Дело № 2а-1480/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе
председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
с участием: представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» к Главному управлению государственного жилищного надзора г. Севастополя о признании незаконным предписание в части,
установил:
Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» обратилась с иском к Главному управлению государственного жилищного надзора г. Севастополя о признании незаконным предписание в части. Требования мотивированы тем, что 04.12.2019 года по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании распоряжения Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 03.12.2019 года № 301-КДЮ в адрес административного истца поступил Акт проверки от 04.12.2019 года № 301-КДЮ-АП и Предписание от 04.12.2019 № 301-КДЮ-ПР. Полагается, что данными решениями органа исполнительной власти субъекта нарушены права и законные интересы административного истца. Просит признать незаконным и отменить пункты 1 и 2 Предписания от 04.12.2019 № 301-КДЮ-ПР.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что оснований для признания предписания незаконным не имеется, просил отказать в удовлетворении требований. Предоставил письменные пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 04.12.2019 года начальником отдела контроля формирования и использования фондов капитального ремонта надзорного управления Госжилнадзора К проведена внеплановая выездная проверка в отношении некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» в части выполнения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома <адрес>
По результатам проверки составлен Акт проверки от 04.12.2019 года № 301-КДЮ-АП, в котором указано, что в ходе визуального осмотра фасада многоквартирного дома <адрес> выявлены следующие нарушения: -ширина отмостки вдоль фасадов встроенно-пристроенного помещения, ориентированных на <адрес> и дворовой проезд составляет 185 мм, что является нарушением пункта 2.2.3 пояснительной записки ПС.02.19-005.ПЗ и листа 9 раздела «Схема устройства отмостки» проекта ПС.02.19- 005.АР, предусматривающих ширину отмостки 1000 мм. Отклонение от требований проектной документации является нарушением части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ; - ширина отмостки вдоль фасада здания, противоположного главному фасаду, ориентированному на стоянку с асфально-бетонным покрытием перед входом в библиотеку, составляет 202 мм, что является нарушением пункта 2.2.3 пояснительной записки ПС.02.19-005.ПЗ и листа 9 раздела «Схема устройства отмостки» проекта ПС.02.19-005.АР, предусматривающих ширину отмостки 1000 мм. Отклонение от требований проектной документации является нарушением части 7 статьи 52 ГрК РФ. Корректировки проектной документации, предусмотренной частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, в части размеров отмостки НКО «ФСКР г. Севастополь» не предоставлены; -при производстве работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома <адрес> фактически произведено утепление не всех наружных стен здания, а только наружных стен торцов основного здания. Утепление наружных стен встроенно-пристроенного помещения не производилось. Частичное, а не полное (сплошное) утепление наружных стен многоквартирного дома (включая встроенно-пристроенное помещение) <адрес> при наличии выводов в пояснительной записке ПС.02.19-005.ПЗ к проекту ПС.02.19-005.АР о несоответствии требованиям о теплопередаче является нарушением подпункта а) пункта 5.1 раздела 5 СП 50.13330.2012. «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»; - черепичное покрытие кровли элемента на фасаде встроенно-пристроенного помещения, ориентированного на ул. правды, не имеет признаков наличия строительного мусора, оставшегося вследствие выполнения работ по капитальному ремонту фасада.
По результатам проведенной внеплановой проверки 04.12.2019 года Главным управлением государственного жилищного надзора г. Севастополя выдано предписание №301-КДЮ-ПР с требованиями в срок до 10.02.2020 устранить выявленные нарушения, а именно: 1) во исполнение пункта 5.1 раздела 5 СП 50.13330.2012. «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» произвести полное (сплошное) утепление наружных стен многоквартирного дома (включая встроенно-пристроенное помещение) <адрес> (при наличии выводов в пояснительной записки ПС.02.19-005.ПЗ к проекту I1C.02 Л 9-005.АР о несоответствии требованиям о теплопередаче наружных стен); 2) произвести теплотехнический расчет наружных стен встроенно-пристроенного помещения многоквартирного дома <адрес> для уточнения параметров утепления наружных стен указанного помещения; 3) привести размер ширины отмостки по периметру многоквартирного дома (включая встроенно-пристроенное помещение) <адрес> в соответствие с пунктом 2.2.3 пояснительной записки ПС.02.19-005.ПЗ и листа 9 раздела «Схема устройства отмостки» проекта ПС.02.19-005.АР.
Согласно ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность административного истца осуществляется в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В соответствии с ч.2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Региональная программа) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой (часть 1 статьи 182 ЖК РФ), с учетом (соблюдением) требований к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, установленных статьей 185 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 174 ЖК РФ, за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, В соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 8 Закона №118-ЗС, капитальный ремонт, который проводится на основании региональной программы капитального ремонта, осуществляется, в том числе, по следующим видам работ и (или) услуг по капитальному ремонту, финансируемым за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт: утепление и ремонт фасада, герметизация и ремонт межпанельных швов.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №118-ЗС, к полномочиям Правительства Севастополя в области организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта на территории города Севастополя относится, в том числе, определение размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Пунктом 5 Приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 13.12.2018 № 860-ПП установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая оплачивается региональными операторами за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2019 год, в том числе - работ по утеплению и (или) ремонту фасада, герметизации и ремонту межпанельных швов, а именно: 5.1. ремонт фасада панельного многоквартирного дома; 5.2. ремонт фасада кирпичного (каменного) многоквартирного дома; 5.3. утепление торцов фасадов.
Таким образом, предельная стоимость услуг и (или) работ по полному (сплошному) утеплению (всего) фасада многоквартирного дома вышеуказанными нормативными (правовыми) актами не установлена (не предусмотрена).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией, требованиями технических регламентов.
В целях исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, на период 2017 - 2019 годов, утвержденного Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 18.01.2017 № 5-ОД, работы по капитальному ремонту общего имущества (фасада и подвала) при капитальном ремонте общего имущества дома <адрес> (далее - МКД), выполнялись подрядной организацией ООО «Севасдорстрой» на основании заключенного с НКО «ФСКР г.Севастополь» договора от 28.05.2019 №37С/СМРФАСПОД-19 и в соответствии с рабочим проектом №ПС.02.19-005.АР на капитальный ремонт фасада МКД (далее - проектная документация). Указанные работы выполнялись (финансировались) за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений МКД исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон №384-Ф3) Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-Ф3.
Пунктом 35 в Перечень №1521 включены положения СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265, далее - СП 50.13330.2012), на нарушение одного из которых (подпункт а) пункта 5.1) указывает Госжилнадзор Севастополя в Акте проверки в качестве обоснования «нарушения», которое требует исправить пунктами 1 и 2 Предписания.
Согласно Раздела 1 СП 50.13330.2012, его действие распространяется на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных и складских зданий общей площадью более 50 м2.
Следовательно, исходя из системного толкования вышеуказанных нормативных (правовых) актов, на работы, проводимые в рамках капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов требования СП 50.13330.2012 не распространяются.
Таким образом, при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов применение СП 50.13330.2012 не носит обязательный характер (не является обязательным), а основанные на его положениях требования пункта 1 Предписания о выполнении Региональным оператором каких-либо (дополнительных) работ (в том числе по полному утеплению всего фасада дома <адрес> включая встроенно-пристроенные помещения) являются необоснованными, нарушающими положения части 1 статьи 174 ЖК РФ, части 4 статьи 190 ЖК РФ, п. 5 Приложения к Постановлению Правительства Севастополя от 13.12.2018 N 860-ПП.
Таким образом, указанные в Акте проверки «нарушения» НКО «ФСКР г.Севастополь» обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами и жилищным законодательством не соответствуют действительности, а Госжилнадзор Севастополя при проведении проверочных мероприятий и выдаче Предписания вышел за пределы своих полномочий, нарушив положения, установленные в частности пунктами 1 и 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что пункты 1 и 2 предписания Госжилнадзора Севастополя от 04.12.2019 № 301-КДЮ-ПР выдано с нарушением требований закона, а потому исковые требования подлежат удовлетвотению.
На основании статьи 111 КАС РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункты 1 и 2 Предписания Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя от 04.12.2019 года № 301-КДЮ-ПР.
Взыскать с Главного управления государственного жилищного надзора г. Севастополя в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя" судебные расходы в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 20 мая 2020 года.
Судья И.Г. Блейз