ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1487 от 08.12.2017 Новокубанского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1487 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Новокубанск 08 декабря 2017 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бабенко П.Н.

при секретаре Майоровой А.С.

с участием:

представителя административного истца- помощника прокурора Новокубанского района Сурма Н.В.

представителя административного ответчика ФИО1

представителя заинтересованного лица ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району об оспаривании бездействия органа внутренних дел по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику- Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району об оспаривании бездействия органа внутренних дел по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указав следующее:

Прокуратурой Новокубанского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Отделе министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее-ФЗ №120-ФЗ) в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел.

Ст. 20 ФЗ № 120-ФЗ предусмотрено, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверкой выявлены факты неисполнения ОМВД России по Новокубанскому району постановлений Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район.

В силу ст. 11 ФЗ № 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Так, во исполнение п. 4.6. постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образования Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район» ОМВД России по Новокубанскому району должно ежемесячно для сверки направлять списки несовершеннолетних и семей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по Новокубанскому району, в управление социальной защиты населения и комиссию по делам несовершеннолетних.

Установлено, что в комиссию по делам несовершеннолетних такие списки предоставлены ОМВД только в июле и сентябре 2017 года, в управление социальной защиты населения только в феврале и апреле 2017 года.

Также пунктом 4.7 указанного выше постановления предусмотрено предоставление ОМВД ежеквартально в КДН и ЗП информацию о проведенной работе сотрудниками полиции с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, закрепленными приказом начальника ОМВД. Данная информация в комиссию из ОМВД не поступает.

Пунктом 4.3 ОМВД России по Новокубанскому району обязано предоставлять в Комиссию таблицы и формы, направляемые в информационный центр ГУВД ОМВД Краснодарского края, касающиеся несовершеннолетних для повышения эффективности в проведении профилактической работы с ними. В указанной части постановление не исполняется.

Во исполнение пункта 4.9 постановления ОМВД обязано не допускать случаев увода родителей от административной ответственности по ст. 2.9 закона Краснодарского края № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», своевременно направлять материалы для составления данных протоколов в администрации поселений муниципального образования Новокубанский район.

ОМВД в указанной части постановление КДН и ЗП не выполняет.

Необходимо отметить, что в Краснодарском крае реализуются мероприятия по контролю за соблюдением родителями (законными представителями) требований Закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» в части принятия мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в определенных законом местах и в установленное законом время.

До 29.09.2015 организация и проведение рейдовых мероприятий по реализации Закона № 1539-КЗ осуществлялась администрацией муниципального образования Новокубанский район во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления.

Утвержденным 29.09.2015 Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края примерным порядком организации деятельности по реализации положений Закона края № 1539-КЗ (далее – Порядок) полномочия по организации мероприятий по выявлению несовершеннолетних возложены на органы внутренних дел во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, общественностью.

Сотрудниками ОМВД России по Новокубанскому району, выявляющих факты совершения правонарушений допускаются волокита при формировании материалов по факту выявления подростков в ночное время, что может способствовать уводу лиц от административной ответственности.

Так, 14.04.2017 в 03.10 был выявлен несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ который находился в общественном месте без законных представителей. Материал из ОМВД России по Новокубанскому району поступил в администрацию Верхнекубанского сельского поселения для рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по ст. 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» только 13.09.2017 года. В результате бездействия ОМВД законные представители подростка уведены от административной ответственности, администрацией поселения вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не поступили в администрацию Новокубанского городского поселения материалы в отношении ФИО4 (выявлен 23.10.2017), ФИО5 (выявлена 24.10.2017), ФИО6 (выявлен 28.10.2017), ФИО7 (выявлена 03.09.2017), ФИО8 (выявлена 23.06.2017); в администрацию Ковалевского сельского поселения материалы в отношении ФИО9 (выявлен 21.08.2017), ФИО10 (выявлена 25.10.2017); в администрацию Прикубанского сельского поселения материал в отношении ФИО11 (выявлен 28.04.2017); в администрацию Советского сельского поселения материалы в отношении ФИО12 (выявлен 04.09.2017), ФИО13 (выявлен 04.09.2017); в администрацию Новосельского сельского поселения материалы в отношении ФИО14

С нарушением срока в администрацию Верхнекубанского сельского поселения поступили материалы в отношении выявленных 06.07.2017 ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, в связи с чем истекли сроки давности привлечения родителей (законных представителей) к ответственности.

ОМВД России по Новокубанскому району в нарушение Порядка не передаются расписки о передаче несовершеннолетних родителям (законным представителям) в районный штаб по координации деятельности народных дружин, а также в штабы сельских поселений, а также информация о выявленных детях в целях организации с ними индивидуальной профилактической работы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Не переданы расписки и информация в штабы и комиссию в отношении несовершеннолетних ФИО19 (выявлена 10.09.2017), ФИО20 (выявлен 18.08.2017), ФИО21 (выявлен 31.07.2017), ФИО22 (выявлена 11.08.2017), ФИО23 (выявлен 11.08.2017), ФИО24 (выявлен 02.08.2017), ФИО25 (выявлен 02.08.2017), ФИО26 (выявлена 28.04.2017), ФИО27 (выявлен 07.06.2017), ФИО28 (выявлена 07.06.2017), ФИО29 (выявлена 08.09.2017), ФИО30 (выявлен 09.09.2017), ФИО31 (выявлен 12.09.2017), ФИО32 (выявлен 09.09.2017).

В отношении ФИО33 (выявлена 11.08.2017) информация в КДН и ЗП, штаб поступила, в связи с чем от требований в данной части отказываюсь.

Кроме того, ОМВД не исполнены п.п.2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 № 15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности». Срок исполнения постановления и предоставления информации в Комиссию о реализации постановления – 10.11.2017. В указанный срок и до настоящего времени информация из О. Р. по Новокубанскому району в Комиссию не поступила.

Законом Краснодарского от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» предусмотрено, что основными целями взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Районные (городские), районные (окружные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции и в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, организуют первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи и при необходимости принимают решение о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 № 258 утверждено Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее- Положение), которым подробно регламентирован порядок организации и проведения профилактической работы с лицами, состоящими на учете.

В соответствии с п. п. 5.11., 5.17, 5.24, 5.25 муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о постановке на учет в муниципальной комиссии несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР), и (или) семьи, находящейся в социально опасном положении (далее – СОП), а также определяет орган системы профилактики, ответственный за работу с конкретным несовершеннолетним, с которым необходимо проведение ИПР, и (или) семьей, находящейся в СОП (далее - ответственный орган).

Ответственный орган в течение 10 календарных дней со дня получения постановления муниципальной комиссии о постановке несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение ИПР, и (или) семьи, находящейся в СОП, на учет осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана ИПР сроком на 6 календарных месяцев.

Ответственный орган в течение 5 рабочих дней по истечении 3-месячного срока со дня утверждения плана ИПР анализирует и направляет в муниципальную комиссию подробную информацию о реализации мероприятий плана ИПР для внесения в персонифицированный банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП.

Ответственный орган в срок не позднее 10 календарных дней до дня истечения срока, на который утвержден план ИПР, на основе изучения выполнения плана ИПР, контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение ИПР, и (или) семьи, находящейся в СОП, проведенного с участием специалистов органов системы профилактики, анализа ситуации в семье готовит информацию о реализации плана ИПР и заключение к заседанию муниципальной комиссии о снятии несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение ИПР, и (или) семьи, находящейся в СОП, с учета в связи с исправлением поведения несовершеннолетнего, улучшением положения в семье или необходимости продолжения ИПР.

В нарушение указанного законодательства ОМВД России по Новокубанскому району не предоставляет в Комиссию по делам несовершеннолетних планы индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, состоящими на учете в КДН и ЗП, для их утверждения и реализации, а также отчеты о выполнении планов, заключения.

Так, ОМВД России по Новокубанскому району закреплен ответственным органом за состоящими на учете в КДН и ЗП несовершеннолетними ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, родителями ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48

О. Р. по Новокубанскому району не предоставили для утверждения в КДН и ЗП планы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними ФИО34 (срок 21.06.2017), ФИО38 (срок 21.06.2017), ФИО41, ФИО42 (поставлен на учет 01.11.2017), ФИО43 (поставлена на учет 01.11.2017), ФИО44 (поставлен на учет 01.11.2017), родителями ФИО46 (поставлена на учет 01.02.2017), ФИО48 (поставлена на учет 18.10.2017), отчеты, заключения о выполнении планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними ФИО35 (срок 10.11.2017), ФИО36 (срок 10.11.2017), ФИО40 (срок 10.11.2017), ФИО37 (срок 10.11.2017), ФИО39 (срок 28.10.2017), родителями ФИО49 (срок 10.11.2017), ФИО47 (срок 28.10.2017).

Бездействие ОМВД России по Новокубанскому району препятствует организации и проведению профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.

Прокуратурой Новокубанского района ранее неоднократно принимались меры реагирования в целях устранения ОМВД аналогичных нарушений, 24.05.2017 при заместителе прокурора района проведено заседание межведомственной рабочей группы по взаимодействию в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, в ходе которого обсуждались вопросы состояния законности при реализации Закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», О. Р. по Новокубанскому району указывалось на ненадлежащую реализацию требований законодательства. Однако О. Р. по Новокубанскому району нарушения продолжают допускаться, повсеместно отмечается бездействие должностных лиц отдела в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учитывая, что реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних влияет на формирование общественного правопорядка и в целом социума, защищенного от правонарушений, а также предупреждает нахождение детей в социально опасной обстановке, предъявление иска прокурора о признании незаконным бездействия Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району осуществляется в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ определено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что об указанных нарушениях закона прокуратуре Новокубанского района стало известным 04.10.2017 (дата проведения проверки), процессуальный срок на обжалование действий О. Р. по Новокубанскому району, не пропущен.

В судебном заседании участвующий прокурор поддержала уточненное административное исковое заявление прокурора Новокубанского района, просит суд признать незаконным бездействие Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району, выразившееся в неисполнении требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части неисполнения п.п. 4.3, 4.6, 4.7, 4.9 постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 года «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образования Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район», неисполнения п.п.2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 года № 15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности»; непредоставления в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район материалов о проведении индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершеннолетними ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44 и родителями ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, непредоставлении в администрацию городского и сельских поселений материалов в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях», непредоставлении в районный Штаб по координации деятельности народных дружин, а также в штабы сельских поселений, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район копий расписок, информации о передаче несовершеннолетних ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 родителям (законным представителям), также просит суд бязать Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району в лице начальника Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району исполнять требования законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части исполнения п.п. 4.3, 4.6, 4.7, 4.9 постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 года «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образования Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район», п.п.2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 года № 15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности»; предоставления в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район материалов о проведении индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершеннолетними ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44 и родителями ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, предоставлении в администрацию городского и сельских поселений материалов в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях», предоставлении в районный Штаб по координации деятельности народных дружин, а также в штабы сельских поселений, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район копий расписок, информации о передаче несовершеннолетних ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 родителям (законным представителям).

Представитель заинтересованного лица- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Новокубанский район в судебном заседании поддержала уточненное административное исковое заявление прокурора Новокубанского района и доводы участвующего прокурора, изложенные ею в судебном заседании.

Представитель административного ответчика- Отдела МВД России по Новокубанскому району в судебном заседании административный иск прокурора Новокубанского района признала частично, не признает требований прокурора Новокубанского района по реализации требований Закона Краснодарского края №1539-КЗ и пояснила, что неисполнение требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетний вызвано большой загруженностью сотрудников отдела

Выслушав в судебном заседании объяснения участвующего прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора Новокубанского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 ч.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 4, 20 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Краснодарского от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» предусмотрено, что основными целями взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Районные (городские), районные (окружные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции и в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, организуют первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи и при необходимости принимают решение о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 № 258 утверждено Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, которым подробно регламентирован порядок организации и проведения профилактической работы с лицами, состоящими на учете.

В соответствии с п. п. 5.11., 5.17, 5.24, 5.25 муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о постановке на учет в муниципальной комиссии несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, и (или) семьи, находящейся в социально опасном положении, а также определяет орган системы профилактики, ответственный за работу с конкретным несовершеннолетним, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, и (или) семьей, находящейся в социально опасном положении. Ответственный орган в течение 10 календарных дней со дня получения постановления муниципальной комиссии о постановке несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, и (или) семьи, находящейся в социально опасном положении, на учет осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы сроком на 6 календарных месяцев. Ответственный орган в течение 5 рабочих дней по истечении 3-месячного срока со дня утверждения плана индивидуальной профилактической работы анализирует и направляет в муниципальную комиссию подробную информацию о реализации мероприятий плана индивидуальной профилактической работы для внесения в персонифицированный банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.

Ответственный орган в срок не позднее 10 календарных дней до дня истечения срока, на который утвержден план индивидуальной профилактической работы, на основе изучения выполнения плана индивидуальной профилактической работы, контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, и (или) семьи, находящейся в социально опасном положении, проведенного с участием специалистов органов системы профилактики, анализа ситуации в семье готовит информацию о реализации плана индивидуальной профилактической работы и заключение к заседанию муниципальной комиссии о снятии несовершеннолетнего, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, и (или) семьи, находящейся в социально опасном положении, с учета в связи с исправлением поведения несовершеннолетнего, улучшением положения в семье или необходимости продолжения индивидуальной профилактической работы.

На основании постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образования Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район» ОМВД России по Новокубанскому району должно ежемесячно для сверки направлять списки несовершеннолетних и семей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по Новокубанскому району, в управление социальной защиты населения и комиссию по делам несовершеннолетних, также предусмотрена обязанность ОМВД России по Новокубанскому району ежеквартально предоставлять в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Новокубанский район информацию о проведенной работе сотрудниками полиции с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, закрепленными приказом начальника ОМВД, таблицы и формы, направляемые в информационный центр ГУВД ОМВД Краснодарского края, касающиеся несовершеннолетних для повышения эффективности в проведении профилактических мероприятий, не допускать случаев увода родителей от административной ответственности по ст. 2.9 закона Краснодарского края № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», своевременно направлять материалы для составления данных протоколов в администрации поселений муниципального образования Новокубанский район.

Судом установлено, что в 2017 году прокуратурой Новокубанского района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Отделе министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району, в ходе проведенной проверки были установлены следующие нарушения требований федерального законодательства и законодательства Краснодарского края по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

14.04.2017 года в ночное время в 03 часа 10 минут был выявлен несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который находился в общественном месте без законных представителей. Материал из ОМВД России по Новокубанскому району поступил в администрацию Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского районадля рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по ст. 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» только 13.09.2017 года. В результате бездействия ОМВД России по Новокубанскому району законные представители подростка уведены от административной ответственности, администрацией поселения вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не поступили в администрацию Новокубанского городского поселения материалы в отношении ФИО4 (выявлен 23.10.2017), ФИО5 (выявлена 24.10.2017), ФИО6 (выявлен 28.10.2017), ФИО7 (выявлена 03.09.2017), ФИО8 (выявлена 23.06.2017); в администрацию Ковалевского сельского поселения материалы в отношении ФИО9 (выявлен 21.08.2017), ФИО10 (выявлена 25.10.2017); в администрацию Прикубанского сельского поселения материал в отношении ФИО11 (выявлен 28.04.2017); в администрацию Советского сельского поселения материалы в отношении ФИО12 (выявлен 04.09.2017), ФИО13 (выявлен 04.09.2017)

С нарушением срока в администрацию Верхнекубанского сельского поселения поступили материалы в отношении выявленных 06.07.2017 ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, в связи с чем истекли сроки давности привлечения родителей (законных представителей) к ответственности.

О. Р. по Новокубанскому району в нарушение Порядка не передаются расписки о передаче несовершеннолетних родителям (законным представителям) в районный штаб по координации деятельности народных дружин, а также в штабы сельских поселений, а также информация о выявленных детях в целях организации с ними индивидуальной профилактической работы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Не переданы расписки и информация в штабы и комиссию в отношении несовершеннолетних ФИО19 (выявлена 10.09.2017), ФИО20 (выявлен 18.08.2017), ФИО21 (выявлен 31.07.2017), ФИО22 (выявлена 11.08.2017), ФИО23 (выявлен 11.08.2017), ФИО24 (выявлен 02.08.2017), ФИО25 (выявлен 02.08.2017), ФИО26 (выявлена 28.04.2017), ФИО27 (выявлен 07.06.2017), ФИО28 (выявлена 07.06.2017), ФИО29 (выявлена 08.09.2017), ФИО30 (выявлен 09.09.2017), ФИО31 (выявлен 12.09.2017), ФИО32 (выявлен 09.09.2017).

Кроме того, Отделом МВД России по Новокубанскому району не были исполнены п.п.2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 № 15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности». Срок исполнения постановления и предоставления информации в Комиссию о реализации постановления- 10.11.2017 года. В указанный срок и до настоящего времени информация из ОМВД России по Новокубанскому району в Комиссию не поступила.

Так, во исполнение п. 4.6. постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образования Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район» ОМВД России по Новокубанскому району должно ежемесячно для сверки направлять списки несовершеннолетних и семей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по Новокубанскому району, в управление социальной защиты населения и комиссию по делам несовершеннолетних. Судом установлено, что в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Новокубанский район такие списки предоставлены Отделом МВД России по Новокубанскому району только в июле и сентябре 2017 года, в управление социальной защиты населения Новокубанского района такие списки были предоставлены только в феврале и апреле 2017 года.

Также пунктом 4.7 указанного выше постановления предусмотрено предоставление Отделом МВД России по Новокубанскому району ежеквартально в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Новокубанский район информации о проведенной работе сотрудниками полиции с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, закрепленными приказом начальника ОМВД, однако информация в комиссию из ОМВД не поступает. Пунктом 4.3 Отдел МВД России по Новокубанскому району России по Новокубанскому району обязано предоставлять в Комиссию таблицы и формы, направляемые в информационный центр ГУВД ОМВД Краснодарского края, касающиеся несовершеннолетних для повышения эффективности в проведении профилактической работы с ними, однако в указанной части постановление не исполняется. Во исполнение пункта 4.9 постановления Отдел МВД России по Новокубанскому району обязано не допускать случаев увода родителей от административной ответственности по ст. 2.9 Закона Краснодарского края №608-КЗ «Об административных правонарушениях», своевременно направлять материалы для составления данных протоколов в администрации поселений муниципального образования Новокубанский район, однако Отдел МВД России по Новокубанскому району в указанной части постановление не выполняет в полном объеме.

Из представленных в суд материалов видно, что прокуратурой Новокубанского района ранее неоднократно принимались меры реагирования в целях устранения Отделом МВД России по Новокубанскому району допущенных нарушений требований законодательства, в частности, 24.05.2017 года при заместителе прокурора Новокубанского района было проведено заседание межведомственной рабочей группы по взаимодействию в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, в ходе которого обсуждались вопросы состояния законности при реализации Закона Краснодарского края от 21.07.2008 года №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», при этом Отделу МВД России по Новокубанскому району указывалось на ненадлежащую реализацию требований законодательства, однако Отдел МВД России по Новокубанскому району указанные выше нарушения законодательства продолжают допускаться, в связи с чем административное исковое заявление прокурора Новокубанского района подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Новокубанского района об оспаривании бездействия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району по исполнению требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части исполнения пунктов 4.3, 4.6, 4.7, 4.9 постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 года «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район», пунктов 2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 года №15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности», предоставления в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район материалов о проведении индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершеннолетними ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, и родителями ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, предоставления в администрацию Новокубанского городского поселения и сельских поселений Новокубанского района материалов в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях», предоставления в районный Штаб, Штабы сельских поселений по координации деятельности народных дружин, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район копии расписок, информации о передаче несовершеннолетних ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 родителям (законным представителям)

Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новокубанскому району исполнить требования законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части исполнения пунктов 4.3, 4.6, 4.7, 4.9 постановления координационного совещания органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 26.01.2017 года «О состоянии подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район в 2016 году. Проблемы взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пути решения проблемы роста детской и подростковой преступности в муниципальном образовании Новокубанский район», пунктов 2.1, 2.2, 5.1, 8 постановления Комиссии от 07.06.2017 года №15/1 «О соблюдении прав и законных интересов детей и подростков при реализации предназначенных для них товаров и организации межведомственного взаимодействия при выявлении фактов при реализации товаров, не отвечающих требованиям безопасности», предоставить в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район материалы о проведении индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершеннолетними ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, и родителями ФИО45, ФИО46, ФИО47, предоставить в администрацию городского и сельских поселений материалы в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 2.9 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях», предоставить в районный Штаб, Штабы сельских поселений по координации деятельности народных дружин, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Новокубанский район копии расписок, информацию о передаче несовершеннолетних ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 родителям (законным представителям)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новокубанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: БАБЕНКО П.Н.