ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1484/19 от 27.03.2019 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 марта 2019 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Жаладдиновой А.К.,

с участием административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица - ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Центральному Банку Российской Федерации, начальнику отдела поведенческого надзора в сфере деятельности кредитных организаций №2 Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Центрального Банка РФ ФИО4, заинтересованное лицо: Автономная некоммерческая организация "Фонд защиты вкладчиков" о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия, -

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с исковыми требованиями к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным бездействия административного ответчика, выраженное в нерассмотрении его заявления, а также о понуждении к совершению определённых действий.

В ходе рассмотрения дела суд привлёк к участию в деле в качестве соответчика начальника отдела поведенческого надзора в сфере деятельности кредитных организаций №2 Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Центрального Банка РФ ФИО4, в качестве заинтересованного лица Автономную некоммерческую организацию "Фонд защиты вкладчиков"

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика просил в иске отказать по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Административный ответчик - начальник отдела поведенческого надзора в сфере деятельности кредитных организаций №2 Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Центрального Банка РФ ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица позицию административного истца поддержал, просил суд удовлетворить административный иск.

ФИО1 обратился в Центральный Банк РФ по вопросу исполнения Центральным Банком РФ функций, предусмотренных Федерального закона от 02.04.2014 N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 39-ФЗ).

На обращение ФИО1 подготовлен ответ за подписью начальника отдела поведенческого надзора в сфере деятельности кредитных организаций №2 Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Центрального Банка РФ ФИО4, в котором разъяснён порядок обращения с требованиями о возврате денежных средств к ПАО «Кредитпромбанк» в соответствии с законодательством Украины.

Указанный ответ получен ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился с исковыми требованиями ДД.ММ.ГГГГ. Иных сведений о дате получения ответа ответчиком не предоставлено. В связи с изложенным, срок обращения с исковыми требованиями не пропущен.

С указанным ответом не согласился истец, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в формальном рассмотрении его заявления, а также просил понудить ответчика к совершению определённых действий. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком не принято решение по прекращению деятельности обособленных структурных подразделений ПАО «Кредитпромбанк» на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в связи с чем ФИО1 не может реализовать права, предусмотренные Законом N 39-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 1 Федерального закона от дата N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 268-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями, обладает особым конституционно-правовым статусом.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от дата N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

При этом в силу ст. 79 того же Закона Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и не кредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и не кредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и не кредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

Судом установлено, что в соответствии с заочным решением Киевского районного суда от 17.03.2014г. взыскано с ПАО «Кредитпромбанк» (Украина) в пользу ФИО1 866327,91грн. и судебные расходы в сумме 3441грн. После 21.03.2014г. деятельность ПАО «Кредитпромбанк» на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя прекращена. Соответствующих решений Центральным Банком РФ с отношении обособленных структурных подразделений ПАО «Кредитпромбанк» не принималось.

Поскольку решение о прекращении деятельности ПАО «Кредитпромбанк» на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя не принято Центральным Банком РФ, истец не может реализовать свои права, предусмотренные Законом N 39 ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя"

Особенности деятельности банков и иных кредитных учреждений в переходный период на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя установлены Федеральным законом от 02.04.2014 N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период" (далее - Федеральный закон N 37-ФЗ), в силу части 1 статьи 3 которого банки, зарегистрированные на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, и банки, действующие на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, вправе до 01.01.2015 продолжать осуществление банковской деятельности на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя без получения лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации (Банком России), при соблюдении определенных условий, в частности, при надлежащем исполнении обязательств по договорам.

В частях 3 и 5 статьи 7 Федерального закона N 37-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения банками, действующими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, обязательств, возникших из действий обособленных структурных подразделений указанных банков, перед кредиторами (вкладчиками) в течение одного и более дней со дня, когда указанные обязательства должны быть исполнены, либо в случае невыполнения иных условий, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, Банк России прекращает деятельность данных обособленных структурных подразделений банков.

Решение о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений банков принимает Банк России.

В данном случае обособленные структурные подразделения ПАО «Кредитпромбанк», действовавшие на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя, прекратили свою деятельность самостоятельно (не по решению Центрального Банка РФ).

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействий) ЦБ РФ при рассмотрении обращения.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие), которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Так, решение о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений банков принимает Банк России, а суд не вправе обязать принять то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

В ходе рассмотрения дела судом незаконное бездействие административного ответчика не установлено, ответ на обращение заявителя дан в срок и уполномоченным должностным лицом, в ответе даны разъяснения на поставленные по существу вопросы.

На основании изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.04.2019 года.

Судья А.С. Цыкуренко