.

Из пояснений ФИО4 на заседании комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности поселения Апшеронского района на постоянной основе, и урегулированию конфликта интересов, следует, что при заключении контракта с братом ФИО3 никакой личной заинтересованности он не имел и учитывая погодные условия и сводку ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 02 декабря 2019 года, решения им принимались оперативно, к расчистке привлекались все граждане имеющие технику, предназначенную для расчистки улиц. Соответственно ФИО4 не предполагал, что возникнет конфликт интересов. Как только ему стало известно о возникшем конфликте интересов, он подал письменное уведомление в комиссию согласно Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов главы Кубанского сельского поселения утвержденный решением Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района. В уведомлении указал предлагаемые меры по урегулированию конфликта интересов.

Согласно решению Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района №38 от 15.10.2020 года, конфликт интересов признан урегулированным, рекомендовано главе Кубанского сельского поселения Апшеронского района не допускать нарушений требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, а также рекомендовано специалисту первой категории организационного отдела администрации Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО6 усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере муниципальных закупок.

Согласно законодательству о противодействии коррупции конфликт интересов может быть разрешен различными способами, в том числе и отказом от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересов.

В силу пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Поскольку глава Кубанского сельского поселения ФИО4 в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов главы Кубанского сельского поселения не уведомил в письменной форме комиссию по рассмотрению вопросов урегулирования конфликта интересов о возникшем конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей, а основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», то суд считает необходимым признать незаконным решение Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района от 15.10.2020 года №38 об отказе в удовлетворении представления прокурора от 15.09.2020 года об удалении главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, Кубанского сельского поселения Апшеронского района и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района, выразившегося в непринятии мер по удалению главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета Кубанского сельского поселения Апшеронского района от 15.10.2020 года №38 об отказе в удовлетворении представления прокурора от 15.09.2020 года об удалении главы Кубанского сельского поселения Апшеронского района ФИО4 в отставку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2020 года

Судья