ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-147/2022 от 07.06.2022 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0007-01-2022-000326-51

№2а-147/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Лоухи 7 июня 2022 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,

при секретаре Васильевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Лоухского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Межмуниципальному отделу по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия о признании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права незаконным, признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации, обязании отменить решение,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к административным ответчикам о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права в отношении помещения с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: ..., от 03.03.2022 №КУВД-001/2022-6967693/1; обязании отменить решение от 03.03.2022 №КУВД-001/2022-6967693/1 о приостановлении государственной регистрации права и рассмотреть заявление о государственной регистрации перехода права собственности от 22.02.2022.

Требования административного истца мотивированы тем, что администрация Лоухского муниципального района является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Истцом принято решение о передаче данного жилого помещения из собственности муниципального района в собственность муниципального образования «Лоухское городское поселения». Администрацией района ответчику подано заявление о регистрации права на данное жилое помещение за муниципальным образованием «Лоухское городское поселение». Государственным регистратором Родиной И.А. решением от 03.03.2022 приостановлена регистрация права в отношении данного помещения, мотивированным тем, что на регистрацию не предоставлен документ, подтверждающий согласование передачи имущества с органом исполнительной власти Республики Карелия. Вместе с тем в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ передача жилого помещения по адресу: ..., в муниципальную собственность МО «Лоухское городское поселение» не требует согласия органа исполнительной власти Республики Карелия, поскольку не связано с разграничением имущества между вновь образованными муниципальными образованиями. В данном случае решение принято муниципальным образованием в рамках полномочий местного значения по обеспечению нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями.

Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 16.05.2022 в дело привлечены в качестве заинтересованных лиц – государственный регистратор Родина И.А., муниципальное образование «Лоухское городское поселение».

Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 25.05.2022 в дело привлечено в качестве административного соответчика – Межмуниципальный отдел по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Республике Карелия П. просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила суду, что регистрационные действия по заявлению от 22.02.2022 администрации Лоухского муниципального района о переходе права собственности от МО «Лоухский муниципальный район» в МО «Лоухское городское поселение» с кадастровым номером Номер приостановлены, в связи тем, что в нарушение ч.11 ст. 154 Закона №122-ФЗ и Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий передачу вышеуказанного объекта недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Т. полагал заявленные требования администрацией муниципального района законными и обоснованными, указав, что ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ регулирует вопросы распоряжения имуществом, связанные с передачей (перераспределением) полномочий между муниципальными образованиями, а не любую безвозмездную передачу имущества между муниципальными образованиями. Кроме того, в соответствии со ст. 35 Закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Представитель административного истца, представители административных ответчиков, заинтересованные лица о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и просивших рассмотреть дело без их участия.

Изучив письменные материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности администрации Лоухского муниципального района находится жилое помещение с кадастровым номером Номер, расположенное по адресу: ....

22.02.2022 муниципальным образованием «Лоухский муниципальный район» в Управление Росреестра по Республики Карелия подано заявление о государственной регистрации права на помещение с кадастровым номером Номер, расположенное по адресу: ..., перехода права собственности от МО «Лоухский муниципальный район» в МО «Лоухское городское поселение». Вместе с заявлением государственному регистратору представлены документы: договор безвозмездной передачи недвижимого имущества от 18.10.2021 и акт приема-передачи муниципального имущества от 18.10.2021; решение 23 сессии 4 созыва Совета Лоухского муниципального района Республики Карелия №186 от 14.10.2021 о безвозмездной передаче муниципального имущества.

Согласно уведомления Межмуниципального отдела по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия от 03.03.2022 приостановлены действия по государственной регистрации права, на основании п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непредставлением документа, подтверждающего передачу помещение в законном порядке, в соответствии с ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает их установленными.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В силу подпункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

При этом в силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Принимая решение о приостановлении государственной регистрации права административный ответчик, сославшись на нормы ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, Закона Республики Карелия от 03.07.2008 №1212-ЗРК, пришел к выводу о том, что административным истцом не представлен документ о передаче объекта недвижимости в законном порядке.

Вместе с тем, по мнению суда, приведенные в уведомлении административным ответчиком основания приостановления, не соответствуют законодательству по следующим основаниям.

В силу части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества осуществляется между:

вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;

городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения объектов муниципальной собственности в Республики Карелия урегулирован Законом Республики Карелия от 03.07.2008 № 1212-ЗРК «О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Принимая во внимание изложенные правовые нормы в их системном толковании, учитывая, что МО «Лоухский муниципальный район» и МО «Лоухское городское поселение» не являются вновь образованными муниципальными образованиями, полномочия между данными муниципальными образованиями не передавались друг другу и не перераспределялись между ними, они вправе самостоятельно определять порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в их исключительной собственности, в соответствии с действующими уставами муниципальных образований, требования Управления Росреестра по Республике Карелия о представлении акта согласования передачи имущества Правительства Республики Карелия являются неправомерными.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее исковое заявление.

В силу изложенного, суд признает решение о приостановлении государственной регистрации права Управления Росреестра по Республике Карелия от 03.03.2022 незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, в соответствии с действующим законодательством и в установленные законом сроки, путем повторного рассмотрения заявления администрации Лоухского муниципального района от 22.02.2022.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск администрации Лоухского муниципального района к Межмуниципальному отделу по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике о признании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права незаконным, обязании отменить решение, удовлетворить.

Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Сегежскому, Кемскому и Беломорскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия от 03.03.2022 №КУВД-001/2022-6967693/1 о приостановлении государственной регистрации права в отношении помещения с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия отменить решение от 03.03.2022 №КУВД-001/2022-6967693/1 о приостановлении государственной регистрации права в отношении помещения, расположенного по адресу: ..., и рассмотреть заявление о государственной регистрации перехода права собственности от 22.02.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Г.Л. Поращенко