ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2018 от 27.02.2018 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-148/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 февраля 2018 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,

при секретаре Чеповской Ю.А.,

с участием представителя административного истца председателя ЖСК-22 ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСК-22 к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, консультанту отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ администрации Владимирской области ФИО2 об оспаривании предписания,

установил:

ЖСК-22 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области и просит отменить предписание Государственной жилищной инспекции № 630-01-02 от 18.04.2017 года.

Определением судьи от 12 января 2018 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена консультант отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ администрации Владимирской области ФИО2

Определением Муромского городского суда от 17 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3 (собственник квартиры ....).

Определением Муромского городского суда от 31 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО4 (лицо, обратившееся с жалобой в ГЖИ, по результатам рассмотрения которой вынесено обжалуемое предписание).

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец считает предписание Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с отсутствием в действиях ЖСК-22 состава административного правонарушения. Условиями для вынесения предписания должны являться нарушения законодательства РФ, которые, по мнению административного истца, в данном предписании отсутствуют. ЖСК-22 производило расчеты по потреблению холодного и горячего водоснабжения .... в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, исходя из показаний общедомового прибора учета по нормативу п. 22 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., что, по мнению административного истца, наиболее точно и справедливо позволяет произвести расчеты, чем Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.

В судебном заседании представитель административного истца председатель правления ЖСК № 22 ФИО1 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области ФИО5, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что на основании приказа заместителя начальника инспекции от 21.03.2017 года № 520-01-02 в отношении ЖСК-22 была проведена проверка, в ходе которой установлено, что жилое помещение (квартира) .... не оборудована индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение). Вместе с тем, в нарушение норм законодательства ЖСК № 22 производило расчет (и начисление) платы за указанные услуги жителю вышеуказанной квартиры расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, без применения нормативов коммунальных услуг.

По результатам проведенной проверки юридическому лицу - ЖСК № 22 было выдано предписание о начислении платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению согласно установленных нормативов потребления коммунальных услуг, а также произвести перерасчет платы за указанные услуги жителю квартиры .... за период с мая 2014 года по май 2017 года.

Полагал доводы ЖСК № 22 о предельном индексе изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги к существу рассматриваемого дела не имеют, поскольку начисление платы за коммунальные услуги производится исключительно в соответствии с Правилами № 354. Применение предельных индексов данными Правилами не предусмотрено. Предельный индекс предназначен для ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и не применяется при начислении платы за данные услуги. Указанные Правила являются действующими, не признанными в установленном законодательством порядке недействительными (утратившими силу), и подлежат обязательному применению при определении размера платы за коммунальные услуги.

Акт проверки и предписание от 18.04.2017 года № 630-01-02 были направлены в адрес ЖСК-22 29.05.2017 года и получены председателем правления 13.07.2017 года. В связи с чем, указал на пропуск установленного трехмесячного срока для обжалования указанного предписания.

Административный ответчик консультант отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ администрации Владимирской области ФИО2, будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заинтересованные лица ФИО3 и ФИО4, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Судом установлено, что цель деятельности ЖСК-22, являющегося юридическим лицом, - эксплуатация 216 квартирного жилого дома по ...., содержание дома и прилегающей территории, защита интересов членов ЖСК.

ФИО3 является членом ЖСК-22, что подтверждается Списком членов ЖСК. На основании справки ЖСК-22 № 26 от 22.08.2005г. ФИО3, полностью выплатившая паевые взносы, является собственником квартиры .... Право собственности в ЕГРН на указанную квартиру в установленном порядке не зарегистрировано. Вместе с ней в квартире по месту жительства зарегистрированы муж ФИО4 и сын ФИО6 Указанное жилое помещение (квартира) .... индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды не оснащено.

Из жалобы ФИО4, проживающего по адресу: ...., поступившей в сентябре 2016 г. в Государственную жилищную инспекцию администрации Владимирской области, следует, что председателем ЖСК-22 нарушаются нормы жилищного законодательства и нормативы потребления холодного и горячего водоснабжения и канализации, а именно при оплате коммунальных услуг превышаются нормативы потребления по горячему и холодному водоснабжению без наличия индивидуальных приборов учета.

На основании приказа Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 21.03.2017 года № 520/01-02 проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица - ЖСК № 22 с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращении жителя квартиры .... в части порядка начисления платы за водоснабжение и водоотведение.

Согласно акту проверки от 18.04.2017 года № 630-01-02 в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, Жилищного кодекса Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению установлены постановлением Главы округа Муром от 21.11.2008 года № 3067.

ГЖИ было установлено, что начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению ЖСК-22 жителям квартиры .... производило расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, без применения нормативов коммунальных услуг.

18.04.2017 года ЖСК-22 Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области выдано предписание № 630-01-02 в целях соблюдения прав жителей квартиры ...., с учетом требований жилищного законодательства, изложенного в вышеуказанном акте. ЖСК-22 предписано производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с июня 2017 года согласно установленных нормативов потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы за указанные услуги с мая 2014 года по май 2017 года. Установлен срок для устранения выявленных нарушений и исполнения предписания - до 10.08.2017 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Мурома и Муромского района от 08.11.2017 года, не вступившим в законную силу, ЖСК-22 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В письме от 06.12.2017 года, адресованном ФИО2, ЖСК-22 просил отозвать предписание № 630-01-02 от 18.04.2017 года, однако в ответе ГЖИ администрации Владимирской области от 11.01.2018 года указала, что поскольку данное предписание не исполнено, оно не может быть снято с контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показания приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила).

Согласно п. 42, 44 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, количества зарегистрированных граждан в жилом помещении и тарифов на коммунальные услуги, действующих в каждом расчетном периоде (месяце).

Применение повышающего коэффициента на водоотведение Правилами № 354 не предусмотрено (п. 42).

Как следует из п. 9 Правил, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме при способе управления домом - ЖСК осуществляется на основании договора, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ЖСК, условиями которого в том числе устанавливается порядок начисления соответствующей платы. При этом данные договоры заключаются на основании требований, предусмотренных законодательством РФ, а не Уставом ЖСК.

Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017 года) установлено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 настоящего Федерального закона).

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 определено, что оснащение жилого и нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Начисление ЖСК-22 платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., является необоснованным, поскольку указанные Правила утратили силу с 01.07.2016 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Последние Правила является действующими, они не признаны недействительными (утратившими силу) и подлежат обязательному применению при определении платы за коммунальные услуги. Расчет платы за горячее и холодное водоснабжение и водоотведение должен производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, количества зарегистрированных граждан в жилом помещении и тарифов на коммунальные услуги, действующих в каждом расчетном периоде. Такой порядок распространяется на всех жителей многоквартирных домов, вне зависимости от выбранного способа управления домом. Иной порядок расчета платы за коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрен. Действующий порядок не может быть изменен на основании Устава ЖСК-22. Таким образом, ЖСК-22 производит начисление платы за коммунальные услуги по квартире .... с нарушением требований действующего законодательства.

Доводы административного истца о предельном индексе изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги суд находит несостоятельными. Начисление платы за коммунальные услуги производится исключительно в соответствии с Правилами №354 от 06.05.2011 г, которыми применение предельных индексов не предусмотрено. Предельный индекс предназначен для ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и не применяется при начислении платы за данные услуги.

Вместе с тем Правила №354 от 06.05.2011 г. предусматривают повышающий коэффициент, применение которого возможно с 01.01.2017 г. в размере 1,5 для размера платы за коммунальные услуги для собственников и потребителей, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов (п. 42 Правил), в то же время применение повышающего коэффициента на водоотведение не предусмотрено (п. 42 Правил).

Проанализировав доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что при вынесении предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, не были нарушены права и законные интересы административного истца, не были созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку оно основано на положениях действующего законодательства и принято должностным лицом в пределах полномочий в целях неукоснительного исполнения требований закона. Поэтому суд находит оспариваемое предписание законным и обоснованным. Таким образом, в удовлетворении заявленных требований административному истцу надлежит отказать в полном объеме.

В соответствии ч. 1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.6 ст.219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

Как указывается в ч.8 данной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В отзыве административного ответчика Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области указывается на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с оспариванием вынесенного предписания. Представитель административного истца полагал, что указанный срок ЖСК-22 не пропущен, поскольку ЖСК обращалось в различные инстанции: ГЖИ, областную прокуратуру и т.д.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что акт проверки и предписание от 18.04.2017 г. № 630-01-02 направлялись ГЖИ в адрес ЖСК-22 29.05.2017 г. и получены председателем правления ЖСК-22 13.07.2017 г., что административным истцом не оспаривалось. С настоящим административным иском ЖСК-22 обратился лишь 30.11.2017 г. через приемную суда. Следовательно, административный истец пропустил установленный законом срок для подачи административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил :

В удовлетворении требований ЖСК-22 к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, консультанту отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ администрации Владимирской области ФИО2 об отмене предписания Государственной жилищной инспекции № 630-01-02 от 18.04.2017 года - отказать.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Муравьева