ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1484/16-24 от 08.02.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-1484/16-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Ильиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беломорской районной общественной организации «Сорока. «Беломорск» об оспаривании решения налогового органа,

у с т а н о в и л:

Беломорская районная общественная организация «Сорока. «Беломорск» обратилась (далее по тексту БРОО «Сорока. «Беломорск») в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении БРОО «Сорока. «Беломорск» из Единого государственного реестра юридических лиц, а также действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску по исключению БРОО «Сорока. «Беломорск» из Единого государственного реестра юридических лиц, так как БРОО «Сорока. «Беломорск» является действующим, принятие налоговым органом указанного решения и исключения организации из ЕГРЮЛ в административном порядке не соответствует закону, нарушает права и интересы юридического лица.

В судебном заседании представитель административного истца К, действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснила, что БРОО «Сорока. «Беломорск» осуществляет некоммерческую деятельность, существует за счет спонсорской помощи физических лиц, уплачивает платежи, состоит в договорных отношениях с газетой «Беломорская Сорока», исполняет денежные обязательства за счет членских взносов, ежегодно предоставляет в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия информацию о продолжении своей деятельности.

Представитель административного ответчика Ш, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указала, что исключение БРОО «Сорока. «Беломорск» из ЕГРЮЛ осуществлено налоговым органом с соблюдением требований Федерального закона №129-Фз от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Заслушав представителей административных истца и ответчика, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. п. 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, БРОО «Сорока. «Беломорск» состояла на учете в ИФНС России по г. Петрозаводску с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со справкой -о от ДД.ММ.ГГГГ БРОО «Сорока. «Беломорск» документы отчетности не представлялись более года. Согласно справке -С от ДД.ММ.ГГГГ сведения о движении денежных средств по банковским счетам отсутствуют.

В связи с наличием у БРОО «Сорока. «Беломорск» признаков недействующего юридического лица, установленных ст.21.1 Закона № 129-ФЗ, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Решение было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации». В установленный п.4 ст.21.1 Закона №-129-ФЗ трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявления от недействующего юридического лица в регистрирующий орган не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении кооператива из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Однако с таким решением налогового органа суд согласиться не может.

В судебном заседании установлено, что БРОО «Сорока. «Беломорск» является общественной организацией, осуществляет некоммерческую деятельность, существует за счет спонсорской помощи физических лиц, исполняет денежные обязательства за счет членских взносов, следовательно, не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

БРОО «Сорока. «Беломорск» ежегодно предоставляет в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия Отчет об объеме получаемых общественной организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, в целях расходования или использования, и об их фактическом расходовании или использовании, что подтверждается материалами дела.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.12.2011 № 26-П, по мнению суда, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Кроме того, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Из приведенных выше положений Федерального закона № 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной законом процедуры.

Однако в публикации о предстоящем исключении БРОО «Сорока. «Беломорск», размещенной в сети Интернет, имеется только ссылка на номер решения о предстоящем исключении и номер журнала «Вестник государственной регистрации», а сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, отсутствуют. Доказательств, публикации в установленном законом порядке сведений о порядке и сроках направления заявлений налоговым органом не представлено.

Таким образом, налоговым органом были нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ и не были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением) им должна быть предоставлена возможность приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ путем направления заявления в регистрирующий орган.

В соответствии со статьями 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков в пределах предоставленных ему полномочий.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что налоговый контроль за деятельностью БРОО «Сорока. «Беломорск» не осуществлялся, налоговый орган не привлекал общественную организацию либо ее должностных лиц к налоговой ответственности за непредставление отчетности.

Отсутствие операций по банковским счетам объясняется тем, что деятельность БРОО «Сорока. «Беломорск» носит некоммерческий характер создана в целях консультирования по защите прав граждан, оказание бесплатных юридических услуг и подготовки информационных материалов по защите прав граждан, а также содействия творческой профессиональной деятельности работников социально-культурной сферы Беломорского района, организация не ставит своей целью извлечение прибыли.

Наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации БРОО «Сорока. «Беломорск» препятствует ей осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов общественной организации.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, на основании пп.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Беломорской районной общественной организации «Сорока. «Беломорск» удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Беломорской районной общественной организации «Сорока. «Беломорск» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску по исключению Беломорской районной общественной организации «Сорока. «Беломорск» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2016 года.