Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 05 марта 2021 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Кайзер Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пинчук И.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному иску ФИО1 к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству о признании незаконным решения *** от *** и обязании удовлетворить ранее поданное заявление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству о признании незаконным решения *** от *** и обязании удовлетворить ранее поданное заявление.
В обоснование заявленных требований указал, что *** Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству принято решение *** об отказе в предоставлении ему государственной услуги на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях отопления. В качестве основания отказа указан пп.1 п.34 административного регламента предоставления государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, а именно, есть договор купли-продажи *** от *** (услуга предоставляется через год). Согласно ст.30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, строительства и иных собственных нужд. Согласно закону Иркутской области *** граждане вправе заготавливать древесину на основании договора купли-продажи лесных насаждений без цели осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли для следующих собственных нужд: отопление, возведение строений, текущий или капитальный ремонт индивидуальных жилых помещений, строительство или ремонт хозяйственных построек, иных собственных нужд. Статья 3 п.1 предусматривает норму древесины для отопления гражданам, проживающим в муниципальном образовании «***» в размере *** куб.м. ежегодно. Согласно административному регламенту предоставления государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан для цели отопления заявитель вправе представить правоустанавливающие документы на жилое помещение, хозяйственные постройки с печным отоплением. Указанные документы были представлены истцом. Более того административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги исключения заявления гражданина из реестра. В своем решении *** ответчик ссылается на пп.1 п.34 регламента – отсутствие и (или) недостоверность документов, подтверждающих наличие указанной в заявлении собственной нужды, при этом указывает на наличие договора купли-продажи *** от *** со ссылкой, что услуга предоставляется через год. Однако согласно Закону Иркутской области*** услуга предоставляется ежегодно. Договор купли-продажи *** от *** заключен на основании решения ТУ МЛК Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству *** от *** в реализации права истца на заготовку дров в *** году. Этим решением предусматривалось право на заготовку дров в течении года с момента получения уведомления о принятом решении. Полагает, что решением нарушены его права на заготовку дров, в связи с чем, с учетом принятых уточнений, просит суд признать незаконным решение Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству *** от *** об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги и обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству удовлетворить ранее поданное заявление ФИО1 вх. *** от *** в заявленном объеме и в срок, установленный административным регламентом Иркутской области на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для цели отопления.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что принятое решение является незаконным и нарушает его права.
Представитель административного ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому району в судебное заседание не явился, надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, направив письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен.
Суд, с учетом мнения административного истца, посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу:
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 30 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
В Иркутской области такие порядок и нормативы установлены Законом Иркутской области от ****** «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд в соответствии с федеральным и областным законодательством на основании договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан без цели осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли для следующих собственных нужд: отопление, возведение строений, текущий и капитальный ремонт жилых помещений, строительство и ремонт хозяйственных построек, иных собственных нужд.
Согласно подпункту 3 части 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Иркутской области, с гражданином для цели отопления - не позднее чем через 65 календарных дней с даты регистрации заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в электронном реестре учета заявлений граждан.
Частью 4 статьи 2 Закона Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ установлено, что по результатам рассмотрения заявления в порядке очередности в течение 30 календарных дней со дня его получения уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) направляет гражданину уведомление о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан с указанием даты и времени предварительного натурного осмотра гражданином лесного участка, предназначенного для заготовки древесины для собственных нужд граждан. Уведомление действует в течение одного года с момента получения его гражданином. Истечение срока уведомления является основанием для исключения гражданина из реестра;
2) возвращает гражданину заявление для исправления заявленных к заготовке объемов древесины в случае превышения заявленных к заготовке объемов древесины относительно нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В случае если гражданин не направляет исправленное заявление в уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о возврате заявления, гражданин исключается из реестра;
3) отказывает гражданину в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан и исключает из реестра в случаях:
а) отсутствия и (или) недостоверности документов, подтверждающих наличие указанной в заявлении собственной нужды;
б) наличия действующего уведомления, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, в отношении одного из правообладателей земельного участка, жилого помещения или хозяйственных построек, обратившегося ранее с заявлением, содержащим указание на аналогичную собственную нужду в отношении того же объекта;
в) заключения гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и письменного отказа от договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (исполнения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд) на основании статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с получением дополнительной меры социальной поддержки в натуральной форме в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области.
Статьей 3 Закона Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ предусмотрены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, в частности, для отопления для граждан, проживающих в муниципальном образовании муниципальном образовании «Нижнеилимский район» - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 36 куб.м ежегодно.
Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017г. №90-мпр утверждено Положение о Территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, в соответствии с которым Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исполнению отдельных полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Иркутской области.
Территориальное управление обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки.
Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Нижнеилимского лесничества осуществляет, в том числе, следующие функции: прием и рассмотрение заявлений для заготовки гражданами древесины для собственных нужд; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.
В судебном заседании установлено, что ***ФИО1 обратился в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Нижнеилимского лесничества для заготовки древесины в объеме 36 куб.м для цели отопления.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 в предоставлении государственной услуги по заключению с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд было отказано.
Как следует из Уведомления о принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ******, выданного Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, в предоставлении указанной услуги ФИО1 отказано на основании подпункта 1 пункта 34 Административного регламента, со ссылкой на наличие договора купли-продажи *** от *** (услуга предоставляется через год).
Указом Губернатора Иркутской области от ******-уг утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области».
Пунктом 17 Административного регламента установлено, что гражданам предоставляется государственная услуга «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области».
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, предоставляющим государственную услугу, является министерство. Министерство осуществляет свою деятельность по предоставлению государственной услуги через территориальные управления министерства (п.п.17,18 Административного регламента).
Результатом предоставления государственной услуги являются:
1) заключение договора купли-продажи лесных насаждений;
2) отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений и исключение заявления гражданина из электронного реестра учета заявлений граждан (далее - реестр учета) (п.21 Административного регламента).
Пунктом 28 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем, для цели отопления: правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на жилое помещение либо хозяйственные постройки с печным отоплением, а при отсутствии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на хозяйственные постройки с печным отоплением - правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок; технический паспорт (технический план) жилого помещения, хозяйственных построек либо иной документ, содержащий сведения о наличии печного отопления.
В пункте 34 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и исключения заявления гражданина из реестра учета:
1) отсутствие и (или) недостоверность документов, подтверждающих наличие указанной в заявлении собственной нужды;
2) наличие действующего уведомления о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений в отношении одного из правообладателей земельного участка, жилого помещения или хозяйственных построек, обратившегося ранее с заявлением, содержащим указание на аналогичную собственную нужду в отношении того же объекта;
3) наличие сведений о гражданине в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
4) неявка гражданина для заключения договора купли-продажи лесных насаждений в течение одного года с момента получения гражданином уведомления о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений;
5) непредставление исправленного заявления по истечении 30 календарных дней со дня принятия решения о возврате заявления гражданину;
6) заключение гражданином договора купли-продажи лесных насаждений и письменный отказ от договора купли-продажи лесных насаждений (исполнения договора купли-продажи лесных насаждений) на основании статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с получением дополнительной меры социальной поддержки в натуральной форме в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области.
Таким образом, указанный перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является окончательным и расширительному толкованию не подлежит.
Как уже было указано выше, из оспариваемого административным истцом акта органа исполнительной власти следует, что в предоставлении ему государственной услуги административным ответчиком отказано на основании подпункта 1 пункта 34 Административного регламента, то есть в связи с отсутствием и (или) недостоверностью документов, подтверждающих наличие указанной в заявлении собственной нужды.
В судебном заседании достоверно установлено, что одновременно с заявлением от ***ФИО1 были представлены: копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение от ***, справка о наличии печного отопления от ***, то есть исчерпывающий перечень документов, предусмотренных п.28 Административного регламента.
Вместе с тем, в оспариваемом решении от ****** административном ответчиком не указано о том, отсутствие либо недостоверность каких именно документов, представленных ФИО1, явилось основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ему государственной услуги.
Кроме того, в качестве причины отказа предоставления государственной услуги ФИО1 в уведомлении от *** содержится указание на заключенный с ним договор купли-продажи *** от ***, копия которого представлена в материалы дела.
Между тем, действующим на момент обращения ФИО1 за получением государственной услуги Административным регламентом такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги как наличие заключенного договора купли-продажи лесных насаждений пунктом 34 названного регламента не предусмотрено.
Не содержат приведенных административным ответчиком в своем решении оснований отказа в предоставлении государственной услуги и нормы Закона Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области».
Более того, суд учитывает, что представленный в материалы дела договор купли-продажи лесных насаждений *** от *** заключен Министерством лесного комплекса Иркутской области с ФИО1 в соответствии с выданным ему уведомлением *** от *** о принятии решения о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 18 куб.м для отопления.
Поскольку срок действия упомянутого уведомления установлен в течение одного года с момента его получения, административный истец воспользовался предоставленной ему государственной услугой путем заключения договора купли-продажи лесных насаждений *** от *** в пределах срока, определенного уведомлением и Законом Иркутской области от 10.11.2011г. №109-ОЗ.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах принятое административным ответчиком решение от ****** об отказе в предоставлении ФИО1 государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд нельзя признать законным, поскольку оно не соответствует нормам действующего на момент обращения ФИО1 регионального законодательства, а потому подлежит отмене как нарушающее право истца на получение государственной услуги.
Приведенные административным ответчиком в своих возражениях доводы о правомерности отказа ФИО1 в предоставлении государственной услуги судом как обоснованные не принимаются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства и в качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги законом не предусмотрены.
Учитывая, что суд пришел к выводам о незаконности и отмене оспариваемого решения, на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем рассмотрения вопроса о предоставлении ФИО1 государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд на основании поданного им заявления за вх. *** от ***.
При этом, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца частично, отказав ему в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности удовлетворить ранее поданное заявление вх.*** от *** в заявленном объеме и в срок, установленный Административным регламентом Иркутской области, на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для цели отопления, поскольку суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти, к исключительной компетенции которого отнесено предоставление государственной услуги путем принятия этим органом соответствующего решения, иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей.
Более того, Указ Губернатора Иркутской области от ***N 175-уг "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области", на соблюдение которого заявлено истцом в своих требованиях, решением Иркутского областного суда от *** признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное решение суда вступило в законную силу и опубликовано в общественно-политической газете "Областная" ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству о признании незаконным решения *** от *** и обязании удовлетворить ранее поданное заявление, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству *** от *** об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги.
Обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд на основании поданного им заявления за вх. *** от ***.
В удовлетворении требований ФИО1 к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству об обязании удовлетворить ранее поданное заявление вх.*** от *** в заявленном объеме и в срок, установленный Административным регламентом Иркутской области, на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для цели отопления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – ***.
Председательствующий Н.В. Кайзер