ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1492/2023 от 12.01.2024 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-198/2024г. подлинник

УИД: 69RS0013-01-2023-001735-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2024 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Благонадеждиной Н.Л.,

секретаря судебного заседания Демидович Л.А.,

с участием представителя административного истца Дементьева М.В.,

представителя административных ответчиков Сокко Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать жилищный фонд социального использования, жилищный фонд коммерческого использования,

УСТАНОВИЛ:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми требованиями к Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Кимрского муниципального округа Тверской области требований жилищного законодательства.

Было установлено, что в нарушение требований п.п. 3-6 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Кимрского муниципального округа Тверской области не сформированы жилищный фонд социального и фонд коммерческого использования, что влечет за собой фактически произвольное распределение жилищного фонда между гражданами.

По мнению административного истца, Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области необходимо провести работу по формированию жилищных фондов социального и коммерческого использования, после чего рассмотреть вопрос о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении, в порядке очередности.

По состоянию на 01.12.2023 года указанная работа не проведена, жилые помещения, относящиеся к жилищному фонду социального использования и жилищному фонду коммерческого использования не определены.

Согласно п. 3.3.12 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Кимрского муниципального округа Тверской области, утвержденного Решением Думы Кимрского муниципального округа Тверской области от 29.12.2022 года № 95, Управление, как самостоятельное структурное подразделение администрации Кимрского муниципального округа осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность относящегося к муниципальной собственности имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Тверской области.

Обозначенные полномочия, в том числе, предусмотренные пунктами 2.4, 2.5, 3.6.4, 3.3.1, 3.3.2 вышеназванного Положения, Управлением в полной мере не исполняются.

12.07.2023 года межрайонной прокуратурой в связи с отсутствием на территории Кимрского муниципального округа жилищного фонда социального использования и жилищного фонда коммерческого использования в адрес Главы Кимрского муниципального округа внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. Однако действенных мер направленных на формирование фонда коммерческого найма до настоящего времени не принято.

Считал, что указанная обязанность возникла у административных ответчиков с момента их образования.

Бездействие административных ответчиков является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Закон под бездействием понимает неисполнение возложенной на ответчика нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), обязанности.

На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит суд: 1) признать незаконным бездействие Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Кимрского муниципального округа Тверской области жилищного фонда социального использования и жилищного фонда коммерческого использования; 2) возложить на Администрацию Кимрского муниципального округа Тверской области и Управление имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Кимрского муниципального округа Тверской области жилищный фонд социального использования и жилищный фонд коммерческого использования.

В судебном заседании представитель административного истца Дементьев М.В. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их полном удовлетворении.

Представитель административных ответчиков Сокко Л.В. пояснила, что ими совершаются действия, направленные на создание на территории Кимрского муниципального округа жилищного фонда социального использования и жилищного фонда коммерческого использования, поэтому возражала в признании незаконным бездействия административных ответчиков, вместе с тем, не возражает в возложении обязанности по созданию названных фондов.

Суд, заслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также требований п.п. 3-6 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа; обеспечение проживающих в округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

В письменном Представлении от 12.07.2023 № 63-2023 в адрес Главы Кимрского муниципального округа Лукьянова А.Н., Кимрский межрайонный прокурор Воробьев А.В. обратил внимание на установленное в ходе прокурорской проверки обстоятельство, связанное с тем, что на территории Кимрского муниципального округа не сформированы жилищный фонд социального и фонд коммерческого использования, что влечет за собой фактически произвольное распределение жилищного фонда между гражданами. Прокурором требовалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

В письменном ответе Администрации Кимрского муниципального округа от 14.08.2023 № 5773, прокурору сообщено о рассмотрении представления об устранении нарушений жилищного законодательства о разрабатываемом Положении о муниципальном жилищном фонде с учетом норм действующего законодательства. Разрабатываемое Положение включает в себя следующие виды фондов: - жилищный фонд, предназначенный для предоставления гражданам на условиях социального найма в соответствии с действующим законодательством (жилищный фонд социального использования), специализированный жилищный фонд, фонд коммерческого использования.

В письменном ответе Администрации Кимрского муниципального округа от 01.12.2023 № 8666, прокурору сообщено, что фонд коммерческого найма жилья и маневренный фонд в администрации Кимрского муниципального округа не сформирован. Положение о муниципальном жилищном фонде в стадии разработки. Перечень жилых помещений фонда коммерческого найма жилья отсутствует.

Решением Думы Кимрского муниципального округа Тверской области от 29.12.2022 № 95 утверждено Положение об Управлении имущественных и земельных отношений Кимрского муниципального округа Тверской области.

Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации Кимрского муниципального округа, осуществляющим функции в области имущественных, земельных отношений, экологии, природопользования и жилищной политики.

Управление, как самостоятельное структурное подразделение администрации Кимрского муниципального округа осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к муниципальной собственности имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Тверской области.

Однако как следует из административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, по состоянию на 01.12.2023 года на территории Кимрского муниципального округа не сформированы жилищный фонд социального использования и жилищный фонд коммерческого использования, в связи с чем жилищный фонд распределяется между гражданами в произвольном порядке.

Допустимые доказательства, свидетельствующие, что на территории Кимрского муниципального округа сформированы жилищный фонд социального использования и жилищный фонд коммерческого использования, в судебное заседание административными ответчиками не представлены, проект Положения о муниципальном жилищном фонде также не был представлен, таким образом, Администрацией Кимрского муниципального округа Тверской области и Управлением имущественных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области в течение длительного времени не приняты меры, направленные на формирование жилищного фонда соц3иального и коммерческого использования.

Согласно ст. 35 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 39 КАС РФ в части предъявления заявлений в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц является гарантией защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, такт как в указанных местах проводятся праздничные гуляния, массовые мероприятия, таким образом, круг лиц, которые проживают на территории Кимрского муниципального округа и могут посещать места массового пребывания, определить невозможно.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых реквизитов для данного вида доказательств.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать жилищный фонд социального использования, жилищный фонд коммерческого использования, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Кимрского муниципального округа Тверской области жилищного фонда социального использования и жилищного фонда коммерческого использования.

Обязать Администрацию Кимрского муниципального округа Тверской области и Управление имущественных и земельных отношений Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Кимрского муниципального округа Тверской области жилищный фонд социального использования и жилищный фонд коммерческого использования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Благонадеждина

Решение принято в окончательной форме 22 января 2024 года.

Судья Н.Л. Благонадеждина