Мотивированное решение вынесено 06 марта2020 года.
Дело № 2а-147/2020
УИД 27RS0021-01-2020-000285-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Переяславка 06 марта 2020 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Петровской Е.В.,
с участием представителя истца - администрации Полетненского сельского поселения ФИО6,
должностного лица, действия которого обжалуются - судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1 по <адрес> и ЕАО ФИО3,
помощника прокурора района имени ФИО1ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> к ОСП по району имени ФИО1 по <адрес>, ФИО1 по <адрес> и ЕАО о признании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1 по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора незаконным,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по району имени ФИО1 по <адрес> и ЕАО о признании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1 по <адрес> и ЕАО ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора незаконным, уменьшении размера взыскиваемого с должника исполнительного сбора, установленного оспариваемым постановлением.
В обоснование административного иска указал, что судебный пристав- исполнитель ОСП по району имени ФИО1ФИО3 в отношении администрации Полетненского сельского поселения вынес постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Административный истец в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу производила размещение извещения о предварительном отборе участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, по результатам которого не поступало не одной заявки, и тем самым составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не представлялось возможным. Администрацией были предприняты все соответствующие меры, в том числе неоднократно проводились мероприятия в целях исполнения решения суда, и отсутствие желающих заключить контракт не по вине должника. Таким образом, выводы о наличии вины органа местного самоуправления в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа необоснованны. В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительного сбора. Лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Вины со стороны администрации по неисполнению решения суда не имеется.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и ЕАО.
В судебное заседание административные ответчики ОСП по району имени ФИО1 по <адрес> и ЕАО, Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и ЕАО своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, доказательства уважительных причин неявки не представили.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание административных ответчиков не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании уточнила исковые требования, просила постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью, как незаконное. Поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у них не имелось возможности исполнять решение суда, поскольку в поселении был объявлен режим чрезвычайной ситуации. И все силы администрации были брошены на устранение последствий. После снятия режима чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения, ими был вновь объявлен предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Считает, что в действиях администрации нет умысла или неосторожности, направленных на не исполнение решения суда. Поскольку заявки на участие в предварительном отборе - это дело добровольное, принудить какого-либо на участие в предварительном отборе они не могут. Свои кандидатуры никто не предлагает. В настоящее время она вышла с предложением в Законодательную <адрес> о передаче полномочий органов местного самоуправления в части формирования перечня поставщиков на уровень субъекта Российской Федерации. Просит исковые требования удовлетворить.
Должностное лицо, действия которого обжалуются - судебный пристав-исполнитель ФИО3 в судебном заседании не согласилась с доводами, изложенными административным истцом. Считает, что ее действия законны. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного судом района имени ФИО1 по делу №а-673/2018 от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденно исполнительное производство №. Согласно требований исполнительного документа администрация Полетненского сельского поселения в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу производила размещение извещения о предварительном отборе участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, по результатам которого составляла перечень поставщиков путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ДД.ММ.ГГГГ Администрация направляет в ОСП по району имени ФИО1 протокол предварительного отбора от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ направляет в ОСП по району имени ФИО1 ссылку об размещении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и извещение о проведении предварительного отбора от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ глава администрации ФИО6 с постановлением о возбуждении исполнительного производства ознакомлена лично. ДД.ММ.ГГГГ администрация обратилась в суд за отсрочкой исполнения решении суда. ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки было отказано. ДД.ММ.ГГГГ администрация произвела размещение извещения о предварительном отборе участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ДД.ММ.ГГГГ поступил протокол предварительного отбора. ДД.ММ.ГГГГ в ходе совершения исполнительных действий установлено, что Администрацией решение суда не исполняется. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подано ни одной заявки, а значит, решение суда не исполняется, заявлений в суд об отсрочке решения суда не поступало. В связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ вынесено и вручено постановление о назначении нового срока исполнения, предупреждение за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Просит в удовлетворении исковых требований Администрации отказать в полном объеме.
Выслушав административного истца, судебного пристава-исполнителя, действия которого обжалуются, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 указанного Кодекса.
Исходя из вышеприведенных норм закона, заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия), должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, и указать способ их восстановления.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положения статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В целях создания условий для применения мер принудительного исполнения, а равно для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, установленные абзацем первым части 1 статье 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании установлено, что решением суда района имени ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Решение вступило в законную силу. На основании исполнительного листа судебным приставом –исполнителем ОСП по району имени ФИО1ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> возбуждено исполнительное производство. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом -исполнителем установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, а также должник предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения в постановлении установлен 5 дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вручена представителю должника ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее собственноручной подписью на копии настоящего постановления и указанием даты вручения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа взыскивать исполнительский сбор.
Как следует из материалов дела исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем за неисполнение Администрацией Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> решения суда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для должника – Администрации Полетненского сельского поселения для исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями ч. ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснений данных судам Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В подтверждение своих доводов об отсутствии вины администрация Полетненского сельского поселения представила: протокол предварительного отбора от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ ссылку об размещении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и извещение о проведении предварительного отбора от ДД.ММ.ГГГГ; обращение с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в суд за отсрочкой исполнения решении суда. ДД.ММ.ГГГГ определением суда района имени ФИО1 <адрес> в предоставлении отсрочки было отказано; ДД.ММ.ГГГГ сведения о размещение извещения о предварительном отборе участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ДД.ММ.ГГГГ администрация Полетненского сельского поселения направила в ОСП по району имени ФИО1 <адрес> протокол предварительного отбора. В подтверждения невозможности исполнения решения суда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрация представила суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ о введении режима чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения возникшей в результате быстрого притока воды в реках Хор и Кия, потоплением населенных пунктов поселения. В связи с невозможностью исполнения решения суда, из-за отсутствия желающих подать заявку на предварительный отбор, администрация Полетненского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ обратилась с предложением в Законодательную <адрес> о передачи полномочий органов местного самоуправления в части формирования перечня поставщиков на уровень субъекта Российской Федерации.
Основанием для признания постановления судебного пристава-исполнителя недействительным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Разрешая заявленные требования, на основании приведенных нор, основываясь на исследованных доказательствах, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полной мере проверив все доводы, судом установлено, что должником в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в связи с чем, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> к ОСП по району имени ФИО1 по <адрес>, ФИО1 по <адрес> и ЕАО о признании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1 по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора незаконным удовлетворить.
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени ФИО1 по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени ФИО1 <адрес> исполнительного сбора признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Петровская