ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/19 от 04.07.2019 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киренск 04 июля 2019 года

Киренский районный суд в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Тетериной Н.Г., с участием представителя административного истца Кондратенко И.С., представителей административного ответчика Думы Киренского муниципального образования Куклина С.А., Мищенко В.Н., административного ответчика Черных Н.М., его представителя Уркиной Л.М., рассмотрев административное дело № 2а-148/2019 по административному исковому заявлению прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Киренского муниципального образования к Думе Киренского муниципального образования об оспаривании решения, об обязании устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Административный иск мотивирован тем, что в период 2016-2018г.г. главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. от имени муниципального образования заключен ряд муниципальных контрактов и договоров с ООО «Тепловодоканал» и ООО УК «Энергия». Постановлениями главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. от 20.10.2017 № 609, 01.12.2017 № 721, 19.12.2017 № 754 установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «Тепловодоканал» на территории г. Киренска. ООО «Тепловодоканал» передана система коммунальной инфраструктуры до 31.12.2027 года по концессионным соглашениям № 1 и № 2 от 01.09.2017г. Соглашение от имени муниципального образования подписано главой Киренского МО Черных Н.М. Единственным учредителем (участником) ООО «Тепловодоканал», ООО УК «Энергия» является супруга Черных Н.М.-Черных Ольга Викторовна. После вмешательства прокуратуры 06.12.2018 доли участия в этих коммерческих организациях переданы в доверительное управление. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии конфликта интересов в действиях главы Киренского муниципального образования при заключении вышеуказанных муниципальных контрактов с ООО «Тепловодоканал» и ООО УК «Энергия», концессионного соглашения с ООО «Тепловодоканал», установлении тарифов для ООО «Тепловодоканал». Какие-либо меры по недопущению конфликта интересов Черных Н.М. как лицом, замещающим муниципальную должность, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не принимались. Черных Н.М. является лицом, замещающим муниципальную должность. Несмотря на это, Черных Николай Михайлович в период с 12.03.2008 до 22.11.2018 являлся директором ООО «Водоканал», согласно выпискам из ЕГРЮЛ. В нарушение закона Черных Н.М. после избрания его на муниципальную должность не только не прекратил свое участие в управлении ООО «Водоканал», но и продолжил совмещать указанные виды деятельности. Таким образом, главой Киренского муниципального образования нарушен запрет, предусмотренный п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии п.1 ч. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является. Прокурором Киренского района 07.09.2018 года внесено представление в Думу Киренского муниципального образования с требованиями об инициировании удаления главы муниципального образования в отставку. 03.10.2018 года инициатива депутатов (1/3 от общего состава) была оформлена в виде обращения и вместе с проектом решения внесена в представительный орган. Дума Киренского муниципального образования 01.11.2018 года рассмотрела данное обращение и приняла решение об отсутствии оснований для удаления главы Киренского муниципального образования в отставку. 19 февраля 2019 Губернатор области обратился с заявлением в Думу Киренского МО. 26 марта 2019 заявление Думой рассмотрено, решение об отставке Черных Н.М. не принято. Представительный орган муниципального образования (ответчик), располагая информацией о несоблюдении ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. не исполнил обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», об осуществлении противодействия коррупции в пределах своих полномочий. Своим бездействием ответчик фактически исключил возможность наступления ответственности главы Киренского муниципального образования Черных Н.М., то есть высшего должностного лица муниципального образования, за несоблюдения ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», по основаниям, предусмотренным ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как перед нанимателем - Думой Киренского муниципального образования, так и перед населением городского поселения, нарушив тем самым интересы Киренского муниципального образования, допустив факт осуществления полномочий в пределах городского поселения лицом, которым не урегулирован конфликт интересов. Рассматриваемые действия нарушают интересы неопределенного круга лиц, а именно право населения Киренского муниципального образования на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

С учетом уточнений административный истец просил признать решение Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г. о неудалении главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича в отставку незаконным; обязать Думу Киренского муниципального образования принять решение об удалении в отставку главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; признать подлежащим увольнению (освобождении от должности) главу Киренского муниципального образования Черных Н.М. в связи с утратой доверия, уволив его с должности главы Киренского муниципального образования по основаниям, установленным п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании представитель административного истца Кондратенко И.С. иск поддержала по основаниям и доводам, изложенным в нем, просила его удовлетворить.

Представители административного ответчика Думы Киренского МО Куклин С.А., Мищенко В.Н. иск не признали, просили в его удовлетворении отказать по основаниям и доводам, указанным в возражениях. В судебном заседании и письменных возражениях представители административного ответчика Думы Киренского муниципального образования Куклин С.А. и Мищенко В.Н. указали, что представительный орган муниципального образования в соответствии с Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования, по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования. В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос. 02 октября 2018г. инициатива депутатов представительного органа Киренского муниципального образования в количестве 5 депутатов об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. была оформлена обращением, которое было внесено в представительный орган Киренского муниципального образования, с проектом решения Думы Киренского муниципального образования. 01 ноября 2018г. данное обращение было рассмотрено на внеочередном заседании Думы Киренского муниципального образования. Решение представительного органа об удалении главы Киренского муниципального образования в отставку принято не было, потому что за отставку проголосовало 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа. 19 февраля 2019г. Губернатор Иркутской области обратился с заявлением об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку. Заявление поступило в Думу Киренского муниципального образования 26.02.2019г. 26 марта 2019г. заявление Губернатора Иркутской области было рассмотрено Думой Киренского муниципального образования, решение об отставке Черных Н.М. не принято. Представительный орган, вопросы по удалению главы Киренского МО Черных Н.М. на заседаниях Думы от 01.11.2018г., 26.03.2019г. рассмотрел в соответствии с требованиями ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Административный иск заявлен прокурором неосновательно, отклонение инициативы об удалении главы местного самоуправления в отставку не подлежит обжалованию в судебном порядке, поскольку частью 16 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен иной, нежели судебный способ разрешения спора – внесения вопроса на повторное рассмотрение. Право повторного внесения вопроса об отставке главы Киренского муниципального образования у Губернатора возникло в силу закона после 26 мая 2019 года, повторного обращения Губернатора в Думу не поступало. Прокурором не указано в иске, какие права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования нарушены отклонением инициативы группы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы местного самоуправления, не указано, какие законные права и интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования нарушены отклонением инициативы Губернатора об отставке главы муниципального образования. Носителем инициативы отставки главы муниципального образования является конкретное должностное лицо – Губернатор Иркутской области, права которого могли быть нарушены в связи с обращением в Думу Киренского муниципального образования. Требование прокурора о признании главы Киренского муниципального образования подлежащим увольнению (освобождению от должности) в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» необоснованно, поскольку требование подразумевает увольнение муниципального служащего. Глава муниципального образования Черных Н.М. муниципальным служащим не является, а является выборным должностным лицом местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий которого регулируется статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно исключительно депутатами соответствующего представительного органа местного самоуправления, которые в количестве, не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, имеют право (но не обязанность) выразить главе муниципального образования недоверие и признать его подлежащим удалению в отставку в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предъявленное требование прокурора обязать Думу Киренского муниципального образования принять решение об увольнении (освобождении от должности) главы Киренского муниципального образования противоречит государственным гарантиям самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Суд не имеет правовой возможности возложить обязанность на представительный орган местного самоуправления, в котором соответствующее решение принимается открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, принять какое-либо заранее определенное решение. Просит отказать прокурору в удовлетворении требований.

В судебном заседании административный ответчик глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. и его представитель Уркина Л.М. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать. В судебном заседании и в письменных возражениях указали, что прокурор не указал лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушены действиями Думы Киренского муниципального образования и в чем они заключаются. Истец не представил подтверждение своих полномочий на обращение в суд с административным исковым заявлением. Дума Киренского муниципального образования рассмотрела представление прокурора Киренского района 01.11.2018 года, при этом решение принято не было, поскольку за удаление главы Киренского муниципального образования в отставку проголосовало только 3 депутата, что менее двух третей от установленной численности Думы. Административным истцом не представлены доказательства незаконности действий Думы Киренского муниципального образования при рассмотрении обращения депутатов Думы об отставке главы муниципального образования, тогда как оспариваются действия представительного органа. Состав Думы Киренского муниципального образования утвержден в количестве 15 депутатов. Истец не конкретизировал, в чем именно выражаются незаконные действия Думы и каким образом указанные действия нарушили права и свободы граждан и организаций. Считают, что процедура рассмотрения заявления Губернатора Иркутской области о принятии решения об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку Думой Киренского муниципального образования соблюдена и осуществлена в соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава Киренского муниципального образования и Регламента Думы Киренского муниципального образования. Как следует из протокола заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г. обращение Губернатора Иркутской области рассмотрено правомочным составом (присутствовало 14 депутатов из 15 избранных); всем депутатам, желающим выступать и высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу это право было предоставлено; проведено открытое поименное голосование по рассматриваемому вопросу, при этом за удаление главы Киренского МО проголосовало 5 депутатов, против отставки - проголосовало 8 депутатов и 1 депутат воздержался, т.е. менее двух третей, в связи с чем решение об удалении в отставку Черных Н.М. принято не было. В связи с тем, что решение Думы по отставке главы Киренского МО принято не было, то непонятно какое решение Думы истец просит признать незаконным. Истец при постановке исковых требований делает ссылку на п. 4 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции». Вместе с тем, ФЗ «О противодействии коррупции» не содержит процедуры удаления главы муниципального образования в отставку, в том числе и решения вопроса в судебном порядке. Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления и тем более подменять представительный орган местного самоуправления и удалять в отставку (увольнять) главу Киренского муниципального образования, порядок увольнения которого и орган, имеющий полномочия рассматривать указанные вопросы, регламентированы в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, однако это не значит, что обращение инициированное депутатами представительного органа либо высшим должностным лицом субъекта РФ, должно быть в обязательном порядке удовлетворено, в противном случае это бы противоречило основным принципам организации деятельности представительного органа местного самоуправления. Статья 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает основания увольнения (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия. Согласно п.п. 1, 2, 3 Устава Киренского муниципального образования глава Киренского муниципального образования является высшим должностным лицом Киренского муниципального образования и избирается на указанную должность прямым голосованием, т.е. не является лицом, замещающим муниципальную должность, о чем свидетельствует реестр должностей муниципальной службы в Иркутской области, утвержденный Законом Иркутской области от 15.10.2007 года № 89-оз. Тот факт, что глава Киренского муниципального образования возглавляет администрацию Киренского городского поселения не свидетельствует, что он имеет статус лица, замещающего муниципальную должность. В перечне административных дел, регламентированных ч. 2 и 3 ст. 1 КАС РФ отсутствуют дела об увольнении должностных лиц, в том числе выбранных посредством прямого голосования, в связи с чем не подлежит рассмотрению и удовлетворению требование прокурора Киренского района о признании подлежащим увольнению (освобождении от должности) главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в связи с утратой доверия, уволив его с должности главы Киренского муниципального образования. Контракт (трудовой договор) с главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. отсутствует. Просят в удовлетворении исковых требований прокурора Киренского района отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Губернатор Иркутской области Левченко С.Г. в судебное заседание не явился, его представитель просил рассмотреть дело без участия Губернатора Иркутской области. В письменном отзыве представитель указал, что Губернатор Иркутской области поддерживает доводы и требования прокурора Киренского района в полном объеме по следующим правовым основаниям. В соответствии с требованиями Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года №73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты, представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. По результатам указанной проверки выявлены факты представления Черных Н.М. недостоверных и неполных сведений о своих доходах и имуществе, а также доходах своей супруги; факты невыполнения Черных Н.М. обязанности сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию такого конфликта в связи с реализацией им функций муниципального управления в отношении ООО УК «Энергия», ООО «Тепловодоканал». Направленное в Думу Киренского муниципального образования заявление Губернатора Иркутской области от 19 февраля 2019 года №02-01-576/19 об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку 22 марта 2019 года, не рассмотрено в связи с отсутствием кворума заседания Думы Киренского муниципального образования, 26 марта 2019 года состоялось внеочередное заседание Думы Киренского муниципального образования, на котором заявление рассмотрено, однако решение по данному вопросу не принято. Исходя из смысла части 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1, 2 части 1 ст. 131 Федерального закона «О противодействии коррупции», выявленные в ходе проверки нарушения являются основанием для применения к главе Киренского муниципального образования Черных Н.М. меры ответственности в виде удаления в отставку. Действия Думы Киренского муниципального образования по непринятию решения об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку в связи с утратой доверия, не соответствуют законодательству. Дума Киренского муниципального образования обязана принять решение об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку в связи с утратой доверия.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Черных Николай Михайлович является выборным должностным лицом органа местного самоуправления - главой Киренского муниципального образования Иркутской области. Решением Киренской ТИК от 23.09.2016 года № 30/188 он объявлен избранным главой Киренского муниципального образования.

Согласно ст. 26 Устава Киренского муниципального образования глава Киренского муниципального образования является высшим должностным лицом Киренского муниципального образования. Глава Киренского муниципального образования возглавляет администрацию городского поселения.

В период с момента избрания 23.09.2016г. до 22.11.2018г. Черных Н.М. согласно записям ЕГРЮЛ являлся директором ООО «Водоканал».

В период с 06.03.2017г. по 22.06.2018г. между администрацией Киренского муниципального образования в лице главы администрации Киренского городского поселения Черных Н.М. с одной стороны и ООО «Тепловодоканал», ООО УК «Энергия» с другой стороны заключено 22 контракта на выполнение различных работ.

Постановлениями Киренского МО № 609 от 20.10.2017г., № 721 от 01.12.2017г., № 754 от 19.12.2017г. установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для ООО «Тепловодоканал».

01 сентября 2017г. по концессионным соглашениям № 1 и № 2 администрацией Киренского муниципального образования в лице главы администрации Киренского городского поселения Черных Н.М. ООО «Тепловодоканал» передана система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты водоснабжения и водоотведения, входящие в муниципальный имущественный комплекс – объекты коммунального назначения г. Киренска.

Доля в размере 100 % уставного капитала ООО «УК «Энергия», принадлежащая Черных Н.М. на основании учредительного договора, по условиям брачного договора от 10.10.2016г. передана в собственность его супруги Черных О.В. Соответствующая запись в ЕГРЮЛ относительно Черных О.В. внесена 18.10.2016г.

Единственным учредителем ООО УК «Энергия» в период с 18.10.2016г. по настоящее время является супруга Черных Н.М. – Черных О.В. По договору от 28.09.2018г. № 1/2018 право на долю в уставном капитале ООО УК «Энергия» в размере 100% Черных О.В. передано в доверительное управление третьему лицу. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 06.12.2018г.

Единственным учредителем ООО «Тепловодоканал» в период с 13.06.2017г. по настоящее время является супруга Черных Н.М. – Черных О.В. По договору от 28.09.2018г. № 1/2018 право на долю в уставном капитале ООО «Тепловодоканал» в размере 100% Черных О.В. передано в доверительное управление третьему лицу. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 06.12.2018г.

При размещении заказов, заключении указанных договоров, установлении тарифов главой Киренского МО Черных Н.М. мер по урегулированию конфликта интересов предпринято не было, письменные уведомления о конфликте интересов им не подготавливались, в журнале учета таких уведомлений не регистрировались, иные меры по предотвращению конфликта интересов не принимались.

Кроме того, при заполнении и подаче справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017г. Черных Н.М. не указал действующий счет 40817810118098008760 от 18.01.2010г. в ПАО Сбербанк, на который в 2017г. поступили денежные средства в размере 2347120,48 руб., также не указал, что является участником коммерческой организации ООО «Водоканал», в справке на имя супруги Черных О.В. не указал доход от вкладов в размере 87815,15 руб.

19 февраля 2019 года в Думу Киренского муниципального образования поступило заявление Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. об удалении в отставку главы муниципального образования Черных Н.М. на основании несоблюдения ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», установленных прокурорской проверкой фактов представления Черных Н.М. недостоверных и неполных сведений о своих доходах и имуществе, а также доходах своей супруги; фактов невыполнения Черных Н.М. обязанности сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию такого конфликта в связи с реализацией им функций муниципального управления в отношении ООО УК «Энергия», ООО «Тепловодоканал».

26 марта 2019 года на заседании Думы Киренского муниципального образования заявление Губернатора Иркутской области рассмотрено, принято решение о неудалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются следующими доказательствами: протоколом № 28 очередного заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г., решением Киренской ТИК №30/188 от 03.09.2016 года, постановлением администрации Киренского муниципального образования № 609 от 20.10.2017г. «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Тепловодоканал», постановлением администрации Киренского муниципального образования № 721 от 01.12.2017г. «О внесении изменений в постановление администрации Киренского городского поселения от 20 октября 2017 гола № 608», концессионным соглашением № 1 от 01.09.2017г., концессионным соглашением № 2 от 01.09.2017г., представлением об устранении нарушений законодательства от 07.09.2018г., выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.04.2019г., заявлением Губернатора Иркутской области от 19.02.2019г., Уставом Киренского муниципального образования, решением № 227/3 от 24.06.2016г., Регламентом Думы Киренского муниципального образования, постановлением администрации Киренского городского поселения № 282 от 28.08.2015г., Порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Киренского городского поселения, копией брачного договора от 10.10.2016г., справками ПАО Сбербанк от 01.08.2018г., справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на Черных Н.М. с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу Черных О.В. с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., муниципальным контрактом № 161217/ЗК от 19.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.574172 от 26.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.586671 от 28.12.2017г., муниципальным контрактом № 17121/ЗК от 29.12.2017г., муниципальным контрактом № 060518/ЗК от 01.06.2018г., муниципальным контрактом № Ф.2018.271186 от 21.06.2018г., муниципальным контрактом № Ф.2018.271152 от 22.06.2018г., контрактом № Ф.2017.64757 от 06.03.2017г., контрактом № Ф.2017.66841 от 13.03.2017г., контрактом № Ф.2017.66836 от 13.03.2017г., контрактом № Ф.2017.71448 от 23.03.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.190590 от 02.06.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.198080 от 06.06.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.248973 от 05.07.2017г., муниципальным контрактом № 060717/ЗК от 03.08.2017г., муниципальным контрактом № 070717/ЗК от 03.08.2017г., муниципальным контрактом № 100917/ЗК от 02.10.2017г., муниципальным контрактом № 151117/ЗК от 24.11.2017г., муниципальным контрактом № 141117/ЗК от 24.11.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.531382 от 07.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.312132 от 02.08.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.535675 от 11.12.2017г.

При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.

Согласно п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.ч. 7.1., 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Частями 1, 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

Согласно ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 11 указанного Закона непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно статье 13.1. Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; 2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений, предусмотренных ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования, в связи с чем доводы административных ответчиков об отсутствии у прокурора права на предъявление рассматриваемого иска основаны на неверном толковании законодательства.

Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, муниципального образования в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.

Указанными положениями закона опровергаются доводы административных ответчиков о том, что суд не вправе рассматривать дело по административному иску об оспаривании решения Думы Киренского муниципального образования как органа местного самоуправления.

Судом установлено, что при осуществлении главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. функций по муниципальному управлению в отношении ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» возник конфликт интересов, поскольку передача указанным коммерческим организациям в пользование и владение муниципального имущества, установление долгосрочных тарифов, заключение с ними муниципальных контрактов связано с извлечением ими прибыли. При этом единственным учредителем ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» является супруга главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. – Черных О.В., что, безусловно, свидетельствует о личной заинтересованности Черных О.В. в принятии администрацией Киренского муниципального образования положительных решений в отношении указанных юридических лиц.

Как указано выше, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (в том числе супругами).

В данном случае речь идет не о конкретной выгоде, полученной главой Киренского МО Черных Н.М. при утверждении тарифов, передаче муниципального имущества, заключении муниципальных контрактов, а о возможности получения дохода его супругой, что охватывается понятием личная заинтересованность, предусмотренным ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

Несмотря на то, что возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. должностных (служебных) обязанностей, никаких мер по предотвращению конфликта интересов им предпринято не было, что им и не отрицалось.

Вопреки доводам ответчиков Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Киренского городского поселения, утвержденный постановлением главы Киренского муниципального образования № 282 от 28.08.2015г., распространяется на главу Киренского муниципального образования Черных Н.М. как на лицо, замещающее муниципальную должность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.

Ссылки административного ответчика Черных Н.М. и его представителя на протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протоколы подведения итогов электронного аукциона не опровергают выводы суда о том, что ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» являлись участниками закупок, заказчиком которых выступала администрация Киренского городского поселения. Учредителем ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» является Черных О.В. - супруга руководителя заказчика Черных Н.М. Таким образом, при исполнении главой Киренского МО Черных Н.М. полномочий возник конфликт интересов, к урегулированию которого он в соответствии с действующим законодательством обязан был предпринять соответствующие меры.

Также в нарушение запрета на участие в управлении коммерческой организацией глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. в период исполнения своих полномочий по данным ЕГРЮЛ являлся директором ООО «Водоканал», то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Юридическое лицо не ликвидировано, занимается, в том числе, взысканием дебиторской задолженности, то есть извлечением прибыли.

Кроме того, будучи лицом, обязанным представлять достоверные и полные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. в справке за 2017г. не указал действующий счет 40817810118098008760 от 18.01.2010г. в ПАО Сбербанк, на который в 2017г. поступили денежные средства в размере 2347120,48 руб., также не указал, что является участником коммерческой организации ООО «Водоканал», в справке на имя супруги Черных О.В. не указал доход от вкладов в размере 87815,15 руб. Указанные нарушения в связи с их характером, объемом, значительностью укрытых сведений следует признать существенными.

Ссылки административного ответчика Черных Н.М. и его представителя на то, что согласно заявлению, приказу об увольнении, протоколу общего собрания участников ООО «Водоканал» Черных Н.М. 20.09.2016г. уволен с должности директора ООО «Водоканал» не опровергают выводы суда о том, что по данным ЕГРЮЛ он вплоть до 22.11.2018г. являлся директором ООО «Водоканал», то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, которое согласно справке директора ООО «Водоканал» Чупровой Т.А. от 16.05.2019г. занимается, в том числе, взысканием дебиторской задолженности.

Факт того, что в справке о доходах Черных Н.М. за 2017г. не указан действующий счет 40817810118098008760 от 18.01.2010г. в ПАО Сбербанк, не указан доход супруги от вкладов в размере 87815,15 руб., подтверждается справками о доходах и справками ПАО Сбербанк за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. на имя Черных Н.М. и на имя Черных О.В.

Доводы о том, что денежные средства на неуказанный в справке о доходах счет Черных Н.М. поступали от ООО «УК «Энергия» для оплаты кредита, который он оформил в банке на свое имя для нужд ООО «УК «Энергия», не опровергают выводы о том, что счет в банке открыт на имя Черных Н.М., денежные средства поступали в распоряжение Черных Н.М., поэтому не освобождали его от обязанности указать в справке о доходах соответствующую информацию относительно данного счета.

Указанные нарушения законодательства о противодействии коррупции являются основанием для единственно возможной меры ответственности – досрочного прекращения полномочий в виде удаления в отставку. Последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.

Процедура привлечения главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. к такому виду ответственности была соблюдена – Губернатор Иркутской области как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в порядке ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ обратился в Думу Киренского муниципального образования с заявлением об удалении главы муниципального образования в отставку. Факты нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. подтверждаются соответствующими доказательствами. Депутаты Думы Киренского муниципального образования надлежащим образом выявленные нарушения закона не исследовали, требования законодательства о последствиях таких нарушений в полном объеме не учли, в результате чего приняли противоречащее требованиям закона решение о неудалении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. в отставку.

Доводы ответчиков о том, что никакого решения Дума Киренского муниципального образования 26.03.2019г. по вопросу об удалении главы МО не принимала, опровергаются протоколом заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г., согласно которому 26.03.2019г. Думой было рассмотрено заявление Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. от 19.02.2019г. № 02-01-576/19 об удалении главы Киренского МО Черных Н.М. в отставку, проведено обсуждение, голосование, заявление Губернатора не удовлетворено, тем самым Думой принято решение о неудалении главы Киренского МО Черных Н.М. в отставку.

На основании изложенного требование административного искового заявления о признании решения Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г. о неудалении главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича в отставку незаконным следует удовлетворить.

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, вопреки доводам административных ответчиков суд вправе указать на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, установив срок исполнения решения.

Принимая во внимание, что Черных Н.М. при исполнении обязанностей выборного должностного лица органа местного самоуправления допущены нарушения антикоррупционного законодательства, влекущие в силу действующих положений закона ответственность в виде удаления в отставку, а также факт признания судом решения о неудалении главы Киренского муниципального образования в отставку незаконным, Дума Киренского муниципального образования обязана в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который суд считает разумным и достаточным, принять решение по вопросу об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича в отставку.

Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из приведенных положений закона следует, что Дума Киренского муниципального образования обязана устранить допущенные нарушения закона указанным судом способом в установленный срок.

Рассматривая сформулированные прокурором требования о способе устранения допущенных Думой Киренского муниципального образования нарушений закона, суд исходит из того, что все они фактически направлены на досрочное прекращение полномочий главы Киренского муниципального образования. При этом такое прекращение полномочий должно соответствовать предусмотренному именно для данного случая законом способу защиты права. Частью 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Одним из таких случаев является удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона. Согласно статье 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку, в связи с чем надлежащим способом защиты права в данном случае является обязание представительного органа муниципального образования принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Таким образом, рассмотрев административное дело, выслушав объяснения и доводы сторон, исследовав представленные доказательства, судом установлено, что главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. в период исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку. Решение Думы Киренского муниципального образования о неудалении главы муниципального образования в отставку противоречит требованиям закона. Дума Киренского муниципального образования обязана устранить допущенное нарушение, удалив главу муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Поэтому административное исковое заявление прокурора Киренского района Иркутской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Киренского района Иркутской области удовлетворить.

Признать решение Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г. о неудалении главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича в отставку незаконным.

Обязать Думу Киренского муниципального образования принять решение по вопросу об удалении главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича в отставку в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу 09.07.2019г.

Подлинник находится в материалах

административного дела № 2а-148/2019

Киренского районного суда Иркутской области

Мотивированное решение суда изготовлено 09.07.2019г.