Дело № 2а-148/2021
55RS0026-01-2020-003688-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 января 2021 года дело по административному иску Губернатора Омской области Б.А.Л. к Совету Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Совета Омского муниципального района Омской области в части непринятия решения о применении мер юридической ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г., в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства, о возложении обязанности рассмотреть заявление Губернатора Омской области Б.А.Л. от 21 сентября 2020 года ИСХ-20/ГБ-1611/01
УСТАНОВИЛ:
В Омский районный суд Омской области поступило административное исковое заявление Губернатора Омской области Б.А.Л. к Совету Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Совета Омского муниципального района Омской области в части непринятия решения о применении мер юридической ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г., в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства, о возложении обязанности рассмотреть заявление Губернатора Омской области Б.А.Л. от 21 сентября 2020 года ИСХ-20/ГБ-1611/01
В обоснование заявленных требований указано, что частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичная обязанность указанных лиц установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Закона Омской области № 2060-03.
Порядок представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений определен Законом Омской области от 22 марта 2018 года № 2060-03 «О представлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений» (далее - Закон Омской области № 2060-03).
В силу частью 2 статьи 2 Закона Омской области № 2060-03 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Частью 4 статьи 2 Закона Омской области № 2060-03 предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность ежегодно представляет Губернатору Омской области сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений (отчетный период), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений (отчетный период), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
На основании части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанного лица иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или суд.
На основании Закона Омской области от 22 марта 2018 года № 2060-03 «О представлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты сведений» (далее - Закон Омской области № 2060-03), распоряжения Губернатора Омской области от 18 декабря 2019 года № 291-рк, управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - управление) проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении Главы Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г., по результатам которой установлено следующее.
Д.Г.Г. в подразделе 6.1 справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017 и 2018 годы за себя и за супругу не указал сведения о <данные изъяты>, на котором расположен <данные изъяты>, находящийся у Д.Г.Г. в общей долевой собственности. Также в подразделе 6.1 справок о доходах супруги Д.М.В. за 2017 и 2018 годы не указана <данные изъяты>, находящаяся в её пользовании, сведения о которой обозначены на титульном листе справок в качестве места её регистрации. Кроме того, в справке о доходах за 2017 год Д.Г.Г. не указан доход на сумму 3 802 рубля 74 копейки, полученный им в виде пособия в Фонде социального страхования Российской Федерации в связи с временной нетрудоспособностью. В разделе 4 справок о доходах Д.Г.Г. за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годы не отражены банковские счета в <данные изъяты> в <данные изъяты>, открытых в 2010 и 2015 годах соответственно, а также в справке о доходах за 2018 год - действующий банковский счет, открытый в <данные изъяты>
Таким образом, представленные Д.Г.Г. сведения в справках о своих доходах и доходах супруги недостоверны и неполны, расцениваются как способ уклонения от представления достоверных сведений, что является нарушением антикоррупционного законодательства, в связи с чем имеются основания для применения к последнему мер юридической ответственности.
Учитывая вышеизложенное, Губернатором Омской области 21 сентября 2020 года направлено заявление в Совет Омского муниципального района Омской области за № ИСХ-20/ГБ-1611/01, о рассмотрении вопроса о применении к Главе Омского района Д.Г.Г. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства.
20 октября 2020 года председателем Совета Омского муниципального района Омской области И.В. Колодежным представлен ответ № 01-13/51, согласно которому у Совета Омского муниципального района Омской области отсутствуют полномочия на применение к Главе Омского района мер юридической ответственности.
Между тем, в силу пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 10 статьи 24 Устава Омского муниципального района Омской области к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Пунктом 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе, в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 272-ФЗ.
В соответствии с информацией, размещенной в подразделе «Решения Совета» раздела «Совет района» официального сайта Омского муниципального района Омской области, вопрос о применении мер юридической ответственности к Главе Омского района Д.Г.Г. за нарушения антикоррупционного законодательства на заседаниях Совета Омского муниципального района Омской области не рассматривался, что не соответствует действующему законодательству, а также противоречит принципам противодействия коррупции в Российской Федерации.
При этом заседания (сессии) Совета Омского муниципального района Омской области в 2020 году состоялись 30 марта, 28 апреля, 4 июня, 19 июня, 23 июня, 20 августа, 30 июля, 3 сентября, 22 сентября, 15 октября, 13 ноября.
В связи с невыполнением Советом установленных обязанностей, до настоящего времени остается не рассмотренным вопрос о применении -к Главе Омского района Д.Г.Г. мер юридической ответственности.
На основании изложенного, с учетом уточненного требования, просит незаконным бездействие Совета Омского муниципального района Омской области в части непринятия решения о применении мер юридической ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства/ выразившиеся в представлении неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Д.М.В. за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годов.
Возложить на Совет Омского муниципального района Омской области рассмотреть на ближайшем заседании Совета Омского муниципального района Омской области со дня вступления в законную силу настоящего решения суда заявление Губернатора Омской области Б.А.Л. от 21 сентября 2020 года ИСХ-20/ГБ-1611/01
Представители административного истца Клышникова Е.В. и Сенокосовы Е.К., действующие на основании доверенности и представившие копии диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержали, указав, что в силу норм Федерального закона № 131-ФЗ решение о применении к Главе муниципального образования, мер юридической ответственности, в том числе и досрочное прекращение полномочий, принимается исключительно представительным органом муниципального образования коллегиально. При этом ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ подразумевает единственный способ рассмотрения заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а именно-способ, указанный в части8 данной статьи.
Статья 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает ряд действий представительного органа муниципального образования в рамках процедуры рассмотрения им вопроса о применении к главе муниципального образования соответствующей меры ответственности, в частности, направленных на заблаговременное получение главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания представительного органа муниципального образования, предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. В связи с чем Глава муниципального образования при соблюдении представительным органом муниципального образования установленной Федеральным законом № 131-ФЗ процедуры рассмотрения указанного вопроса наделен всеми необходимыми правами, предусматривающими участие в рассмотрении данного вопроса и представление своей позиции.
Уустановленная процедура рассмотрения заявления от 21.09.2020 не соблюдена, вопрос о рассмотрении заявления Губернатора Омской области на рассмотрение депутатов Совета не выносился, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и свидетельствует о незаконном бездействии Совета.
Ответ дан председателем Совета в отсутствие решения, принятого Советом по результатам рассмотрения заявления от 21.09.2020 по существу. Однако, ппредседатель Совета не является самостоятельным органом местного самоуправления и не наделен полномочиями по единоличному принятию решения, которое в силу норм Федерального закона № 131-ФЗ принимается представительным органом муниципального образования коллегиально. В связи с чем считают, доводы представителя административного ответчика, заинтересованного лица, касающиеся отсутствия правовых оснований требовать рассмотрения заявления от 21.09.2020, являются несостоятельными.
Указали на отсутствие оснований для оставления искового заявления без рассмотрения и прекращении производства, поскольку представители административного истца наделены необходимыми для совершения соответствующих процессуальных действий полномочиями в соответствии с законодательством, в том числе главой 5 КАС РФ, главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Положения о полномочных представителях Губернатора Омской области и Правительства Омской области в судах, правоохранительных и контролирующих органах, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 62.
Административным истцом реализовано предоставленное ему нормами статей 40, 218 КАС РФ право на обращение в суд с представленным административным исковым заявлением в рамках процессуальных сроков, установленных статьей 219 КАС РФ, начало исчисления которых связано с ответом председателя Совета от 20 октября 2020 года № 01-13/51, административное исковое заявление соответствует требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию КАС РФ
Представители административного ответчика Совета Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. и Иванов А.С., действующие на основании доверенности и представившие дипломы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям изложенным в письменных отзывах. Указали, что поскольку заявления Губернатора Омской области от 16.03.2020, 21.09.2020 не являются документами, подлежащими рассмотрению коллегиально на заседании Совета; не являются инициативой высшего должностного лица субъекта, направленной в рамках процедур, предусмотренных ст. 74.1 и ч. 7.3-1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, указанные заявления правомерно рассмотрены Советом как обращения органа государственной власти Омской области и правомерно подписаны председателем. Также указали, что административное исковое заявление Губернатора Омской области подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд. Административное исковое заявление подлежит прекращению на основании пп. 2 ч.1 ст. 128, пп.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, поскольку иск подан в отношении неопределенного круга лиц в отсутствии у истца правовых оснований. Просили в удовлетворении заявленного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Главы Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. – Иванов А.С., в судебном заседании заявленные административные требования не признал по основаниям изложенным в отзыве, в котором указаны аналогичные основания.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Омского района Омской области Свита М.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 89 том 1) в судебном заседании административные требования поддержала, указав, что в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ на Совете Омского муниципального района возложена обязанность коллегиального рассмотреть обращение Губернатора Омской области. Доводы представителей административного истца и заинтересованного лица сводятся к неверному трактованною действующего законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частей 1 и 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) определяющих, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности; гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (часть 1); в случаях, предусмотренных данным Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 Закона Омской области № 2060-03 предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность ежегодно представляет Губернатору Омской области сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений (отчетный период), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений (отчетный период), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к лицам, замещающим муниципальную должность относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Вступившая в силу 06 августа 2019 года новая редакция Федерального закона № 131-ФЗ допускает применение к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах иных мер ответственности, если искажение этих сведений является несущественным (часть 7.3.1 статьи 40 данного Закона).
Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 20.02.2018 № 6 Д.Г.Г. избран Главой Омского муниципального района Омской области (л.д.46 том1) и в соответствии с часть. 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и пункта 1 статьи 2 Закона Омской области № 2060-ОЗ обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Омской области.
В силу положений части 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
На основании распоряжения Губернатора Омской области от 8 декабря 2019 года № 292-рк, Управлению Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений поручено осуществить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении Главы Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. (л.д. 62 том1).
По результатам проверки установлено, что представленные Д.Г.Г. сведения в справках о своих доходах и доходах супруги недостоверны и неполны, а именно: в подразделе 6.1 справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) за 2016, 2017 и 2018 годы за себя и за супругу не указал сведения о <данные изъяты>, на котором расположен <данные изъяты>, находящийся у Д.Г.Г. в общей долевой собственности; в подразделе 6.1 справок о доходах супруги Д.М.В. М.В. за 2017 и 2018 годы не указана <данные изъяты>, находящаяся в её пользовании, сведения о которой обозначены на титульном листе справок в качестве места её регистрации; в справке о доходах за 2017 год Д.Г.Г. не указан доход на сумму 3 802 рубля 74 копейки, полученный им в виде пособия в Фонде социального страхования Российской Федерации в связи с временной нетрудоспособностью; в разделе 4 справок о доходах Д.Г.Г. за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годы не отражены банковские счета в <данные изъяты> в <данные изъяты> открытых в 2010 и 2015 годах соответственно, а также в справке о доходах за 2018 год - действующий банковский счет, открытый в <данные изъяты>
16 марта 2020 года в адрес Совета Омского муниципального района Омской области Губернатором Омской области направлено уведомление о применении мер юридической ответственности, предусмотренных части 7.3-1 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к Главе Омского муниципального района Омской области, в связи с тем, что Д.Г.Г. в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017 и 2018 годы за себя и за свою супругу указал не полные и недостоверные сведения, что является нарушением антикоррупционного законодательства.
Совет Омского муниципального района Омской области 15.04.2020 № 01-13/8 в ответ на заявление Губернатора Омской области о применении мер ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области сообщает, что не обладает полномочиями по принятию решения о применении к выборному должностному лицу местного самоуправления Омского муниципального района Омской области мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
21 сентября 2020 года Губернатором Омской области направлено обращение в Совет Омского муниципального района Омской области за № ИСХ-20/ГБ-1611/01, о рассмотрении вопроса о применении к Главе Омского района <данные изъяты> меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства. Данный вопрос просит рассмотреть на заседании Совета Омского муниципального района Омской области (л.д. 67-69 том1).
Вместе с тем, вопрос о рассмотрении приведенного выше обращения Губернатора Омской области от 21.09.2020 на заседания на Совета Омского муниципального района Омской области не выносился, что подтверждается информацией размещенной в подразделе «Решения Совета» раздела «Совет района» официального сайта Омского муниципального района Омской области (л.д.62-79 том1). Заседания (сессии) Совета Омского муниципального района Омской области состоялись: 30 марта 2020 года, 28 апреля 2020 год, 4 июня 2020 год, 19 июня 2020 год, 23 июня 2020 год, 20 августа 2020 год, 30 июля 2020 год, 3 сентября 2020 год, 22 сентября 2020 год, 15 октября 2020 год, 13 ноября 2020 год.
20 октября 2020 года председателем Совета Омского муниципального района Омской области К.И.В. представлен ответ № 01-13/51, из которого следует, что изучив предложение Губернатора Омской области о рассмотрении вопроса о применении к Главе Омского муниципального района Омской области меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с предоставлением Д.Г.Г. недостоверных и неполных, по мнению Управления Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, сообщает, что у Совета полномочий по принятию решения о применении к Главе мер юридической ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не имеется. Советом также было рассмотрено и отклонено представление прокурора Омской области, в соответствии с которым Совету предлагалось принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок принятия решения о применении к Главе муниципального района мер юридической ответственности и рассмотреть по существу заявление Губернатора Омской области о применении к главе мер юридической ответственности (л.д. 60-61 том1).
В связи с тем, что обращение Губернатора Омской области от 21.09.2020 не было рассмотрено на Совете Омского муниципального района Омской области, Губернатора Омской области обратился в суд с названным административным иском.
Согласно ст. 22 Устава Омского муниципального района Омкой области (далее – Устав) структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют: Совет муниципального района, Глава муниципального района, Администрация муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Устава Совет муниципального района является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления муниципального района и в соответствии со статьей 24 Устава в компетенцию Совета входит в том числе принятия решения об удалении Главы муниципального района в отставку (п.10).
В соответствии с п. 1, 8 ст. 31 Устава Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. Глава муниципального района соблюдает ограничения и запреты, исполняет обязанности установленные федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (часть 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 74.1).
В силу, 4 ст. 6.2 Закон Омской области от 29.06.2017 № 1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области» заявление Губернатора Омской области о применении к депутату представительного органа муниципального образования Омской области, члену выборного органа местного самоуправления Омской области, выборному должностному лицу местного самоуправления в Омской области мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассматривается органом местного самоуправления, уполномоченным принимать соответствующее решение, в срок, не превышающий тридцати дней со дня его поступления, а в случае, если заявление должно рассматриваться представительным органом муниципального образования Омской области (выборным органом местного самоуправления Омской области) и поступило в период между сессиями представительного органа муниципального образования Омской области (выборного органа местного самоуправления Омской области), - не позднее чем через три месяца со дня его поступления.
В соответствии с положениями пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 10 статьи 24 Устава Омского муниципального района Омской области принятие решения об удалении Главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Совета депутатов Омского муниципального района. Удаление Главы в отставку осуществляется на основании правового акта Совета муниципального района по инициативе депутатов Совета муниципального района ли по инициативе губернатора Омской области в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом п. 4 ст. 34 Устава). Совет, в соответствии со статьей 25 Устава, принимает решения в коллегиальном порядке.
Содержания обращения Губернатора Омской области от 21.09.2020 содержат требования о применении к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства, следовательно должно рассматриваться как заявления высшего должностного лица субъекта, поданного в порядке ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, на заседании Совета Омского муниципального района Омской области коллегиально, а не его председателем, который не наделен полномочиями по единоличному принятию решения, которое в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ принимаются представительным органом муниципального образования коллегиально.
При установленных обстоятельствах суд находит требования административного истца о признании незаконным бездействия Совета Омского муниципального района Омской области в части непринятия решения о применении мер юридической ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г., в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства, выразившихся в представлении неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Д.М.В. за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годов подлежащими удовлетворению.
Ссылка административного ответчика на пропуск срока обращения в суд, не может быть признана обоснованной, поскольку в силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что обращение Губернатора Омской области от 21.09.2020 не было рассмотрено в установленном порядке, указанные выше нарушения выявлены при получении ответа председателя Совета Омского муниципального района Омской области К.И.В.№ от ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с данным административным заявлением истцом не пропущен. Иное исчисление срока основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
Кроме того, не состоятельными являются доводы административного истца об отсутствии у Губернатора Омской области права обращения в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что является основанием для прекращения производства по делу.
В части 1 статьи 218 КАС РФ указано на наличие у гражданина, организации, иных лиц права обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
Вопреки позиции административного ответчика, Губернатор Омской области в силу вышеуказанного законодательства наделен правом обращения в суд, при этом в настоящем судебном разбирательстве истец, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес по делу, выражающийся в понуждении административного ответчика к соблюдению закона, нарушение которого напрямую затрагивает интересы субъекта, так как подрывает принципы противодействия коррупции.
Доводы об оставлении административного иска без рассмотрения, поскольку административное исковое заявление подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу, также являются несостоятельными.
В материалы дела представлена доверенность, выданная Губернатором Б.А.Л. на имя Мурашкина И.Ю. и Клышниковой Е.В., в которых прямо указано, что указанные лица наделены полномочиями представлять интересы Губернатора Омской области в судах общей юрисдикции по делам связанным с досрочным прекращением депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, самостоятельно совершать от имени Губернатора Омской области все процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с законодательством гражданским истцом, административным истцом, в том числе подписывать административные исковые заявления и предъявлять их в суд, изменять предмет или основания иска.
Как указывалось выше, обращение Губернатора Омской области от 21.09.2020 содержит требования о применении к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства. Требования о признании незаконным бездействия Совета Омского муниципального района Омской области и возложении обязанности рассмотреть заявление Губернатора Омской области от 21.09.2020, непосредственно связаны с вопросом досрочного прекращения полномочий Главы, следовательно представители административного истца наделены необходимыми полномочиями для совершения процессуальных действий в рамках рассматриваемого дела.
Учитывая изложенное, при отсутствии иных оснований для прекращения производства по делу, оставления административного иска без рассмотрения, заявленные требования подлежали рассмотрению по существу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействия Совета Омского муниципального района Омской области в части непринятия решения о применении мер юридической ответственности к Главе Омского муниципального района Омской области Д.Г.Г., в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства, выразившихся в представлении неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Д.М.В. за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годов.
Обязать Совет Омского муниципального района Омской области рассмотреть заявление Губернатора Омской области Б.А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-20/ГБ-1611/01 на ближайшем заседании Совета Омского муниципального района Омской области со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 5 февраля 2021 года.