РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Бубновой Ю.А.,
секретаря Тихонова Д.Е.,
помощника судьи Смолярова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, Государственному учреждению-управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, Государственному учреждению-управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, в котором просит признать незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и Государственного учреждения-управления пенсионного фонда РФ В Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования; снизить штраф до 500 рублей за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-М; снизить штраф до 200 рублей за несвоевременное представление ежегодной отчетности на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019.
Свои требования административный истец основывает на том, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования оставлены в силе принятые ГУ Управлением ПФP в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара решения от 15.12.2020 № и требования от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1, к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за несвоевременное представление ежемесячной отчётности на одно застрахованное лицо по форме С3В-М с финансовой санкцией 500 рублей, в общей сумме 6 500 рублей.
Кроме того, решениями Государственного учреждения-управления пенсионного фонда РФ В Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования Заявитель был привлечён к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за несвоевременное представление ежегодной отчётности на одно застрахованное лицо по форме С3В-СТАЖ за 2018 и 2019 с финансовой санкцией 500 рублей, в общей сумме 1 000 рублей.
Заявитель вину за совершённые правонарушения признаёт, правомерность и порядок привлечения к ответственности за несвоевременность представления сведений о застрахованном лице не оспаривает, однако считает, что административными ответчиками при принятии решения не были исследованы и не приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность Заявителя за совершённые правонарушения, позволяющие снизить размер штрафа не менее, чем в два раза.
Являясь адвокатом, членом AП Краснодарского края, осуществляющим свою деятельность в адвокатском кабинете, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Заявителем принята на должность стажёра адвоката Бахитова Р.Г.
ДД.ММ.ГГГГ Заявитель представил в ГУ Управление ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - Территориальный орган ПФ) сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за отчётные периоды с июля по декабрь 2018 и января по июль 2019, сведения по форме С3В-СТАЖ за 2018 и 2019. Территориальным органом ПФ ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты № об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении одного застрахованного лица. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-Ф3 от 01.04.1996) сведения о застрахованном лице по форме С3В-М представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки начальником Управления ПФP в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО7ДД.ММ.ГГГГ приняты решения № о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 за несвоевременное представление ежемесячной отчётности по форме С3В-М после 15 числа месяца следующего за отчётным в виде штрафа в размере 500 рублей, в общей сумме 6 500 рублей.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности 3а совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования вышеуказанные решения оставлены в силе.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Заявитель представил в Территориальный орган ПФ сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019. Территориальным органом ПФ ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты № об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении одного застрахованного лица. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки Начальником Управления ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО7ДД.ММ.ГГГГ приняты решения № о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 за несвоевременное представление ежегодной отчётности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 в виде штрафа в размере 500 рублей, в общей сумме 1 000 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на требованиях административного иска настаивала по доводам и основаниям, изложенным в нем, заявила ходатайство об изменении предмета иска в части дополнения требований требованием о признании решений незаконными.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Учитывая изложенное, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования оставлены в силе принятые ГУ Управлением ПФP в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара решения от ДД.ММ.ГГГГ№ и требования от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1, к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за несвоевременное представление ежемесячной отчётности на одно застрахованное лицо по форме С3В-М с финансовой санкцией 500 рублей, в общей сумме 6 500 рублей.
Кроме того, решениями Государственного учреждения-управления пенсионного фонда РФ В Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования Заявитель был привлечён к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за несвоевременное представление ежегодной отчётности на одно застрахованное лицо по форме С3В-СТАЖ за 2018 и 2019 с финансовой санкцией 500 рублей, в общей сумме 1 000 рублей.
Заявитель вину за совершённые правонарушения признаёт, правомерность и порядок привлечения к ответственности за несвоевременность представления сведений о застрахованном лице не оспаривает, однако считает, что административными ответчиками при принятии решения не были исследованы и не приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность Заявителя за совершённые правонарушения, позволяющие снизить размер штрафа не менее, чем в два раза.
Являясь адвокатом, членом AП Краснодарского края, осуществляющим свою деятельность в адвокатском кабинете, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Заявителем принята на должность стажёра адвоката Бахитова Р.Г.
ДД.ММ.ГГГГ Заявитель представил в ГУ Управление ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - Территориальный орган ПФ) сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за отчётные периоды с июля по декабрь 2018 и января по июль 2019, сведения по форме С3В-СТАЖ за 2018 и 2019. Территориальным органом ПФ ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты № об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении одного застрахованного лица. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-Ф3 от 01.04.1996) сведения о застрахованном лице по форме С3В-М представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки начальником Управления ПФP в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО7ДД.ММ.ГГГГ приняты решения № о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 за несвоевременное представление ежемесячной отчётности по форме С3В-М после 15 числа месяца следующего за отчётным в виде штрафа в размере 500 рублей, в общей сумме 6 500 рублей.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности 3а совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования вышеуказанные решения оставлены в силе.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Заявитель представил в Территориальный орган ПФ сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019. Территориальным органом ПФ ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты № об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в отношении одного застрахованного лица. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки Начальником Управления ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО7ДД.ММ.ГГГГ приняты решения № о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременное представление ежегодной отчётности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 в виде штрафа в размере 500 рублей, в общей сумме 1 000 рублей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Согласно статье 18 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ф3 от 15.12.2001 Заявитель относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и(или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применятся финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При таких обстоятельствах, суд согласен о наличии в действиях Заявителя нарушения статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996, и, как следствие, о наличии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Между тем, суд полагает, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для снижения размера штрафа в связи со следующим.
Как отмечено Конституционным Судом РФ в постановлении № 11-П от 15.07.1999 в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налога, закрепленного в статье 57 Конституции РФ, а также для возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель устанавливает меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия, в том числе и с учетом принципа недопустимости применения каким-ибо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным определением Конституционного Суда Российской Федерации.
В качестве основания для снижения штрафа Заявитель указывает тяжелое финансовое положение, в связи с уменьшением объёма работы из-за пандемии, отсутствие умысла на совершение правонарушения, нарушение совершено впервые, отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета, отсутствие отягчающих обстоятельств, признание вины, самостоятельное устранение допущенного нарушения по предоставлению отчётности, несоразмерность деяния тяжести наказания в виде штрафа в общем размере 7 500 рублей.
Мера ответственности должна соответствовать характеру совершенного правонарушения, не нести собой карательной функции, соблюдение принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктами 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, Государственному учреждению-управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незакоными решений - удовлетворить.
Признать незаконными решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и Государственного учреждения-управления пенсионного фонда РФ В Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Снизить штраф до 500 рублей за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-М.
Снизить штраф до 200 рублей за несвоевременное представление ежегодной отчетности на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: