ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1481/2022 от 30.09.2022 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Решение в мотивированном виде

изготовлено 30 сентября 2022 года.

№ 2а-1481/2022

25RS0035-01-2022-002535-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2022 года город Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Федоровой Е.В.

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Шкотовского муниципального района Приморского края о признании публичных слушаний не состоявшимися, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут по адресу:были проведены публичные слушания, дата и место которых установлены решением ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по обсуждению отчета об исполнении бюджета ФИО3 муниципального района за 2021 год».

На публичных слушаниях присутствовало три человека, являющихся жителями Шкотовского муниципального района.

Полагает, что публичные слушания прошли с нарушением действующего законодательства, а именно не было надлежащим образом организованно оповещение население муниципального района по проведению публичных слушаний, не проведена надлежащим образом регистрация участников публичных слушаний, не определен регламент работы заседания публичных слушаний.

Статьей 6 Положения о публичных слушаний в Шкотовском муниципальном районе от 26 апреля 2005 года № 28 предусмотрено, что для подготовки проведения публичных слушаний создан организационный комитет, который формируется на паритетных началах, представленным органом муниципального района и главой муниципального района в количестве пяти человек. На первом заседании члены организационного комитета избирают председателя организационного комитета и определяют его полномочия. Организационный комитет определяет порядок и форму принятия решения на публичных слушаний с учетом количества приглашенных участников и возможности свободного доступа для жителей муниципального района и представителей местного самоуправления, оповещает население муниципального района о проведении публичных слушаний, обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов публичных слушаний в средствах массовой информации, определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение, проводит анализ материалов, представленных инициаторами и экспертами публичных слушаний, составляет список экспертов публичных слушаний и направляет им приглашения. В состав экспертов в обязательном порядке включаются все должностные лица, специалисты, представители общественности, подготовившие рекомендации и предложения для проекта итогового документа. Как видно из протокола проведения публичных слушаний по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год от 13 мая 2022 года все необходимые мероприятия организационным комитетом проведены не были.

Не согласившись с порядком проведения публичных слушаний 20 мая 2022 года административным истцом подана жалоба в Большекаменскую межрайонную прокуратуру, в которой просил публичные слушания от 13 мая 2022 года считать несостоявшимися и обязать Думу Шкотовского муниципального района назначить проведение публичных слушаний повторно.

Из ответа Большекаменской межрайонной прокуратуры от 21 июля 2022 года следует, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, организационным комитетом подготовка проведения публичных слушаний проведена с нарушением требований, установленных частями 2-5 статьи 6 и части 3 статьи 7 Положения о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе.

По факту выявленных нарушений 21 июня 2022 года межрайонной прокуратурой председателю Думы Шкотовского муниципального района внесено представление об устранении нарушений, но выявленные нарушения не влекут последствий, связанных с признанием итогов публичных слушаний недействительными и необходимостью проведения публичных слушаний повторно.

При проведении публичных слушаний отсутствовали эксперты из лиц специалистов, представителей общественности, которые готовят рекомендации и предложения для проекта итогового документа.

Из Положения о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе следует, что их результаты носят рекомендательный характер, но административный истец полагает, что он и другие жители района были лишены возможности выразить свои рекомендации, пояснения, цель проведения слушаний не достигнута.

Полагает, что само проведение публичных слушаний с нарушениями не является фактом того, что слушания были проведены.

Просит признать публичные слушания по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год от 13 мая 2022 года несостоявшимися, а решение о принятии акта «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год» от 13 мая 2021 год незаконным; обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края назначить публичные слушания по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год повторно.

Определением суда по ходатайству административного истца ненадлежащий административный ответчик администрация Шкотовского муниципального района Приморского края заменена на надлежащего административного ответчика – Думу Шкотовского муниципального района Приморского края, администрация Шкотовского муниципального района Приморского края привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В уточненных требованиях административный истец просит признать публичные слушания по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год от 13 мая 2022 года несостоявшимися, а решение о принятии акта «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год» от 13 мая 2021 год незаконным; обязать Думу Шкотовского муниципального района Приморского края назначить публичные слушания по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год повторно.

Определением суда производство по требованию о признании незаконным решения о принятии акта «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год» от 13 мая 2021 год прекращено в связи с отказом административного истца от данного требования.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – администрации Шкотовского муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, суду причины неявки не известны.

В судебном заседании административный истец ФИО2 на удовлетворении заявленного требования настаивал.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Думы Шкотовского муниципального района по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что извещение о проведении публичных слушаний опубликовано надлежащим образом, регистрация участников велась, участвующие лица также отражены в протоколе, эксперты при проведении слушаний отсутствовали, поскольку Думой не получено ни одной заявки на участие в слушаниях в качестве эксперта.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела документы, прихожу к следующему.

На основании части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Судом первой инстанции установлено, что 26 апреля 2022 года Думой Шкотовского муниципального района Приморского края принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год, о чем 26 апреля 2022 года на сайте Думы Шкотовского муниципального района, а 28 апреля 2022 года в газете «Взморье» опубликовано данное решение, в связи с чем собранием участников публичных слушаний 13 мая 2022 года принято решение рекомендовать Думе Шкотовского муниципального района принять на очередном заседании муниципальный правовой акт «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год».

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Не согласившись с действиями Думы Шкотовского муниципального района Приморского края о порядке проведения публичных слушаний и их результатами от 13 мая 2022 года, административный истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учётом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 годп № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте (часть 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно материалам дела решением Думы муниципального образования Шкотовского района от 26 апреля 2005 года № 28 утверждено Положение о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе.

Положением в статье 8 закреплено, что организационный комитет извещает население через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях, публикует информацию о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях, и информирует население о ходе подготовки к проведению слушаний через средства массовой информации.

Согласно материалам дела 26 апреля 2022 года решением Думы Шкотовского муниципального района № 169 «О проведении публичных слушаний по обсуждению отчета об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год» принято решение о проведении публичных слушаний в 14.00 часов 13 мая 2022 года в администрации Шкотовского муниципального района по ул. Карла Маркса, д. 4, 1 этаж, актовый зал и утвержден организационный комитет по их проведению, о чем 28 апреля 2022 года в газете «Взморье» опубликовано данное решение с предложением всем заинтересованным лицам направить в оргкомитет до 11 мая 2022 года свои предложения, рекомендации по обсуждению годового отчёта об исполнении бюджета за 2021 год, также указанное решение опубликовано на официальном сайте Думы Шкотовского муниципального района в день его принятия 26 апреля 2022 года.

Собранием участников публичных слушаний по проекту муниципального правового акта «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021» принято решение от 13 мая 2022 года рекомендовать Думе Шкотовского муниципального района принять на очередном заседании муниципальный правовой акт «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2021 год», что также следует из протокола проведения публичных слушаний.

Согласно статьи 9 вышеуказанного Положения участниками публичных слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в организационный комитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее трех дней до даты проведения публичных слушаний, а также депутаты представительного органа муниципального района и (или) должностные лица администрации муниципального района. Участниками публичных слушаний без права выступления на публичных слушаниях могут быть все жители муниципального района, средства массовой информации и другие заинтересованные лица.

Судом первой инстанции также установлено, что административный истец в указанное время и место проведения публичных слушаний явился, до проведения публичных слушаний предложений и рекомендаций по вопросам публичных слушаний в организационный комитет не направлял, а доказательств обратного суду не представил, по указанным в иске обстоятельствам истец также обращался в прокуратуру, которая указала на наличие нарушений части 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 2-5 статьи 6 и части 3 статьи 7 Положения о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе, которые незаконность проведения публичных слушаний не влекут, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Вопреки доводам административного истца цель публичных слушаний - это информирование местных жителей и выяснение их мнения относительно планируемых мероприятий и по данному делу согласно части 1 статьи 3 указанного Положения результат таких слушаний носит рекомендательный характер.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой на нарушение её конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса РФ и …», будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, решения, принятые на публичных слушаниях, не имеют властно-обязывающего характера и не порождают непосредственно правовых последствий.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что порядок проведения публичных слушаний соблюден, проведением публичных слушаний 13 мая 2022 года никаких прав и законных интересов истца нарушено не было.

В силу положений пунктов 1-2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу данной нормы закона суд может удовлетворить требования истца только при наличии двух обстоятельств: незаконности решений, действий (бездействия) органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что извещение о времени и месте проведения публичных слушаний опубликовано в газете «Взморье» и на официальном сайте Думы Шкотовского муниципального района. Непосредственно самим административным истцом в судебном заседании указано, что регистрация участников публичных слушаний велась, записаны были фамилия, имя, отчество участника при предъявлении паспорта, иные сведения, также сведения об участниках отражены в протоколе.

Представителем Думы Шкотовского муниципального района указано на причины отсутствия экспертов на публичных слушания, что согласуется со статьей 9 Положения о проведении публичных слушаний в Шкотовском муниципальном районе, доказательств обратному суду не представлено.

Ссылки на нарушение части 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 2-5 статьи 6 и части 3 статьи 7 Положения о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе, указывающие на размещение сведений на сайте органа местного самоуправления, а также регламентирующие работу организационного комитета, вопреки выше приведенным доводам не влечет признание публичных слушаний не состоявшимися.

Установив вышеуказанные обстоятельства, с учетом представленных сторонами доказательств суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку материалами дела подтвержден факт проведения Думой Шкотовского муниципального района Приморского края публичных слушаний с регистрацией ее участников, которые отражены в представленном в материалы дела протоколе, извещенных о времени и месте проведения слушаний в средствах массовой информации и посредством сети «Интернет», в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Думе Шкотовского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо – администрация Шкотовского муниципального района Приморского края о признании публичных слушаний не состоявшимися, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд.

Судья Е.В. Федорова