ДЕЛО № 2а-1483/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-007563-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием представителя административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенкова О.А.,
представителя заинтересованного лица Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Морозова М.А.,
представителя заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Мышеловой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Майгура А.Ю. к Администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным отказа в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, обязании выдать акт приемочной комиссии,
у с т а н о в и л :
Майгур А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Воронеж, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>. В 2019 году он обратился в Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж (далее УЖО) с заявлением о переводе данного жилого дома в нежилое здание, предоставив все предусмотренные ст. 23 Жилищного кодекса РФ документы, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Приказом УЖО от 27.11.2019 № 1595 разрешен перевод жилого дома в нежилое здание. После производства предусмотренных проектом работ, Майгур А.Ю. обратился в УЖО с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии для ввода нежилого здания в эксплуатацию. Актом № 42 от 13.04.2020 ему было отказано в выдаче положительного акта в связи с несоответствием переводимого здания требованиям Дизайн-регламента, утвержденного постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 21.10.2015 № 806, в части отсутствия согласованного архитектурного решения. Для скорейшего завершения перевода он подготовил за счет собственных средств архитектурное решение и направил его на согласование в Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, несмотря на то, что при обращении с заявлением о переводе необходимость предварительно согласовывать архитектурное решение отсутствовала. Однако письмом от 20.07.2020 № 14496578 ему было отказано в рассмотрении архитектурного решения по мотиву нарушения целевого назначения объекта капитального строительства. При этом Управление главного архитектора (УГА) было проигнорировало наличие приказа о переводе данного объекта из жилого дома в нежилое здание и их собственную позицию, высказанную в рамках приемочной комиссии. Вместе с тем, в результате общения с сотрудниками УГА и анализа действующего законодательства он пришел к выводу, что отсутствие согласованного архитектурного решения не является основанием для отказа в выдаче акта приемочной комиссии, в связи с чем в адрес Администрации городского округа г. Воронеж было направлено повторное заявление о выдаче данного акта. Письмом от 01.12.2020 № 15320087 УЖО сообщило, что замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение отсутствуют. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочим проектом. Однако, согласно позиции УГА, изложенной в письме от 27.11.2020 № 15320087, выявленные нарушения Дизайн-регламента не позволяют рассмотреть вопрос о переводе жилого дома в офисное здание. Ссылаясь на ч. 9 ст. 23, ст. 24 Жилищного кодекса РФ, на ч. 2.1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта га территории городского город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 № 465-IV и указывая, что административный орган не вправе требовать от заявителя предоставление других документов, кроме документов определенных Законом, ссылаясь на то, что работы, предусмотренные рабочим проектом и приказом о переводе выполнены в полном объеме, на отсутствие установленной правовыми актами обязанности согласования архитектурного облика при переводе жилого помещения в нежилое помещение просит признать незаконным отказ в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> обязать Администрацию городского округа г. Воронеж выдать указанный акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ для перевода жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес> в нежилое здание и государственной регистрации соответствующих изменений в ЕГРН (л.д. 5-10).
Определением судьи от 18.01.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 4).
Определением суда от 18.02.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж (л.д. 78).
Административный истец Майгур А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенков О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил изложенное.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Морозов М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковые требований, пояснил, что обращение Майгура А.Ю. было рассмотрено в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку было подано не соответствии с Положением о приемочной комиссии, подтверждающей завершение
переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312, поэтому отказа в выдаче акта приемочной комиссии, как такового не было. Согласно названному Положению административный истец должен был обратиться за выдачей акта не в Администрацию городского округа г. Воронеж, а непосредственно Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж.
Представитель заинтересованного лица Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по доверенности Мышелова В.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснила, что второй выезд приемочной комиссии был осуществлен 19.11.2020. У Управы были возражения относительно соответствия помещения Дизайн-регламенту, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806. Акт по итогу выезда не составлялся.
Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312 утверждены положение и состав приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Пункт 5 Положения о приемочной комиссии определяет перечень документов для подтверждения завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ в переводимых помещениях.
Так, для принятия решения о выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, заявителем представляются следующие документы:
5.1.1.Заявление о выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
5.1.2.Правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
5.1.3.План переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, - технический паспорт такого помещения);
5.1.4.Поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
5.1.5.Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 5.1.3 и 5.1.4, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 5.1.2.
5.2.Для рассмотрения заявления о выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ секретарь приемочной комиссии запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1)правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2)план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, - технический паспорт такого помещения);
3)поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Пунктом 4.4 Положения определено, что заседания приемочной комиссии проводятся по мере поступления заявлений, но не реже одного раза в месяц. Решение приемочной комиссии о соответствии (несоответствии) выполненных переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ требованиям подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения принимается по результатам рассмотрения соответствующего заявления и пакета документов, представленного заявителем для перевода данного помещения в соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с п. 5 настоящего Положения, не позднее 45 дней со дня поступления заявления в управление жилищных отношений.
Судом установлено, что 27.11.2019 Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж издан приказ № 1595 о переводе жилого <адрес> в нежилое здание. В данном приказе указано: «…2. Рекомендовать Майгур А.Ю.: 2.1 После окончания работ, предусмотренных рабочим проектом, в установленном порядке ввести помещение в эксплуатацию и получить акт приемочной комиссии…». На основании приказа от 27.11.2019 № 1595 административному истцу выдано уведомление от 27.11.2019 о переводе жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 17, 18-19).
13.04.2020 приемочной комиссией, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, составлен акт, согласно которому выявлены несоответствия подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого здания требованиям Дизайн-регламенту, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 56-57).
07.11.2020 Майгур А.Ю. обратился в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением, в котором повторно просил выдать ему акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения для внесения соответствующих изменений в ЕГРН и изменения статуса жилого дома по адресу: <адрес> на нежилое здание. Также просил обеспечить рассмотрение в установленном законом порядке и в соответствии с требованиями законодательства и подзаконных актов, муниципальных правовых актов предоставленного им архитектурного решения с направлением соответствующего ответа (л.д. 85-86).
Письмом от 01.12.2020 № 1520087 Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж сообщило административному истцу о рассмотрении его обращения комиссией подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, указав, что у УЖО отсутствуют замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочем проектом. По информации Управы Коминтерновского района выявлены нарушения требований Дизайн-регламента, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 58-59). К письму прилагалась информация, полученная от Управления главного архитектора (л.д. 60-64).
Как установлено в судебном заседании при рассмотрении настоящего административного дела акт приемочной комиссии по обращению Майгура А.Ю. от 07.11.2020 не составлялся.
Вместе с тем, из содержания заявления Майгура А.Ю. от 07.11.2020 явно усматривалось, что заявитель просил выдать ему акт приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ в отношении принадлежащего ему помещения, в связи с чем доводы представителя Управления жилищных отношений о том, что его обращение подлежало рассмотрению в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» являются не состоятельными. Из обстоятельств дела также усматривается, что административным истцом были предоставлены необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Положения о приемочной комиссии. Кроме того, суд критически оценивает пояснения представителя УЖО о том, что заявление было подано в ненадлежащий административный орган, так как согласно Положению об управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 939-III, Управление жилищных отношений является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, поскольку акт приемочной комиссии по обращению Майгура А.Ю. от 07.11.2020 в отсутствии правовых оснований выдан не был, суд расценивает направленное административному истцу письмо от 01.12.2020 № 1520087 как отказ выдать заявителю истребуемый акт, и находит подлежащими удовлетворению административные исковые требования о признании незаконным отказа в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выраженного в письме от 01.12.2020 № 15320087 Управления жилищных отношении Администрации городского округа г. Воронеж, с возложением обязанности на Администрацию городского округа г. Воронеж в порядке ст. 227 КАС РФ повторно рассмотреть заявление Майгура А.Ю. от 07.11.2020.
В части требований Майгура А.Ю. о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Воронеж выдать указанный акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ для перевода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое здание и государственной регистрации соответствующих изменений в ЕГРН, суд считает необходимым указать также следующее.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В соответствии с вышеназванными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, выдача акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения отнесено к специальным полномочиям приемочной комиссии, поэтому в этой части требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Майгура А.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Майгуру А.Ю. в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выраженного в письме от 01.12.2020 № 15320087 Управления жилищных отношении Администрации городского округа г. Воронеж.
Обязать Администрацию городского округа г. Воронеж повторно рассмотреть заявление Майгура А.Ю. от 07.11.2020.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Майгуру А.Ю. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2021
ДЕЛО № 2а-1483/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-007563-39