ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1494/2021 от 16.12.2021 Лужского городского суда (Ленинградская область)

16 декабря 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-1494/2021

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО к Администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным и обязании рассмотреть обращения повторно,

УСТАНОВИЛ:

Первично ФИО обратился в Лужский суд с административным исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала .

В ходе судебного разбирательства административный истец увеличил предмет заявленных требований, в которых просил суд:

-признать решения администрации Лужского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала незаконным;

-обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть обращение ФИО по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала площадью 607 кв.метров.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сделана регистрационная запись общей площадью 350 кв. метров, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером . После обращения в администрацию Лужского муниципального района по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала площадью 607 кв. метров и получении согласия на перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 257 кв. метров с земельным участком, находящимся в частной собственности административного истца площадью 350 кв. метров с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства, был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ на основании пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных Земельным кодексом. Согласно заключению кадастрового инженера следует, что испрашиваемый земельный участок не может быть увеличен и сформирован как самостоятельный объект гражданских прав, так как ограничен территорией леса, на которой растут сосны и ели, расстояние между деревьями составляет 1.5-2 метра, территория заболочена.

Административный истец – ФИО, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.

Представитель истца – ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком полномочий три года (л.д.68, оборот), в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала по доводам приведенным в иске.

Представитель ответчика – Администрации Лужского муниципального района <адрес>ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком полномочий три года (л.д.162,оборот), в ходе судебного разбирательства возражала против удовлетворения заявленных требований указывая, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок, площадью 257 кв. метров, с учетом прилегающей свободной территории, может быть увеличен и сформирован как самостоятельный объект гражданских прав, после чего предоставлен на торгах в соответствии со ст.39.11 ЗК РФ (л.д.160-161).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства РФ», части 4 статьи 2 КАС РФ, части 1 статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании был объявлен перерыв до 14:00 ДД.ММ.ГГГГ.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом с участием того же представителя истца - ФИО

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, представителя истца, изучив материалы дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п.3,4 ч.9,ч11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие решения, порядка его принятия или совершения оспариваемого действия (бездействия), оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 9 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 9); имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11).

В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъясняется, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО является собственником земельного участка площадью 350+/-7 кв. метров, с кадастровым номером 47:29:0105014:356, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Лужский муниципальный район, Лужское городское поселение, <адрес>, пер. Рижский (л.д.10-13).

ДД.ММ.ГГГГФИО обратился в администрацию Лужского муниципального района <адрес> с заявлением об утверждении схемы земельного участка и получении согласия на перераспределение земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, предоставлении в результате перераспределения участка площадью 257 кв. метров, площадь участка рослее перераспределения составит 607 кв. метров (350+257) (л.д.122).

Администрация Лужского муниципального района <адрес> в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала ФИО в перераспределении земельного участка на основании подп.9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, указав, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок площадью 257 кв. метров (с учетом свободной территории) может быть увеличен и сформирован, как самостоятельный объект гражданских прав, после чего предоставлен на торгах в соответствии со ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.120-121).

Согласно Градостроительного регламента зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 0,03 га (л.д.180).

Согласно статье 2 Закона N 124-ОЗ органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, определяются уставами муниципальных образований (часть 1). Сроки, порядок и последовательность административных процедур при осуществлении муниципального земельного контроля устанавливаются административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля, утверждаемым органом муниципального земельного контроля (часть 2).

Постановлением администрации Лужского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Лужского муниципального района <адрес>.

Согласно п.3.1 Постановления муниципальный земельный контроль (далее по тексту МЗК) на территории городских и сельских поселений Лужского муниципального района, передавших полномочия, осуществляет отдел по земельным ресурсам комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Лужского муниципального района.

МЗК в отношении органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления и граждан осуществляется Муниципальным инспектором на основании распоряжения администрации Лужского муниципального района по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (п.7.1 Положения).

О проведении проверки правообладатели земельных участков, в отношении которых проводится проверка, уведомляются Отделом не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения администрации Лужского муниципального района с уведомлением о дате, месте и времени проведения проверки (п.7.2 Положения).

Согласно п.7.4 Положения по результатам проверки оформляется акт проверки соблюдений требований земельного законодательства в двух экземплярах по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

В качестве обоснования своего отказа от ДД.ММ.ГГГГ, администрация представила Акт осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГи обмер площади земельного участка, который является приложением к акту обследования земельного участка (л.д.164-165).

Необходимо отметить, что указанные акты и обмер произведен спустя 5,5 месяцев после принятия оспариваемого отказа административным истцом, кроме того, сам АКТ (о муниципальном земельном контроле) и осмотр земельного участка проведен с нарушением утвержденного администрацией Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля.

Тем самым, при принятии оспариваемого решения специалист руководствовался только представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой сделал не мотивированный и ничем не подтвержденный вывод о том, что испрашиваемый участок площадью 257 кв. метров может быть увеличен и сформирован, как самостоятельный объект гражданских прав.

В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика отказался от назначения по делу экспертизы.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

В соответствии с положениями части 4 статьи 1 Закона N 221-ФЗ под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Согласно статье 29.1 Закона N 221-ФЗ кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения; выполнять иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартами осуществления кадастровой деятельности и правилами профессиональной этики кадастровых инженеров.

В силу положений части 1 статьи 29.2 Закона N 221-ФЗ кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Стороной административного истца в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО, из заключения которого следует, что рассматриваемая территория представляет собой закустаренную и заболоченную местность на которой растут в основном сосны высотой 10-15 метров, диаметром стволов 20-30 см и расстоянием между деревьями 3-4 метра, и 1,5-2 метра (фото ,5), встречаются поваленные деревья, которые представляют собой валежник (упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие) (фото ), край леса начинается на расстоянии двух метров от забора земельного участка с кадастровым номером (фото ), на рассматриваемой территории существует канава шириной один метр заполненная водой (фото ) (замеры от канавы до забора земельного участка с кадастровым номером 47:29:0105014:356 не представляется возможным из –за непроходимости и отсутствия прямой видимости). Согласно правоустанавливающих документов отдельный формируемый земельный участок должен имеет самостоятельный подъезд. Организация подъезда в случае формирования нового земельного участка на рассматриваемой территории не представляется возможным, так как проезжая часть переулка Рижский заканчивается у границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Лужский муниципальный район, Лужское городское поселение, <адрес>, переулок Рижский <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 47:29:0105014:356 по адресу: <адрес>, Лужский муниципальный район, Лужское городское поселение, <адрес>, переулок Рижский <адрес> граничит с северной стороны с землями общего пользования (пер. Рижский) невозможно выделение земель, с южной стороны с муниципальными землями 4,2 метра до соседнего земельного участка с кадастровым номером 47:29:0105014:368 – возможно выделение 4,2 метро (фото ), с восточной стороны с соседним земельным участком с кадастровым номером 47:29:0105014:687, с западной стороны с муниципальными землями, характеристика которых описана в п.1, до земель лесного фонда Лужского лесничества приблизительно 31 метр от точки н1 перпендикулярно согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – возможно выделение территории по перераспределению согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение ).

Для выделения самостоятельного земельного участка 300 кв. метров правильной формы без изломов необходимо очистить территорию от леса (примерно на 12 метров), что не представляется возможным, так как территория местами заболочена. Из 300 кв. метров 200 кв. метров будет с заболоченной местностью (приложение ).

Таким образом, правильнее и рациональнее придерживаться схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение ), где сформирован допотвод участка неправильной формы, но тем самым будет образован земельный участок площадью 607 кв. метров с Ю-В стороны участок будет примыкать к соседним участкам, а с С-З стороны земельный участок будет граничить с муниципальными землями.

Формирование самостоятельного земельного участка площадью 300 кв. метров (предельно минимальное) с размерами сторон 12х25 метров или 15х20 метров нецелесообразно (приложение ), так как из 300 кв. метров 200 кв. метров будет с заболоченной местностью и отсутствием подъезда к нему.

Формируемый земельный участок площадью 607 кв. метров состоящий из земельного участка в 350 кв. метров находящегося в собственности ФИО и частью муниципальных земель 257 кв. метров (формируемых по перераспределению земель) неправильной формы приведет вид и границы земельного участка в соответствие согласно данным из Публичной кадастровой карты и ПЗЗ Лужского городского поселения. Образуемый земельный участок будет иметь правильную форму, не нарушая градостроительную политику города (л.д.95-104).

В своем заключении ДД.ММ.ГГГГг. кадастровый инженер МУП «Лужское АПБ», сообщил, что земельный участок площадью 256 кв. метров присоединяемый путем перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 47:29:0105014:356, примыкает с северной и восточных сторон к существующему участку.

Испрашиваемый участок с северо-западной стороны граничит с землями лесного фонда (низкая болотистая местность), с юго-запада соседним домовладением находящимся за забором (соседнее домовладение частично стоит на кадастровом учете с кадастровым номером 47:29:0105014:368, частично без межевания).

Конфигурация присоединяемого участка имеет не правильную форму, но при условии присоединения образуемый участок принимает правильную прямоугольную форму.

Формирование самостоятельного земельного участка не представляется возможным, логично предоставлять участок путем перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 47:29:0105014:356.

Представленные в материалы дела заключения кадастровых инженеров, суд принимает как допустимые доказательства по делу, поскольку представленные заключения содержат в себе мотивированное обоснование построение границ предполагаемого земельного участка площадью 257 кв. метров и местоположения границ земельного участка по отношению к смежеству, указывают на не целеобразность формирования самостоятельного земельного участка, поскольку из 300 кв. метров 200 кв. метров будут заболоченной местностью с отсутствием подъезда к нему, кроме того, кадастровый инженер при подготовке соответствующего заключения несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

В свою очередь отказ администрации является не мотивированным, не содержит каких-либо обоснований, подготовлен специалистом, имеющим экономическое образование.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, пояснений специалиста администрации, усматривается, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий порядок, состав комиссии, по рассмотрению подобного рода обращений граждан. Отсутствие указанного правового акта влечет правовую неопределенность в организации и принятию подобного рода решений, поскольку оспариваемое решение с профильными специалистами не принималось, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям в виде возмещения судебных издержек понесенной стороной.

Приведенный визуальный осмотр специалистами, также не опровергает заключения кадастрового инженера, поскольку при подготовке заключения специалист (кадастровый инженер) изучал печатный вариант схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с нанесением не ней координат Х и Y, подготовленною МУП «Лужское АПБ» в 2020 г., осуществил выезд и подготовил заключение, в котором отразил не целесообразность формирования самостоятельного земельного участка.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии требованиям закона оспариваемого решения администрации, выраженного в отказе от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, заявленные требования административного истца о признании незаконным решения и обязании повторно рассмотреть обращения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175,177,178-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным и обязании рассмотреть обращения повторно, удовлетворено.

Признать незаконным решения администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка.

Обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть обращение ФИО по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала в г. <адрес>ю 607 кв. метров и получения согласия на перераспределения земель в <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 257 кв. метров с земельным участком с кадастровым номером площадью 350 кв. метров.

Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий