ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1494/19 от 29.05.2019 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело г. Дзержинск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беловой А.В.,

при секретаре Виноградовой Л.Д.,

с участием: представителя административного истца заместителя прокурора ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, по доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО2, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Дзержинск Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированно размещенных отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований которого указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в сентябре 2017 г. проведена проверка по фактам, изложенным в программе Мамонтова А. на телеканале «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», а также в статье из сети Интернет «Ядовитый памятник жадности», по результатам которой установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления в границах г. Дзержинска Нижегородской области.

Администрацией г. Дзержинска Нижегородской области проигнорированы нормы федерального законодательства, регулирующие вопросы экологической безопасности и защиты жизни и здоровья граждан от негативного воздействия.

Факты непринятия мер к выявленным нарушениям природоохранного законодательства при обращении с опасными отходами на территории г. Дзержинска имеют длящийся и систематический характер.

Так, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в ходе рейдового обследования территории г. Дзержинска в мае 2016 г. было выявлено несанкционированное размещение отходов химического производства на территории, прилегающей к полигону ТБО Игумново. В обводненном карьере и на почве обнаружены кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами, в количестве не менее 40 штук. Лабораторией ГБУ НО «<данные изъяты>» в кубах и на почве обнаружен фенол и формальдегид.

Кроме того, в августе 2016 г. в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> пойма <адрес>, на почве были обнаружены сброшенные отходы. Часть отходов размещена в кубовых емкостях, часть сброшена на почвы. Количество емкостей составляет не менее 10 штук. Площадь загрязненной почвы составляет 5 кв.м. Администрацией г. Дзержинска зона размещения отходов огорожена, установлена табличка с надписью «Опасно».

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации г. Дзержинска по установленным фактам 25.09.2017 г. внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако опасные отходы до настоящего времени не вывезены, реальные меры по защите окружающей среды и населения от негативного воздействия химических веществ не приняты.

Согласно актов от 01.06.2018 г., составленных сотрудником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на территории, прилегающей к полигону ТБО <адрес>, а также в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> продолжают находиться вышеуказанные кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами.

С учетом, уточнений, принятых к производству суда, административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Дзержинска по неорганизации мероприятий по охране окружающей среды в границах г.о.г. Дзержинска Нижегородской области; возложить на административного ответчика администрацию г. Дзержинска Нижегородской области обязанность по принятию комплекса мер, направленных на ликвидацию: несанкционированно размещенных отходов химического производства (кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами) 37 кубов на площади 1033 кв.м. в обводненном карьере и на почве на территории, прилегающей к полигону ТБО <адрес> по адресу: <адрес> квартал <данные изъяты> лесничества в <адрес> и несанкционированно размещенных отходов 6 кубов, заполненных твердыми отходами на участке площадью 602,36 кв.м. в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> пойма <адрес> по адресу: Нижегородская область г. Дзержинск 1 км северо-западнее <адрес> в 2х км от трассы <адрес>; признать незаконными бездействия административного ответчика администрации г. Дзержинска Нижегородской области по неучастию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Определением от 21.02.2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Нижегородской области.

Представитель административного истца заместитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурораФИО3 в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнений поддержала, просила их удовлетворить. Указала на то, что администрация г. Дзержинска на протяжении длительного времени бездействует, поскольку не выполняет мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, в связи с чем они и обратились в суд.

Представитель административного ответчика администрации г. Дзержинска ФИО4 по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы возражений, указал на необоснованность заявленных требований, просил в их удовлетворении к администрации отказать, возложить обязанность по ликвидации на Правительство Нижегородской области.

Представитель заинтересованного лица Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2, по доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования, поддержала доводы поданных письменных возражений, указала, что именно администрация должна нести обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных отходов производства, поскольку их собственник не установлен, отходы находятся на территории г.о.г. Дзержинска, режим ЧС, в связи с указанными отходами не вводился. Они выезжали повторно на место 28.05.2019 г. отходы на прежнем месте, о чем составлены акты.

Представитель административного ответчика Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Ранее суду направлен письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении заявленных требований к Правительству Нижегородской области просят отказать за необоснованностью, несанкционированные свалки промышленных отходов в г. Дзержинске нельзя отнести к техногенной чрезвычайной ситуации, так как аварии на промышленных объектах, транспорте, пожары, взрывы и т.д. в 2016 г. в г. Дзержинске зафиксированы не были. И поскольку территория складирования производственных отходов находится в муниципальной собственности, надлежащим ответчиком по делу является именно администрация г. Дзержинска, требования к ней подлежат удовлетворению. Кроме того, ликвидация несанкционированных свалок на территории г.о.г. Дзержинска является основным мероприятием программы «Развитие транспортно-дорожной сети и благоустройство территории г. Дзержинска», утвержденной постановлением администрации города от 31.10.2014 г. . В соответствии с данной программой в местном бюджете на реализацию указанного мероприятия предусмотрено: в 2015 г. – 4395255,35 руб., в 2016 г. – 5000000 руб., в 2017 г. – 5274893,65 руб., в 2018 г. – 5002537,47 руб.

Заинтересованное лицо МЧС по Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в суд направлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, в ходатайстве также указано на необходимость удовлетворения административного иска к администрации г. Дзержинска, так как к этому имеются все основания.

МБУ «Инженерно-экологическая служба г. Дзержинска» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. При этом суд учитывает, что извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены всем участвующим по делу лицам. Кроме того, участвующие по делу лица извещены публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Дзержинского городского суда Нижегородской области.

Суд, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях...

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения прокурорской проверки установлены несанкционированно размещенные отходы химического производства (кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами) 37 кубов на площади 1033 кв.м. в обводненном карьере и на почве на территории, прилегающей к полигону ТБО <данные изъяты> по адресу: <адрес> в 720 метрах от земельного участка с кадастровым номером в сторону <данные изъяты>»; несанкционированно размещенные отходы 6 кубов, заполненных твердыми отходами на участке площадью 602,36 кв.м. в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> г. Дзержинска Нижегородской области по адресу: <адрес> в 2х км от трассы <данные изъяты> в сторону <адрес>.

12.09.2016 г. и.о. прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в адрес администрации г. Дзержинска направлено письмо о предоставлении подробной информации о принятых мерах по факту обнаружения бочек в районе <адрес> (т. 1 л.д. 127).

В ответ на указанное письмо администрацией сообщалось, что ликвидация несанкционированной свалки в стадии исполнения (т. 1 л.д. 125-126).

07.11.2016 г. между МБУ «Инженерно-экологическая служба г. Дзержинска» и Нижегородским государственным университетом им Н.И. Лобачевского заключен договор ХМ , предметом которого является оказание услуг по теме «отбор проб, определение компонентного состава, определение класса опасности (расчетным методом) и разработка паспорта 3х видов отходов, отобранных с несанкционированной свалки по дороге на <адрес>, в 2х км от поворота с трассы <данные изъяты>» (т. 1 л.д. 119-124).

06.04.2017 г. между МБУ «Инженерно-экологическая служба г. Дзержинска» и Нижегородским государственным университетом им Н.И. Лобачевского заключен договор ХМ , предметом которого является оказание услуг по теме «определение компонентного состава (идентификатора) и класса опасности отходов, анализ воды, почвы, воздуха» (т. 1 л.д. 114-118).

Протоколом заседания единой комиссии по осуществлению закупок (27.06.2017 г.) рассмотрен вопрос об определении исполнителя услуг по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в лесном массиве в районе дороги на <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения аукциона в электронной форме и принято решение о том, что аукцион не состоялся, поскольку не поступило ни одной заявки (т. 1 л.д. 112-113).

Протоколом заседания единой комиссии по осуществлению закупок (27.07.2017 г.) снова рассмотрен вопрос об определении исполнителя услуг по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в лесном массиве в районе дороги на <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения аукциона в электронной форме и принято решение о признании единственной заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (т. 1 л.д. 107-109).

25.09.2017 г. заместителем прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в адрес администрации г. Дзержинска внесено представление об устранение нарушений действующего законодательства (т. 1 л.д. 18-22, 102-106).

Администрацией данное представление было рассмотрено и подготовлен ответ 03.11.2017 г. (т. 1 л.д. 23-28, 96-101).

Протоколом заседания единой комиссии по осуществлению закупок (06.10.2017 г.) рассмотрен вопрос об определении исполнителя услуг по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в лесном массиве в районе дороги на <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения аукциона в электронной форме и принято решение о том, что аукцион не состоялся, поскольку не поступило ни одной заявки (т. 1 л.д. 110-111).

26.01.2018 г. заместителем прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в адрес администрации г. Дзержинска направлено письмо о предоставлении подробной информации о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений закона и ликвидации несанкционированно размещенных отходов с дороги по дороге на полигон ТБО «<данные изъяты>» и в <адрес> (т. 1 л.д. 75).

В ответ на указанное письмо администрацией сообщалось, что места размещения несанкционированных свалок огорожены сигнальной лентой и установлены аншлаги «Опасная зона». В целях реализации полномочий в соответствии с действующим законодательством на указанные несанкционированные свалки разработаны паспорта отходов. МБУ «Инженерно-экологическая служба г. Дзержинска» в ходе осуществления наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, осуществляет объезд несанкционированных промышленных свалок с целью недопущения перемещения отходов из них (т. 1 л.д. 73-74, 89-95, 136-138, 140, 147-148, 166-201).

10.05.2018 г. заместителем прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 в адрес администрации <адрес> направлено письмо о предоставлении в прокуратуру подробной актуальной информации о принятых мерах по ликвидации опасных отходов с дороги по дороге на полигон ТБО «<данные изъяты>» и в <адрес> (т. 1 л.д. 69).

Согласно ответа от 18.05.2018 г. на указанное письмо от 10.05.2018 г. администрацией г. Дзержинска сообщалось, что по состоянию на 15.05.2018 г. ситуация не изменилась, инвентаризация в стадии исполнения (т. 1 л.д. 66).

Согласно акта обследования экологической обстановки от 01.06.2018 г., с приложенными фотоматериалами, составленных государственными инспекторами Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в соответствии со ст.ст. 6, 65, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что на почве в лесном массиве в районе <адрес> неизвестными лицами сброшены кубовые емкости с твердыми отходами, емкости не герметичны, часть отходов из емкостей попала на почву, почва в месте размещения отходов имеет красноватый оттенок, в месте размещения отходов ощущается химический запах. На момент проведения осмотра размещены 6 емкостей. Территория размещения отходов огорожена сигнальной лентой, установлены предупреждающие об опасности аншлаги (т. 1 л.д. 29-33).

Согласно акта обследования экологической обстановки от 01.06.2018 г., с приложенными фотоматериалами, составленных государственными инспекторами Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в соответствии со ст.ст. 6, 65, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что на земельном участке, расположенном между <адрес> и <адрес>, вдоль подъездных путей к бывшему полигону с южной стороны в двух обводненных карьерах и на почву неизвестными лицами сброшены кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами, в количестве не менее 40 штук, часть отходов вылилась на почву и в водный объект, почва в месте пролива имеет сиренево-коричневый цвет в месте размещения отходов ощущается химический запах. Территория размещения отходов огорожена сигнальной лентой, установлены предупреждающие об опасности аншлаги (т. 1 л.д. 34-38).

По сведениям публичных кадастровых карт территории складирования указанных отходов находятся в муниципальной собственности (т. 1 л.д. 152, 153).

Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Дзержинск Нижегородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированно размещенных отходов, поскольку администрация г. Дзержинска при решении вопросов местного значения бездействовала, не приняла меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

При этом суд учитывает, что прокурором заявлены требования о возложении обязанности организовать ликвидацию конкретных несанкционированных свалок отходов в целях устранения нарушений права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ и иными федеральными законами, в качестве основания административного иска, в том числе, указано на обстоятельства, связанные с ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления обязанностей в сфере охраны и использования земель, как субъектом, имеющим право на распоряжение земельным участком, на котором расположена несанкционированная свалка.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, с созданием в Российской Федерации как социальном государстве благоприятных, в том числе с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; ст. 7, ч. 1 ст. 58 Конституции Российской Федерации) связано и осуществление - на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, - надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также по вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов – при том, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», получивший свое нормативное выражение, в частности, в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда.

Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П).

Несмотря на то, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, именно органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля.

В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 72 Земельного кодексаРоссийской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что о месте расположения отходов на данной территории административного ответчику известно, однако должных мер для выявления собственника отходов, обеспечения принятия мер по их ликвидации, не предпринято, выявленные отходы находятся на прежнем месте, что подтверждается актами обследования экологической обстановки от 28.05.2019 г., с приложенными фотоматериалами, составленными государственными инспекторами Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, суд полагает подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации г. Дзержинска по неорганизации мероприятий по охране окружающей среды в границах г.о.г. Дзержинска Нижегородской области.

Поскольку дальнейшее бездействие администрации г. Дзержинска может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, причинению вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровья граждан, в целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Дзержинска Нижегородской области обязанность по принятию комплекса мер, направленных на ликвидацию: несанкционированно размещенных отходов химического производства (кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами) 37 кубов на площади 1033 кв.м. в обводненном карьере и на почве на территории, прилегающей к полигону ТБО <данные изъяты> по адресу: <адрес> в 720 метрах от земельного участка с кадастровым номером в сторону <данные изъяты>»; несанкционированно размещенных отходов 6 кубов, заполненных твердыми отходами на участке площадью 602,36 кв.м. в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> по адресу: <адрес> в 2х км от трассы <данные изъяты> в сторону <адрес>.

При этом суд учитывает, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Доводы представителя административного ответчика администрации г. Дзержинска о недопустимости возложения на администрацию функций хозяйствующего субъекта, хотя администрация г. Дзержинска таковым не является, и на администрации г. Дзержинска лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления. Размещение несанкционированных свалок на муниципальном земельном участке свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления за состоянием земельного участка.

Не способны повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований указание представителя административного ответчика администрации г. Дзержинска на то, что виновное лицо, допустившее складирование отходов не установлено, поскольку согласно примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, а по сведениям публичных кадастровых карт территории складирования указанных отходов находятся в муниципальной собственности (т. 1 л.д. 152, 153), нахождение отходов на территории, относящейся к ведению администрации г. Дзержинска, не оспаривал в судебном заседании и представитель административного ответчика. Указанное также делает несостоятельным довод представителя административного ответчика о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированно размещенных отходов на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований и ссылка представителя административного ответчика администрации г. Дзержинска на судебную практику, так как названные судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору. Кроме того, судебная практика не является источником права в правовой системе Российской Федерации и суд при разрешении спора должен руководствоваться видами нормативных правовых актов, указанными в ст. 15 КАС РФ.

Рассматривая заявленные требования административного истца к Правительству Нижегородской области, а также в заявленных требованиях административного истца о признании незаконными бездействий административного ответчика администрации г. Дзержинска Нижегородской области по неучастию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновени, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 г. № 226-З «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно п. 2.1.1 ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения. чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (аутентичен ГОСТ Р 22.0.05-94)техногенная чрезвычайная ситуация– это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ 22.0.05-97 источник техногенной чрезвычайной ситуации: опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

Принимая во внимание вышеуказанное, а также то, что судом не установлено, что несанкционированное размещение отходов образовано вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных административным истцом требований к Правительству Нижегородской области, а также в заявленных требованиях административного истца о признании незаконными бездействий административного ответчика администрации г. Дзержинска Нижегородской области по неучастию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения отказать.

Довод представителя административного ответчика администрации г. Дзержинска о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Нижегородской области, требования к которому должны быть удовлетворены, несостоятельны, так как несанкционированные свалки промышленных отходов в г. Дзержинске не относятся к техногенной чрезвычайной ситуации, поскольку аварии на промышленных объектах, транспорте, пожары, взрывы и т.д. в 2016 г. в г. Дзержинске зафиксированы не были. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Иных доводов представителя административного ответчика администрации г. Дзержинска, способных повлечь отказ в удовлетворении заявленных административным истцом требований, представителем административного ответчика администрации г. Дзержинска не представлено.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым установить срок для исполнения вынесенного решения, при определении которого суд, принимает во внимание необходимость объявления аукционов в соответствии с ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения исполнителя услуг по ликвидации несанкционированных свалок, при этом учитывая, что ранее объявленные аукционы признаны несостоявшимися, суд полагает необходимым установить срок для исполнения вынесенного решения в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу, полагая его разумным.

В силу положений ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч.1). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Дзержинска по неорганизации мероприятий по охране окружающей среды в границах г.о.г. Дзержинска Нижегородской области. Возложить на административного ответчика администрацию г. Дзержинска Нижегородской области в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу, обязанность по принятию комплекса мер, направленных на ликвидацию: несанкционированно размещенных отходов химического производства (кубовые емкости, заполненные жидкими химическими веществами) 37 кубов на площади 1033 кв.м. в обводненном карьере и на почве на территории, прилегающей к полигону ТБО <данные изъяты> по адресу: <адрес> в 720 метрах от земельного участка с кадастровым номером в сторону <данные изъяты> и несанкционированно размещенных отходов 6 кубов, заполненных твердыми отходами на участке площадью 602,36 кв.м. в лесном массиве, расположенном в районе <адрес> по адресу: <адрес> в 2х км от трассы <данные изъяты> в сторону <адрес>.

В удовлетворении заявленных требований административного истца о признании незаконными бездействий административного ответчика администрации г. Дзержинска Нижегородской области по неучастию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также в требованиях к Правительству Нижегородской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную Коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2019 г.

Федеральный судья п/п А.В. Белова

Копия верна:

Федеральный судья