ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-147/2016 от 18.04.2016 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-147\2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2016 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего судьи Богачевой Е.Б.

При секретаре: Поленовой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главе администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников незаконным

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к главе администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников на земельном участке кадастровый , категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, и просит суд обязать главу администрации сельского поселения выдать разрешение на вырубку деревьев за этом земельном участке, мотивируя тем, ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес администрации Боровиковского сельского поселения заявление с просьбой разрешить ему вырубить деревья и кустарники на земельном участке, находящимся у него в аренде, однако ответом главы администрации Боровиковского сельского поселения М.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано, и было дополнительно разъяснено, что ему необходимо предоставить справку из Департамента лесного фонда Костромской области. Считает данный отказ незаконным, поскольку при подаче заявления был приложен кадастровый паспорт земельного участка, в котором было указано, что участок относится к категории земель населенных пунктов. Кроме того, сам земельный участок предоставлен в аренду при участии администрации Красносельского муниципального района. Поэтому полагает, что таких данных было достаточно.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2, имеющий высшее юридическое образование требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что земельный участок первоначально был предоставлен в аренду Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка были определены на основании межевания.

При оформлении соглашения о переуступке права аренды ФИО1 была допущена опечатка в номере дома.

Однако право аренды на имя ФИО1 зарегистрировано именно на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и регистрация права аренды является доказательством, что ФИО1 принадлежит право аренды именно на этот земельный участок. Кроме того, считает, что ответчик не имел права требовать с ФИО1 справку из лесничества, поскольку этот земельный участок стоит на кадастровом учете как земли поселений и не может входить в земли лесного фонда. Не оспаривает того, что заявление ФИО1 подавал не по форме установленной административным регламентом, в нем не было указано количество деревьев, подлежащих вырубке, не указал он и цель, и основание для вырубки. Но к заявлению было приложенио разрешение на строительство жилого дома и было понятно, что деревья мешают строительству дома и необходим проезд для такой стройки. Кроме того, оформление заявления не по форме не отражено в ответе, как причина отказа в выдаче такого разрешения.

Судом в качестве второго ответчика привлечена администрация Красносельского муниципального района Костромской области и в качестве заинтересованных лиц Департамент лесного хозяйства администрации Костромской области и ОГКУ «Костромское лесничество».

Глава администрации Боровиковского сельского поселения М.А.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно, и надлежащим образом.

Представитель администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО3 требования не признала и пояснила, что считает, что глава администрации Боровиковского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку разрешение вопросов о выдаче разрешения на вырубку деревьев на территории Боровиковского сельского поселения возложена на комиссию, созданную при администрации сельского поселения. Глава поселения только информирует заявителей о результатах рассмотрения заявлений комиссией. Глава поселения дал ответ ФИО1 со ссылкой на решение именно комиссии.

Считает, что в данном случае необходимо обжаловать именно решение комиссии от отказе в выдаче разрешения на вырубку. Одновременно считает, что отказ в таком разрешении является законным, поскольку администрация обладает информацией, что этот земельный участок и другие земельные участки <адрес> входят в земли лесного фонда. Это стало известно, когда были вырублены деревья около многоквартирных домов, находящихся на этой улице и по этому факту возбуждено уголовное дело природоохранной прокуратурой и еще идет следствие. Все земельные участки <адрес> находятся полностью в лесу. Когда администрация Красносельского района предоставляла эти земельные участки, гражданам, то администрация Боровиковского поселения ставила вопрос о том, чтобы на этих участках никакого строительства не было. Ранее эти участки еще входили и в Сумароковский заповедник, но в данный момент границы заповедника измены и они уже не входят в его границы. Однако в последствии всем стали выдавать такие разрешения.

Считает, что граждане и администрация района, оформив эти земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, решили обойти закон и в последствии получить разрешение на строительство домов на этих участках, так как если бы изначально земельный участок предоставлялся под индивидуальное строительство, то порядок их предоставления был бы другой.

Справка из лесничества у ФИО1 была истребована комиссией только с той целью, чтобы было подтверждение, что этот земельный участок не входит в лесной фонд и на нем можно спиливать деревья, и чтобы не было очередного уголовного дела.

Границы населенных пунктов Боровиковского сельского поселения еще не определены, так как требуются денежные средства на межевание. Земельные участки в <данные изъяты> почти все проблемные, так как они располагаются на территории бывшей базы отдыха, в лесу. Кроме того, в администрации разработан и утвержден административный регламент по оказанию такой муниципальной услуги и определен порядок обращения и разрешения этого вопроса. ФИО1 обратился к ним с заявлением не по установленному регламентом образцу, не указал, сколько необходимо спилить деревьев и для какой именно цели.

Так же она считает существенным основанием для отказа тот факт, что согласно соглашения у ФИО1 в аренде находится земельный участок по адресу: <адрес>, а заявление о выдаче разрешения на спил деревьев подано на земельный участок по адресу: <адрес>

Заинтересованное лицо по делу представитель ОГКУ «Костромское лесничество» по доверенности А.В.Н. требования ФИО1 не поддержал, и пояснил, что земельные участки <адрес>, в том числе и земельный участок, принадлежащий на праве аренды ФИО1 входят в земли лесного фонда, находящиеся в их ведении. Все эти участки находятся в лесу. В настоящее время возбуждено уголовное дело по поводу незаконного спила деревьев на нескольких земельных участках по этой улице. Был установлен факт наложения земельных участков по этой улице на земельный участок лесного фонда. Видимо была допущена ошибка при межевании. Они намерены по результатам уголовного дела защищать свои права на эти земли. ФИО4 за получением справки к ним не обращался, но если бы обратился, то они выдали бы справку, что этот участок входит в земли лесного фонда и спил деревьев запрещен. Для того чтобы дать разрешение на спил деревьев в лесном фонде, необходимо обследование каждого дерева и необходимо, чтобы дерево подходило под категорию, которое можно спились.

Представитель Департамента лесного хозяйства администрации Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Красносельского муниципального района и Б.А.В. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, сроком на пять лет. Договор аренды был зарегистрирован в Росреестре по Костромской области.

Согласно, кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и сведения о земельном участке носили временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом суду предоставлено соглашение о переуступке права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Б.А.В. и ФИО1, по которому Б.А.В. уступил, а ФИО1 принял права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым , категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Красносельского муниципального района и Б.А.В.. К данному соглашению прилагается акт приемки-передачи переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района повторно с заявлением о разрешении вырубки деревьев на данном земельном участке. К данному заявлению им были приложены копии договора аренды земельного участка, копия соглашения о переуступке права аренды земельного участка, копия кадастрового паспорта, градостроительный план и разрешение на строительство.

Данное заявление и документы были приняты администрацией Боровиковского сельского поселения и зарегистрировано в книге учета входящей корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ комиссией, созданной при администрации Боровиковского сельского поселения было произведено обследование деревьев и кустарников, растущих на этом земельном участке (<адрес>) и было установлено, что на участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства имеется древесно-кустарниковая растительность. Справки ОГКУ «Костромское лесничество» о том, что данный земельный участок сформирован на землях, не относящихся к землям лесного фонда ОГКУ «Костромское лесничество» не имеется.

По результатам обследования комиссией был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что описания границ населенного пункта нет, а кадастровый план земельного участка не всегда отражает истинное положение дел, определить, что земельный участок сформирован исключительно на землях населенного пункта, а не на землях, относящихся к лесному фонду ОГКУ «Костромское лесничество» невозможно. Комиссия пришла к выводу, что определить необходимость и законность вырубки без натурального обследования земельного участка специалистами ОГКУ «Костромское лесничество» не представляет возможным и приняла решение отказать заявителю ФИО1 о выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарника на территории земельного участка <адрес>

В соответствии с этим решением комиссии ФИО1 главой администрации Боровиковского сельского поселения в письменном виде было сообщено о таком решении комиссии ДД.ММ.ГГГГ за , и было предложено для получения разрешения на проведение данного вида работ предоставить документы в полном объеме, а именно оформить заявление, установленной формы с обязательствами о соблюдении правил производства работ, ели на данном земельном участке проходят линии электропередач, линии связи, технические сети и т.д. а также обязательства о восстановлении зеленых насаждений (при необходимости) и проведении обязательного общего благоустройства территории, предоставить правоустанавливающие документы на землю, зарегистрированные в установленном порядке, при строительстве, размещении новых объектов, их реконструкции, прокладке коммуникаций, дополнительно предоставить градостроительный план и разрешение на строительство (реконструкцию), при проведении капитального или текущего ремонта инженерных сетей - проект или схему (масштаб 1:500) территории с указанием охранной зоны и зоны производства работ, справку из лесничества, подтверждающую, что данный земельный участок не относится к территории лесфонда, а указанные насаждения обследованы на предмет поврежденности, сухостойности и опасности (аварийности), и рекомендованы к вырубке.

Фактически это решение об отказе в выдаче разрешения на вырубку деревьев и обжалуется административным истцом.

Трехмесячный срок для обжалования такого решения, предусмотренный КАС РФ, административным истцом не пропущен.

В администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области принят Административный регламент предоставления муниципальной услуги, утвержденный постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым разрешение на вырубку деревьев и кустарников на территории Боровиковского сельского поселения является муниципальной услугой и предоставляется администрацией Боровиковского сельского поселения.

При таких обстоятельствах глава администрации Боровиковского сельского поселения М.А.Н. является по данному спору ненадлежащим ответчиком, так как не может оказывать вышеуказанную муниципальную услугу и отказывать в разрешении на вырубку деревьев и кустарников. Следовательно, требования административного истца к главе Боровиковского поселения необоснованные и не подлежат удовлетворению.

Одновременно суд приходит к выводу, что требования в данном случае подлежат предъявлению непосредственно к административному ответчику, привлеченному судом, а именно к администрации Боровиковского сельского поселения.

В судебном заседании установлено, что административный истец обратился с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в администрацию Боровиковского сельского поселения, и обязан был, в соответствии с п.2.3. Административного регламента, с целью получения разрешения предоставить необходимые документы, в том числе заявление установленной формы (приложение 1) с обязательным соблюдением правил производства работ, если на данном участке проходят линии электропередач, линии связи, технические сети и т.д., и проведение обязательного общего благоустройства территории, правоустанавливающие документы на землю, зарегистрированные в установленном законом порядке. При строительстве, размещении новых объектов, их реконструкции, прокладке коммуникаций, лица, осуществляющие соответствующую деятельность, обязаны дополнительно для физических лиц предоставить градостроительный план и разрешение на строительства (реконструкция). При проведении капитального или текущего ремонта инженерных сетей предоставляется проект или схема (масштаб 1:500), заверенная владельцем (пользователем) территории с указанием охранной зоны и зоны производства работ.

Этот перечень документов является исчерпывающим.

В соответствии с п.2.4 этого Регламента основанием для отказа в предоставлении такой муниципальной услуги является: отсутствие в заявлении обязательных сведений, неполный или недостоверный состав сведений, предусмотренных настоящим Регламентом; отсутствие необходимых документов, предусмотренных настоящим Регламентом; предоставление заявителем неправильно оформленных, несоответствующих установленным требованиям или утративших силу документов; отсутствие оформленной в установленном порядке доверенности, в случае подачи заявления на оформление разрешения на вырубку деревьев и кустарников, подлежащего выдаче третьему лицу; решение комиссии при администрации по принятию решения о вырубке деревьев и кустарников, содержащее мотивированный отказ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением не установленной Регламентом форме, в котором не было указано количество деревьев и кустарников, подлежащих вырубке, цель вырубки и основание для вырубки. Не указано обязательство о сносе деревьев в соответствии с техникой безопасности, соблюдении требований при осуществлении такой вырубки и по проведению мероприятий по общему благоустройству территории после выполнения таких работ, в том числе по вывозу стволов деревьев, веток, иного мусора, проведение планировочных работ.

Кроме того, к заявлению ФИО1 был приложен кадастровый паспорт на этот земельный участок со сведениями, временного характера, срок действия которых истек ДД.ММ.ГГГГ.

Также в правоустанавливающих документах, а именно в договоре аренды и соглашении о переуступке прав на земельный участок имеются разногласия в адресе расположения земельного участка, а именно в договоре аренды указан дом , в соглашении .

С учетом п. 2.4. Административного регламента оформление заявления не в соответствии с требованиями настоящего Регламента и предоставление документов, утративших силу и неправильно оформленных, является одним из оснований для отказа в оказании такой муниципальной услуги.

Не указание в заявлении цели и основания для вырубки деревьев препятствует определению перечня иных документов, которые должны быть приложены к такому заявлению.

При таких обстоятельствах отказ в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников ФИО1 является обоснованным.

Доводы административного истца о том, что эти допущенные им нарушения не были предметом рассмотрения администрацией Боровиковского сельского поселения и не послужили причиной для отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев, суд считает необоснованными, поскольку в ответе главы администрации Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, который и обжалуется истцом, указано на необходимость оформления заявления в надлежащем виде и предоставлении документов оформленных надлежащим образом.

Одновременно, суд приходит к выводу, что указание в отказе на предоставление муниципальной услуги на не предоставление ФИО1 справки из лесничества о том, что земельный участок не относится к территории лесного фонда, суд считает незаконным, поскольку в Административном регламенте имеется исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены, и предоставление таких справок не предусмотрено.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что фактически данный земельный участок входит в земли лесного фонда, документально не подтверждены и опровергается предоставленными суду документами.

Административный ответчик или заинтересованные лица не лишены возможности оспорить в порядке гражданского судопроизводства договор аренды этого земельного участка и межевой план, если считают, что земельный участок был предоставлен административному истцу незаконно, и была допущена ошибка при установлении границ при межевании этого земельного участка.

В настоящее время такой спор отсутствует.

Признание судом незаконности требования административным ответчиком этой справки не влияет на окончательное решение по заявленному иску и не может являться основанием для удовлетворения требования административного истца о признании отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников незаконным, с учетом вышеуказанных доводов.

Руководствуясь ст.176-181, 218-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к главе администрации Боровиковского сельского поселения и администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района о признании отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников от ДД.ММ.ГГГГ ОТКАЗАТЬ.

Решение в течение месяца, со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 18 апреля 2016 года в 18 часов, может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.

Судья: