дело №2а-148/ 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации21 мая 2018 года г.Кашин Тверская область
Кашинский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Мариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Культяковой Е.И.,
с участием административного истца Блинова С.М., его представителя - адвоката Калинина Е.В.,
представителя административного ответчика - администрации МО «Кашинский район» Тверской области Латипова А.М.,
заинтересованного лица Бабушкиной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Блинова Сергея Михайловича к администрации МО «Кашинский район» Тверской области об обязании принять решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и принадлежащую ему на праве собственности долю жилого дома с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения или определения размера соответствующего возмещения за принадлежащее жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Блинов С.М. обратился в суд с указанным иском, мотивировав требования тем, что является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом [номер обезличен], площадью 70,6 кв.м., расположенного по адресу: [данные удалены], на основании свидетельств о праве на наследство по закону. Заключением Межведомственной комиссии администрации Кашинского района Тверской области от 12.07.2017 года указанный дом признан непригодным для проживания и не соответствует требованиям, указанным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г. 21 января 2018 года он обратился в администрацию Кашинского района Тверской области с заявлением об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и жилых помещений, расположенных в указанном доме, для государственных и муниципальных нужд и решить вопрос о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения или определить размер возмещения за принадлежащее ему жилое помещение. В удовлетворении заявления ему отказано, однако какого-либо решения администрацией не принято по его заявлению, иное благоустроенное жилое помещение ему не предоставлено.
Ссылаясь на положения ст.ст.32,57,86,87,89 Жилищного кодекса РФ, просил обязать администрацию МО «Кашинский район» Тверской области принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №2, по адресу: Тверская область, г. Кашин, ул. Ины Константиновой, и жилых помещений, расположенных в указанном доме, для государственных и муниципальных нужд, решить вопрос о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение или определить размер возмещения за принадлежащее ему жилое помещение.
В судебном заседании административный истец Блинов С.М. и его представитель Калинин Е.В. поддержали требования, изложенные в административном исковом заявлении, по изложенным в нём основаниям. Дополнительно пояснили, что ими обжалуется бездействие администрации Кашинского района Тверской области по непринятию мер по заявлению от 25 января 2018 года. В течение 4-5 лет истец проживает в указанном доме один. Исходя из содержания акта обследования жилого помещения Межведомственной комиссии администрации Кашинского района Тверской области от 12 июля 2017 года, все конструкции и элементы жилого дома подлежат именно сносу и полной разборке, а не капитальному ремонту. Поскольку фактически администрация Кашинского района Тверской области пришла к выводу о сносе дома, то основания для признания его непригодным для проживания отсутствовали.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Кашинский район» Тверской области Латипов А.М. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении административного искового заявления Блинова С.М. отказать ввиду следующих обстоятельств. Истец основывает требования на ст.ст.32,57,86,87,89 Жилищного кодекса РФ. Между тем, жилой дом [номер обезличен] по [данные удалены] никогда не признавался аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а признавался лишь как жилое помещение непригодное для проживания на основании постановления администрации Кашинского района Тверской области №396 от 21.07.2017 года. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются. Межведомственная комиссия в акте обследования №06-17 от 12.07.2017 года пришла к заключению о признании дома непригодным для проживания, обозначила рекомендации и предлагаемые меры, которые необходимо принять его собственникам для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания в нем, а именно провести его капитальный ремонт. Законных оснований для принятия администрацией решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом и жилых помещений в указанном доме для муниципальных нужд, не имеется. Доказательств обратного, административным истцом не представлено. Блинову С.М. рекомендовано встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, при признании его в установленном порядке малоимущим. На личном приеме истцу разъяснялся порядок постановки на вышеуказанный учет, и дважды выдавались перечни документов, которые ему необходимо представить. По причине предоставления неполного пакета документов Блинов С.М. не смог написать заявление о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В последствии иных документов Блинов С.Н. не предоставлял. В данном жилом доме фактически проживает только Блинов С.М., другие собственники имеют жилые помещения, где они зарегистрированы и проживают. За период проживания в жилом доме собственниками каких-либо мер не принималось по содержанию в надлежащем состоянии своих жилых помещений, что привело к ухудшению в процессе эксплуатации здания в целом. В заключении Межведомственной комиссии предлагается для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, собственникам жилого помещения провести капитальный ремонт частного дома. Заключение Межведомственной комиссии от 12.07.2017 года истцом не оспаривалось.
Заинтересованное лицо Бабушкина Л.Е. в судебном заседании административное исковое заявление Блинова С.М. полагала обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку жилой дом не пригоден для проживания и истцу необходимо предоставить иное жилое помещение. Она не проживает в указанном доме, поскольку он ей достался по наследству после смерти матери. В доме опасно находится, все конструкции дома повреждены, воды нет, туалет находится на улице, в связи с чем она пользуется только земельным участком, расположенным рядом с домом.
Заинтересованные лица: Межведомственная комиссия администрации Кашинского района Тверской области и Суходильский Р.М., извещенные заранее и надлежащим образом о дате, месте и времени каждого судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела слушанием и возражений, относительно заявленных исковых требований не представили, в связи с чем на основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами.
В силу требований статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ на Блинова С.М. возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств – нарушены ли его права, свободы и законные интересы, соблюдены ли сроки обращения в суд; а на орган местного самоуправления возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положениями Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений гражданам взамен жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, используемых как по договору социального найма, так и принадлежащих гражданам на праве собственности.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 указанного Кодекса объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
На основании пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Статьёй 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом [номер обезличен], расположенный по адресу: [данные удалены], и земельный участок находится в общей долевой собственности у Блинова С.М. (1/8 доля дома от 03.10.2016 года и 1/8 доля дома от 26.08.1999 года; [данные изъяты] доля земельного участка), Бабушкиной Л.Е. (1/4 доля) и С. (1/4 доля жилого дома, земельного участка) (л.д.10, 54-55, 94-101).
Таким образом, указанный жилой дом не является многоквартирным, а принадлежит вышеуказанным собственникам на праве общей долевой собственности, что подтверждается в том числе и техническим паспортом на указанный дом (л.д.102-107).
16 августа 2017 года Блинов С.М. оформил заявление на имя Главы администрации Кашинского района Тверской области о предоставлении ему другого жилого помещения (л.д.18).
Как следует из заключения Межведомственной комиссии администрации МО «Кашинский район» Тверской области об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №06-17 от 12 июля 2017 года и акта обследования от 12 июля 2017 года, выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Жилое помещение не соответствует требованиям п.п.10-12,15-16,22-23 Положения о признании помещения жилым помещением непригодным. Собственникам жилого помещения рекомендовано принять меры для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания; провести капитальный ремонт жилого помещения: полную замену полов, окон, кровли, ремонт печей, замену перекрытий, полную переборку и укрепление бревенчатых стен и перегородок (л.д.11-15).
Постановлением администрации Кашинского района Тверской области №396 от 21 июля 2017 года жилое помещение, расположенное по адресу: [данные удалены], признано непригодным для проживания (л.д.17).
Указанное постановление Блиновым С.М. и иными сособственниками жилого дома не обжаловалось и незаконным судебными инстанциями не признавалось.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что административным ответчиком - администрацией МО «Кашинский район» Тверской области вышеуказанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался. Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого дома выявила основания только для признания жилого дома непригодным для проживания в соответствии с требованиями пунктов 10-12,15-16,22-23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года. Для признания указанного дома аварийным и подлежащим реконструкции либо сносу не установлены основания, предусмотренные пунктом 34 вышеуказанного Положения, и которых Межведомственная комиссия при обследовании жилого дома не установила.
Признание жилого помещения, в котором проживает административный истец Блинов С.М., непригодным для проживания предоставляет ему право встать на учёт в администрации Кашинского района только в качестве малоимущего и нуждающегося в предоставлении иного жилого помещения во внеочередном порядке, а не изъять земельный участок и принадлежащую ему на праве собственности долю жилого дома с предоставлением взамен другого жилого помещения или определения размера соответствующего возмещения.
Так, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Блинов С.М. до настоящего времени в администрации Кашинского района Тверской области после признания дома непригодным для проживания не встал, тогда как неоднократными сообщениями административного ответчика подтверждается разъяснение порядка постановки Блинова С.М. на указанный учёт и предоставления необходимого комплекта документов к соответствующему заявлению.
Таким образом, какого-либо бездействия административным ответчиком по заявлениям и обращениям Блинова С.М. не допущено. Принятия отдельного процессуального решения (постановления, распоряжения и т.д.) на заявление Блинова С.М. от 25.01.2018 года о предоставлении ему иного жилого помещения, администрацией Кашинского района не требуется. Ответ на указанное обращение Блинова С.М. административным ответчиком направлен истцу 21 февраля 2018 года в сроки и порядке, установленного Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Поскольку обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, реализуется при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то жилищные права административного истца Блинова С.М. в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения, в котором ему принадлежит доля в праве общей долевой собственности, администрацией МО «Кашинский район» Тверской области не нарушены.
Исходя из изложенных выше норм права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, с учётом бремени доказывания обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, и что указанный жилой дом не является многоквартирным, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Блиновым С.М. административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Блинова Сергея Михайловича к администрации МО «Кашинский район» Тверской области об обязании принять решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и принадлежащую ему на праве собственности долю жилого дома с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения или определения размера соответствующего возмещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 мая 2018 года.Председательствующий