ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1483/1811Д от 11.12.2018 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-1483/18 11 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Захаровой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными разрешений на строительство,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее-Служба) о признании незаконным разрешения от 15.02.2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями на земельном участке по адресу: <адрес> участок 62 и разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями на земельном участке по адресу: <адрес> участок 63.

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что оспариваемое разрешение выдано в нарушение п.п. «б» п.5 Распоряжения Совнаркома СССР №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково» от 11 марта 1945 года, которым устанавливалась защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства; п.п. «а», «б» и «з» п.1 Решения Исполкома Ленгорсовета №147—б «О мероприятиях по восстановлению Главной Астрономической Обсерватории в Пулково» от 28 мая 1945 года, которым отводился земельный участок для Пулковской обсерватории, устанавливались границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км вокруг Обсерватории и запрещалось промышленное и курное жилищное строительство; п.1 и п.2 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года №833, которым утверждались границы территории Пулковской обсерватории и защитной парковой зоны и устанавливались ограничения на промышленное и крупное жилищное строительство. Земельные участки, в отношении которых выдано оспариваемое разрешение находится в непосредственной близости к объекту культурного наследия федерального значения «Пулковская обсерватория», относящегося также к особо ценным объектам культурного наследия «Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук», работы по строительство жилых домов со встроенными помещениями могут оказать воздействие не только на памятник архитектуры, но и привести к значительному ухудшению астроклимата в районе Пулковской обсерватории, нарушению условий, необходимых для проведения качественных наблюдений, свертыванию многолетних уникальных астрономических исследований.

Разрешение на строительство не имеет полученное в установленном порядке согласование дирекции Обсерватории, которое требуется установленным градостроительным регламентом.

Пулковская обсерватория – именно как астрономическая обсерватория - является компонентом №540-008 объекта Всемирного наследия С540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Включение объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО влечет за собой необходимость защиты данного объекта со стороны государства на федеральном уровне в соответствии со ст. 4 Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия. Согласно статьи 172 Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года предусмотрено, что сторона Конвенции должна информировать ЮНЕСКО о намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой Конвенцией, большие реставрационные работы или новое строительство, которые могут затронуть выдающуюся мировую ценность объекта. Данное требование при выдаче разрешения на строительство не было выполнено.

Оспариваемые разрешения на строительство нарушают субъективные права административных истцов — права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия.

В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили исковые требования, указав, что проектная документация по результата проверки которой были выданы оспариваемые разрешения на строительство не соответствует градостроительным регламентам в части количества этажей, в оспариваемых разрешениях указано количество этажей 6 при одном подземном этаже, максимальное количество этажей, допускаемое градостроительным регламентом 4 (включая мансардный этаж), выданное Дирекцией Обсерватории согласование не может считаться законным, т.к. Уставом ГАО РАН не предусмотрен такой орган управления как Дирекция, при выдаче оспариваемых разрешений не была соблюдена процедура информирования ЮНЕСКО о намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой Конвенцией, большие реставрационные работы или новое строительство, которые могут затронуть выдающуюся мировую ценность объекта, предусмотренное статьей 172 Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконным разрешения на строительство ..

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что на сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ими были обнаружены сведения о 12 разрешениях на строительство в защитной паковой зоне Пулковской астрономической обсерватории, выданных начиная с 22 мая 2018 года, девять из них выданы АО «Агентство по развитию территории «Созидание»:

для участка 60 - №78-011-0351-2018 от 30 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом,

для участка 68 - №78-011-0352-2018 от 30 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительный пункт с трансформаторной подстанцией,

для участка 70 - №78-011-0353-2018 от 31 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом,

для участка 64 - №78-011-0361-2018 от 30 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом,

для участка 69 - №78-011-0362-2018 от 31 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом,

для участка 73 - №78-011-0363-2018 от 31 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом,

для участка 74 - №78-011-0364-2018 от 31 мая 2018 года на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительный пункт с трансформаторной подстанцией,

для участка 56 - №78-011-0375-2018 от 28 июня 2018 года на строительство многоквартирного дома (корпус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительный пункт с трансформаторной подстанцией,

для участка 57 - №78-011-0315.1-2018 от 30 июня 2018 года на строительство многоквартирных домов со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительный пункт с трансформаторной подстанцией.

Три разрешения было выдано АО «Пулково Цветы»:

для участка по адресу: <адрес> - №78-011-0359-2018 от 22 мая 2018 года на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, встроено-пристроенными подземными гаражами и школы на 550 мест,

для участка по адресу: <адрес> - №78-011-0360-2018 от 22 мая 2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроено-пристроенным подземным гаражом,

для участка по адресу: <адрес> участок 35 №78-011-0368-2018 от 09 июня 2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным подземным гаражом, детского сада на 220 мест.

Указанные разрешения административные истцы считают незаконными и нарушающими их субъективные права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия, закрепленные в Конституции РФ (ст.42,44), ст.2 Градостроительного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбуле и ст.6,7 Федерального закона от 25 июня 2002 года «73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Факт нарушения прав административных истцов состоит в нарушении обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, в нарушении государственных гарантий сохранения культурного наследия, государственной охраны объектов культурного наследия как системы правовых, организационных мер оспариваемыми разрешениями на строительство по причине их незаконности.

Из оспариваемых разрешений, а также прилагаемых писем ГАО РАН о согласовании строительства, проектная документация, по которой выданы оспариваемые разрешения на строительство нарушает градостроительный регламент в части количества этажей: в оспариваемых разрешениях количество этажей 6 при одном подземном этаже, следовательно этажей надземной части 5. Максимальное количество этажей, допускаемое градостроительным регламентом 4 (включая мансардный этаж).

Земельные участки, на застройку которых выданы оспариваемые разрешения находятся в непосредственной близости к объекту культурного наследия федерального значения «Пулковская обсерватория», относящегося также к особо ценным объектам культурного наследия «Главная 9Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук». Пулковская обсерватория именно кА астрономическая обсерватория является компонентом №540008 объекта Всемирного наследия С 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Российская Федерация в отношении указанных земельных участков обязана установить буферную зону объекта Всемирного наследия. Данные земельные участки находятся на территории Защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской Академии наук, установленной с целью обеспечения нормальной работы Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской Академии наук в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково» от 11 марта 1945 года, которым устанавливалась защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства; п.п. «а», «б» и «з» п.1 Решения Исполкома Ленгорсовета №147—б «О мероприятиях по восстановлению Главной Астрономической Обсерватории в Пулково» от 28 мая 1945 года, которым отводился земельный участок для Пулковской обсерватории, устанавливались границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км вокруг Обсерватории и запрещалось промышленное и курное жилищное строительство; п.1 и п.2 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года №833, которым утверждались границы территории Пулковской обсерватории и защитной парковой зоны и устанавливались ограничения на промышленное и крупное жилищное строительство. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в отношении зоны где расположены земельные участки установлены ограничения градостроительной деятельности, установлен особый режим осуществления хозяйственной деятельности, включающий в себя обеспечение экологических условий для действий высокочувствительной аппаратуры, соблюдение астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру, на территории защитной парковой зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные условия.

Включение объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО влечет за собой необходимость защиты данного объекта со стороны государства на федеральном уровне в соответствии со статье 4 Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия. Руководством по выполнению данной Конвенции предусмотрено, что любая из сторон данного международного соглашения должна информировать Центр всемирного наследия ЮНЕСКО о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой Конвенцией, большие реставрационные работы или новое строительство, которые могут затронуть выдающуюся мировую ценность объекта. Такая информация должна поступить в ЮНЕСКО до принятия страной инициатором работ каких-либо принципиальных решений с тем, чтобы Центр всемирного наследия ЮНЕСКО имел возможность оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся мировой ценности объекта. ЮНЕСКО о намерениях построить город Планетоград рядом с Пулковской обсерваторией не проинформировано, что является нарушением международные обязательства России по охране культурного наследия.

Решение о согласовании проектной документации выданы на основании проверки Дирекцией ГАО РАН проектной документации на соответствие Государственному заданию ГАО РАН №007 0099 18 00 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и Плану НИР ГАО РАН на 2018-2020 годы, а также ряду нормативных правовых актов, что в компетенцию названного органа ГАО РАН явно не входит. Создание и деятельность такого органа управления ГАО РАН как «дирекция» Уставом учреждения, утвержденным учредителем, не предусмотрены, юридические последствия действий такого органа ничтожны. Из Государственного задания ГАО РАН №007 0099 18 00 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и Плана НИР ГАО РАН на 2018-2020 годы не следует сохранение нормального для работы астрономической обсерватории астроклимата.

Административному делу по указанному административному иску был присвоен номер 2а-23211/18.

По ходатайству административных истцов административное дело №2а-1483/18 по административному иску ФИО1 Александровны, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконным разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными жилыми помещениями на земельном участке по адресу: <адрес> участок 62 и разрешения № от 15 ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными жилыми помещениями на земельном участке по адресу: <адрес> участок 63 незаконными было объединено в одно производство с административным делом №2а-3211/18 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконным разрешения на строительство №78-011-0351-2018 от 30 мая 2018 года, №78-011-0352-2018 от 30 мая 2018 года, №78-011-0353-2018 от 31 мая 2018 года, №78-011-0361-2018 от 30 мая 2018 года, №78-011-0362-2018 от 31 мая 2018 года, №78-011-0363-2018 от 31 мая 2018 года, №78-011-0364-2018 от 31 мая 2018 года, №78-011-0375-2018 от 28 июня 2018 года, №78-011-0315.1-2016 от 30 июня 2018 года, №78-011-0359-2018 от 22 мая 2018 года, №78-011-0360-2018 от 22 мая 2018 года, №78-011-0368-2018 от 09 июня 2018 года. При этом требования о признании незаконным разрешений на строительство №78-011-0359-2018 от 22 мая 2018 года, №78-011-0360-2018 от 22 мая 2018 года, №78-011-0368-2018 от 09 июня 2018 года, выданных АО «Пулково Цветы» были выделены в отдельное производство с присвоением номера дела №2а-3211/2018. В связи с реорганизацией заинтересованное лицо Федеральное агентство научных открытий было заменено на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, являющийся одновременно представителем административных истцов по доверенности в судебное заседание явились, исковые требования с учетом уточнений подержали, просили удовлетворить.

Административный истец ФИО10 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, доверил представление своих интересов представителю. Представитель административного истца ФИО10 по доверенности ФИО9 в судебное заседание явился, исковые требования с уточнениями поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО11 в судебное заседание явилась, с исковыми требованиям не согласилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерство культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, письменную позицию не представил, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН (далее – ГАО РАН) по доверенности ФИО12 в судебное заседание явился, полагал требования истцов несостоятельными, представил письменные правовую позицию, полагал, что процедура согласования строительства в защитной парковой зоне ГАО РАН соблюдена, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – КГА) по доверенности ФИО13 в судебное заседание явилась, представила письменный отзыв, полагала, что оспариваемые разрешения на строительства соответствуют установленным градостроительным регламентам, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – КГИОП) по доверенности ФИО14 в судебное заседание явился, полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители заинтересованного лица ООО «Агентство по развитию территории СОЗИДАНИЕ» (далее- ООО АРТ Созидание) по доверенности ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения, полагали оспариваемые разрешения законными, доводы административных истцов несостоятельными, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Земельный участок №62, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №62 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

29 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0006-17 (л.д.64-105 том 1).

15 февраля 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0349-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> участок 62 (л.д.61-62 том 1).

Земельный участок №63, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером находящийся в Московском районе принадлежит на ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0007-17 (л.д.64-105 том 1).

15 февраля 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0350-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом (состоящий из жилого корпуса №1, жилого корпуса №2, жилого корпуса №3, жилого корпуса №4, жилого корпуса №5, встроено-пристроенной многоэтажной автостоянки на 245 машиномест, встроено-пристроенной подземной автостоянки на 103 машиноместа) на земельном участке по адресу: <адрес> участок 63 (л.д. 67-69 том 1).

Земельный участок №56, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №56 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «НСК-Проект», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 09 июня 2018 года № 78-2-1-3-0011-18.

28 июня 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0375-2018 на строительство многоквартирного дома (корпус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> участок 56.

Земельный участок №57, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №57 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участок 5, кадастровый номер

Проектная документация по строительству многоквартирного дома (корпус 1, корпус 2, корпус 3) со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом, трансформаторной подстанцией, разработанная в 2017 году ООО «НСК-Проект», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 28 февраля 2018 года № 78-2-1-2-0003-18.

30 июня 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение № 78-011-0315.1-2016 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> участок 57 (л.д. 196-198 том 4).

Земельный участок №60, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0050-17.

30 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0351-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом (состоящий из жилого корпуса №1, жилого корпуса №2, встроено-пристроенной подземным гаражом на 145 машиномест) на земельном участке по адресу: <адрес>, участок 60 (л.д. 178-179 том 4).

Земельный участок №62, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №62 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

29 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0006-17.

15 февраля 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0349-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> участок 64 (л.д. 61-62 том 1).

Земельный участок №63, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103, литера Р с кадастровым номером 78:14:0772303:3890, находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 мая 2015 года №63 ООО «Агентство по развитию территории «Созидание».

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 14 сентября 2017 года № 78-2-1-3-0007-17.

15 февраля 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0350-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, на земельном участке по адресу: <адрес> участок 64 (л.д. 67-69 том 1).

Земельный участок №64, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 78:14:0772303:3891, находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0051-17.

30 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0361-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес> участок 64 (л.д. 184-185 том 4).

Земельный участок №68, расположенный по адресу: <адрес> Р с кадастровым номером 78:14:0772303:3779, находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0052-17.

30 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0352-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительным пунктом с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> участок 68 (л.д. 180-181 том 4).

Земельный участок №69, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0053-17.

31 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0362-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес>, участок 69 (л.д. 186-188 том 4).

Земельный участок №70, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 78:14:0772303:3781, находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0051-17.

30 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0054-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес> участок 70 (л.д. 182-183 том 4).

Земельный участок №73, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 78:14:0772303:3784, находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0055-17.

31 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0363-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д. 188-189 том 4).

Земельный участок №74, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 78:14:0772303:3785, находящийся в Московском районе предоставлен ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» по договору аренды с ООО «Моргал Инвестментс» от 28 ноября 2017 года.

24 сентября 2015 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2017 году ООО «Агентство территориального развития», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Региональный центр экспертиз» 15 декабря 2017 года № 78-2-1-3-0056-17.

31 мая 2018 года Службой было выдано ООО «АРТ Созидание» разрешение №78-011-0364-2018 на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным подземным гаражом, распределительного пункта с траснформаторнй подстанцией (состоящего из 4 жилых корпусов на земельном участке по адресу: <адрес> участок 74 (л.д. 190-192 том 4).

Распоряжением Совнаркома СССР от 11 марта 1945 года №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково» Ленгорисполком был обязан закрепить за Пулковской обсерваторией участок земли для возведения построек и разбивки парка в размере до 150 га, установить защитную парковую зону в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства и с согласованием всякого строительства в этой зоне с дирекцией Пулковской обсерватории.

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся №147-2-б от 25 мая 1945 года были установлены границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленное и крупное жилищное строительство. Всякое иное строительство в этой зоне допускалось по согласованию с дирекцией Пулковской обсерваторией.

Защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг ГАО РАН отображена в приложении №15 к Закону Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» от 22 декабря 2005 года № 728-99, а также в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года №524.

Согласно п.3.3.2.1 Приложения №3 указанных Правил на территории защитной парковой зоны ГАО РАН запрещено промышленное и крупное жилищное строительство. Любое иное строительство на территории защитной парковой зоны ГАО РАН допускается при согласовании дирекцией ГАО РАН (п.3.3.2.2. Приложения №3 Правил землепользования и застройки. Правительством Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года принято постановление №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами №7, 8 и 6, в Московском районе и проекта межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерваторией, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе».

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года по делу №3а-2/2018 по административному исковому заявлению ФИО1, канюков ХХ, ФИО21, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерваторией, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе» данное постановление было признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 23 мая 2018 года №78-АПГ18-11 решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года было отменено, административным истцам в удовлетворении административного иска было отказано.

Компетенция и полномочия Службы государственного и строительного надзора Санкт-Петербурга определены в Положении о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга".

Пунктами 1.2 и 1.3 указанного Положения предусмотрено, что Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее - искусственный земельный участок), и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора. Служба является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.

В силу п. 2.4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 N 1747 (ред. от 03.07.2012) "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга" одной из основных задач Службы является выдача разрешений на строительство, за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением Службы от 30 декабря 2016 года N 9-р был утвержден Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных законодательством (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка (далее - Административный регламент), который действовал на дату выдачи застройщику земельных участков оспариваемых разрешений на строительство.

Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, продление разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство либо выдача уведомления, содержащего мотивированный отказ, подписанное в электронной форме усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Таким образом, суд, с учетом выше приведенных актов, полагает, что сами по себе действия административного ответчика по выдаче оспариваемых разрешений на строительство правомерны, поскольку входят в компетенцию данного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок.

Согласно пункту 4 части 7 указанной статьи, для получения разрешения на строительство необходимо также представление положительного заключения экспертизы проектной документации.

Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Часть 11 статьи 51 названного Кодекса предусматривает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Застройщиком в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом документация согласно установленного перечня была представлена в Службу при направлении заявлений на выдачу разрешений на строительства. Поскольку все указанные в Регламенте документы, включая Положительное заключение негосударственной строительной экспертизы, согласования, в том числе согласование ГАО РАН, были предоставлены застройщиком в Службу государственного строительного надзора и экспертизы, суд полагает, что порядок принятия решения о выдаче разрешений на строительство был соблюден.

Как следует из выданных КГА градостроительных планов на земельные участки, воспроизводящих положения Закона Санкт-Петербурга №29-10 от 04 февраля 2009 года «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», земельный участки находятся в территориальной зоне Т2Ж1 – зона малоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторических пригородов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

В соответствии с установленными разрешенными видами использования земельных участков допускается размещение на них многоквартирного жилого дома (жилых домов).

В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ положительные заключения экспертизы подтверждают соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Проектной документацией по результатам рассмотрения оценки которой предусматривается строительство 5 или 6 этажных многоквартирных домов, включая подземный и мансардный этаж, высотой 18 кв.м с учетом разрешенной высоты.

Административные истцы считают, что при выдаче оспариваемых разрешений на строительство не были учтены требования градостроительных регламентов в части количества этажей планируемых к возведению многоквартирных домов, ссылаясь на положения п.2.101.7.5 Приложения №8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга №550, действовавшей до 29.06.2018 и п.2.101.7.5 Приложения №8 в действующей редакции, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 №526, предусматривающих максимальное количество этажей 4 (включая мансардный этаж).

Для территориальной зоны Т2Ж1, в которой располагаются земельные участки установлено в качестве основных видов разрешенного использования малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Согласно пункта 1.15 Приложения №8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга возможно размещение дома, пригодного для постоянного проживания высотой до 4 этажа, включая мансардный).

Пунктами 4.5, 4.6. Приложения №1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года № 524 предусмотрены переходные положения, согласно которых:

4.5. Проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчетного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.

До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

4.6. В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, противоречат установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, и(или) режимам использования земель в границах территорий указанных зон, применяются Правила.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законодательством Санкт-Петербурга.

В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, соответствуют установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, а также режимам использования земель в границах территорий указанных зон, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

При этом в случае несоответствия проектов планировки территории, а равно проектов планировки с проектами межевания, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, Правилам в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в Правилах, в отношении которых Законом о зонах охраны не установлены требования к градостроительным регламентам, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

Земельные участки, согласно Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" расположены в охранной зоне – ЗРЗ (14)09. Данным законом (в Приложение №2 раздел 19) установлены требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в отношении высоты возводимых объектов капитального строительства в метрах, не содержит каких-либо ограничений к этажности возводимых объектов капитального строительства.

Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» дата окончания расчетного сока Генерального плана Санкт-Петербурга – 31 декабря 2018 года.

Ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 04.02,2009 №29-0 были установлены предельные параметры разрешенного строительства в части этажности - максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений - 4 этажа, допускается размещение дополнительного мансардного этажа в скатных крышах при соблюдении максимальной высоты зданий, строений, сооружений. Данные положения воспроизводят выданные КГА в отношении земельных участков градостроительные планы.

Проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 года №1156 предусмотрено для жилых объектов, возводимых на земельных участках этажность надземной части зданий 4+ (4 этажа плюс дополнительный мансардный этаж) и максимальную высоту объектов капитального строительства не более 18 метров.

С учетом положений пункта В.1.6 Приложения В «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2033», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 №778, в оспариваемых разрешениях на строительство указано количество этажей возводимых объектов 6, с учетом 1 подземного этажа, 4 надземных этажей и дополнительного мансардного этажа, что соответствует установленным требованиям.

Распоряжением Совнарком СССР от 11 марта 1945 года №4003-р, решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся №147-2-б от 28 мая 1945 года была установлена защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг ГАО РАН.

Пунктом 2 приказа КГА №833 от 29 декабря 1996 года было установлено ограничение в использовании территории в виде воспрещения промышленного и крупного жилищного строительства в защитной парковой зоне радиусом 3 км от центра Круглого зала ГАО, определенной Распоряжением Совета Народных Комиссаров от 11 марта 1945 года №4003-р и решением Исполкома Ленсовета от 28 мая 1945 года №147-2-б. Любое иное строительство в этой зоне допускается по согласованию с дирекцией ГАО.

Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года №524 в п.3.3 Приложения №3 на территории защитной парковой зоны ГАО РАН установлены следующие ограничения: запрет на промышленное и крупное жилищное строительство; любое иное строительство допускается с согласования дирекции ГАО РАН. Согласование осуществляется на предмет соответствия строительства ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Ранее статьей 71 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга №29-10 от 04 февраля 2009 года, действовавшими до момента принятия новых Правил землепользования и застройки и на момент выдачи градостроительного плана земельного участка было установлено, что:

1. На территории защитной парковой зоны Пулковской обсерватории (ГАО РАН) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности.

2. Указанный режим включает требования обеспечения экологических условий для действия высокочувствительной аппаратуры, соблюдения астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру.

3. На территории указанной зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные в пункте 2 настоящей статьи требования.

4. Соблюдение ограничений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, при размещении объектов капитального строительства должно быть подтверждено согласованием Пулковской обсерватории.

Таким образом, для получения разрешения на строительство многоквартирного дома необходимо получение согласия ГАО РАН.

Размещение многоквартирных домов в соответствии с указанными положениями было согласовано Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук письмами:

В отношении участка 56 – от 18.06.2018 №11222-1/9311-501,

В отношении участка 57 – от 11.04.2018 №11222-1/9311-347,

В отношении участка 60 – от 21.02.2018 №11222-1/9311-167,

В отношении участка 62 – от 02.02.2018 №11222-1/9311-116,

В отношении участка 63 – от 02.02.2018 №11222-1/9311-115,

В отношении участка 64 – от 04.04.2018 №11222-1/9311-299,

В отношении участка 68 – от 21.02.2018 №11222-1/9311-165,

В отношении участка 69 – от 04.04.2018 №11222-1/9311-298,

В отношении участка 70 – от 21.02.2018 №11222-1/9311-166,

В отношении участка 73 – от 04.04.2018 №11222-1/9311-300,

В отношении участка 74 – от 04.04.2018 №11222-1/9311-301 (л.д. 63-65 том 1, 70-72 том 1, 227-228 том 4, 230-232 том 4, 199-200 том 4, 211-213 том 4, 203-205 том 4, 214-216 том 4, 07-209 том 4, 219-221 том 4, 223-225 том 4)

В своей деятельности ГАО РАН руководствуется Уставом, утвержденным приказом ФАНО от 05 ноября 2014 года №886 с изменениями и дополнениями (л.д. 221-237 том 3).

Согласно пункта 26.18.1 Устава ГАО РАН имеет право в установленном порядке согласовывать соблюдение ограничений при размещении объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны ГАО РАН в соответствии с законодательством РФ и правовыми актами города Санкт-Петербурга в порядке регламентированном локальными нормативными актами Учреждения.

26.12.2017 года №417-ок приказом директора ГАО РАН был введен в действие Регламент согласования строительства на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии, в соответствии с которым Дирекция рассматривает обращения (с прилагаемыми документами) о согласовании строительства с учетом возможного влияния объекта строительства на выполнение научных исследований ГАО РАН в соответствии с Планом НИР в рамках Государственного задания, руководствуясь ограничениями, установленными ГАО РАН в Приложении №1 к Регламенту, а директор принимает решение о согласовании, либо в отказе в согласовании, с учетом мнения дирекции (л.д. 152-155 том 1). При этом решение Дирекции оформляется протоколом.

Приказом №376-ок от 10.11.2017 была создана Дирекция и введено Положение о Дирекции ГАО РАН (л.д. 218-219 том 3), что соответствует пункту 38 Устава ГАО РАН. Указанным Положением предусмотрено, что Дирекция является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом во главе с директором, к функциям Дирекции относится рассмотрение вопросов хозяйственной и строительной деятельности на территории защитной парковой зоны ГАО РАН.

Дирекция рассмотрела обращения застройщика о согласовании строительства в защитной парковой зоне на своих заседаниях 02.02.2018 (участки 62, 63), 18.06.2018 (участок 56), 10.04.2018 (участок 57), 03.04.2018 (участки 64,69, 73,74), 20.02.2018 (участки 68,60,70) согласилась, что заявленные к строительству параметры объектов строительства соответствуют ограничениям, установленным в Приложении №1 к Регламенту о согласовании. Представленные проектные решения не препятствуют выполнению научных исследований ГАО РАН в соответствии с планом НИР в рамках Государственного задания №007-00099-18-00 на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов от 15.01.2018. Директор согласился с мнением Дирекции и направил в адрес застройщика согласовательные письма.

Таким образом, согласование Дирекции ГАО РАН на строительство в защитной парковой зоне было получено и представлено в Службу, застройщиком было соблюдено требование установленного градостроительного регламента, довод административных истцов о несоблюдении данного ограничения (отсутствие согласования Дирекции ГАО РАН) является несостоятельным.

Суд полагает необоснованной ссылку административных истцов о том, что из Плана НИР и Государственного задания не следует сохранение нормального для работы астрономической обсерватории астроклимата. Государственное задание №007-00099-18-00 и План научно-исследовательской работы предусматриваю основные направления деятельности ГАО РАН и могут не содержать описание внешних условий для их выполнения.

Довод административных истцов о необходимости получения для строительства согласования строительства Комитета всемирного наследия в соответствии с Конвенцией по охране всемирного культурного и природного наследия суд полагает необоснованным.

«Ансамбль Пулковской обсерватории XVIII в, 1839, 1910, 1953» расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения».

Памятники, входящие в состав данного ансамбля установлены в Перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 №527.

КГИОП были выданы заключения о соответствии режиму использования земель в границах объединенных зон охраны в отношении земельных участков, где оспариваемыми разрешениями предусмотрено строительство.

Согласно требований статьи 4 Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», каждое государство- сторона настоящей Конвенции – признает, что обязательство обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него. С этой целью стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости посредством международной помощи и сотрудничества, которым оно может воспользоваться. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, приняв на себя изложенные в ней обязательства.

Согласно ст. 8 указанной Конвенции, при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры учреждается Межправительственный Комитет по охране по охране культурного и природного наследия, называемый Комитет всемирного наследия, который, в силу п.п.2, 4 ст.11 Конвенции, в частности, составляет, обновляет и публикует «Список всемирного наследия» и «Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой». 02 февраля 2005 года Комитетом было выпущено «Руководство по выполнению Конвенции по охране всемирного наследия». Разделом IV Руководства предусмотрено проведение реагирующего мониторинга, который представляет собой отчеты по состоянию сохранности конкретных объектов культурного наследия, находящихся под угрозой, которые составляются для Комитета Секретариатом, другими секторами ЮНЕСКО и Консультативными органами. Для этого, при каждом случае возникновения чрезвычайных ситуаций или проведении работ, которые могут сказаться на состоянии объекта наследия, государства – стороны Конвенции направляют в Комитет специальные отчеты и заключения по оценке воздействия этих ситуаций на объект.

В силу ст. 172 (находящейся в данном разделе Руководства) Комитет всемирного наследия призывает государства – страны Конвенции - сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта.

Суд учитывает, что в силу выше указанных норм Конвенции, обязанность по направлению в Комитет специальных отчетов возложена на государства – стороны Конвенции (то есть в настоящем случае - на Российскую Федерацию как участника Конвенции).

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Суд полагает, что обязательство Стран-участниц «обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия», закрепленное в Конвенции, носит безусловный характер, является общепризнанным принципом международного права, в связи с чем, в силу ст. 15 Конституции РФ, входит как составная часть в правовую систему Российской Федерации.

В то же время, конкретные формы реализации данного обязательства, поскольку они не установлены Конвенцией, должны определяться соответствующими правовыми актами Российской Федерации. В этом же порядке (то есть посредством национальных правовых норм), по мнению суда, подлежит применению на территории Российской Федерации и указанное Руководство по выполнении Конвенции (в том числе и требования ст.172 Руководства). При этом суд учитывает, что данное Руководство, не включенное в текст Конвенции и не являющееся международным договором, представляет собой по своей правовой сути процедурным документ, принятым коллегиальным органом Стран-участниц в целях реализации Конвенции для разрешения конкретных этапов включения объектов в Списки объектов культурного наследия или исключения из них. По мнению суда, на то, что данное руководство применяется посредством внутренних национальных норм, в частности, указывает и п.5 раздела II Руководства («Охрана и менеджмент»), согласно которого, государству-участнику Конвенции в целях номинации в список «…необходимо представить список законодательных инструктивно-нормативных, договорных, установленных и/или традиционных мер и планов, имеющих наибольшее значение к охране объекта».

Таким образом, на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство национальный механизм реализации исполнения Руководства, отсутствовал, а Конвенция и Руководство по ее исполнению не содержат такого прямого механизма исполнения, у застройщика – ООО «АРТ Созидание», при обращении за выдачей разрешения на строительство, не имелось обязанности по предоставлению в Службу какого-либо «отчета об отсутствии воздействия предполагаемого строительства на выдающуюся универсальную ценность элемента объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Суд принимает во внимание, что и Служба в силу исчерпывающего перечня документов, определенного п. 2.6.1 «Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Службы от 30.12.2016 N 9-р, не имела законного права требовать от застройщика предоставлении такого дополнительного документа как указанного отчета.

20 августа 2018 года Министерством культуры Российской Федерации в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (Секретариат всемирного наследия) направлен Отчет об оценке воздействия проекта предполагаемого строительства объектов, предусмотренных проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами №7, 8 и 6 в Московском районе и проекта межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе», на выдающуюся универсальную ценность Объекта всемирного культурного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Данный Отчет был получен, о чем имеется подтверждение. Результаты рассмотрения данного Отчета по сообщению Министерства культуры Российской Федерации не поступили.

Таким образом, оснований для отказа в выдаче оспариваемых разрешений у административного ответчика не было, в связи с чем оспариваемые разрешения на строительство являются законными, в удовлетворении исковых требований административным истцам должно быть отказано.

При этом суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о том, что оспариваемые разрешениями права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушаются, доказательств данным обстоятельствам не представлено.

По мнению суда, градостроительная деятельность непосредственно затрагивает интересы административных истцов, поскольку направлена на ее устойчивое, долговременное развитие.

Регламентация градостроительной деятельности направлена на безопасность условий жизни, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений призвана обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности человека.

Указанные права являются публичными, декларированы государством, в связи с чем административные истцы являются участниками данных правоотношений.

Статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью». Статей 2 этого же закона определены принципы организации деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда согласно статьи 1 данного закона это не только природная среда, но и среда обитания человека в самом широком смысле, в том числе – городская среда. Как отметил Конституционный суд РФ в определении от 15 июля 2010 года №9311-О-О конституционная обязанность сохранять окружающую среду является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды в городе обеспечивается законодательным регулированием градостроительной деятельности.

Указное определение Конституционного суда РФ разъясняет, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям и обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 42 и 44). Право каждого на обеспечение сохранности объекта культурного наследия гарантировано частью 1 статьи 7 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В связи с чем является основанием для обращения в суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, если административные истцов полагают, что их права нарушено, либо существует угроза его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 -177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья