УИД 70RS0002-01-2020-006535-42
Дело № 2а-147/2021(2а-1888/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,
при секретаре Поповой Л.В.,
помощник судьи Фоминых В.В.,
с участием представителя административного истца, заинтересованного лица ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, действующего по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> на срок <дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ФИО4, ФИО5 о признании действий и решения незаконными, возложении обязанности принять решение,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском (с учетом увеличения исковых требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области, Управление), главному специалисту-эксперту отдела ведения ЕГРП ФИО5, главному специалисту-эксперту отдела регистрации земельных участков ФИО4 о признании действия по направлению запроса в адрес Советского районного суда г. Томска о разъяснении судом распространения действия определения Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> по делу <номер обезличен> (об обеспечении иска о запрете любых регистрационных действий в отношении земельного участка <номер обезличен> (площадью 1500 кв.м.)) на земельный участок <номер обезличен> незаконным, признании незаконным и отмене уведомления Управления о приостановлении государственной регистрации от <дата обезличена> №<номер обезличен> перехода права собственности ФИО6 и права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., обязании принять решение об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 и государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> или об отказе в государственной регистрации на основании представленных документов.
В обоснование заявленных требований указано, что <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащий на праве собственности ФИО6, был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <данные изъяты> кв.м. и <номер обезличен>, <данные изъяты> кв.м. в целях их дальнейшей продажи и дарения жене и дочери ФИО6 <дата обезличена> ФИО6 подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка ФИО3 от <дата обезличена>. Управлением Росреестра по Томской области предоставлено уведомление № <номер обезличен> от <дата обезличена> о приостановлении государственной регистрации прав на указанный земельный участок с указанием следующих оснований: определение Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, письмо <номер обезличен> от <дата обезличена>, Определение Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: обл., <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>. Исправить описки, допущенные в определение Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена>. В вводной части читать дату вынесения -<дата обезличена>, вместо <дата обезличена>, предмет ограничения, обременения – земельный участок, категория земель –земли населенных пунктов, разрешенное использование-Садоводство, расположенный по адресу: РФ <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>. Указанное уведомление истец считает незаконным. Поскольку определение Советского районного суда г. Томска по делу <номер обезличен> от <дата обезличена> (учетом определения об исправлении описки от <дата обезличена>) вынесено судом в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, находящегося по адресу: <адрес обезличен>, который прекратил свое существование <дата обезличена> в результате его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, находящиеся по адресу: <адрес обезличен>, каких-либо судебных актов в отношении вновь образованных земельных участков не выносилось, то распространение на них ограничений, наложенных административным ответчиком в нарушение п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», считает незаконным, а ссылку административного ответчика на п. 6 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) несостоятельной в силу отсутствия объекта недвижимости на момент совершения юридически значимого действия. Располагая информацией об отсутствии судебных актов в отношении вновь образованных двух земельных участков, Управление Росреестра направил в Советский районный суд г. Томска запрос о разъяснении применения судебного акта от <дата обезличена> об обеспечении иска, что является незаконным. Указывает, что положениями закона о кадастре не предусмотрена обязанность органа кадастрового учета самостоятельно запрашивать в суде вступившие в силу судебные акты, а также предполагать, что вступивший в законную силу акт является неправильным. Полагает, что государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. В ответ на запрос Управления Росреестра <дата обезличена> судья Ткаченко И.А. направила письмо с разъяснением о том, что наложенные судом обеспечительные меры на основании определения от <дата обезличена> на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> распространяются и на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. С указанным определением истец выражает несогласие, поясняя, что суд не вправе под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения. Полагает действия административного ответчика по направлению запроса о разъяснении применения судебного акта от <дата обезличена>, приостановлению государственной регистрации прав противоречащими нормам действующего законодательства и нарушающими её (административного истца) права и законные интересы по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. <дата обезличена> в адрес истца поступил ответ от административного ответчика <номер обезличен>, в котором указано, что в результате рассмотрения его обращения Управления Росреестра не считает свои действия по внесению записей в ЕГРН незаконными со ссылкой на п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ. Между тем, по смыслу данной нормы ограничения сначала должны быть наложены на земельный участок, из которого впоследствии образованы существующие участки и на момент вынесения определения суда от <дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> не существовал как объект недвижимости.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО3, заинтересованного лица ФИО6 – ФИО1, действующая на основании доверенности от <дата обезличена> сроком на <данные изъяты> лет, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, а также в письменных дополнениях административного истца и третьего лица. В письменных возражениях на отзыв административного ответчика указала обстоятельства, аналогичные в письменных дополнениях административного истца. Дополнительно указала, что запрос государственного регистратора ФИО5 от <дата обезличена> содержал незаконную и необоснованную просьбу о разъяснении судом, распространяется ли запрет на регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на вновь образованные <дата обезличена> земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Между тем, государственный регистратор обязан был направить в суд уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, поскольку обязанность Управления Росреестра по проверке судебных актов как таковых, их содержания, правомочность их вынесения, отправке запросов о применении их действия законодательно не закреплена. В письменных дополнениях также указала, что законодательно не закреплена обязанность государственного регистратора регистрировать какие-либо ограничения (обременения) на объекты недвижимости на основании каких-либо разъяснений судьи, оформленных в виде письма, государственный регистратор обязана была удостовериться в том, что судебных актов о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в Управление Росреестра не поступало, а также направить в адрес суда уведомление о невозможности исполнить определение от <дата обезличена> (в редакции определения об исправлении описки от <дата обезличена>), в связи со снятием объекта недвижимости с кадастрового учета <дата обезличена>. Указывает, что согласно должностному регламенту государственный регистратор несет персональную ответственность за несоответствие сведений, внесенных в ЕГРН, представленным на государственную регистрацию документам о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также самостоятельно принимает решение (без писем-разъяснений судей) об осуществлении государственной регистрации запретов на совершение определенных действий с недвижимым имуществом и внесении сведений в ЕГРН по поступившим в отдел документам. Однако полагая, что ФИО5, превысив свои полномочия по направлению не предусмотренного действующим законодательством запроса именно с вопросом о распространении действия определения Советского суда от <дата обезличена> об обеспечении иска по делу <номер обезличен> на иные объекты недвижимости, о которых не указано в резолютивной части определения суда, нарушила нормы действующего законодательства. Кроме того указывает, что специалист в нарушение вышеуказанных положений должностного регламента <номер обезличен>, в нарушение п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости», п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от <дата обезличена> N 218-ФЗ, ч. 3 ст. 56 ЗК РФ имела возможность и была обязана убедиться в отсутствии документов-оснований - судебных актов о запрете регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, согласно положений должностного регламента <номер обезличен> имела возможность и была обязана исправить данные в ЕГРН относительно неверно внесенной информации о запрете регистрации на земельный участок ФИО6 (в отсутствие каких-либо судебных актов в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>), что фактически привело к незаконному приостановлению государственной регистрации права ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании Уведомления от <дата обезличена> Указано также, что административный соответчик ФИО4, в нарушение п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости», с п. 5 ч. 2 ст. 14 N 218-ФЗ, ч. 3 ст. 56 ЗК РФ, п. 227 регламента утв. Приказом Минэкономразвития России <номер обезличен> от <дата обезличена>) не удостоверилась о наличии судебных актов о запрете на регистрационные действия в отношении земельного участка ФИО6 с кадастровым номером <номер обезличен> и в их отсутствие приостановила государственную регистрацию прав уведомлением № <номер обезличен> от <дата обезличена>. Форма и порядок которого не соответствует требованиям Приказа <номер обезличен> Минэкономразвития РФ от <дата обезличена> «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав представленных заявителем документов», а именно административным соответчиком ФИО4 не была указана конкретная часть статьи 26 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не было указано основание приостановления государственной регистрации перехода права ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, а также порядок его обжалования (ст.ст. КАС РФ). В результате незаконных действий административных ответчиков административный истец лишен возможности распоряжаться принадлежащими земельным участком. Полагала необоснованным привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО7 Полагала обращение в суд с настоящим административным иском единственным возможным способом восстановления прав административного истца, поскольку обжалование судебного акта, которым наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении прекратившего свое существование земельного участка, не повлечет за собой восстановления прав ФИО6 и ФИО3 Кроме того полагала, что суд, вынесший определение и государственные регистраторы Управления находятся в сговоре и действия их направлены в интересах ФИО7
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО2, действующий на основании доверенности от <номер обезличен> от <дата обезличена> на срок <дата обезличена>, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал все изложенное в отзыве на административное исковое заявление, где указал, что <дата обезличена> в Управление Росреестра обратились ФИО6 с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и ФИО3 с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от <дата обезличена>. В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что <дата обезличена> в адрес Управления Росреестра поступило определение Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> (с учетом определения об исправлении описки от <дата обезличена>) о запрете Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. Согласно данным ЕГРН <дата обезличена> записи о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> присвоен статус «архивная» в связи с разделом указанного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ. При поступлении определения от <дата обезличена> государственный регистратор ФИО5 внесла запись в Книгу учета арестов – <номер обезличен> от <дата обезличена>. <дата обезличена> государственным регистратором направлен запрос судье Советского районного суда г. Томска, вынесшему вышеуказанные определения, о порядке их исполнения. В своем ответе от <дата обезличена> судья разъяснила, что установленный определением от <дата обезличена> запрет на осуществление любых регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> распространяется и на образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Таким образом, у Управления отсутствовали основания не исполнить определение суда от <дата обезличена>, в связи с чем государственным регистратором внесены сведения в ЕГРН о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Наличие указанных записей о запрете на совершение регистрационных действий препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 и государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, и является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указывает, что кроме того в ответ на запрос государственного регистратора от <дата обезличена> об актуальности запрета, наложенного определением суда от <дата обезличена>, поступил ответ от <дата обезличена>, согласно которому указанный запрет является действующим, судебный акт об отмене указанного запрета не выносился. В ответ на запрос от <дата обезличена> об актуальности обеспечительных мер в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> судом <дата обезличена> сообщено, что обеспечительные меры являются действующими. Полагает, что учетно-регистрационные действия приняты законно и обоснованно. В судебном заседании дополнительно суду пояснил, что не оспаривает факт того, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в Управлении Росреестра не имеется каких-либо отдельных судебных актов о наложении запрета на совершение регистрационных действий. Указал, что в рамках правовой экспертизы документов государственный регистратор имеет право направлять запросы в адрес государственных органов. При получении разъяснения суда, оформленного письмом, Управлению Росреестра необходимо было совершить действия по внесению сведений в ЕГРН о наличии запретов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, поскольку у регистрирующего органа в силу положений ст. 13 ГПК РФ имеется обязанность исполнить определение судьи, что в совокупности с разъяснениями судьи от <дата обезличена> и было сделано. При этом указанный запрос не свидетельствует о наличии сомнений регистратора в законности и обоснованности определения суда либо о его оспаривании. Государственный регистратор после получения определения о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> обязана была сообщить суду о его разделе. При внесении информации о наличие запрета и его основания, Уведомления о регистрации ограничений в отношении земельных участков были сформированы программой и направлены административному истцу. Наличие сведения о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении данных земельных участков, препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 и государственной регистрации права собственности ФИО3 и является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. Решение о приостановлении регистрационных действий принято законно и обоснованно.
Определением Ленинского районного суда г. Томска в протокольной форме к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены специалист-эксперт отдела регистрации земельных участков ФИО4, главный специалист-эксперт отдела ведения ЕГРП, регистрации арестов ФИО5.
Определением Ленинского районного суда г. Томска в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО6 и ФИО7.
Административный ответчик главный специалист-эксперт отдела ведения ЕГРП, регистрации арестов Управления Росреестра по Томской области ФИО5( далее ФИО5), извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав пояснения представителя ответчика Управлению Росреестра. А также пояснила, что <дата обезличена> было получено определение Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> которое содержало данные о запрете Управлению Росреестра осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. Указанные данные были учтены в книге учета арестов. По данным ЕГРН <дата обезличена> земельный участок был ликвидирован и произошел его раздел на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., соответственно. В связи с чем она направила запрос в Советский районный суд г. Томска с просьбой уточнить порядок исполнения определения суда о принятии обеспечительных мер при ликвидации земельного участка. <дата обезличена> из суда поступил ответа от <дата обезличена> из которого следовало, что установлен запрет Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением от <дата обезличена>, распространяется на земельные участки, образованные в результате его раздела с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Также указала, что в случае поступления в регистрирующий орган судебного акта в отношении несуществующего объекта недвижимости конечным результатом его исполнения является внесение сведений в книгу учета арестов. Уведомить суд о разделении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> является ее обязанностью в соответствии с должностным регламентом и п. 216 Административного регламента. У нее (административного ответчика) возникли трудности с исполнением определения судьи от <дата обезличена>, поскольку наложить запрет на осуществление регистрационных действий в отношении несуществующего объекта недвижимости она не могла. Запись в ЕГРН о запрете осуществлять регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> внесена на основании определения судьи от <дата обезличена> (с учетом определения об исправлении описки от <дата обезличена>) с учетом его разъяснения, оформленного письмом судьи от <дата обезличена>. Кроме того указала, что в силу должностного регламента имела право в рамках правовой экспертизы, с целью исполнения решения суда, обратиться в суд с запросом. Указанное не свидетельствует, что она как специалист Управления сомневается в решении суда или его оспаривает.
Административный ответчик ФИО8, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании не признала исковые требования, указала, что действия управления и государственных регистраторов являются законными и обоснованными. Имелась информация в ЕГРН о наличие запрета на спорные земельные участки и на основании указанной информации, Уведомления о регистрации ограничений в отношении земельных участков были сформированы программой и направлены административному истцу. Их форма и содержание не противоречит установленным требованиям.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО6, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Так, как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 с <дата обезличена> является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. соответственно, образованных согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в результате раздела земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на недвижимое имущество от <дата обезличена>, <дата обезличена>, выписками из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от <дата обезличена> и не оспариваются сторонами.
<дата обезличена> ФИО6 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от <дата обезличена>, заключенного ФИО6 (даритель) и ФИО3 (одаряемый). По результатам рассмотрения заявления <дата обезличена> ФИО3 получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от <дата обезличена> № <номер обезличен> в связи с поступлением в орган регистрации прав судебного акта о запрете совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
<дата обезличена> главным специалистом-экспертом отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра ФИО8 было составлено уведомление №<номер обезличен> о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации, Закон) – в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Так, из указанного уведомления следует, что в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, имеется запись о государственной регистрации запрета на данный земельный участок. По данным ЕГРН зарегистрировано следующее запрещение: определение Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, письмо <номер обезличен> от <дата обезличена>, Определение Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от <дата обезличена> о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: обл., <адрес обезличен> кадастровый номер <номер обезличен> Исправить описки, допущенные в определение Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена>. В вводной части читать дату вынесения -<дата обезличена>, вместо <дата обезличена>, предмет ограничения, обременения – земельный участок, категория земель –земли населенных пунктов, разрешенное использование-Садоводство, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>. Указанное запрещение препятствует государственной регистрации перехода прав ФИО6 и права собственности ФИО3 на указанный земельный участок
Также разъяснено, что в рамках проведения правовой экспертизы для получения дополнительных сведений Управлением Росреестра направлен запрос в Советский районный суд г. Томска об актуальности указанных запретов и возможности осуществления регистрационных действий. На момент принятия решения о приостановлении указанных регистрационных действий ответ на запрос в Управление не поступал. На основании изложенного осуществить регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> не представляется возможным. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до наступления одного из случаев, установленных ст. 26 Закона о регистрации.
Данное уведомление от <дата обезличена> получено представителем ФИО1 лично <дата обезличена>, о чем имеется отметка на самом уведомлении.
Административному истцу стало известно о внесении указанных записей в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> при получении <дата обезличена> уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от <дата обезличена>. Настоящий административный иск подан в суд представителем административного истца в электронном виде <дата обезличена> посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что следует из квитанции об отправке.
Таким образом, ФИО3 административный иск подан в пределах установленного законом трехмесячного срока для обжалования указанных в иске действий.
Из письма от <дата обезличена><номер обезличен> Управления Росреестра по Томской области следует, что согласно данным ЕГРН от <дата обезличена>, записи о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> присвоен статус «Архивная» в связи с разделом указанного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> имеются записи о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: обл. Томск, <адрес обезличен> кадастровый <номер обезличен> (<номер обезличен>, <номер обезличен>). Указанные записи внесены в ЕГРН <дата обезличена> на основании Определения Советского районного суда г.Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, Определения Советского районного суда г.Томска <номер обезличен> от <дата обезличена>, письма судьи Советского районного суда г.Томска Ткаченко И.А. <номер обезличен> от <дата обезличена>.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу изложенных норм для удовлетворения требований административного иска об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установить совокупность следующих условий: несоответствие закону оспариваемых решения, действий (бездействия) и нарушение данными решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем, такой совокупности условий при рассмотрении административного дела судом не установлено.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании незаконными действий административных ответчиков по приостановлению государственной регистрации права и перехода права уведомлением от <дата обезличена>, а также по направлению запроса в Советский районный суд г. Томска с просьбой о разъяснении распространения действия определения судьи Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> о наложении обеспечительных мер на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, ссылается на обстоятельства отсутствия каких-либо судебных актов о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровыми номерами <номер обезличен>, при этом полагает, что письмо судьи судебным актом не является, а действия регистратора ФИО5 выходят за пределы её полномочий. С указанными доводами суд не соглашается.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Положение), согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Согласно пункту 4 Положения Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Томской области таким органом является Управление Росреестра по Томской области согласно Положению об Управлении Росреестра по Томской области, утвержденном Приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации».
Статьей 15 Закона о регистрации установлен перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В силу положений п. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Одним из оснований приостановления государственного государственной регистрации прав согласно п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является поступление в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Таким образом, для государственной регистрации ареста недвижимого имущества (запрета совершения регистрационных действий с недвижимым имуществом) необходим соответствующий акт уполномоченного органа (о наложении (снятии) ареста на имущество либо о принятии иных обеспечительных мер, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства) (письмо Росреестра от <дата обезличена><номер обезличен> «О внесении в ЕГРН записи о запрете осуществления действий в отношении земельных участков»).
Как следует из материалов дела <дата обезличена> в Управление Росреестра поступило определения Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> (с учетом определения об исправлении описки от <дата обезличена>), которым частично удовлетворено ходатайство представителя истца ФИО7 – ФИО15 о принятии мер по обеспечению иска ФИО7 к ООО «Агентство кадастровых услуг», ФИО6 о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> недействительными. Данным судебным постановлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области запрещено осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>.
Согласно п. 3, 4 ч.1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно пункту 168 которого государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации; 3) формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; 4) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); 5) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; 6) выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; 7) исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Согласно п. 215 Регламента правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из п.216 Регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Согласно п. 218 Регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности: 1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений; 2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим; 3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.
Пунктом 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее также – Административный регламент), предусмотрено, что государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта удостоверяется в: надлежащем оформлении копии судебного акта; вступлении судебного акта в законную силу; наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
Должностным регламентом <номер обезличен> главного специалиста-эксперта отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по Томской области предусмотрена персональная ответственность государственного регистратора за необоснованный отказ или уклонение в осуществлении государственное регистрации запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом (пункт 2.3.1).
Пунктом 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.
Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> был разделен и в первоначальном виде не существовал на момент поступления определения судьи о запрете совершения регистрационных действий с ним, записи о данном земельном участке присвоен статус «архивная», ФИО5, <дата обезличена> направила запрос в Советский районный суд г. Томска <номер обезличен>, в котором сообщила что <дата обезличена> произошел раздел земельного участка с кадастровым номером 70:21:0110004:23 на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> и о регистрации права собственности на них ФИО6 Указанный запрос также содержал просьбу сообщить, распространяется ли запрет, наложенный определением от <дата обезличена>, на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>.
Письмом от <дата обезличена><номер обезличен> судья Советского районного суда г. Томска сообщил, что запрет Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена>, распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абзац первый пункта 5 статьи 8.1 ГК РФ, статья 13 ГПК РФ, статья 16 АПК РФ).
При таких данных, поскольку принадлежащие ФИО6 земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, у Управления Росреестра и государственного регистратора, располагавших данными сведениями, в силу приведенных выше правовых норм не имелось оснований не исполнить определение судьи от <дата обезличена> (с учетом определения об исправлении описки от <дата обезличена>), а также приведенных в письме судьи разъяснений от <дата обезличена> и отказать в государственной регистрации обременения в виде запрета совершать регистрационные действия с земельными участками с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, несмотря на указание в определении судьи на запрещение Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>
Доводы административного истца относительно незаконности действий государственного регистратора основывает, в том числе, на положения п. 1 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указывая, что государственный регистратор при получении определения судьи от 29.06.2020 должен был уведомить суд о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд признает данные доводы безосновательными, поскольку п. 1 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязывает орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направить уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии установленного перечня оснований. Однако оснований для выполнения требований указанной статьи административным истцом не приведено, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доводы административного истца относительно незаконности действий сотрудника Управления Росреестра ФИО5 по направлению запроса судом отклоняются, поскольку п. 218 Административного регламента предусматривает не только право регистратору прав проведение правовой экспертизы представленных документов, но и при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязанность принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений.
Доводы представителя истца, заинтересованного лица, что запрос ответчика ФИО5 носил характер недоверия к судебному определению, выражал сомнение в его правильности и законности, основаны исключительно на субъективном мнении и не соответствуют действительности. При этом правового значения, каким образом был составлен запрос, но который выражал его смысловую нагрузку, не имеет.
Кроме того необходимо принять во внимание, что Управление Росреестра по Томской области, не являясь лицом, участвующим в деле <номер обезличен>, в рамках рассмотрения которого судьей Советского районного суда г. Томска наложен запрет на совершение регистрационных действий и не располагало иной правовой возможностью, кроме направления запроса, получить информацию о том, распространяется ли запрет на совершение регистрационных действий на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка <номер обезличен>, в отношении которого судьей наложено соответствующее запрещение.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд не принимает во внимание довод административного иска о невозможности применения к возникшим правоотношениям п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ в силу вынесения определения о наложении запрета на совершение регистрационных действий уже после раздела спорного земельного участка и прекращения его существования, а также отсутствия какого-либо спора в отношении образованных в результате его раздела земельных участков.
На основании положений ст.ст. 139, 140 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Мерами по обеспечению иска могут быть, в том числе, запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Обеспечительные меры являются одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов.
Таким образом, правовая природа обеспечительных мер обуславливает незамедлительность их принятия в случае достаточности оснований, скорейшего направления соответствующего судебного акта в адрес уполномоченного органа и его исполнения, поскольку непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
При этом меры по обеспечению иска не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для дальнейшего удовлетворения иска. Ограничения могут быть отменены по результатам рассмотрения иска.
Как следует из представленного искового заявления ФИО7, определений Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена>, <дата обезличена>, истец ФИО7 обратился в Советский районный суд г. Томска с иском, в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, принадлежащего на праве собственности ФИО6, и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ данного земельного участка. Из содержания определения о принятии мер по обеспечению иска ФИО7 следует, что при принятии решения о наложении запрета на совершение регистрационных действий в отношении спорного земельного участка судьей учтено, что в случае удовлетворения заявленных требований отчуждение земельного участка третьим лицам может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по делу
Иск ФИО7 принят к производству суда <дата обезличена>, то есть уже после раздела земельного участка, сведениями о его разделе на момент подачи иска ни истец, ни суд не располагал, земельные участки образованы в тех же границах, о которых ведется спор, в связи с чем предусмотренная п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ правовая конструкция сохранения обременения, в данном случае направлена на установление гарантий исполнения итогового судебного акта по итогам разрешения спора по границам земельного участка.
При рассмотрении доводов административного истца в части признания незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственной регистрации, обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права и перехода права либо отказать в таковом, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета (часть 6 статьи 26 названного Федерального закона).
Согласно п. 220 регламента государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений):
1) о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости;
2) о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в реестре прав;
3) о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования.
Государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав (п. 227).
В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги, государственный регистратор прав принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 228).
В рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных ФИО6 на государственную регистрацию права и перехода права, Управлением Росреестра в целях исполнения обязанности, предусмотренной п. 228 Регламента, также был направлен запрос в адрес Советского суда г. Томска с просьбой сообщить снят ли запрет с объекта недвижимости. На момент вынесения уведомления <дата обезличена> ответ о снятии запрета получено не было.
Государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав (п. 227).
Таким образом, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от <дата обезличена> на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации законно и обоснованно вынесено главным специалистом-экспертом отдела регистрации земельных участков ФИО8, поскольку ЕГРН присутствовала запись о наличии запретов совершать определенные действия со спорным недвижимым имуществом. Оснований проверять обоснованность внесения записи о запрете на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации у уполномоченного лица не имелось.
Оспариваемые действия по приостановлению государственной регистрации совершены сотрудником Управления Росреестра ФИО8 в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка, предусмотренного действующим законодательством.
Ссылка административного истца на то, что в уведомлении отсутствует срок приостановления регистрации не основана на законе, поскольку как указано ранее государственная регистрация приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии, предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о чем имеется указание в уведомлении. Необоснованны и доводы об отсутствии разъяснения о порядке обжалования указанного уведомления, поскольку имеется указание на положение ч.12. ст.29 Закона о регистрации, и не послужило препятствием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями. Указаны и в уведомление запрещения, послужившие для вынесения указанного уведомления.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Такая совокупность условий по делу не установлена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий Управления Росреестра, сотрудников Управления Росреестра по направлению запроса в адрес Советского районного суда г. Томска о разъяснении судом распространения действия определения Советского районного суда г. Томска от <дата обезличена> по делу <номер обезличен> об обеспечении иска, по приостановлению государственной регистрации от <дата обезличена> перехода права собственности ФИО6 и права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>
Согласно ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.
<дата обезличена> ФИО5 Управления Росреестра по Томской области направлен запрос в Советский районный суд г. Томска с просьбой направить в адрес регистрирующего органа копию судебного акта об отмене обеспечительных мер по делу <номер обезличен>, если таковой выносился. В ответе от <дата обезличена> судья Советского районного суда г. Томска сообщила, что запрет Управлению Росреестра осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением от <дата обезличена>, который в соответствии с письмом от <дата обезличена> распространяется также на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, до настоящего времени не снят и является действующим, судебный акт об отмене вышеназванного запрета судом не выносился.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела сведений о вынесении судебного акта об отмене мер по обеспечению иска ФИО7 в рамках рассмотрения Советским районным судом г. Томска гражданского дела <номер обезличен> также не имеется, таковых в адрес суда либо регистрирующего органа не поступало, а потому, учитывая вывод о законности действий административных ответчиков по обращению в суд с запросом и вынесении уведомления о приостановлении регистрации перехода прав суд находит требования административного иска ФИО3 не подлежащими удовлетворению и в части обязании Управления Росреестра принять решение об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 и государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> или об отказе в государственной регистрации на основании представленных документов.
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ФИО5, ФИО4 о признании незаконным действия по направлению запроса в адрес Советского районного суда от <дата обезличена><номер обезличен> в части просьбы государственного регистратора ФИО5 о разъяснении распространения действий определения Советского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>(<дата обезличена>) по делу <номер обезличен> об обеспечении иска ФИО7 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> (<данные изъяты> кв.м) о запрете любых регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> (<данные изъяты> кв.м), о признании незаконным и отмене Уведомления от <дата обезличена> №<номер обезличен> о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 и права собственности ФИО3 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области принять решение об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности ФИО3 и государственной регистрации права собственности ФИО3 на объект недвижимости - земельный участок, площадью <номер обезличен> кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен> на основании заявления от <дата обезличена><номер обезличен> и приложенных документов, или об отказе в регистрации перехода права собственности и права собственности на указанный объект, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Моисеева Г.Ю.
Секретарь Попова Л.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 января 2021 года.