ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2021 от 02.03.2021 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД37RS0021-01-2021-000153-10
Производство № 2а-148/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2марта2021года городФурмановИвановскойобласти

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с решением Совета Дуляпинского сельского поселения <адрес> (далее- Совета) от <ДД.ММ.ГГГГ><№> административный истец был удален в отставку с должности главы Дуляпинского сельского поседения. Указанное решение было оспорено в Суде. Решением Фурмановского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> решение Совета было признано незаконным. Решением Суда вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>. <ДД.ММ.ГГГГ>2 г. административный истец вновь приступил к работе в должности главы Дуляпинского сельского поселения. <ДД.ММ.ГГГГ> Советом было принято решение <№> «О восстановлении в должности Главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес>». Согласно п.1 указанного решения восстановление в должности административного истца в должности главы Дуляпинского сельского поселения с <ДД.ММ.ГГГГ>

Административный истец полагает указанный пункт решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> незаконным, ввиду того, что отмененным Судом решением Совета он был уволен с <ДД.ММ.ГГГГ>, соответственно и восстановлен в должности должен был быть с этой даты. Вследствие принятия п.1 оспариваемого решения Совета от <ДД.ММ.ГГГГ> были нарушены права административного истца, в частности, гарантированное Конституцией РФ право на труд (ч.11 ст.37), кроме этого спорный период выпал из его трудового стажа, что в худшую сторону повлияло на его пенсионные права.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме просил удовлетворить. Просил также Суд обратить внимание, что согласно п. 2 оспариваемого решения было установлено выплатить заработную плату за время вынужденного прогула с <ДД.ММ.ГГГГ>, однако в противоречие указанному факту принимают решение о восстановлении в должности лишь<ДД.ММ.ГГГГ>.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании не признала исковые требование, пояснила, что оспариваемое решение Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> было принято в такой формулировке, так как за это проголосовали все члены Совета. Кроме этого, сам ФИО1 ранее просил восстановить его в должности с <ДД.ММ.ГГГГ>.

Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы, дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием, бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

В силу пунктов 1 - 2 части 9 статьи 226 КАС РФобязанность доказывания нарушения прав и законных интересов, а также сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На основании положений статьи 32 Устава Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета Дуляпинского сельского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ><№> (далее – Устав), Глава Дуляпинского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом Дуляпинского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет Администрацию Дуляпинского сельского поселения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Устава полномочия главы поселения прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ предусмотрено право представительного органа муниципального образования удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

Пунктом 4 части 2 этой же статьи в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку указано на несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решением Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ><№>ФИО1 назначен главой Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района.

<ДД.ММ.ГГГГ> Фурмановским межрайонным прокурором председателю Совета внесено представление <№> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

<ДД.ММ.ГГГГ> инициативная группа депутатов Совета Дуляпинского сельского поселения, рассмотрев представление Фурмановской межрайонной прокуратуры, ссылаясь на положения пункта 4 части 2 и части 3 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», внесла в Совет обращение об удалении в отставку главы Дуляпинского сельского поселения ФИО1

Решением Совета Дуляпинского сельского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ><№> данная инициатива депутатов принята, глава Дуляпинского сельского поселения ФИО1 удален в отставку по основаниям, предусмотренным пункта 4 части 2 статьи74.1 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Фурмановского городского суда <адрес><№> от <ДД.ММ.ГГГГ> по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> об оспаривании решения об удалении в отставку главы муниципального образования, административное исковое заявление ФИО1 к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> об оспаривании решения об удалении в отставку главы муниципального образования удовлетворено в полном объеме. Решение Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> третьего созыва от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об удалении в отставку главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес>ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий признано незаконным. Совет Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> был обязан Судом устранить допущенные нарушения закона.

<ДД.ММ.ГГГГ> Судебной коллегией по административным делам Ивановского областного суда определением <№> решение Фурмановского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> и апелляционное представление прокуратуры <адрес> – без удовлетворения.

<ДД.ММ.ГГГГ> решением Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> третьего созыва <№> «О восстановлении в должности Главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес>» ФИО1 восстановлен в должности Главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> с <ДД.ММ.ГГГГ> (п.1); решено произвести ФИО1 все необходимые выплаты за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (п.2)

В соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, помимо прочего: порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 226 КАС РФ на орган, принявший оспариваемое решение, возложена обязанность, помимо прочего, доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

Административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца. При этом, доводы административного истца основаны на нормах права.

Судом также учитывается, что из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей – Свидетель №4, ФИО5, ФИО6, являющихся депутатами Совета Дуляпинского сельского поселения, следует, что они при принятии оспариваемого решения совета исходили не из требований законодательства, а из внутреннего убеждения.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с ч.1 ст.352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.

Согласно ст. 11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий определяемый уставом муниципального образования.

Федеральным законом РФ от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из ст. 3 (ч. 2) данного Федерального закона и ст. 11 Трудового кодекса РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Согласно частям 6 и 7 ст. 16 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как установлено ч. 6 ст. 37 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключаются главой муниципального образования.

Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в силу которойФедеральным закономРФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа установленных непосредственно Федеральным законом РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексомРФ - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.

Согласно ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Следовательно, в отсутствии отменяющего акта подлежит применению ранее принятое решение Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района от 10.10.2018 г. № 36 «Об избрании Главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области».

С учётом изложенного, ФИО1. подлежит восстановлению в прежней должности главы администрации местного самоуправления с даты его незаконного увольнения, в связи с чем Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным пункт 1 решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> четвертого созыва от <ДД.ММ.ГГГГ><№> о восстановлении в должности главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес>ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ>.

Обязать Совет Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения закона.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2021 года.