ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/19 от 05.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 2а-16/2020

(2а-148/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 5 июня 2020 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Куртбединовой Л.Х.,

представителей административного истца Запрута Ж.В., Пашаева А.Н.,

представителя административного ответчика Шерета Ф.М.,

представителя заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым Лапишко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вариант» об оспаривании в части решения 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 августа 2016 г. № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казённого учреждения департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Главы муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председателя Симферопольского городского совета,

установил:

решением 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 августа 2016 г. № 888 утверждён генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Общество с ограниченной ответственностью «Вариант» (далее ООО «Вариант») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом письменного уточнения от 17 февраля 2020 г. (т.3 л.д. 87-93) и определения Верховного суда Республики Крым от 2 марта 2020 г. (т. 3 л.д. 104-106), просит признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, Генеральный план муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, утверждённый решением 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 августа 2016 г. № 888, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, функциональной зоны – объектов транспортной инфраструктуры, по основаниям нарушения статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и нарушения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации в части невозможности пользования ООО «Вариант» объектом недвижимости по функциональному назначению.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что решением Симферопольского городского совета АР Крым от 25 июня 2013 г. № 745 ООО «Вариант» утверждена документация по землеустройству и передан в аренду земельный участок (кадастровый ), площадью 0,0540 га, по <адрес>, для завершения строительства и сдачи в эксплуатацию автомойки с торгово-офисными помещениями и кафе для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 14 лет. Объект недвижимости, принадлежащий ООО «Вариант» на праве собственности, введён в эксплуатацию в 2013 г. как автомойка с торгово-офисными помещениями и кафе. В 2015 г. Государственным комитетом по регистрации и кадастру Республики Крым на указанный объект недвижимости выдано свидетельство о государственной регистрации права на основании ранее выданного свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 21 июня 2013 г. 25 августа 2016 г. административным ответчиком принят оспариваемый нормативный правовой акт об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, которым земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, определён как функциональная зона объектов транспортной инфраструктуры.

Административный истец указывает, что силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Таким образом, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» (с изменениями и дополнениями), вследствие определения вышеуказанного земельного участка как функциональная зона объектов транспортной инфраструктуры, вид разрешённого использования для такого участка возможен исключительно по коду 4.9 (размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешённого использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо), что исключает использование автомойки с торгово-офисными помещениями и кафе по прямому назначению.

По мнению административного истца, отнесение земельного участка к иной функциональной зоне, противоречит статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ и нарушает право ООО Вариант» на использование объекта недвижимости и, соответственно, земельного участка по функциональному назначению (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 14 января 2020 г., 6 апреля 2020г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета.

Представитель административного истца ООО «Вариант» Запрута Ж.В. доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Представитель административного ответчика Симферопольского городского совета Республики Крым Шерет Ф.М возражал против доводов административного искового заявления и просил отказать в его удовлетворении. Пояснил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований процедуры принятия, официального опубликования и не нарушает прав административного истца. При этом содержание утверждённого Генерального плана соответствует положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Свою правовую позицию изложил в письменных возражениях (т. 3 л.д. 25-29).

Представитель заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым Лапишко И.И. с доводами административного искового заявления не согласилась, поддержала позицию представителя административного ответчика и просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Свою правовую позицию изложила в письменных возражениях (т. 3 л.д. 30-39).

В судебное заседание представитель Муниципального казённого учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения данного дела не направили.

Учитывая требования статьи 150, пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнение лиц, участвующих в деле, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Куртбединовой Л.Х., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 19 декабря 2019 г., уточнил свои требования 17 февраля 2020 г. (т. 1 л.д. 1-5, т. 3 л.д. 87-93) Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Симферополь наделён статусом - городской округ Симферополь.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. № 61 (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Статьёй 27 Устава предусмотрено, что Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, обладает правами юридического лица, подотчётен и подконтролен непосредственно населению городского округа.

В соответствии со статьёй 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета Республики Крым отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с законодательством

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава председатель Симферопольского городского совета, в пределах полномочий, определённых Федеральным законом № 131-ФЗ, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Симферопольским городским советом.

Статьёй 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).

Согласно решению 16 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов» в качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления определены газета «Южная столица Крым» и журнал «БИБЛИОПОЛИС».

Порядок проведения первой сессии Симферопольского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Симферопольского городского совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Симферопольского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Симферопольского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Симферопольского городского совета, права и обязанности депутатов Симферопольского городского совета и иные вопросы организации работы Симферопольского городского совета, связанные с осуществлением Симферопольским городским советом и депутатами Симферопольского городского совета своих полномочий определяется Регламентом Симферопольского городского совета, утверждённым решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 31 октября 2014 г. № 60.

Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть

1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса.

Так, названной статьёй предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц (часть 3).

В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 10, 11 названной статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 21 Устава по проекту генерального плана проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется настоящим Уставом и (или) нормативным правовым актом Симферопольского городского совета с учётом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 г. № 84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Решение от 28 ноября 2014 г. № 84 – т.2 л.д.60-87).

Статьёй 12 Решения от 28 ноября 2014 г. № 84 установлены особенности проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и проекту внесения в него изменений, согласно поступивших предложений, замечаний и поправок к указанным планам и проектам, согласно которой проект Генерального плана, проект решения о внесении в него изменений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в объёме сведений, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не менее чем за один месяц до дня проведения публичных слушаний (часть 1).

В целях доведения до населения информации о содержании проекта Генерального плана в обязательном порядке организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта Генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта Генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 2).

При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория городского округа может быть разделена на части в соответствии с установленным законодательством Республики Крым нормативом предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения (часть 3).

Протоколы публичных слушаний по проекту Генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту Генерального плана, направляемому главой администрации города Симферополя в Симферопольский городской совет (часть 5).

Симферопольский городской совет с учётом протоколов публичных слушаний по проекту Генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта Генерального плана и о направлении его главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13).

Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.

Из материалов дела следует, что распоряжением главы Администрации города Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2015 г. № 154-р создана рабочая группа по подготовке проекта постановления, технического задания на разработку генерального плана города Симферополя, его утверждении и реализации; утверждён состав рабочей группы и её регламент (т.3 л.д.70-78).

В соответствии с письмом от 30 декабря 2015 г. за № 24/01-69/5634, адресованным в Симферопольский городской совет Республики Крым, глава Администрации города Симферополя Республики Крым просил назначить публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.2 л.д.148-150).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 13 января 2016 г. № 1 «О назначении публичных слушаний на 15 февраля 2016 года» были назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 15 февраля 2016 г. в 11-00 часов в большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (г. Симферополь, ул. Толстого, 15, 2-й этаж) (пункт 1); создана рабочая группа по подготовке и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана (пункт 2 – т.2 л.д.151-154).

Указанное постановление опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 1 (1218) 15 января 2016 г., с разъяснением о возможности ознакомления с проектом Генерального плана на сайте Симферопольского городского совета Республики Крым (http://simgov.ru).

Отдельные положения проекта Генерального плана муниципального образования, публикуемые в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, также были опубликованы в журнале «БИБЛИОПОЛИС» № 21 (21) 30 декабря 2015 г. (т.2 л.д.94-147).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым был составлен соответствующий протокол 15 февраля 2016г., в котором отражено об объявлении перерыва в их проведении в связи с поступлением большого количества обращений и предложений по доработке и корректировке проекта Генерального плана, с целью всестороннего, объективного и полного изучения поступившей информации, в том числе и в ходе публичных слушаний. Также поступившие от граждан и экспертов предложения и рекомендации по проекту Генерального плана отражены в приложении № 1 к данному протоколу (т.2 л.д.163-177).

21 марта 2016 г. Администрацией города Симферополя Республики Крым было принято постановление № 483 «Об определении мест проведения общественных обсуждений по обсуждению вопросов, возникших в ходе публичных слушаний проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, состоявшихся 15.02.2016». Согласно приложению к указанному постановлению были определены дата, время, учреждение и место проведения публичных слушаний (т.3 л.д.80-81).

Согласно протоколу заседания рабочей группы от 4 апреля 2016 г. № 3 проведение публичных слушаний было возобновлено.

Информация о проведении публичных слушаний 12 и 14 апреля 2019г. опубликована в газете «Южная столица Крым» № 13 (1230) 8 апреля 2016 г. с разъяснением о возможности ознакомления с обновлённым проектом Генерального плана на сайте Администрации города Симферополя Республики Крым (simadm.ru) в разделе «Архитектура и градостроительство» (т.3 л.д.231).

Таким образом, по результатам проведения публичных слушаний 15 февраля 2016 г., 12 и 14 апреля 2016 г. по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым были составлены соответствующе протоколы. Предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний названного проекта были рассмотрены, о чём указано в приведённых протоколах и отражено в соответствующей таблице (т.3 л.д.150-227).

По результатам проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым рабочей группой подготовлено соответствующее заключение.

Протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 15 (1232) 22 апреля 2016 г. (т.2 л.д.155).

Главой администрации города Симферополя Республики Крым принято распоряжение от 13 июля 2016 г. № 281-с «О внесении на рассмотрение Симферопольского городского совета проекта решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (т.2 л.д.156-160). К указанному распоряжению была приложена пояснительная записка к проекту решения.

При этом проект оспариваемого в части решения прошёл согласование в администрации города Симферополя Республики Крым, постоянном комитете по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений, также прошёл антикоррупционную экспертизу в отделе правовой работы аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым.

Согласно сводному заключению о согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало указанный проект, что соответствует положениям части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.187-188).

Из материалов дела также следует, что 25 августа 2016 г. состоялась очередная 50 сессия Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 28 депутатов (т.2 л.д.189-193).

На повестке дня указанной сессии (пункт 1) был поставлен вопрос об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

По данному вопросу за принятие решения проголосовали 28 депутатов, против – 0, воздержались - 0.

Таким образом, Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 50 сессии 25 августа 2016 г. принято решение № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Пунктом 1 данного решения утверждён соответствующий генеральный план согласно приложениям 1-5 к настоящему решению, а именно: положение о территориальном планировании (приложение №1), карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение № 2), карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, инженерная инфраструктура (приложение № 3), карта функциональных зон муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение 4), карта границ населённых пунктов, входящих в состав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение № 5).

Согласно пункту 6 решения от 25 августа 2016 г. № 888 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Указанное решение было опубликовано 26 августа 2016 г. в журнале «БИБЛИОПОЛИС» (спецвыпуск № 11 (32) от 26 августа 2016 г. – т.3 л.д.2-3).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения. Каких-либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого акта, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя на соответствие оспариваемого в части решения от 25 августа 2016 г. № 888 г. нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Обращаясь в суд, административный истец, уточнив требования заявлением от 17 февраля 2020 г. (т. 3 л.д. 87-93), ссылается на то, что отнесение оспариваемым в части нормативным правовым актом земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, к функциональной зоне - объекты транспортной инфраструктуры, нарушает права ООО «Вариант», как собственника, по распоряжению в полной мере по целевому назначению объектом недвижимости – автомойки с торгово-офисными помещениями и кафе.

Согласно материалам дела решением Симферопольского городского совета от 25 июня 2013 г. № 745 административному истцу утверждена документация по землеустройству и передан в аренду земельный участок, площадью 0,0540 га, по <адрес>, для завершения строительства и сдачи в эксплуатацию автомойки с торгово-офисными помещениями и кафе для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 14 лет. Земельный участок отнесён к категории земель жилой и общественной застройки.

29 мая 2013 г. Инспекцией ГАСК в АР Крым зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации «Автомойка с торгово-офисными помещениями и кафе».

21 июня 2013 г. Регистрационной службой Симферопольского городского управления юстиции АР Крым выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (индексный номер 5212418).

В указанном свидетельстве и в выписке из Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 21 июня 2013 г. в сведениях о недвижимом имуществе указано: объект недвижимого имущества – нежилое строение (автомойка), адрес объекта – АР Крым, <адрес>, площадь – 583,2 кв.м.

29 октября 2015 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выдано свидетельство о государственной регистрации права на основании приведённого выше свидетельства от 21 июня 2013 г. на нежилое здание, площадью 583,20 кв.м.

11 января 2018 г. между ООО «Вариант» и Администрацией города Симферополя Республики Крым заключён договор аренды земельного участка № 3-2018, согласно которому земельный участок, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , предоставляется с целью обслуживания магазина и автомойки. Участок предоставляется с видом разрешённого использования – обслуживание автотранспорта (код 4.9). Категория земель: земли населённых пунктов. Срок действия договора 6 лет с момента его подписания сторонами.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости следует, что земельный участок, кадастровый , имеет вид разрешённого использования – обслуживание автотранспорта.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются среди прочего границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Судом установлено, что согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением от 25 августа 2016 г. №888, земельный участок, с кадастровым номером находится в границах функциональной зоны «зона объектов транспортной инфраструктуры».

По ранее действующему Генеральному плану, утверждённому решением 5 сессии Симферопольского городского совета 22 созыва от 10 октября 1996 г. № 46, земельный участок ориентировочно находился в границах зоны «зона жилых и промышленных районов».

В последующем, по Генеральному плану, утверждённому решением 23 сессии Симферопольского городского совета 6 созыва от 22 сентября 2011 г. № 234, указанный выше земельный участок ориентировочно находился в границах зоны «зона промышленных предприятий».

В соответствии с планом зонирования территории города Симферополя, утверждённым решением 55 сессии Симферопольского городского совета 6 созыва от 21 марта 2013 г. № 610, земельный участок ориентировочно находился в границах зоны – «зона размещения коммунально-складских объектов 5 класса санитарной классификации КС-5».

Согласно Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, утверждённых решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва, земельный участок с кадастровым номером , находится в границах территориальной зоны «зоны инженерной транспортной инфраструктуры (ИТ-1)».

В статье 29 Глава 7 «Градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешённого использования земельных участков» приведённых выше Временных правил землепользования и застройки, указано, что зона инженерно-транспортной инфраструктуры ИТ-1 предназначена для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций автомобильного, трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов и территорий, необходимых для их технического обслуживания и охраны. Включение земельных участков в состав зоны инженерной инфраструктуры обусловлено расположением на этих участках объектов соответствующего функционального назначения или предназначенных градостроительной документацией для размещения таких объектов.

Основные виды разрешённого использования: 1) размещение автомобильных дорог (код 7.2.1); 2) обслуживание перевозок пассажиров (7.2.2); 3) стоянки транспорта общего пользования (7.2.3); 4) заправка транспортных средств (4.9.1.1).

Условно-разрешённые: 1) автомобильные мойки (4.9.1.3); 2) ремонт автомобилей (4.9.1.4); 3) служебные гаражи (4.9); 4) хранение автотранспорта (код 2.7.1).

Таким образом, территориальная зона «зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1)» земельного участка с кадастровым номером 90:22:010315:903 соответствует функциональной зоне Генерального плана - «зона объектов транспортной инфраструктуры».

Судом в ходе судебного разбирательства были привлечены в качестве специалистов и.о. начальника отдела архитектуры и городской среды Управления градостроительства и развития территории МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Король М.А. и заместитель начальника МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Шалфеев В.Ю., а также обозревался генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Специалист Шалфеев В.Ю. разъяснил, что Генеральный план отображает стратегическое развитие населённого пункта. Стратегия города по отношению к территории, в которую вошёл спорный земельный участок, не изменилась. Функциональная зона, предусмотренная действующим Генеральным планом, фактически не изменилась по отношению к зонам, предусмотренным ранее действующими Генеральными планами муниципального образования. Функциональная зона ИТ-1 включает дорожный сервис, который может включать в себя расположение автомойки и магазина. Данное обстоятельство не противоречит использованию административным истцом земельного участка, переданного в аренду на основании договора аренды от 11 января 2018 г.

Исходя из изложенного и установленных обстоятельств настоящего административного дела, суд приходит к выводу, что решение в оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как правообладателя недвижимого имущества, не создаёт препятствий для его дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования объекта недвижимости по его назначению. Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

При этом суд учитывает приоритет публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому Генеральный план, как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), определяя назначение территорий, исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию и допускать её потенциальное изменение.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие (изменение) в будущем.

С учётом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путём согласования этих прав и интересов.

Генеральный план городских и сельских поселений, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории поселения в целом, может не соответствовать её фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Из совокупного анализа приведённых норм в их системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

Право жителей муниципального образования на участие в градостроительной деятельности обеспечено процедурой публичных слушаний (общественных обсуждений).

Суд при этом учитывает правовые позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, условий заключённого с административным истцом договора аренды земельного участка № 3-2018 от 11 января 2018 г., суд приходит к выводу, что установление функциональной зоны – «зона транспортной инфраструктуры», а также нахождение в ней земельного участка с кадастровым номером , и нежилого здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, не противоречит действующему федеральному законодательству, генеральный план в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права и законные интересы административного истца.

Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.

На основании изложенного, вопреки доводам административного истца, суд не усматривает несоответствия оспариваемого в части нормативного правового акта как нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Вариант» в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Вариант» об оспаривании в части решения 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 августа 2016 г. № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 18 июня 2020 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова