ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1498/19 от 16.07.2019 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-1498/2019

УИД 91RS0022-01-2019-001674-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2019 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Шевченко А.Ю., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Феодосии, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Феодосии обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города во исполнение решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия», указания прокурора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия» проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и положений законодательства в сфере обращения с муниципальной собственностью, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования городской округ Феодосия расположены следующие объекты культурного наследия федерального значения:

Фонтан

XVI век

<адрес>

Здание дачи Милос

конец XIX века

<адрес>"

Фонтан И. К. Айвазовского

конец XIX века

<адрес>

ФИО2 церковь

VIII - IX века XIX век

<адрес>

XIV - XVI века

Генуэзская крепость

Башня Климента

<адрес>

Генуэзская крепость

Башня Криско

XIV век

Генуэзская крепость

ФИО3

Генуэзская крепость

Церковь ФИО4

XIV век

Генуэзская крепость

Церковь Георгия

XIII-XIV века

<адрес>

Генуэзская крепость

Церковь Стефана

XIV век

<адрес>"

Генуэзская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Доковая башня

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Турецкая баня

XV - XVI век

Городская крепость

XIV - XV века

Городская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Башня Фомы

<адрес>

Башня Джовани ди Скаффа

<адрес>

Генуэзский мост

XIV век

<адрес>

Церковь Сергия

XIV век

<адрес>

ФИО5

"<адрес> "

Церковь Георгия

<адрес>

Мечеть

<адрес>

Дом, в котором жил художник И. К. Айвазовский

<адрес>

ФИО6 Айвазовского

<адрес>

Все вышеперечисленные объекты федерального значения включены в состав казны муниципального образования городской округ ФИО7, при этом государственная регистрация права собственности Администрацией города Феодосии Республики Крым не произведена.

В ходе ранее проведенной проверки прокуратурой города было установлено, что в нарушение действующего законодательства право муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано на <данные изъяты> объектов культурного наследия.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации города Феодосии Республики Крым было внесено представление .

Согласно ответу Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение представления прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города запланировано выделение денежных средств на проведение работ по постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия, их регистрации.

С целью контроля за фактическим устранением нарушений, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении информации о принятых мерах по регистрации прав на объекты культурного наследия, расположенных в границах муниципального образования городской округ Феодосия.

Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности зарегистрировано только на один объект федерального значения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, администрацией города не приняты меры на фактическое устранение выявленных нарушений.

Таким образом, информация администрации города от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о фактическом бездействии Администрации города Феодосии Республики Крым по регистрации права собственности на объекты федерального значения.

Выявленные в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны Администрации города Феодосии Республики Крым создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия и нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, что и послужило поводом для настоящего иска в суд.

В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит признать бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия федерального значения незаконным и возложить обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым в четырех месячный срок со дня вступления в силу решения суда зарегистрировать право собственности на вышеуказанные объекты культурного наследия федерального значения.

Определением суда от 26 июня 2019 года привлечены к участию в деле в качестве соответчика МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованного лица МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым».

Представитель административного истца помощник прокурора г.Феодосии Шевченко А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просила иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Администрация города Феодосии Республики Крым направила своего представителя ФИО1, действующую на основании доверенности, которая возражала против удовлетворении иска, пояснила суду, что Администрация города Феодосии не уклоняется от выполнения требований прокуратуры, при этом ДД.ММ.ГГГГ разработала план мероприятий о регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО7 в рамках рассмотрения настоящего дела.

Административный ответчик МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменной позиции суду не представил, причин неявки суду не пояснил.

Заинтересованное лицо МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменной позиции суду не представил.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 КАС РФ регламентировано, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В пункте 2 части 2 указанной статьи 1 КАС РФ указано, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой города во исполнение решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия», указания прокурора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия» проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и положений законодательства в сфере обращения с муниципальной собственностью.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования городской округ Феодосия расположены следующие объекты культурного наследия федерального значения:

Фонтан

XVI век

<адрес>

Здание дачи Милос

конец XIX века

<адрес>

Фонтан И. К. Айвазовского

конец XIX века

<адрес>

ФИО2 церковь

VIII - IX века XIX век

<адрес>

XIV - XVI века

Генуэзская крепость

Башня Климента

<адрес>

Генуэзская крепость

Башня Криско

XIV век

Генуэзская крепость

ФИО3

Генуэзская крепость

Церковь ФИО4

XIV век

Генуэзская крепость

Церковь Георгия

XIII-XIV века

<адрес>

Генуэзская крепость

Церковь Стефана

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Доковая башня

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Турецкая баня

XV - XVI век

Городская крепость

XIV - XV века

Городская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Башня Фомы

<адрес>

Башня Джовани ди Скаффа

<адрес>

Генуэзский мост

XIV век

<адрес>

Церковь Сергия

XIV век

<адрес>

ФИО5

"<адрес> "

Церковь Георгия

<адрес>

Мечеть

<адрес>

Дом, в котором жил художник И. К. Айвазовский

<адрес>

ФИО6 Айвазовского

<адрес>

Все вышеперечисленные объекты включены в состав казны муниципального образования городской округ ФИО7, при этом государственная регистрация права собственности Администрацией города Феодосии Республики Крым не произведена.

В ходе ранее проведенной проверки прокуратурой города было установлено, что в нарушение действующего законодательства право муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> объектов культурного наследия не зарегистрировано, земельные участки не сформированы, на государственный учет не поставлены.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации города Феодосии Республики Крым было внесено представление об устранении нарушений требований градостроительного законодательства об охране объектов культурного наследия, а также рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.

Рассмотрев указанное представление, Администрацией города Феодосии Республики Крым направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведенных мероприятий систематизированы факты нарушений арендаторами Федерального закона №73-ФЗ, администрацией предпринимаются меры, направленные на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. До настоящего времени не на все объекты культурного наследия зарегистрировано право муниципальной собственности, что объясняется отсутствием финансирования, в том числе и на основное мероприятие по сохранению исторического культурного наследия – муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Феодосия на 2018-2020 годы». Администрацией запланировано выделение денежных средств на проведение работ по постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия, их регистрацию, формирование земельных участков под объектами, постановке на государственный учет. Работы запланированы на 3 квартал 2019 года. При этом установленные нестационарные объекты торговли не оказывают влияния на визуальное восприятие объектов культурного наследия.

С целью контроля за фактическим устранением нарушений, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении информации о принятых мерах по регистрации прав на объекты культурного наследия, расположенных в границах муниципального образования городской округ Феодосия.

Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности зарегистрировано только на один объект федерального значения МБУК «Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского муниципального образования городской округ ФИО7». В настоящее время вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии муниципального имущества «Башня Константина и турецкий бастион» и закреплении на праве оперативного управления за МБУК «Феодосийский музей древностей муниципального образования городской округ ФИО7», которое будет обязано выполнить требования №73-ФЗ. При этом сообщено, что средства на выполнение работ по формированию земельных участков под объектами культурного наследия на 2019 год не предусмотрены. Денежные средства возможно предусмотреть по итогам исполнения бюджета и перевыполнения доходной части бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией разработан план мероприятий о регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО7, утвержденный заместителем Главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО10

Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации предписывается, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ ФИО7 в вопросам местного значения городского округа Феодосия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа Феодосия, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа Феодосия.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Названный закон применительно к установленному статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремени содержания собственности определяет специальные требования к обороту объектов культурного наследия. Поскольку данные объекты требуют особого внимания как представляющие уникальную ценность для всего многонационального российского народа, а не только для конкретного собственника объекта.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 47.3 указанного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии со статьей 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При этом суду не представлено доказательств, что Администрацией города ФИО7 предпринимаются меры по регистрации права собственности на объекты культурного наследия федерального значения, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО7.

Административными ответчиками также не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым».

Разработка ДД.ММ.ГГГГ (после поступления иска в суд ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком плана мероприятий о регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, расположенные на территории муниципального образования городской округ ФИО7 не опровергает доводов административного истца о том, что ответчиками до настоящего времени не были предприняты меры по регистрации права собственности на объекты культурного наследия федерального значения.

Суд также отмечает, что отсутствие финансирования не является объективной причиной неисполнения административными ответчиками своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Доводы административных ответчиков в судебном заседании о невозможности исполнения требований административного истца в сроки, указанные административным истцом, не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, носят предположительный характер. Кроме того, Администрация города Феодосии Республики Крым не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме, поскольку невыполнение требований прокуратуры ответчиком создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

Руководствуясь требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд находит целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, – четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу – прокурору города Феодосии в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное заявление подано истцом в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Феодосии, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо МКУ «Отдел по вопросам культуры Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по непринятию мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия федерального значения незаконным.

Возложить обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым в четырех месячный срок со дня вступления в силу решения суда зарегистрировать право собственности на следующие объекты культурного наследия:

Фонтан

XVI век

<адрес>

Здание дачи Милос

конец XIX века

<адрес>

Фонтан И. К. Айвазовского

конец XIX века

<адрес>)

ФИО2 церковь

VIII - IX века XIX век

<адрес>

XIV - XVI века

Генуэзская крепость

Башня Климента

<адрес>

Генуэзская крепость

Башня Криско

XIV век

Генуэзская крепость

ФИО3

Генуэзская крепость

Церковь ФИО4

XIV век

Генуэзская крепость

Церковь Георгия

XIII-XIV века

<адрес>

Генуэзская крепость

Церковь Стефана

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Доковая башня

XIV век

<адрес>

Генуэзская крепость

Турецкая баня

XV - XVI век

Городская крепость

XIV - XV века

Городская крепость

Стены крепости:

XIV век

<адрес>

Башня Фомы

<адрес>

Башня Джовани ди Скаффа

<адрес>

Генуэзский мост

XIV век

<адрес>

Церковь Сергия

XIV век

<адрес>

ФИО5

"<адрес> "

Церковь Георгия

<адрес>

Мечеть

<адрес>

Дом, в котором жил художник И. К. Айвазовский

<адрес>

ФИО6 Айвазовского

<адрес>

Возложить на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанность сообщить прокурору города Феодосии и суду об исполнении решения в течение месяца с момента исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение суда изготовлено в окончательной форме 19 июля 2019 года.