ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1480/2022 от 29.04.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1480/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Степановой К.Э.,

представителя административного ответчика Департамента городского хозяйства – Павлова Е.Ю.,

рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Нестеренко О.И. к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконным требования,

У С Т А Н О В И Л:

Нестеренко О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, в котором просит: о признать требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта от 28.02.20022 года Департамента городского хозяйства г. Севастополя незаконным.

Заявление мотивировано тем, что административный осуществляет работы по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>. Правомерность проводимых работ установлена вступившими в законную силу решениями судов. Требование о сносе ограждающих конструкций нарушает ее права, так как конструкции расположены в границах участка, на конструкции расположено электрические счетчики, от которых протянуты электрические кабели к другим домовладениям. Демонтаж конструкции приведет к нарушению прав иных лиц.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя против удовлетворения административных исковых требований возражал, пояснив что обжалуемое требование направлено во исполнение решения Комиссии по вопросам освобождения земель, при этом само по себе требование вынесено во исполнение коллегиального решения Комиссии по вопросам освобождения земель, отмена требования не порождает каких либо последствий.

Представитель заинтересованного лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям статьи 1 Закона года Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В целях реализации указанного Федерального Закона порядок и условия принятия решения по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участков на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц (далее–земли города Севастополя), от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, установлены Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 № 385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя» (далее – Порядок).

Пунктом 1.3.2 Порядка определены документы, являющиеся основанием для размещения или возведения объектов (разрешительная документация):

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта;

- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, за исключением нестационарных торговых объектов;

- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;

- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;

- разрешение на строительство;

- свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи, дарения, мены и т.д. объекта недвижимости, оформленный и зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент и в месте совершения сделки;

- свидетельство о праве собственности на землю;

- свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей;

- свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей;

- свидетельство о праве на наследство;

- договор (купли-продажи, мены, дарения, аренды) или другая сделка в отношении земельного участка, совершенная в соответствии с законодательством, действовавшим на момент и в месте совершения сделки;

- вступивший в законную силу судебный акт;

- акт (решение, постановление), изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления Севастополя в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта;

- иные документы, определенные законодательством Российской Федерации как документы, являющиеся основанием для начала строительных работ и (или) подтверждающие законность постройки или установки объектов;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю;

б) в соответствии с законодательством Украины до 18.03.2014:

- уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ;

- свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи, дарения, мены и т.д. объекта недвижимости, оформленный и зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства Украины на момент совершения сделки;

- государственный акт о праве собственности на земельный участок, а с 2013 года - свидетельство о праве собственности на земельный участок;

- государственный акт о праве постоянного пользования земельным участком;

- договор купли-продажи (дарения) земельного участка с отметкой о регистрации (если при купле-продаже участка не менялись его границы и целевое назначение);

- свидетельство о праве на наследство (если участок приобретен в собственность в порядке наследования);

- иные документы, определенные законами Украины как документы, являющиеся основанием для начала строительных работ и подтверждающие законность постройки, установки объектов;

- иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю.

Земля, находящаяся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, - все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17.03.2014 (пункт 1.3.7 Порядка).

Рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) осуществляется постоянно действующей Комиссией по вопросам освобождения земель Департамента городского хозяйства города Севастополя (пункт 1.2 Порядка).

Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 23.10.2017 №362-ОД создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов)») (далее –Комиссия).

Выявление фактов незаконного (самовольного) размещения объектов некапитального строительства осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований в сфере городского благоустройства или в сфере земельного контроля (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) (пункт 1.4 Порядка).

Подготовка материалов в отношении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства для рассмотрения на заседаниях Комиссии, а при необходимости с учетом мнения исполнительных органов государственной власти города Севастополя, уполномоченных в сфере государственного строительного надзора, в сфере земельного контроля, в сфере жилищного надзора, иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления города Севастополя осуществляется Департаментом городского хозяйства города Севастополя (пункт 1.5 Порядка).

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, Департамент наделен полномочиями осуществления функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя)(пункт 1 Положения).

С 17.09.2018 в соответствии с Положением Департамент наделен полномочиями осуществления земельного контроля на территории города Севастополя (пункт 1 Положения).

В соответствии с подпунктами 29-34 пункта 9.10.108 раздела 2 Положения, Департамент осуществляет земельный контроль:

- за соблюдением установленных требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- за соблюдением установленных требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

- за соблюдением установленных требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законодательством;

- за соблюдением установленных требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- за соблюдением установленных требований законодательства по выявлению фактов размещения объектов капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение таких объектов в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков;

- за соблюдением правообладателями земельных участков и другими лицами иных требований, установленных действующим законодательством в области использования земель, за нарушение которых федеральным законодательством, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с Законом города Севастополя от 01.04.2019 № 488-ЗС «О земельном контроле в городе Севастополе» земельный контроль в городе Севастополе является муниципальным земельным контролем, полномочия, на осуществление которого переданы органам государственной власти города Севастополя в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

При осуществлении земельного контроля в городе Севастополе в отношении органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующие отношения в области организации и осуществления муниципального контроля.

Порядок организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе утверждается Правительством Севастополя.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07.05.2019 № 299-ПП «Об утверждении Порядка организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе» (далее – Порядок организации земельного контроля) – объектами земельного контроля являются земли, которые находятся в границах города Севастополя, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Земельный контроль на территории города Севастополя осуществляется в форме проверок и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами.

К мероприятиям по контролю без взаимодействия с субъектами контроля относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования объектов земельных отношений, проводимые на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с субъектами контроля устанавливаются органом земельного контроля (пункт 1.6 Порядка организации земельного контроля).

На основании вышеуказанных норм издан приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24.07.2019 № 400-ОД «Об утверждении административного регламента по исполнению Департаментом городского хозяйства города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля на территории города Севастополя».

Организация планового (рейдового) осмотра, обследования установлена частью 3.10 раздела 3 Административного регламента.

Предметом планового (рейдового) осмотра, обследования объектов земельных отношений является соблюдение субъектами контроля в процессе осуществления деятельности обязательных требований земельного законодательства (пункт 3.10.1 Административного регламента).

Проведение планового (рейдового) осмотра, обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с пользователями объектов земельных отношений (абз. 2 пункта 3.10.9 Административного регламента).

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований земельного законодательства должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений (пункт 3.11.11 Административного регламента).

Таким образом, проведенные контрольные мероприятия в отношении земельного участка, не являются проверкой в отношении ответчика.

Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, КН принадлежит Нестеренко О.И.

03.09.2021 года должностными лицами Департамента городского хозяйства города Севастополя произведен плановый (рейдовый) осмотр объекта земельных отношений расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен Акт планового (рейдового) осмотра, обследования №88-РД от 19.11.2021 года, в ходе которого установлено, что некапитальное ограждение выходит за границы земельного участка КН на земле не разграниченной муниципальной собственности.

Согласно выписке из протокола от 09.12.2021 года, на заседании Комиссии по вопросам освобождения земель принято решение освободить земли, находящиеся в государственной собственности города Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, путём перемещения (демонтажа) незаконно размещенных некапитальных объектов.

Протокол заседания Комиссии по вопросам освобождения земель передан сотрудникам Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя для организации дальнейшего исполнения.

Согласно положениям пункта 3.1. Порядка уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней с даты получения решения Комиссии, обеспечивает вручение (направление) правообладателю (в случае его установления) требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку.

Оспариваемое требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта 28.01.2022 года размещено Департаментом непосредственно на объекте подлежащем демонтажу, а также на сайте Правительства Севастополя на странице Департамента городского хозяйства города Севастополя.

Исходя из изложенного, оспариваемое требование Департамента городского хозяйства о демонтаже незаконно размещенных объектов: некапитального забора, расположенного по адресу: <адрес>, в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Нестеренко О.И., является законным и обоснованным.

Вместе с тем данное требование, исходя из его буквального содержания, не является решением административного ответчика – Департамента городского хозяйства, само по себе не возлагает на истца необходимость исполнения определенных обязанностей, а следовательно его прав и законных интересов не нарушает.

Обжалуемое требование вынесено на основании коллегиального решения Комиссии по вопросам освобождения земель, при этом отмена требования не порождает каких-либо последствий, в частности в виде отмены решения коллегиального органа.

С учетом изложенного, суд полагает оспариваемое требование законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с процедурой, предусмотренной Порядком, в связи с чем. оснований для удовлетворения административного искового заявления, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Нестеренко О.И. к Департаменту городского хозяйства города Севастополя - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме составлено 13 мая 2022 года.

Председательствующий