ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1479/2022 от 23.06.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Кротиковой А.И., с участием представителя административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новожиловой О.В., заинтересованного лица Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Пириятиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №38RS0035-01-2022-001243-63 (2а-1479/2022) по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в Усольский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления, в обоснование указав, что постановлением начальника отдела МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. от 12.03.2020 в отношении Минприроды России на основании исполнительного листа, выданного Усольским городским судом по делу № 2а-108/2020, возбуждено исполнительное производством 4377/20/38052-ИП.

Указанный исполнительный лист выдан на основании решения Усольского городского суда Иркутской области от 04.03.2020, в соответствии с которым на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительство Иркутской области возложена обязанность провести работы по выявлению, оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объект НВОС), образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб».

Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова И.С. от 07.12.2021 отказано в удовлетворении заявления Минприроды России об окончании исполнительного производства № 4377/20/38052-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (далее - постановление от 07.12.2021).

Постановление от 07.12.2021 подлежит отмене по следующим основаниям.

Правовые основания для принятия Постановления от 07.12.2021 отсутствовали, в связи с чем оно является незаконным.

Считает, что для разрешения вопроса о возможности окончания исполнительного производства юридически значимым обстоятельством является факт исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из постановления начальника отдела МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. от 12.03.2020 о возбуждении исполнительного производства № 4377/20/38052-ИП следует, что предметом его исполнения является обязать Минприроды России обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда и последующей ликвидации.

Считают, что применительно к возникшим правоотношениям фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, является исполнение должником обязательства, указанного в исполнительном документе.

Минприроды России в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо от 11.08.2021 № 12-52/23052 «Для служебного пользования» с приложением документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа.

Постановлением от 07.12.2021 отказано в удовлетворении заявления Минприроды России о прекращении исполнительного производства по указанному основанию.

Административный истец отметил, что усматривается из содержания постановления от 07.12.2021, согласно исполнительного листа № ФС 0264990085 Минприроды России обязано не только обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда, но и ликвидировать выявленный, накопленный вред окружающей среде.

Считает, что в соответствии с решением Усольского городского суда Иркутской области от 04.03.2020 по делу № 2а-108/2020, на основании которого возбуждено исполнительное производство № 4377/20/38052-ИП, обязанность ликвидировать выявленный, накопленный вред окружающей среде на Минприроды России не возложена.

Поэтому считает, что предметом исполнения указанного решения суда является возложение на Минприроды России обязанности обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда и последующей ликвидации.

Считает, что в постановлении от 07.12.2021 судебный пристав-исполнитель фактически расширил предмет исполнения судебного акта и вышел за пределы требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку такие документы не содержат требований об обязании Минприроды России ликвидировать выявленный, накопленный вред окружающей среде.

При этом, административный истец указывает, что судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы требований находящегося у него на исполнении исполнительного документа посредством обязания должника к совершению действий, не указанных в судебном акте и самом исполнительном документе, воизбежание нарушения баланса интересов участников исполнительного производства и принципа соотносимости объема требований взыскателя мерам принудительного исполнения.

Считает, что судебному приставу-исполнителю представлены доказательства, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, исполнительное производство № 4377/20/38052-ИП подлежит окончанию в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Таким образом, считает, что с учетом фактического исполнения требований исполнительного документа, правовые основания для принятия постановления от 07.12.2021 об отказе в удовлетворении заявления Минприроды России об окончании исполнительного производства № 4377/20/38052-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, отсутствовали, в связи, с чем оно является незаконным.

Считают, что Минприроды России приняты исчерпывающие меры в рамках исполнения требований исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю предоставлены документы, свидетельствующие о фактическом исполнении требований, основания для совершения мер принудительного исполнения в отношении Министерства отсутствуют.

При этом считают, что принятие постановления от 07.12.2021 влечет применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, предусмотренных законом об исполнительном производстве и включающих в себя возложение дополнительных обязанностей на Минприроды России, что не соответствует задачам и принципам исполнительного производства и нарушает права Министерства. Таким образом, считают оспариваемое постановление нарушает права Минприроды России.

Оспариваемое постановление поступило в Минприроды России 27.01.2022 вх.№007048/35, о чем имеется штамп входящей корреспонденции.

Следовательно, срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением Минприроды России не пропущен.

Просил: восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Кузнецова И.С. от 07.12.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства); признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова И.С. от 07.12.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новожилова О.В. в судебном заседании настаивала на административных исковых требованиях по всем изложенным в нем основаниям, просила отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 07.12.2021.

Заинтересованное лицо Ангарский межрайонный природоохранный прокурор Пириятина О.В. в судебном заседании возражала против административного иска.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Френкель А.С. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее возражала против административных исковых требований.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецов И.С., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, обозрев материалы исполнительного производства № 4377/20/38052-ИП, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу пункта "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществлением мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5).

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве", непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), решение не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что 04.03.2020 решением Усольского городского суда Иркутской области по административному делу № 2а-108/2020 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правительству Иркутской области о признании незаконных бездействий, обязании обеспечить выполнение работ требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворены административные требования. Суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Иркутской области обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации. Взыскателю выдан исполнительный лист - ФС N 026499137.

14.12.2020 определением Усольского городского суда произведена замена стороны в исполнительном производстве от 12 марта 2020 № 376/20/38052-ИП, возбужденному на основании решения Усольского городского суда Иркутской области от 04 марта 2020 года по административному делу № 38RS0024-01-2019-004471-32 (2а-108/2020) по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить выполнение работ, заменив должника Правительство Иркутской области на его правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Прекращено исполнительное производство № 4376/20/38052-ИП, возбужденное 12 марта 2020 года на основании решения Усольского городского суда Иркутской области от 04 марта 2020 года в отношении должника Правительства Иркутской области.

Апелляционным определением судебной коллегии Иркутского областного суда от 23.09.2020 решение Усольского городского суда Иркутской области по административному делу № 2а-108/2020 оставлено без изменения.

12.03.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по Иркутской области Тюриной О.С. на основании заявления взыскателя и исполнительного листа ФС № 026499085 от 04.03.2020 возбуждено исполнительное производство N 4377/20/38052-ИП в отношении должника Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, срок исполнения 1 сутки.

Судом установлено, что в ходе исполнения судебными приставами-исполнителями Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по Иркутской области выносились постановление о назначении нового срока исполнения, в том числе принято постановление о назначении нового срока исполнения от 21.06.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по Иркутской области Марковым А.В. – в течение одного месяца со дня получения данного постановления. Постановление о назначении нового срока исполнения получено Минприроды России 06.07.2021.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ направлено письмо от 11.08.2021 во исполнение постановления о назначении нового срока исполнения от 21.06.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по Иркутской области с приложением в копиях.

В приложенном Министерством природных ресурсов и экологии РФ письме ФГБУ «УралНИИ «Экология» от 28.07.2020 № 01-21/59, указано, что в связи с изменением информации об объекте накопленного вреда окружающей среде необходимо актуализировать в ГРОНВОС сведения.

В письме Госкорпорации «Росатом» от 23.07.2020 № 1-13/293874-дсп указано, что по результатам проведенных мероприятий составлен перечень выявленных мест загрязнения и подготовлена картографическая основа с нанесением данных объектов с предполагаемым комплексом мероприятий.

В письме Росреестра от 07.07.2020 № 14-5927-ГЕ-ДСП/20 предоставлены сведения о земельных участках.

В приложенном Министерством природных ресурсов и экологии РФ письме от Росприроднадзора отсутствует номер исходящего, а также дата и подпись, с таблицами без названий.

В письме Росреестра от 08.10.2020 № 16-8936-МС/20 направлены координаты описания границ территории, а в письме Росреестра от 09.09.2020 № 16-7986-МС/20 указано о доступе.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ приложена к письму от 11.08.2021 копия государственного контракта от 27.11.2020 между ФГКУ «Дирекция по ликвидации НВОС и ОБ ГТС полигона «Красный Бор» и ФГУП « Федеральный экологический оператор» с предметом по выполнению работ по проектированию ликвидации накопленного вреда с приложением № 1, № 2, № 3 без даты и номера, с незаполненными строками.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ приложены к письму от 11.08.2021 также копии: Приказа Минприроды России от 29.07.2020 № 507; перечень поручений Президента Российской Федерации от 02.08.2020 № Пр-1210; перечень поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 20.08.2020 № 7515п-П11; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2819-р; приказа Минприроды России от 20.11.2020 № 951.

Согласно письму ФГУП «ФЭО» от 09.06.2021 № 214-1/3243И указано, что в части, касающейся информации по состоянию на 08.06.2021 о выполненных работах в текущем году, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 №2819-р, ведутся работы по анализу полученной в рамках изысканий информации и подготовке отчетной документации по результатам проведенных изысканий и обследований. Завершение разработки проектной документации с получением заключений государственных экспертиз планируется осуществить в IV квартале 2021 г.

В письме Госкорпорации «Росатом» от 16.12.2020 № 1-13.12/54689 направлена информация без даты и номера на трех страницах.

Также в обозреваемом исполнительном производстве находится протокол об административном правонарушении от 11.08.2021 и постановление о назначении административного наказания от 31.08.2021 в отношении административного истца.

Постановлением от 17.09.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по Иркутской области И.С. Кузнецовым назначен новый срок исполнения – в течение одного месяца со дня получения данного постановления.

Также судом установлено, что 26.01.2022 Усольским городским судом Иркутской области вынесено решение по административному делу № 2а-35/2022 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления, которым в административных исковых требованиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича от 17.09.2021 о назначении нового срока исполнения отказано. Решение вступило в силу 09.03.2022.

При рассмотрении дела судом установлено, что в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Кузнецова И.С. поступило 23 ноября 2021 года заявление директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р.А. Мальцева от 03.11.2021 исх. № 12-35/34188 об окончании исполнительного производства, в котором в обоснование указано, что в соответствии с государственным контрактом от 27.11.2020 № 5/2020ЕИ по проектированию ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, а также разработке рабочей документации, заключенным Дирекцией по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор» с ФГУП «Федеральный экологический оператор» (далее - ФГУП «ФЭО), ФГУП «ФЭО» завершены работы по выявлению и обследованию объекта накопленного вреда окружающей среде «Территория, на которой в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское» (далее - Объект) в части уточнения его границ и иных параметров.

На основе указанных материалов Правительством Иркутской области письмом от 18.10.2021 № 02-66-7064/21 в адрес Минприроды России представлено заявление об актуализации сведений об Объекте в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС), в том числе в части корректировки наименования на «Территория городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, которая загрязнена в результате экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», связанной с производством химических веществ и химических продуктов (за исключением территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, на которой расположены объекты (производственная площадь «Усольехимпром», шламонакопитель, коллектор № 2 органически загрязненных стоков, комплекс очистных сооружений, комплекс иловых карт комплекса очистных сооружений 2), на которых в прошлом ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов, а также полигон твердых коммунальных отходов, загрязненный в результате экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», связанной с производством химических веществ и химических продуктов)» (далее - Объект 1) и его параметров (площадь загрязненных объектов, входящих в территорию Объекта, загрязнение окружающей среды на территории Объекта и т.д.), а также о включении в ГРОНВОС объекта «Территория городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, на которой расположены объекты (производственная площадь «Усольехимпром», шламонакопитель, коллектор № 2 органически загрязненных стоков, комплекс очистных сооружений, комплекс иловых карт комплекса очистных сооружений 2), на которых в прошлом ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов, а также полигон твердых коммунальных отходов, загрязненный в результате экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», связанной с производством химических веществ и химических продуктов» (далее - Объект 2, Заявление). Заявление находится на рассмотрении в федеральном государственном бюджетном учреждении «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» - организации, подведомственной Минприроды России. По итогам рассмотрения Заявления Минприроды России в ГРОНВОС будут актуализированы сведения об Объекте, а также в ГРОНВОС будет включен Объект 2. Выявление и оценка объекта накопленного вреда осуществлена в полном объеме.

Также в соответствии с данным Приказом от 08.11.2021 № 829 в ГРОНВОС включен по пунктом № 400 объект «Территория городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, на которой расположены объекты (производственная площадь «Усольехимпром», шламонакопитель, коллектор № 2 органически загрязненных стоков, комплекс очистных сооружений, комплекс иловых карт комплекса очистных сооружений 2), на которых в прошлом ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов, а также полигон твердых коммунальных отходов, загрязненный в результате экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» ООО «СольСиб», связанной с производством химических веществ и химических продуктов» (Иркутская область)» на основании заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем».

Таким образом, приказом Минрироды России от 08.11.2021 № 829 в ГРОНВОС актуализированы сведения об Объекте и включен Объект 2.

Согласно исполнительному производству 17.11.2022 составлен акт о совершении исполнительных действий, в котором указано, что проводятся работы по ликвидации объектов накопительного вреда окружающей среды.

При этом, обращаясь с ходатайством о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением решения суда, должник представил только заявление об уточнении сведений в ГРОНВОС приложив диски, содержащие выписки из единого государственного реестра недвижимости, схемы, таблицы и иные сведения, из которых не следует о проведении всех работ по выявлению, оценке ОНВОС, о внесении необходимых, уточняющих сведений в ГРОНВОС, о ликвидации объектов.

Кроме того, из представленных документов судебному приставу-исполнителю Кузнецову И.С. не следует, что в настоящее время решение суда исполнено в полном объеме.

Поскольку в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30.07.2020 № 189-рп создана межведомственная рабочая группа по обеспечению предупреждения и устранения загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2020 № 2149-р ФГУП «Федеральный экологический оператор» определен единственным исполнителем осуществляемых Минприроды России закупок работ, связанных с выявлением и оценкой объектов накопленного вреда окружающей среде на территории городского округа г. Усолье-Сибирское. t

Согласно «Дорожной карте», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2819-р, работы по выявлению, оценке, ликвидации ОНВОС планируются до декабря 2024 года.

В настоящее время исполнены контракты, связанные с выявлением, оценкой и ликвидацией ОНВОС:

- от 04.09.2020 № ПЮ-12-23ГК/24 на выполнение работ, связанных с выявлением и оценкой ОНВОС, расположенных на территории городского округа г. «Усолье-Сибирское», и работ по проектированию ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории городского округа г. «Усолье-Сибирское» (стороны МПР России и ФГУП «ФЭО»);

- 1 этап контракта от 27.11.2020 № 5/2020ЕИ в ред. дополнительного соглашения от 19.11.2021 (стороны ФГКУ «Дирекция по организации работ по ликвидации НВОС, а также по обеспечению безопасности ГТС полигона «Красный Бор»» и ФГУП «ФЭО») на выполнение работ по проектированию ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории городского округа «Усолье-Сибирское». Срок исполнения контракта - до 07.11.2022.

При этом данными контрактами не предусмотрено выполнение работ по ликвидации ОНВОС, проектирование работ по ликвидации ОНВОС на дату рассмотрения дела не завершено.

Кроме того, законом Иркутской области от 10.01.2022 N 15-ОЗ "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года", где в утвержденной законом стратегии в разделе 3.4 указано, что ликвидация последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ООО "Усольехимпром" и ООО "Усолье-Сибирский силикон": Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 года N 2149-р единственным исполнителем работ, связанных с ликвидацией накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности химических предприятий на территории г. Усолье-Сибирское Иркутской области, определено ФГУП "Федеральный экологический оператор". Планом мероприятий ("дорожной картой") по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2819-р определены сроки: - проведения первоочередных мероприятий (2020 - 2021 годы); - проектирования работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории промышленной площадки (2021 год); - восстановление нарушенного состояния окружающей среды, в том числе ликвидация накопленного вреда окружающей среде на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области (до декабря 2024 года). С 2020 года единственным исполнителем работ по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный экологический оператор" осуществляется разработка проектной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Технология обезвреживания накопленного вреда будет определена после получения положительных заключений соответствующих экспертиз на проектную документацию.

После представленного заявления об окончании исполнительного производства с документами и дисками судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Кузнецову И.С., вынесено постановление от 07.12.2021, в котором судебным приставом-исполнителем отказано в удовлетворения заявления директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р.А. Мальцева от 03.11.2021 исх. № 12-35/34188 об окончании исполнительного производства, мотивированное тем, что согласно исполнительного листа № ФС 026499085 Минприроды России обязано не только обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды, но и ликвидировать выявленный, накопленный вред окружающей среде.

Копия постановления направлена Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по адресу: 123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская д. 4/6, корп. 1.

Согласно письмам административного истца от 06.04.2022 № 05-12-35/11826 и от 06.04.2022 № 05-12-35/11827 и пояснений сторон состоялось совещание по вопросу исполнения требований в рамках исполнительного производства от 12.03.2020 № 4377/20/38052-ИП.

Также в обозреваемом исполнительном производстве находится протокол об административном правонарушении от 30.03.2022 и постановление о назначении административного наказания от 14.04.2022 в отношении административного истца, в связи с неисполнением решения суда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Оспаривая указанное постановление от 07.12.2022, административный истец ссылается на то, что на момент обращения с заявлением об окончании исполнительного производства, требования исполнительного документа, а именно Минприроды России исполнена обязанность по обеспечению выполнения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда и последующей ликвидации на основании того, что приказом Минрироды России от 08.11.2021 № 829 в ГРОНВОС актуализированы сведения об Объекте и включен Объект 2. При этом, обязанность ликвидировать выявленный, накопленный вред окружающей среде на Минприроды России не возложена.

При этом, согласно доводов представителя административного истца, они обязаны проводить мероприятия только в границах г. Усолье-Сибирское, однако суд учитывает, что решением от 04.03.2020 Усольского городского суда Иркутской области по административному делу № 2а-108/2020 Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации вменено в обязание обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации, не указана конкретная территория. С данными доводами суд не может согласиться, поскольку из представленных документов Ангарским межрайонным природоохранным прокурором, территория и объекты, находящиеся за пределами городского округа, но подвергшиеся негативному воздействию от деятельности предприятия, не принималась во внимание, что подтверждается выявленным фактом негативного воздействия промплощадки Усольехимпром на р. Ангара по результатам работ, выполненным в 1998 году институтом геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН. Согласно Отчету «Подготовка материалов для проектирования работ по прекращению загрязнения Братского водохранилища с промплощадок и шламонакопителей «Усольехимпром» и Саянскхимпром» ртуть в высоких концентрациях выявлена в аллювиальных отложениях на участке р. Ангара между городами Усолье-Сибирское и Свирск. В 2014 году данные о загрязнении донных отложений подтвердились в ходе исследований этого же института, из которых следует, что наиболее высокие концентрации ртути в аллювиальных отложениях приурочены к местам сброса организованных выпусков Усольской промзоны в р. Ангару, в 2014 г., несмотря на практически полное прекращение работы предприятия «Усольехимпром», в донных осадках в районе выпусков 1,2 содержание ртути находятся на уровне довольно высоких значений - 2,92 мг/кг, в районе дренажной канавы 1,73 мг/кг, хотя в прошлые годы содержание ртути в районе выпусков составляло 9 мг/кг, дренажной канавы - 6 мг/кг., масштабы загрязнения становятся еще более убедительными, если сравнить их с распределением ртути в донных отложениях Иркутского водохранилища, находящегося вне зоны техногенеза, в котором содержание токсиканта не превышает 0,03 мг/кг. Кроме того, Ангарский межрайонный природоохранный прокурор помимо отчета, представил скриншеты из кадастровой публичной карты с указанием о том, что в состав ГРОНВОС не вошел земельный участок с кадастровым номером 38:16:000003:128, на котором расположена часть открытого канала дождевого коллектора, непосредственно примыкающего к р. Ангара, по которому сточные воды организованно поступают от шламонакопителя, где загрязнение ртутью подтверждается указанными выше отчетом, а также исследованиями, проведенными в ходе исполнения контракта № 5. Однако земельный участок с кадастровым номером 38:16:000003:128 (территория Усольского района) в состав ГРОНВОС не вошел. Поэтому суд приходит к выводу, что при наличии данных исследований работы с целью установления наличия (отсутствия) таких загрязнений не завершены, и проектирование работ по их ликвидации не выполнены.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В статье 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы охраны окружающей среды, в число которых включены принципы соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности.

Согласно положениям статей 1 и 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, суд считает, что у граждан РФ, в том числе в месте расположения объектов, должна быть гарантия, что в результате мероприятий административным ответчиком не будет загрязненного воздуха, водных объектов, антисанитарного состояния территории, что не создаст опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе и в будущем.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, это обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Суд, оценивая в совокупности представленные материалы дела, материалы исполнительного производства, приходит к выводу о том, что довод административного истца о наличии оснований на момент принятия оспариваемого постановления от 07.12.2021 для окончания исполнительного производства № 4377/20/38052-ИП ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку судебному приставу-исполнителю представлены достаточные доказательства, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, является необоснованным.

Поскольку задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") (далее - Закон об исполнительном производстве).

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

По смыслу приведенных норм, правильным исполнением судебных актов является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.

В соответствии с ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Применительно к возникшим правоотношениям приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном документе, а именно наличие доказательств выполнения обязанности должника обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде (далее - Объект НВОС), образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) и последующей ликвидации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Статья 80.1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

- объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

- площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

- уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

- наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

- количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (ч. 3 ст. 80.1).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (ч. 4 ст. 80.1).

В материалах исполнительного производства отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что работы по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде на территории, подвергшейся химическому загрязнению от деятельности химических предприятий ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», и последующей ликвидации выполнены в полном объеме. Факт актуализации сведений об Объекте и включении Объекта 2 в ГРОНВОС не свидетельствует о фактическом исполнении требований исполнительного документа. Административным истцом искажается принцип правильного и исполнения судебного акта, указывая на наличие фактическое исполнение требований исполнительного документа.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Также судом установлено, что 25.01.2021 Усольским городским судом Иркутской области вынесено решение по административному делу № 2а-187/2021 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к заместителю начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Зариф Татьяне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, начальнику отделения МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Носкову Александру Владимировичу, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Сердюковой Ирине Игоревне о признании незаконным постановления и его отмене, в удовлетворении требований отказано.

Апелляционным определение судебной коллегии Иркутского областного суда от 22.04.2021 решение Усольского городского суда Иркутской области по административному делу № 2а-187/2021 оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2021 по делу о рассмотрении жалобы Минприроды на решение Усольского городского суда Иркутской области от 25.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии, оставлены без изменения. При этом Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции указано, что Минприроды России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, непосредственно заинтересовано в решении одной из важнейших стратегических задач государства — ликвидации объектов накопленного экологического вреда. Требования исполнительного документа направлены на выявление, оценку, учет и ликвидацию одного из объектов накопленного вреда окружающей среде.

Поэтому суд учитывает, поскольку решение Усольского городского суда от 04.03.2020 на день вынесения спорного постановления от 07.12.2021 не исполнено, оснований для признания нарушенными интересов Минприроды России при вынесении оспариваемого постановления от 07.12.2021 не имеется.

Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Суд, оценивая представленные по делу доказательства и руководствуясь положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", исходит из того, что для разрешения вопроса о возможности окончания исполнительного производства юридическое значение имеет факт исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе и наличие достаточных и достоверных данных об этом в материалах исполнительного производства, при этом действующим законодательством на судебного пристава-исполнителя возложена проверить исполнение должником обязательства, указанного в исполнительном документе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (часть 9 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, суд приходит к выводу, что судебный пристав МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецов М.С., отказывая своим постановлением от 07.12.2022 в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства, верно пришел к выводу о фактическом не исполнении должником требований исполнительного документа.

Поскольку вопросы обеспечения экологической безопасности входят в систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая характеризуется состоянием защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).

Таким образом, федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления в равной мере включены в правоотношения по охране окружающей среды.

Кроме того, согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 указано, что подходы в области охраны окружающей среды носят абсолютно принципиальный характер. Также в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 указано на события в г. Усолье-Сибирском, об обязательной помощи людям, которые живут в населенном пункте, с указанием, о том, что, но нельзя вновь допустить возникновения подобных экологических ситуаций.

Таким образом, в реализации экологической функции государства, административный истец должен принимать активное участие, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения согласуется с основной целью Российской Федерации, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения. Это предполагает, что на административного истца в силу закона возложены функции как создание условий для надлежащего исполнения законов связанных с природопользованием и выполнения решения Усольского городского суда Иркутской области от 04.03.2020.

Поскольку решение Усольского городского суда Иркутской области от 04.03.2020 не исполнено, то оснований для признания нарушенными интересов Минприроды России при вынесении оспариваемого постановления от 07.12.2021 не имеется.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.

Вопреки доводам административного истца по исполнению требований исполнительного листа по возложению на Минприроды России обязанности обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде (далее - Объект НВОС), образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) и последующей ликвидации, не может быть ограничено только документами, обозренными в исполнительном производстве и исследованными при рассмотрения дела. Анализ представленных суду документов свидетельствует о соответствии оспариваемого постановления нормам права.

Доказательств, что оспариваемым постановлением каким-то образом нарушены права Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, суду не представлено.

Иные доводы о несогласии с оспариваемым постановлением не имеют правового значения и основаны на неверном толковании норм права, именно должник в данном случае должен доказать фактическое исполнение судебного акта, каких-либо обязанностей у судебного пристава-исполнителя предоставлять должнику перечень документов, которыми подтверждается фактическое исполнение судебного решения, законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого административным истцом постановления, вынесенного в пределах полномочий должностного лица с указанием оснований принимаемого решения, со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Исходя из положений, приведенных нормативных актов прямой обязанностью Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, является исполнение решения суда, указанного в исполнительном листе, об обязанности обеспечения выполнения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, а также последующей ликвидации.

Рассматривая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, суд учитывает следующее.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3).

Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установление факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Разъяснения по применению, в том числе указанных норм права, даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее - постановление).

В соответствии с п. 11 постановления административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В административном исковом заявлении представитель Минприроды России обратился с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.

Как установлено при рассмотрении дела, копия постановления судебного пристава-исполнителя от 07.12.2021 направлена заказной почтой с почтовым идентификатором 66401166213741.

Согласно отчета об отслеживании почтового отправления, конверт адресату вручен 10.01.2022.

Как следует из ответа УФПС г. Москвы от 17.06.2022 МР77-09/106582, фактически заказное письмо с почтовым идентификатором 66401166213741 вручено представителю организации 11.01.2022 Лялину Г.В.

Таким образом, срок обращения с административным иском истекал 21.01.2022.

Также судом установлено, что первоначально с аналогичным административным исковым заявлением Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в Усольский городской суд Иркутской области 02.02.2022, то есть за пределами срока.

Довод административного истца о поступлении копии постановления от 07.12.2021 в Минприроды России 27.01.2022 в связи с наличием на ней штампа входящей корреспонденции, не может являться основанием для восстановления срока, поскольку дата получения 27.01.2022 на штампе не нашла своего подтверждения при рассмотрении дела, и объективно не может быть рассмотрена как фактическая дата вручения копии постановления, в связи с чем срок обращения с данным административным исковым заявлением не может быть восстановлен. Поэтому суд признает пропущенным срок обращения Минприроды России с данным административным иском с учетом первоначального обращения в Усольский городской суд 02.02.2022.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича от 07.12.2021 о назначении нового срока исполнения не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В административных исковых требованиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к судебному приставу МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецову Илье Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных производств неимущественного характера УФССП по Иркутской области Кузнецова Ильи Сергеевича от 07.12.2021 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 02.07.2022.