Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
19 октября 2017 года г.Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании с участием административного истца Почерней А.Н., его представителя Кочева Л.И. действующего на основании доверенности, административное дело № 2а-1492/2017 по административному иску Почерней Андрея Николаевича к Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г.Тулуну и Тулунскому району, Службе гостехнадзора Иркутской области о признании бездействия по постановке на регистрационный учет трактора незаконным, обязать поставить трактор на регистрационный учет
У С Т А Н О В И Л
Административный истец Почерней А.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г.Тулуну и Тулунскому району (далее по тексту решения - Служба) о признании бездействия по постановке на регистрационный учет трактора незаконным, обязать поставить трактор на регистрационный учет, указывая в обоснование, что ...... он купил у С.В. трактор Т-40AM, в подтверждение этого между ними заключен договор купли-продажи. По причине того, что трактор был сломан и не на ходу он долгое время не обращался за постановкой его на учет. В 2017 году он полностью отремонтировал трактор и обратился в гостехнадзор по г.Тулуну и Тулунскому району для его перерегистрации на его имя. При обращении сотрудники гостехнадзора объяснили, что для того чтобы перерегистрировать трактор собственник должен снять его с учета. После поиска собственника выяснилось, что он умер. Факт заключения договора готова подтвердить сожитель умершего.
...... он обратился в Службу с заявлением о постановке трактора на регистрационный учет. На момент подачи данного заявления ответа не поступало.
Просит суд признать бездействие службы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в г.Тулуне и Тулунском районе в отношении постановки на регистрационный учет трактора Т-40АМ гос******,...... года выпуска незаконным; обязать Службу поставить на регистрационный учет на имя собственника Почерней А.Н. трактор Т-40АМ гос******, ...... года выпуска.
Определением суда от ...... в порядке подготовки дела к предварительному судебному разбирательству в качестве второго административного ответчика привлечена - Служба гостехнадзора Иркутской области.
В предварительном судебном заседании административный истец - Почерней А.Н. требования административного иска по доводам, изложенным в нем, поддерживает, просит суд удовлетворить, указывая, что в Службу за постановкой трактора на учет с заявлением он обратился ....... Устно в снятии трактора с учета с бывшего собственника и постановке на учет на его имя ему отказано, с разъяснением что трактор снять с учета может только собственник. Он поехал к собственнику С.В. у которого купил трактор, сделка состоялась в простой письменной форме, от его сожительницы узнал, что Афанасьев умер. После ...... в Службу не обращался. В суд с иском обратился ......, направил иск почтой. Какие-либо причины, подтверждающие уважительность причины пропуска срока обращения в суд, начиная с даты отказа в снятии и постановке трактора на учет ...... до даты обращения в суд, у него отсутствуют. Просит суд иск удовлетворить.
Представитель административного истца - Кочев Л.И. действующий в предварительном судебном заседании по доверенности, требования административного иска по доводам, изложенным в нем поддерживает. Дополнил суду, что первый раз истец обратился к ответчику в начале года, ему сказали искать собственника, так как их правилами предусмотрено, что снять трактор с учета может только собственник. С заявлением о снятии трактора с учета с прежнего собственника и постановке на учет на нового на основании договора купли-продажи, составленного в простой письменной форме, Почерней А.Н. обратился ......, устно Службой дан ответ, что этого сделать Служба не может, поскольку снять с учета трактор может только собственник, выяснилось, что собственник умер. Переписка СМС-сообщениями со Службой в лице С.В. как лучше поступить длилась до подачи иска в суд, ответчик ни к чему не пришел, поэтому обратились в суд с иском, решив, что суд разберется. Нарушенное право истца полагает, что заключается в том, что ответчик не дал письменного отказа в совершении им действий (бездействия), о которых просил истец в заявлении от ....... Считает, что срок на право обращения в суд с даты устного отказа ...... не пропущен, возражения Службы о пропуске срока являются неправомерными. Просит суд требования административного иска удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Службы в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства.
Представитель второго административного ответчика - Службы гостехнадзора в Иркутской области в предварительное судебное заседание не явился, в суд от представителя С.В. действующего по доверенности поступили письменные возражения, где указано, что заявленные истцом требования не признают по следующим основаниям. ...... истец обратился в подразделение Службы расположенное на территории г.Тулуна и Тулунского района с заявлением о регистрации на него трактора Т-40 AM. В качестве основания истцом был предоставлен договор купли-продажи и акт приема-передачи трактора от ......, заключенный между истцом и С.В. При подаче истцом заявления государственными инспекторами Службы ему было разъяснено, что произвести регистрацию трактора на истца, без предварительного снятия его с учета с Афанасьева невозможно. До настоящего времени трактор Т-40 AM, 1978 года выпуска, государственный регистрационный знак 7863 РТ 38, зарегистрирован в Службе за Афанасьевым. Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ *** «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. В соответствии с пунктом 4 постановления, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ *** «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с ...... введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. Пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России ......, предусмотрено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины. Пунктом 2.8.6 Правил регистрации установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат. Пунктом 5.1. Правил регистрации предусмотрено, что владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случаях прекращения права собственности на машины. В соответствии с пунктами 2.1, 2.8.1 Правил регистрации и пункта 2 постановления Правительства РФ *** «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации», обязательным условием для государственной регистрации самоходной техники являются предъявление собственником документов, подтверждающих право собственности и паспорта самоходной машины. В силу п. 3.22 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ ...... и Министерством сельского хозяйства РФ ......, раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. Согласно пункту 3.22.1 Положения о паспорте при перепродаже, продаже (передаче) машины строки «Наименование (Ф.И.О.) нового собственника», «Адрес», «Дата продажи (передачи)», «Подпись прежнего собственника или владельца», «Место печати» заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки «Наименование (Ф.И.О.) владельца машины» и «Адрес». Пунктом 3.22.2 Положения о паспорте установлено, что отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником. Истцом при подаче заявления на регистрацию трактора Т-40 AM был представлен паспорт самоходной машины, оформленный с нарушением норм Правил регистрации и Положения о паспорте, соответственно правовых оснований для совершения регистрационных действий в отношении указанного транспорта у Службы Гостехнадзора Иркутской области не имелось. В соответствии со статьей 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Истцу было отказано в совершении регистрационных действий и устно разъяснено, что осуществить регистрацию трактора Т-40 AM на истца невозможно, при подаче им заявления ....... Считают, что срок для подачи истцом административного заявления необходимо исчислять с ....... Исковое заявление подано истцом ......, т.е. по истечении предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока. Просит суд отказать в удовлетворении заявленного истцом Почерней А.Н. административного иска к Службе о признании бездействия по постановке на регистрационный учет трактора незаконным, обязать поставить на регистрационный учет трактор Т-40 AM, 1978 года выпуска, государственный регистрационный знак 7863 РТ38. Рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Службы.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, учитывая заявление представителя второго административного ответчика о пропуске истцом установленного законом срока для признания бездействия Службы незаконным, суд приходит к следующему.
В материалы дела административным истцом представлено заявление Почерней А.Н. в Службу гостехнадзора в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области о снятии трактора Т-40АМ с учета с имени С.В. и постановке его на учет на имя Почерней А.Н., с приложением копии договора купли-продажи с актом, л.д. 7.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, часть 1.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, часть 5.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, часть 8.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, истечение срока исковой давности, то есть, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, ч. 2 ст. 199 ГК РФ.
Суд, давая оценку обстоятельствам, установленным в предварительном судебном заседании, не может не согласиться с позицией второго административного ответчика о том, что срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ на право обращения с административным иском в суд у административного истца Почерней А.Н. истек.
В предварительном судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что с заявлением о снятии и постановке трактора на учет истец обратился в Службу ......, в суд с административным иском истец, оспаривая бездействие Службы обратился ...... направив административный иск почтой, тогда как бездействия Службы по заявленным им требованиям он вправе был обжаловать в срок до ......, то есть, в трехмесячный срок установленный законом.
При этом доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах объективно препятствующих обжалованию бездействия (действия) Службы в суд в установленный законом срок, у административного истца не имеется.
Более того, истец и его представитель полагают, что срок установленный законом на право обращения в суд истцом не пропущен, поскольку как пояснил в предварительном судебном заседании представитель административного истца все это время с ...... по дату обращения в суд с иском между ним (представителем) и Службой велась переписка путем направления представителем административного истца СМС-сообщений в Службу по поводу как лучше решить этот вопрос, однако никаких действий со стороны Службы не последовало.
Давая оценку вышеуказанным доводам истца и его представителя, суд находит их неубедительными, относится к ним критически, поскольку в предварительном судебном заседании установлено, что об оспариваемом принятом решении устно об отказе в снятии и постановке на учет трактора административному истцу было известно в тот же день ....... Из чего следует, что, не позднее ......, с момента отказа в принятии решения Службой, в том числе устно, административный истец мог оценить нарушение своих прав, свобод и законных интересов и обратиться в установленном законом порядке в суд, следовательно, на дату подачи административного иска, ...... (в суд поступило ...... вх. ***), установленный законом трехмесячный срок обращения в суд истцом существенно пропущен, поскольку прошло более трех месяцев, не являлось препятствием обращения в суд и то обстоятельство, что отказ Службы был устным, если административный истец считал, что указанным отказом его права, свободы и законные интересы действиями (бездействием) Службы были нарушены.
Доводы административного истца изложенные в предварительном судебном заседании относительного того обстоятельства, что он не знает законов, ждал пока этот вопрос разрешится без обращения в суд, суд находит несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска полностью, поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска, без исследования иных фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 62, 218, 219, 227, 228, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении требований административного иска к Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г.Тулуну и Тулунскому району, Службе гостехнадзора Иркутской области о признании бездействия по постановке на регистрационный учет трактора Т-40АМ, госномер ***, ...... года выпуска, незаконным; обязать поставить трактор Т-40АМ, госномер ***, ...... года выпуска на регистрационный учет, Почерней Андрею Николаевичу, в связи с пропуском срока на право обращения с настоящим административным иском в суд - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.
Судья Н.А.Рыжова