ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1485/2021 от 18.06.2021 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0042-01-2020-000231-68

Дело №2а-1485/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.06.2021 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Грязиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к букин ев о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 годы, пени на общую сумму 4 007 рублей 74 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Букину Е.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 годы, пени на общую сумму 4 007 рублей 74 коп. (л.д.5-7)

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены частично: с букин ев в пользу инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 790 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11 рублей 75 коп., а всего взыскано 801 рубль 75 коп. В удовлетворении требований о взыскании недоимки и пени за те же периоды в размере, превышающем взысканные судом, – отказано (л.д.54-61).

Не согласившись с решением суда, ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца – инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области подал на решение апелляционную жалобу, содержащую ходатайство о восстановлении срока на обжалование, мотивированное неполучением копии решения в срок, предоставленный для его обжалования (л.д.68-73).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ пропущенный процессуальный срок на обжалование решения суда от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу восстановлен (л.д.86-88).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Также, в указанном апелляционном определении суд второй инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует привлечь компетентный орган ГИБДД к участию в деле в качестве заинтересованного лица, выяснить его позицию относительно характеристик транспортного средства, принадлежащего административному ответчику (л.д.108-112).

Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба административного ответчика – без удовлетворения (л.д.169-172).

Дело возвращено в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ для повторного рассмотрения (л.д.178).

В обоснование требований указано, что по данным оперативного учета за Букиным Е.В. числится задолженность по транспортному налогу за 2017 год. Налоги исчислены, в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты – до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с не поступлением средств на лицевой счет налогоплательщика ему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование на общую сумму 4 007 рублей 74 коп. Поскольку и в срок, указанный в требовании, налог и пени также не уплачены, инспекция ФНС России по городу Сергиеву Посаду обращалась к мировому судье по месту жительства административного ответчика с заявлением о вынесении судебного приказа, который отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения. Обратившись в суд, налоговый орган просит взыскать с Букина Е.В. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 950 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 57 рублей 74 коп., а всего взыскать 4 007 рублей 74 коп. (л.д.5-7).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке части 8 статьи 96 КАС РФ. Его явка обязательной судом не признана, в связи с чем, на основании статьи 150, части 2 статьи 289 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен (л.д.136, 182), об уважительности причины своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил. Ранее возражал против заявленных требований по мотиву несогласия с тем, что налог на автомобиль марки Тойота Лайт Эйс NOAN, гос.рег.знак У 463 УК 190 исчислен как за автобус, в то время как данное транспортное средство относится к категории «В» и является легковым транспортным средством. В обоснование своей позиции представил суду паспорт техсредства и свидетельство о его государственной регистрации (л.д.43-44).

Поскольку явка административного ответчика обязательной судом не признавалась, на основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие административного ответчика.

Во исполнение указаний, содержащихся в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ, принимая дело к производству, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица учетный орган – ОГИБДД УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу Московской области (л.д.113-115).

Представитель ОГИБДД УМВД по Сергиево-Посадскому городскому округу Московской области по доверенности Осатюк И.В. в заседание явился, административный иск налогового органа поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ при первичной временной постановке на учет транспортного средства марки <данные изъяты> ему присвоена категория «легковой прочее» на основании сведений, представленных административным ответчиком. С указанными характеристиками транспортное средство снято с временного учета ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии поставлено на учет Букиным Е.В. как «автобус прочее» ДД.ММ.ГГГГ. С теми же характеристиками транспортное средство продано им по договору от ДД.ММ.ГГГГ Лосеву В.К., снято с учета ДД.ММ.ГГГГ и поставлено на учет новым собственником ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, автомобиль марки Тойота Лайт Эйс NOAN, гос.рег.знак У 463 УК 190 на основании сведений, представленных самим же Букиным Е.В. в 2017 году в период, когда он являлся его собственником, был учтен как автобус. Учетные данные им не оспаривались и не изменялись. По изложенным основаниям, полагал, что административный ответчик ввел суд в заблуждение относительно характеристик своего транспортного средства при разрешении спора с налоговым органом, а потому полагал требования инспекции ФНС по городу Сергиеву Посаду обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из указанных положений Налогового кодекса РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Букина Е.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пеней на общую сумму 4 007 рублей 74 коп. отменен и.о. мирового судьи судебного участка ФИО2-Посадского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), а потому установленный законом срок для взыскания недоимки по налогу и пеней административным истцом не пропущен.

В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, применения иных мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как следует из карточек учета транспортного средства, автомобиль марки Тойота Лайт Эйс NOAN, гос.рег.знак У 463 УК 190, мощностью 79 л/с, в течение 2017 года был зарегистрирован на праве собственности за административным ответчиком Букиным Е.В. как «автобус прочее» (л.д.187-188).

При этом, его ссылку на то, что автомашина не являлась автобусом, суд находит несостоятельной, поскольку из учетных сведений, не оспоренных им в установленном порядке, усматривается, что с такой характеристикой транспортное средство было поставлено на постоянный учет ДД.ММ.ГГГГ на основании данных, представленных самим Букиным Е.В. (л.д.187).

По данным налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Букину Е.В. начислен транспортный налог за 2017 год как собственнику транспортного средства марки Тойота Лайт Эйс NOAN, гос.рег.знак У 463 УК 190, мощностью 79 л/с по ставке 50 рублей за автомобиль ежегодно (л.д.15-16).

Указанное налоговое уведомление выставлено административному ответчику в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 17).

В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных названным Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Букин Е.В. для получения требования на бумажном носителе в налоговый орган в установленном порядке не обращался постольку, поскольку об обратном им не заявлено.

Таким образом, административным истцом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику налогового уведомления надлежащим образом.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.361 НК РФ, ст. 1 Закона Московской области от 16.11.2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», ставки транспортного налога устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок, установленный п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Получение налогового уведомления административным ответчиком не оспорено. В налоговом уведомлении указано, что налог подлежит уплате до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

В связи с неуплатой налога в установленный срок Букину Е.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование об уплате налогов и сборов , в котором на указанную недоимку начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 57 рублей 74 коп. (л.д.12-13). Требование также выставлено в личном кабинете налогоплательщика (л.д.14). Получение требования административным ответчиком не оспорено.

Доказательств уплаты налога административным ответчиком не представлено, в связи с чем с него в пользу налогового органа подлежит взысканию недоимка в размере 3 950 рублей.

Обратившись в суд, налоговый орган просит взыскать с Букина Е.В. пени по недоимке по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 57 рублей 74 коп.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Проверив расчеты административного истца, суд находит их правильными.

Таким образом, всего с Букина Е.В. в пользу налогового органа подлежит взысканию 4 007 рублей 74 коп., в том числе, недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 950 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 57 рублей 74 коп.

Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ при подаче иска освобождался от уплаты госпошлины, ответчик не представил суду доказательств тому, что имеет льготы по оплате госпошлины, то с Букина Е.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к букин ев о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 годы, пени на общую сумму 4 007 рублей 74 коп. удовлетворить.

Взыскать с букин ев в пользу инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 950 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 57 рублей 74 коп., а всего взыскать 4 007 (четыре тысячи семь) рублей 74 коп.

Взыскать с букин ев в бюджет Сергиево-Посадского городского округа Московской области госпошлину за рассмотрение дела 400 рублей.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.06.2021 года.

Судья

О.О. Соболева